И долго буду тем любезен
я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А.С. Пушкин
Не так давно Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что, согласно опросам, в сознании наших современников В. Высоцкий занимает второе место среди великих русских людей XX века. На первом месте стоит Юрий Гагарин, на третьем – маршал Жуков. Притом большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, – это молодые люди, родившиеся уже после смерти актера и поэта. Прошло уже более 30 лет после его кончины, но «народная тропа» к нему не зарастает.
Живой или неживой?
Но вернемся к упомянутому в начале статьи фильму. Напомню, что главной интригой картины стало то, что ее создатели, используя довольно сложный силиконовый грим, созданный на основе посмертной маски Высоцкого, и новейшие компьютерные технологии, смогли добиться очень большого внешнего сходства некоего современного актера с самим Высоцким. Голос поэта также постарались воспроизвести, изменив с помощью современных электронных средств тембр голоса актера. Кто сыграл Владимира Семеновича, держалось (и до сих пор держится) в тайне. Все это создало большой ажиотаж вокруг съемок фильма и выхода его в прокат. Но когда долгожданная картина была представлена зрителям, очень многие люди, особенно лично знавшие поэта, испытали горькое разочарование. То же чувство, я думаю, посетило и всех, кто любит творчество Высоцкого и его самого.
По мнению авторов фильма, самым интересным и важным в биографии поэта является, видимо, то, что он в конце жизни употреблял сильнодействующий медицинский препарат морфин. И в фильме Высоцкий показан очень больным человеком, почти постоянно находящимся «в ломке», так как, отправляясь с поэтом на гастроли в Узбекистан, его импресарио почему-то не взял с собой наркотики («лекарства», как называют их персонажи фильма). В Бухаре сердце Высоцкого останавливается, он переживает клиническую смерть – это, пожалуй, единственный невымышленный, реальный эпизод за весь фильм. А все другие события и персонажи фильма, как указывают создатели картины в титрах, вымышлены. И это само по себе очень странно. Ведь живы еще друзья и близкие Высоцкого, его жизнь очень подробно описана, отсняты километры документальных лент о его жизни… Зачем, спрашивается, что-то выдумывать и сочинять? Его очень яркая, бурная и страстная жизнь, его борьба с недугом пьянства, его женитьба на француженке, его роли, стихи, песни – используя все это, можно написать не один, а несколько десятков сценариев. Недаром Станислав Говорухин, друг Владимира Высоцкого, когда ему предложили выступить режиссером фильма «Спасибо, что живой», сказал, что сценарий лжив, и предложил написать свой, но в этом ему было отказано. А ведь он снимал Высоцкого в своих фильмах, и кому, как не ему, знать актера. Премьера 2011 года – это единственная художественная лента про Высоцкого. Это же непаханое поле, можно было выбрать столько интересных сюжетов!
Да, в жизни актера и поэта были и женщины, и пьянство, и наркотики, но вовсе не этим он интересен нам – он интересен своим талантом, который имел в избытке, своим творчеством, своей кипучей энергией, своим характером, харизмой, а как раз все это в фильме отсутствует. Удивительно, но даже его песен почти нет. Вся энергия съемочной группы и все средства были потрачены на то, чтобы достичь портретного сходства и создать внешний, никому не нужный антураж: найти «Мерседес», очень похожий на «тот самый», подобрать цвет и освящение для имитации ретро-пленок того времени и проч. и проч. В результате получилось нечто похожее на музей восковых фигур мадам Тюссо. Но Высоцкий-то тем и ценен, что был очень эмоциональным, живым, энергичным человеком, достаточно посмотреть запись любого его выступления. А в фильме он в некоторых сценах напоминает Леонида Ильича Брежнева в последние годы жизни. Понятно, что здесь показан закат поэта, и, может быть, авторам захотелось максимально отобразить «правду жизни», но кому нужна такая правда? С тем же успехом можно снимать, как некогда великий и сильный человек впадает в конце жизни в маразм, теряет человеческий облик и ходит под себя.
Сценарий написал сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий. Не хочется никого осуждать, но иногда кажется, что Никита Владимирович, сознательно или бессознательно, вылил на экран все очень глубоко сидящие, еще детские, обиды, написав такое про отца, ведь ни для кого не секрет, что Владимир Высоцкий оставил семью – жену с двумя маленькими детьми Аркадием и Никитой, – чтобы жениться на Марине Влади.
Впрочем, не стоит долго обсуждать неудачную картину, найдутся темы и поинтересней. Только хочется напоследок прокомментировать ее словами самого Высоцкого. У него есть песня, в которой он предугадывает, со свойственной поэтам интуицией, создание подобных «проектов». Называется она «Памятник». Вот строчки из нее:
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи;
И не знаю, кто их надоумил,
Только с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.
Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мертвых мертвей,
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.
Потом по посмертной маске делают памятник, который видится поэту совершенно мертвым и искажающим его облик. И через год его открывают при огромном скоплении народа, под запись пения самого Высоцкого, исковерканного современными технологиями:
Тишина надо мной раскололась –
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан, –
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули: как я обужен –
Нате, смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Да, действительно, такой Высоцкий нам не нужен, потому что, несмотря на свои грехи, жил и пел он очень искренне и не терпел фальши ни в себе, ни в других.
Весь смысл актерского искусства в том и заключается, чтобы не путем внешней схожести, а перевоплощением, игрой передать образ, характер человека, которого играешь. Кстати, в Минске есть театральный актер Артур Федорович, очень похожий на Владимира Семеновича. К тому же он прекрасно исполняет его песни под гитару и весьма умело передает не только музыкальные приемы Высоцкого, но и его голос, интонации и мимику. По моему мнению, он и с минимальным гримом смог бы сыграть Высоцкого весьма правдиво. Может быть, такая картина еще будет снята.
А теперь довольно о кино – мне хотелось бы поговорить на другую тему, ведь фильм о Высоцком для меня лишь повод вспомнить этого певца и поэта и обратиться к теме очень важной – теме поиска смысла жизни Высоцкого, его духовной трагедии – и предпринять попытку христианского осмысления его поэзии.
«Как умел, так и жил…»
Лучше всего сказал о жизни Высоцкого его друг и старший наставник Булат Окуджава своей песней, написанной на смерть поэта: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил; как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». Поэтому будем больше думать о своих грехах, а о Владимире Высоцком судить по тому, какие «чувства… он лирой пробуждал», ведь именно тем «любезен он народу». Здесь, к сожалению, тоже нет единого мнения. Его критики, особенно из церковного лагеря, ссылаясь на его ранние «блатные», а также некоторые шуточные и другие не совсем удачные песни, записывают Высоцкого в похабники и атеисты. Но ни тем, ни другим он не был. О его пути к Богу скажем чуть позже, а что касается творческих неудач, то это вещь неизбежная. Наследие Высоцкого насчитывает более 600 песен и стихов; совершенно естественно, что среди такого огромного багажа есть несколько десятков неудачных «творений». Такое процентное соотношение обычно для любого поэта. И Пушкин писал стихи, за которые ему потом было стыдно. Я убежден, что те, кто критикуют песни Высоцкого, просто очень поверхностно знакомы с его творчеством. Беда еще в том, что наиболее популярными, транслируемыми стали далеко не лучшие его произведения. Это то самое «уголовное творчество», юмористические и некоторые лирические песни. Но есть и другие. Самыми лучшими, сильными его песнями я считаю произведения военного цикла. И их совсем немало: около четверти всего песенного наследия поэта – это песни про войну и про военных. Высоцкий родился в 1938 году и во время войны был маленьким ребенком, но его отец был кадровым военным, фронтовиком, и, конечно, Владимир Семенович слышал его рассказы о войне. Поэт пережил последствия войны, позже он общался с ветеранами. И он в своих песнях пел о войне так, как будто воевал сам. Особенно его песни ценили люди, участвовавшие в боевых действиях. Известный факт: фронтовики писали ему многочисленные письма, спрашивая, не тот ли он Высоцкий, с которым они вместе воевали. А это дорогого стоит. Значит, человек не просто талантливо описал жизнь и подвиги русских солдат, но и сам как бы прожил их жизнь, а их боли, переживания и радости стали его собственными. Подвиг русского народа, его победа в Великой Отечественной войне – это вообще величайшее событие XX столетия; оно сплотило нацию и вернуло людей к вере. И это героическое время прекрасно воспел в своих стихах Высоцкий. Песни из его военного цикла вошли в золотой фонд фронтовых песен, недаром их каждый год исполняют на концертах, посвященных Дню Победы. К сожалению, формат статьи не позволяет приводить целиком его песни о войне, но, я думаю, очень многие их слышали, к тому же их легко можно найти в Интернете. Приведу просто некоторые названия песен: «На братских могилах», «Штрафные батальоны», «Мне этот бой не забыть нипочем…», «Аисты», «Полчаса до атаки», «Как призывный набат…», «Сыновья уходят в бой», «Песня о военном летчике», «Их восемь – нас двое…», «Только он не вернулся из боя», «Я помню райвоенкомат», «Разведка боем», «Рядовой Борисов», «Тот, который не стрелял», «Кто сказал: “Все сгорело дотла”?» и еще многие другие.
Все эти песни проникнуты огромной любовью к родной земле и русским людям. Высоцкий сам говорил, что ему интересно писать обо всем том, что происходит в его стране и с его народом. Русские, патриотические мотивы присутствуют не только в песнях военного цикла. У Владимира Семеновича есть произведения, в которых явственно слышится стилизация под русские былинные песни:
Триста лет под татарами – жизнь еще та:
Маета трехсотлетняя и нищета.
Но под властью татар жил Иван Калита,
И уж был не один, кто один против ста.
Или его очень красивая песня «Как по Волге-матушке», где он воспевает красоты родной природы:
Как по Волге-матушке, по реке-кормилице
Все суда с товарами, струги да ладьи,
И не надорвалася, и не притомилася:
Ноша нетяжелая – корабли свои.
Кстати, и здесь есть военно-патриотические строчки:
Волга песни слышала хлеще, чем
«Дубинушка»,
Вся вода исхлестана пулями врагов.
И плыла по матушке наша кровь-кровинушка,
Стыла бурой пеною возле берегов.
Или песня о земле-матери, опаленной войной:
Кто сказал: «Все сгорело дотла.
Больше в землю не бросите семя»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет! Она почернела от горя.
Любовь к Отчизне и любовь к матери – это две отличительные черты истинно русской души. А Высоцкий, несомненно, любил и свою Родину, прославляя ее своим талантом, и, конечно же, любил свою мать, Нину Максимовну Серегину, происходившую из простой русской крестьянской семьи. Существуют записи бесед с мамой поэта, где она вспоминает о том, с какой любовью и заботой относился к ней Володя, как приглашал на каждую свою премьеру.
По крови Владимир Семенович не был полностью русским. Известно, что его деда по отцу звали Вольф Шлиомович, он был евреем, жил в Киеве. И, к слову сказать, был очень образованным человеком: имел три высших образования – юридическое, экономическое и химическое. Но сам Владимир Высоцкий никогда не отождествлял себя ни с еврейским народом, ни с еврейской культурой; в его творчестве отсутствуют национальные еврейские мотивы. Тогда как у других певцов еврейского происхождения, например у А. Розенбаума, М. Шуфутинского, национальный компонент присутствует очень сильно и есть целые циклы еврейских песен. Кстати, сами евреи национальность определяют по матери, а не по отцу.
В письме к жене Л. Абрамовой от 4 марта 1962 года Высоцкий пишет: «По паспорту и в душе – я русский». Русским человек становится не от процентного содержания русской крови, а от того, насколько он любит Россию и русский народ, а этого в поэте было с избытком. Самые великие и преданные сыны России Пушкин и царь-страстотерпец Николай имели не очень много русской крови, но никто не усомнится в их русскости.
Задача любого без исключения человека – реализовать данные ему от Бога дарования в служении Богу и людям, притом, служа людям, мы, если, конечно, имеем веру в Бога, приносим службу Самому Богу. Высоцкий в Бога верил, и это можно доказать как опираясь на свидетельства близких к нему людей, так и на его песни, но об этом я скажу позднее. А его песни помогали миллионам людей «строить и жить». Он воспел в них не только подвиг русского солдата, но и мирный трудовой подвиг своих современников. Он писал про летчиков, моряков, подводников, шоферов, ученых, врачах. На его военных, «горных» и «рыцарских» песнях воспитано не одно поколение мальчишек. Более того, есть люди – и я думаю, таких довольно много, – которых Высоцкий своими песнями привел к вере. По крайней мере, о двоих я точно знаю; один из этих людей даже принял священный сан.
И ничего удивительного в этом нет: в стране победившего атеизма и всеобщей лжи даже просто честно и искренне спетая песня могла заставить человека, не имевшего никакого духовного воспитания, задуматься о вопросах смысла бытия, о жизни и смерти, спасении души. Со мной в семинарии учились ребята, которые пришли к крещению через русский рок 1970–1980-х годов. Таким же проводником ко Христу для кого-то стал Высоцкий. Ибо в своих песнях звал задуматься над главнейшими вопросами и очень часто затрагивал духовные темы.
Мой Высоцкий
У каждого «свой Высоцкий», и в его богатом наследии он находит для себя именно те стихи, которые затрагивают определенные струны его души. В середине 1980-х Высоцкого слушали все, его песни были очень популярны, особенно после его трагической преждевременной смерти. Конечно, песни Владимира Семеновича слушали и мои родственники и друзья. Тогда у многих появились кассетные магнитофоны, и я помню, как мы менялись песнями Высоцкого: не имея специального шнура для подключения одного магнитофона к другому, мы ставили их друг против друга и так переписывали песни, уже неоднократно перезаписанные до нас. Конечно, записи эти были весьма неважного качества, некоторые слова были едва различимы, но для нас тогда они были драгоценны. К песням Владимира Высоцкого меня особенно приобщил мой дядя, мамин брат, который имел очень большую коллекцию его записей и сам прекрасно исполнял его песни.
Что из творчества Высоцкого мне тогда особенно запало в душу? Конечно, уже упомянутые военные песни; также мне, начинающему взрослеть подростку, очень близки были стихи Высоцкого, где он воспевал мужество, стойкость и отвагу, учил дружить и не бросать друзей в беде. Это, конечно, песни из альпинистского цикла: «Вершина», «Прощание с горами», «Баллада об альпийских стрелках», «Ну, вот исчезла дрожь в руках…» и другие. И знаменитая «Песня о друге»:
Если друг оказался вдруг,
И не друг и не враг, а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой…
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной –
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Или другая песня, «Вершина»:
Отвесные стены… А ну не зевай!
Ты здесь на везение не уповай:
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.
У Высоцкого очень много песен про настоящих мужчин. В этих песнях прославляются подлинные мужские качества: верность слову, твердость, решительность, ответственность, целеустремленность и рыцарское отношение к женщине. На его песнях воспитывались тогдашние юноши, и сейчас особенно остро чувствуется нехватка подобных песен. Пусть сам Владимир Семенович не всегда давал пример настоящего мужского поведения, но своим творчеством, даже своей манерой исполнения, своим неподражаемым голосом, он учил людей мужественности. Любые родители, которые хотят воспитать настоящих мальчиков, мужчин, а не бесполых инфантильных существ, должны в детстве давать смотреть детям героические фильмы про войну, воспитывать их на настоящих песнях, давать читать нужные книги. И мое поколение счастливо тем, что мы все это имели. Кстати, об этом есть еще одна песня Высоцкого – «Баллада о борьбе». Вот строчки из нее:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Эта песня – стилизация под рыцарские баллады, и написана она для фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». У Высоцкого есть целый цикл песен этого жанра, и они, по моему мнению, являются лучшими произведениями поэта. Это баллады «О любви», «О времени», «О двух лебедях», уже упомянутая «Баллада о борьбе» и «Песня о вольных стрелках». Все эти песни также о благородстве, мужестве, рыцарстве и любви. А его «Баллада о любви» хотя и повествует скорее о романтическом чувстве между мужчиной и женщиной, но в этой песне мне видится и другое – это своего рода гимн любви как высшей христианской добродетели. Любовь к людям – это дыхание души, ее насущная потребность, и об этом поэт говорит своими стихами:
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил и не дышал.
И еще:
Я дышу – и значит я люблю,
Я люблю – и значит я живу.
Тема вечности любви звучит и в «Балладе о времени»:
Ты к знакомым мелодиям ухо готовь
И гляди понимающим оком,
Потому что любовь – это вечно любовь,
Даже в будущем нашем далеком…
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!
Песни Владимира Высоцкого проникнуты любовью к людям. Он любил людей, они были интересны ему. Ему был интересен человек в различных, чаще всего очень напряженных, критических, экстремальных ситуациях. Даже когда он писал про животных или «оживлял» неодушевленные предметы – например, как в песнях «“Як”-истребитель» или «Расстрел горного эха», – он наделял их человеческой душой и характером. Песня о горном эхе рассказывает о подвиге самопожертвования:
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха, помеха,
На кручах таких, на какие никто не проник, никто не
проник,
Жило-поживало веселое горное, горное эхо.
Оно отзывалось на крик, человеческий крик.
Когда одиночество комом подкатит под горло, под
горло,
И сдавленный стон еле слышно в обрыв упадет, в обрыв
упадет,
Крик этот о помощи эхо подхватит, подхватит
проворно,
Усилит и бережно в руки своих донесет.
Должно быть, нелюди, напившись дурмана и зелья, и
зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и
храп.
Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье
И эхо связали и в рот ему всунули кляп.
Всю ночь продолжалась кровавая злая потеха, потеха,
И эхо топтали, но звука никто не слыхал, никто не
слыхал…
К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо,
И брызнули слезы, как камни, из раненых скал…
И брызнули камни, как слезы, из раненых скал…
Лирика Высоцкого – это целая отдельная тема, но наиболее сильными и красивыми его лирическими произведениями я считаю песни: «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Так случилось: мужчины ушли…» и его рыцарские баллады.
Не все знают, что Владимир Семенович писал и для детей. Когда я учился в школе, мы заслушивались его пластинкой «Алиса в стране чудес». Это очень удачный детский музыкальный аудиоспектакль. Можно сказать, что почти весь он сделан Высоцким, потому что состоит преимущественно из его песен. Уметь писать для детей – это особый дар, и Владимир Семенович обладал этим талантом.
Конечно, из всего огромного массива творчества поэта мне нравится очень многое, хотя и многое я сейчас слушать бы не стал – по разным причинам. Среди его шуточных, спортивных песен тоже немалое количество по-настоящему талантливых, написанных с добрым юмором произведений, и даже из «лагерной» лирики можно выбрать что-то хорошее. Взять хотя бы его знаменитую «Баньку по-белому».
Сейчас, когда почти у всех есть компьютеры, нетрудно выбрать из Интернета или с дисков лучшие песни Высоцкого и составить из них сборник для домашнего пользования – раньше сделать это было гораздо сложнее.
Но я не ставлю задачи исследовать все песенное наследие Высоцкого – для этого нужно было бы написать целую книгу.
Нам, людям православным, воцерковленным, сейчас некоторые песни Высоцкого режут ухо, коробят своими не всегда правильными, иногда, может быть, даже кощунственными строчками. Но вот что интересно: когда я слушал эти строки в середине 1980-х годов, тогда они совершенно не казались мне кощунственными, оскорбляющими мои религиозные чувства. Наоборот, меня очень удивляло и радовало, что в то время, когда о Боге все молчали, а если писали и пели, то только с целью атеистической пропаганды, есть человек, который в своих стихах постоянно обращается к религиозной теме и пишет о духовном мире как об объективной реальности: «Мы успели – в гости к Богу не бывает опозданий…» («Кони привередливые»); «И я попрошу Бога, Духа и Сына, чтоб выполнил волю мою: пусть вечно мой друг защищает мне спину, как в этом последнем бою» («Песня летчика-истребителя»).
В следующей части статьи я хочу обратиться к главной теме нашего разговора – о внутренней трагедии поэта, о его богоискательстве – и постараться найти ответ на очень важные вопросы: был ли Высоцкий верующим человеком? успел ли он принять крещение? смог ли войти в церковную ограду?
(Продолжение следует.)
Скажи Володя - чего ради
ты стал помои выливать,
на тех, с кем и тебе однажды
пришлось по братски выпивать?
Зачем полез на баррикады
грудь подставляя под прицел?
На кой - лишил себя награды
сняв маски с тех кто оборзел?
В стихах ты мастер - тут не спорят!
Но жизнь:- что спичка не лету...
Рычал свои шальные песни,
всё время с криком - на бегу.
Стал знаменит расширив зрение,
рабочих, большинство крестьян.
Но эта слава лишь мгновение...
Вселенная - не океан.
В любви твоей народ познает,
кто с правдой над землёй парит...
Вот только гвоздь в твой мир загробный,
рукой Творца уже забит.
© Copyright: Вадим Бушнев, 2012
Свидетельство о публикации №112020603015
«Меня опять ударило в озноб»
Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в бочке камень.
Во мне живет мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками.
Когда мою заметив маету,
Друзья бормочут: "Скоро загуляет",-
Мне тесно с ним, мне с ним невмоготу!
Он кислород вместо меня хватает.
Он не двойник и не второе "я",
Все объяснения выглядят дурацки,-
Он плоть и кровь - дурная кровь моя -
Такое не приснится и Стругацким.
Он ждет, когда закончу свой виток,
Моей рукою выведет он строчку,-
И стану я расчетлив и жесток
И всех продам - гуртом и в одиночку.
Я оправдания вовсе не ищу,-
Пусть жизнь уходит, ускользает, тает.
Но я себе мгновенья не прощу,
Когда меня он вдруг одолевает.
Но я собрал еще остаток сил,
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю -
Пусть жрет, пусть сдохнет - я перехитрил.
1979 г.
P.S.: Но видать не смог перехитрить Владимир Высоцкий лукавого. И фильм «Спасибо, что живой» вероятно и повествует об этом. «Блюдите убо, како опасно ходите!» (Еф.5.15).
"Наблюдайте, как вы смотрите. Ибо если око ваше будет светло, то и все внутри вас будет светло и чисто".. За точность цитаты не поручусь, сами грмотные, найдете. Так вот, Высоцкий смотрел на людей чистым сердцем и видел в людях чистое и светлое. В отличие от многих комментаторов,для которых сучек в чужом глазу - достаточная причина не видеть своих бревен.
Упокой его душу Господи!
"Как и ты, я не верю в жизнь на том свете. Как и ты, я знаю, что все
заканчивается с последней судорогой, что мы больше никогда не увидимся. Я
ненавижу эту уверенность."
"Твой врач
Игорек спрашивает меня, может ли он положить тебе в руки ладанку. Я
отказываюсь, зная, что ты не веришь в Бога. Видя его отчаяние, я беру ее у
него из рук и прячу тебе под свитер. Гроб ставят в большом холле дома, чтобы
все могли с тобой проститься."
" По моему скромному мнению ", эта статья - пример того, как люди творят себе идолов"
А по моему скромному мнению, отец Павел своей полезной статьей дает повод к размышлению, подвигает смотреть глубже не только на творчество любимого многими В.Высоцкого, но и других служителей искусства, видеть не только в стихах, но и в поступках зерна, полезные для души, а самого человека - не пропащим в глазах людей и уж точно не пропащим для спасения. Да, одно дерево может давать плоды и червивые(злые) и приятные к употреблению(добрые). Собственно, каждый из нас не такое ли дерево?Наркоман, пьяница, бабник, богохульник и т.п.(о Высоцком) А мы? Думаю, если покопаемся в себе, то поймем, что не лучше. Если явно не грешим, то в мыслях... И еще неизвестно что перевешивает: наши подлые тайные мысли и намерения или его человеческие слабости и болезни. Он хотя бы не лицемерил. "Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним."- из последнего, по-моему, стихотворения Высоцкого. А чем оправдаемся мы, не разбойники явные и уж точно не праведники? Спаси, Господи! И простите, никого не хотелось поучать, в самой бы разобраться.
Что меня судьба свела с этим не пайму
Таланта не искал я вот ответ простой
Кто виновен?Лишь я один перед богом дам ответ
Есть толант или нет
Он спросит что за человек
И поникший голос ему ответит не зберег толантов этих!
Алексею.
Вы осуждаете священника, духовные книги, которого читают десятки тысяч верующих и получают большую пользу. Две из них переведены и изданы в Сербии. «Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями», «Малая Церковь» (вышла уже третьим изданием), «Она и она. В поисках супружеского согласия», «Семейные конфликты. Профилактика и лечение. Взгляд православного священника», «Таинство причащения» и др
Вспомните предостережение: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1)
"Может православный восхвалять автора таких стижков:
"Кто верит в Могамеда, кто в Аллаха, кто в Исуса (?!),
кто не во что не верит даже в ... на зло всем"?"
Что ужасного в этих стихах? Тот, кто называет их "стижками", видимо отрицает существование других вер на земле.
Чем вы смотрите? Чем вы думаете? Чем вы чувствуете?
Как было бы славно, если бы каждый из нас, прежде чем что-то где-то сказать или написать, задумывался: а какое он имеет на это право - человеческое, профессиональное, этическое?
Мне грустно было читать эту статью. Зачем она? У каждого своё мнение, но не каждый считает нужным и возможным его высказать.
А анонсированные рассуждения о том, смог ли Высоцкий "войти в церковную ограду" - это вообще не корректно.
Может православный восхвалять автора таких стижков:
"Кто верит в Могамеда, кто в Аллаха, кто в Исуса (?!),
кто не во что не верит даже в ... на зло всем"?
Что у ВВ есть в избытке - так это ГОРДЫНЯ.
Для Советской власти ВВ просто подарок:
истерический протест на нулевом духовным уровнем.
По поводу фильма, есть ощущение у героя маски на лице действительно, отсутствует абсолютно мимика лица, как будто ботоксом обкололи, Высоцкий там морально положенный на лопатки, даже не верится, что это снял про него его же собственный сон... но что-то в фильме трогает - наверное вот это противостояние человека и тогдашней системы, когда человек хоть и не побеждает систему, но хоть одному вправляет мозги - и наверное это стоит тех миллионов))
Спасибо Вам еще раз, будем ждать продолжения.
Неужели Вы считаете, что приобщение к творчеству этого "великого человека" полезно для желающих христианской жизни?
И почему Вы считаете, что безнравственный человек может оказать благотворное влияние на других людей?
Я заметил, что фильм не понравился людям, которые были современниками или (и) поклонниками поэта. Слишком больно задел образ в фильме, не совпал с уже давно сформированным в их сердцах. Мы с вами тысячи раз видели и увидим Высоцкого - народного любимца, зачем нам еще один фильм-калька. Мы бы помолились за душу усопшего раба божьего Владимира после просмотра очередного восхваления?
Больше всего негатива от фильма лично я получил читая в сети коментарии недовольных "истинных" знатоков и почитателей. Евгений, 33 г.
Vitalis! Прочитали ли Вы статью? Автор не делает В.Высоцкого идеалом, а пишет о его трагической судьбе. Соблазном может стать как раз огульное отношение к человеку.
хорошо, что Вы лишний раз напоминаете людям о великом поэте, но все же проверяйте факты, пожалуйста. Упомянутая Вами "Баллада о борьбе" и другие песни никак не могли быть написаны Владмиром Высоцким для кинофильма "Баллад о доблестном рыцаре Айвенго", который был снят уже после смерти поэта. Эти вещи были написаны для фильма "Стрелы Робин Гуда", но в него не вошли, а "Айвенго" как раз и был снят после смерти Высоцкого для того, чтобы песни все же прозвучали именно с киноэкрана.
Для меня Высоцкий начинался в семь лет.Отец привёз от моей старшей сестры из Усть-Илима,(город только начинался в те годы), первые катушки с магнитными лентами.Каюсь,включала наш огромны "МАГ" тайком от родителей(мне не разрешали. Там было многое из раннего. Навсегда в памяти картина: отец, бывший фронтовик,прошедший войну "
от звонка до звонка",слушает "Штрафные батальоны".
О себе могу сказать - к Богу пришла во многом благодаря творчеству Владимира Семёновича Высоцкого и Булата Шалвовича Окуджавы.
Мне кажется, что и в раннем творчестве многое достойно того, чтобы называться классикой. Ну вспомните: "У ребят широкий кругозор от ларька до нашей бакалеи", Или: "За хлеб и воду и за свободу спасибо нашему совейскому народу, за ночи в тюрьмах, допросы в МУРе спасибо нашей городской прокуратуре"-разве это только об уголовниках.., В этих песнях-богатейший подтекст.
С песнями Высоцкого и Окуджавы выросли и мои дети.
Об этом-не жалею.
В свое время я пытался через интернет хотя бы узнать, был ли Высоцкий крещен. И на эту тему однозначного ответа я не нашел, а одни дебаты и даже целые форумы. Ну а то, о чем снят фильм, еще раз говорит о том, что Высоцкий был и велик, и грешен, имел как благодетели, так и пороки. Об этом можно только спорить и судачить, а однозначно понять нельзя, так же как и узнать тайну, кем все же закончил он свой жизненный путь. Я в таких ситуациях учу своих детей так: Вот попадешь в Рай, там все и узнаешь. Осталось только туда попасть.
Просто увидеть его лицо на православном сайте...
Продирает.
Потому что понятно, каким путем надо идти, чтобы спастись.
А страшно! Так, похоже, и проживу поджав хвост
И не надо его примазывать также к русской культуре: Пушкин имеет хотя бы отношение к русской словесности, формированию языка. А Высоцкий имеет отношение только к шансонизации поколений, из-за которого тюремная "культура" нынче модная (то же радио "Шансон").
Хотел бы посоветовать автору статьи оставить своих идолов вне Храма Божиего, дабы не быть соблазном для людей.
...Вот только... Ваша цитата:"Любовь к Отчизне и любовь к матери – это две отличительные черты истинно русской души" Наверное, это отличительные черты любой Человеческой души. Мне так кажется...)))
Андрею и всем, кто судит о творчестве В.Высоцкого только по нескольким стихотворениям.
Признаете ли Вы А.Пушкина? Если да, то, по-видимому, знакомы не со всеми произведениями. Среди ранних есть такие, которые нельзя публиковать. Надо быть последовательным и Ваш подход применить не только к В. Высоцкому, но и к А. Пушкину и С. Есенину.
Величие человека определяется не врожденными качествами (даром от Бога), а приобретенными собственным, личным усилием воли и трудами! Нельзя, неправильно величие Божиего дара переносить на личность человека, носителя этого дара!
"Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант."
Истинный талант, дар Божий реализуется в человеке помимо и независимо от его воли! Способности и наклонности - потенциал, требующий реализации трудами и волей!
Случай в таможне.
http://www.musiccircle.ru/VysotskijVladimir/SluchajVTamozhne.htm
Дух святой
http://kacmanat.ru/vsv/vvtxt/86.htm
Последнюю, кстати, можно и послушать. Но лучше не стоит...
P.S.: Целью моего сообшение является отнюдь не злорадствование, а желание все-таки поставить своего рода точку над рассуждениями о творчестве Высоцкого.
Спасибо.
Можно,потому что, кто о чем,а вшивый о бане!Если человек творческий,то он уже не должен стараться жить морально,ему все можно? Не хочу обижать Высоцкого,но и автро переборщил.
мы знаем творчество Владимира Семеновича, знаем, что фильм еще на этапе идеи провалился.
таково понимание автора. не видит он глубже.
"ни единою буквой не лгу..."
в высшей степени христианин, благодать духа святого в каждой строчке
"душа - христианка"
болью душевной, терзанием сердечным, ибо не мог по-другому
не вместил, но и не расплескал
- О таких домах не слыхали мы, долго жить впотьмах привыкали мы..." - крик души, ищущей Бога.
Нет, лично мне он не показался жалким наркоманом ни разу. Наоборот, я смогла принять для себя его личность, МЕГАличность вместе с этим недугом.
Да, прошу еще раз учесть, что это мнение изначальной антипоклонницы.
Работаю в школе. Подруга-учительница поделилась: проводила в 7-х классах в конце января традиционный урок по творчеству В. Высоцкого. При подготовке радовалась, что в классе появилась наконец-то интерактивная доска, позволяющая демонстрировать в хорошем качестве слайды, видеоматериалы, презентации; что медленно, но верно овладевает и информационной базой Интернета, помогающей в проведении уроков.
Тема занятия осознавалась как праздник. Так всегда бывает, когда соприкасаешься с тем, рассказываешь о том, что особенно близко и дорого.
После произнесения имени поэта, учительница увидела на лицах некоторых учеников усмешку, которой тут же нашлось объяснение:
- А, это тот, который кололся, колёса глотал?!?
- Наркоман?!?
Пришлось рассказывать и о поэте, и о наркомании как болезни, и о том, что является главным в жизни, которую, как известно, - «прожить – не поле перейти»… Дети задумались, слушали песни, просматривали видеохронику. Прозвенел звонок…
Задумались и мы: что для них будет на первом плане в восприятии личности поэта - то ли, что для нас безусловно или что-то другое?
А мое восприятие творчества, «мой Высоцкий» здесь: http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/57-shestoe-chuvstvo-5-2010-god/372-052010o-miloserdnom-samary
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3f/Pushkin_rod.png
Честно говоря, при всем уважении к Высоцкому, особой церковности в нем мной не замечено. Как и в Пушкине, который, конечно, в Церкви бывал, изредка. Но это не помешало ему написать "Гаврилиаду" и другие богохульства. И хотя он к концу жизни присмирел и помудрел (Александр Сергеевич), но обратно свои слова не взял и если и покаялся, то очень уж тайно, хотя богохульствовал публично. К чему это я? Хотя данная статья очень добрая и талантливая, но ей не чуждо стремление по доброте душевной притянуть наших знаменитостей за уши к Церкви - пусть хоть после смерти (ведь при жизни это было бы очень сложно, так как они могли бы сопротивляться).
Оказал ли влияние на поколение - да!
Позитивное - нет!
А слушали чо? потому что другого ничего не было, а все русское, народное, подлинное захахатывали и считали примитивным!
И не надо говорить про военные песни: они и рядом не лежат супротив казачьих военных песен - спокойных и мужественных, в которых в каждом слове готовность к смерти "Зы Веру, Царя и Отечество".
Согласна с Еленой, сериал "Жуков" то же самое, отец мой посмотрел - через полчаса говорит, выключил, не выдержал.
Конечно, это не случайно. Нужно создать нам соответствующие образы, только наркоманы и только пьяницы, и больше ничего!
Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При свтломъ праздник весны.), недаром Высоцкого, называют Пушкиным нашего времени.
И еще слышал как вдова Высоцкого сказала по радио эхо-москвы, что фильм ей так понравился, что она собирается пойти еще раз. Что касается бюджета и маски согласен.
Автор говорит прямо: "Но разве можно поэта, артиста и любого другого творца оценивать по его морально-нравственным качествам?" Тогда и не надо автору сюда притягивать христианство.
А вот,что говорит св. Иоанн Кронштадтский:
"Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой."
"Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь..."
(МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ, заметка 997 или 998)
"Высоцкого нужно рассматривать с точки зрения того, как он реализовал данный ему от Бога талант." За эти слова особая благодарность автору.
Спаси Вас Христос!
С уважением,
Сергей
Высоцкий бесспорно выдающийся поэт и бард. Его стихи и песни заставляют задуматься о многом до сих пор. И сейчас они актуальны.
Очень люблю творчество Владимира Семеновича, очень рада положительному отношению священнослужителя, который звучит в унисом с моим мнением об этом человеке.
В начале статьи Вы пишете, что в новом фильме его создатели сделали упор на то, что не было важным, - у Высоцкого были слабости, были грехи. Но для нас он дорог не этим. И лучше о своих грехах думать, а не копаться в чужих. Но видно, кому-то это очень нужно! Кто-то готов вкладывать в это большие деньги. Кто-то поощряет выход на экран таких фильмов. Только ли коммерческий интерес кроется в этом? В может, надо снести в пьедесталов народных кумиров??? Нам как бы говорят: "Вы ставите их по популярности на первые места, а мы вам покажем, какие они на самом деле - слабые, мелкие, недостойные. И вообще - какие герои, таков и сам народ!"
Кстати сказать, на эти мысли наводит и сериал "Жуков", который идет сейчас по ТВ. Два самородка, два любимых народом человека... И кому-то очень надо их свергнуть с пьедестала (актер Александр Балуев в интервью так об этом и говорит - он ставил перед собой именно такую задачу)! Случайно ли все это?
Ждем продолжения статьи! Еще раз спасибо!