Сретенский монастырь в 1920 году

Епископ Гурий (Степанов). Художник: Светлана Ивлева
Епископ Гурий (Степанов). Художник: Светлана Ивлева
В начале 1920 года предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон находился под домашним арестом. 28 декабря 1919 года во всех храмах и монастырях Москвы было прочитано обращение к православному населению: «10/23 сего декабря Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон после допроса во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии подвергнут домашнему аресту и тем лишен возможности совершать богослужение где-либо, кроме своей домовой церкви. Вслед за тем в ночь с 11/24 на 12/25 декабря взяты под арест старейшие иерархи – члены Священного Синода высокопреосвященные митрополиты: Арсений Новгородский и Кирилл (Смирнов) Тифлисский. Еще ранее подвергся аресту и доселе остается в заключении управляющий Московской епархией высокопреосвященный Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий. Священный Синод и Высший Церковный Совет, поставляя своим долгом осведомить о сем всех православных христиан Церкви Московской, призывает их соединить свои молитвы за лишенных свободы иерархов и всеми законно дозволенными мерами содействовать облегчению участи заключенных и скорейшему их освобождению». Арест патриарха закончился накануне праздника Рождества Христова в 1920 году[1].

8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии[2]. Он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырем, после – московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета. В марте 1920 года епископ Гурий (Степанов) служил в храме Христа Спасителя, уведомлял об этом организационно-учетный отдел Московского Совета и подписывался как настоятель Сретенского монастыря[3]. Сохранилось уведомление епископа Гурия о том, что он 31 (или 21?) мая 1920 года совершал всенощное бдение и литургию в храме Лазаревского кладбища[4].

Епископ Гурий (Степанов) был арестован 27 июня 1920 года. В опросном листе Политического Красного Креста от 25 февраля 1921 года он писал: «На допросе следователь после длинного разговора на общерелигиозные темы сообщил, что я арестован в связи с собранием толпы у ворот Данилова московского монастыря при бывшем в том монастыре обыске. В данное время я, состоя настоятелем московского Покровского монастыря, проживал в Даниловом монастыре у его настоятеля епископа Феодора (Поздеевского Федора Васильевича) как гость временно. Когда я указал следователю на свое частное отношение к Данилову монастырю, то им было заявлено, что я все-таки в данный момент жил там. Каких-либо иных суждений по предлагаемому обвинению следователем со мною не велось и никаких доказательств по активному или пассивному выступлению против советской власти и участию в контрреволюции мне не было предъявлено. Вскоре после допроса последовало решение президиумом ВЧК об административной высылке. При отсутствии данных о моей явной или тайной контрреволюционной деятельности следовало бы думать, что амнистия 7 ноября 1920 года дает мне, согласно ее духу, полное освобождение. Между тем по амнистии я оказался осужденным на пять лет тюремного заключения, что является, с моей точки зрения, неправильным актом применения амнистии и более тяжелым осуждением, чем решение президиума ВЧК от 26/27 июля 1920 года»[5]. В Таганской тюрьме он находился вместе с епископом Феодором (Поздеевским).

В московских монастырях молились о заключенных. Московский житель Николай Окунев в своем дневнике от 26 июля / 8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о “заключенных епископах Феодоре и Гурии”. Дьякон такой тощий, голодный на вид»[6].

Епископ Иларион (Троицкий)
Епископ Иларион (Троицкий)
В апреле/мае 1920 года настоятелем Сретенского монастыря назначается епископ Иларион (Троицкий). Он был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии 12/25 мая 1920 года. В книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям Сретенского монастыря за 1920 год ему впервые как настоятелю из братской кружки выдают жалование в мае с указанием «за 15 дней»[7]. Исполняющий обязанности казначея и ризничий монастыря игумен Сергий (Плаксин) по ходатайству настоятеля монастыря епископа Илариона был назначен при нем наместником обители с возведением в сан архимандрита 23 июня 1920 года[8].

Сохранились некоторые письма-уведомления святителя Илариона в организационно-учетный отдел Московского Совета о служениях за 1920 год. 22 февраля 1920 года, в воскресенье, «профессор Московской духовной академии архимандрит Иларион» собирался служить в Панкратьевской церкви (Панкратьевский переулок)[9], 13 и 14 марта 1920 года – в Спасском храме на Б. Спасской улице[10], 24 апреля – вечернее и 25 апреля 1920 года – утреннее богослужение в храме святого Евпла на Мясницкой улице[11], 20 мая 1920 года – в храме Космы и Дамиана на Маросейке, 22 мая 1920 года – в храме Адриана и Наталии на Мещанской, 23 мая 1920 года – в храме Троицы на Арбате[12]; уже как епископ – собирался совершать богослужение 30 мая в храме Евпла на Мясницкой улице, 31 мая – в храме Лазаревского кладбища, 2 июня – в храме Троицы на Сретенке, 6 июня – в храме на Зацепе и храме Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской площади[13], 2 августа – в храме пророка Илии на Воронцовом поле[14], 24 августа – в церкви святителя Петра села Петровского Звенигородского уезда[15], 14 сентября – в церкви Троицы на Сретенке, 19 сентября – в церкви Василия Неокесарийского в Новой Деревне[16].

В Сретенском монастыре в 1920 году 2 июня служил протодиакон храма Христа Спасителя Владимир Архангельский[17], а 5 и 6 июля – диакон храма святого Евпла на Мясницкой Алексий Воздвиженский[18].

В 1920 году продолжались крестные ходы в Сретенский монастырь. 24 июня Московский епархиальный совет обращался в организационно-учетное отделение юридического отдела Моссовета с просьбой: «Разрешить совершить 6 июля нов. ст. / 23 июня ст. ст. крестный ход из Казанского собора в Сретенский монастырь – издавна установленный; крестный ход имеет быть возглавляем епископом»[19]. На прошении стояла резолюция: «Разрешить».

Советская власть в 1920 году продолжала грабить монастыри. 11 марта 1920 года в юридический отдел городского района СДД от администрации Сретенского монастыря Москвы поступило заявление: «14/27 февраля сего года (1920) явился в Сретенский монастырь представитель Смоленского гублескома, который арендует находящиеся в Сретенском монастыре сараи, и без предъявления какого-либо мандата или распоряжения извлек из сарая принадлежащие монастырю сани, хомуты и всю сбруйную принадлежность, в нем временно находящиеся и состоящие на учете юридического отдела, и передал все означенные предметы явившемуся совместно представителю Главлескома. Ввиду означенного обстоятельства администрация считает необходимым заявить юридическому отделу об указанной передаче его имущества для дальнейших распоряжений и следования правильности действий помянутых учреждений. (Подписи: исполняющий обязанности казначея – игумен Сергий, иеродиакон Владимир, иеродиакон Гермоген.)»[20]. 19 июля 1920 года организационно-учетное отделение МСРиКД препровождало и просило обратить в доход республики конфискованные в Сретенском монастыре: два ордена святой Анны, золотые, 2-й и 3-й степени; четыре медали Александра Невского, 1881–1894 годов – три и «За усердие» – одна; серебряных царских денег на 1 рубль 75 копеек[21]; меди на 3 рубля 30 копеек[22].

О жизни насельников Сретенского монастыря в это время сохранилось немного сведений. 30 мая / 12 июня 1920 года Н. Окунев в своем дневнике писал: «Прошел домой мимо Сретенского монастыря, не закрытого еще в полном объеме, но оставшегося с одной только “церковкой” и братией человек в пять. Но от былого остались музыкально подобранный звон и сам звонарь – какой-то удивительный человек; я вижу его, он “штатский”, тощий, болезненный, типа старых сухаревских мелких торговцев. Еще бы чуть-чуть попотрепаннее одеяние, ну и подавай ему Христа ради копеечку. Такова наружность, а кто его знает, может, он богатый человек, любитель позвонить… Это Гедике, сын и брат больших профессоров консерватории. В нем нет профессионального звонаря, он, несомненно, дилетант, но зато какой в своей сфере гениальный! Я, по крайней мере, нигде не слышал такого замечательного звона. Когда он звонит, на углу Сретенки и Сретенского переулка всегда собирается толпа и смотрит на его переборы по веревочкам. Голова без шапки, закинута вверх – точно смотрит в небо и аккомпанирует ангелам, поющим гимн Богу. Так играют вдохновенные пианисты, смотрящие не на клавиши, а куда-то ввысь. В старое время я все собирался забраться на колокольню и дать звонарю “пятерочку”, а сегодня, послушавши, пожалел, что не занимаюсь спекуляцией и лишен возможности дать ему ту “пятерочку”, умноженную советским временем в тысячу раз»[23].

Среди братии Сретенского монастыря в 1920 году упоминаются[24]:

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Настоятель епископ Гурий (Степанов)

Настоятель епископ Гурий (Степанов)

Настоятель епископ Гурий (Степанов)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей

Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей

Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей

Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей

Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеродиакон Владимир

Иеромонах Владимир

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеродиакон Гермоген

Иеромонах Гермоген

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

Ефим Соколов

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Настоятель епископ Иларион (Троицкий)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Наместник архимандрит Сергий (Плаксин)

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Иларион

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеродиакон Димитриан

Иеродиакон Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Иеродиакон Георгий

Гедике Павел Федорович, звонарь

В Сретенском монастыре до 1920 года проживал известный ярославский историк И.Н. Ельчанинов. Летом 1918 года в Ярославле был сожжен его дом. В пожаре погибли ценнейшие материалы по истории Ярославского края, большое собрание книг и рукописей. И.Н. Ельчанинов вынужден был перебраться в Москву, где он и его супруга нашли приют в Сретенском монастыре. 23 сентября 1918 года он писал в Сергиев Посад отцу Павлу Флоренскому: «Теперь я обретаюсь на Б. Лубянке в Сретенском монастыре в келье отца Нектария, с которым живем очень дружно, что называется “душа в душу”». И позже, 25 декабря 1919 года: «В Сретенском монастыре разыскал интересный синодик XVII века. Дает много для истории монастыря в печатной истории монастыря». В эти годы И.Н. Ельчанинов работает под руководством князя Урусова с документами, воссоздающими историю монастырей. 20 июня 1920 года супруга И.Н. Ельчанинова пишет в Сергиев Посад отцу Павлу Флоренскому: «Многоуважаемый о. Павел! Спешу Вам сообщить, что мы в Сретенском монастыре больше не живем – всех выселили. Когда будете в Москве, не забывайте нас»[25].

Автор благодарит за помощь Владимира Абросимова, Аллу Осипову и Галину Степанову.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

14 февраля 2012 г.

[1] Тихон (Затекин), архимандрит. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1918–1921 гг. Нижний Новгород, 2011. С. 225; 233.

[2] Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 480.

[3] Центральный государственный архив Московской области (далее – ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 18. Д. 214. Л. 97.

[4] Там же. Л. 336.

[5] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8419. Оп. 1. Д. 249. Л. 41.; Церковно-исторический вестник. 1999. № 2–3. С. 67–68.

[6] Окунев Н.П. Дневник москвича. 1917–1924. М., 1997. Кн. 2. С. 61.

[7] Центральный исторический архив Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 241.

[8] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 182.

[9] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 214. Л. 46.

[10] Там же. Л. 109.

[11] Там же. Л. 217.

[12] Там же. Л. 300.

[13] Там же. Л. 322.

[14] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 217. Л. 95.

[15] РГИА. Ф. 831 Оп. 1. Д. 197. Л. 94.

[16] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 217. Л. 98.

[17] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 214. Л. 343.

[18] Там же. Л. 392.

[19] Там же. Л. 400.

[20] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 72. Л. 65.

[21] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 223-б. Л. 36, 270 об.

[22] Там же. Л. 272 об.

[23] Окунев Н.П. Дневник москвича. Кн. 2. С. 47.

[24] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 239–244.

[25] Шутова Т.А. Священник Александр Ельчанинов. Тифлисский период биографии // Сретенский сборник. Вып. 1. М., 2010. С. 261.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
анатолий 7 ноября 2014, 14:23
И это время- страшное. Все времена- бремена. Вражда никогда и не затихала. В иные времена гибли люди,в иные души- чего больше?
Светлана14 февраля 2012, 23:44
Удивительна личность архиепископа Гурия (Степанова),одного из сонма тех новомучеников Российских, кто еще не канонизирован Церковью. Выпускник и преподаватель Казанской духовной академии, много лет отдавший ей, духовный сын преподобного Гавриила (Зырянского), который скончался на руках у о.Гурия. Владыка Гурий был автором многочисленных трудов по миссионерству, участником Поместного Собора 1917–1918 годов, настоятелем Покровского монастыря, а позже занимал Иркутскую, Костромскую и Суздальскую кафедры. Прошел ссылки, тюрьмы, расстрелян был владыка под Новосибирском в 1938 году. Святая жизнь священномученика Илариона и архиепископа Гурия, конечно, не могли не оказать благотворного влияния на немногочисленную братию Сретенского монастыря, которые, вслед за своими настоятелями несли исповеднический подвиг хотя бы уже тем, что остались верны своим монашеским обетам, своему монастырю в то страшное время.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×