В этой школе никто не слышал об интерактивной доске или электронных дневниках. Здесь нет даже электричества, а ее стены построены руками учителей и их помощников. Знакомьтесь: православная средняя школа в местечке Ишамара, центральная Кения.
«Сегодня мы едем в нашу школу, — в мой
гостиничный номер врывается со своей белозубой африканской
улыбкой настоятель храма святого Антония и директор
здешней школы священник Филипп, — только сначала
надо заглянуть в супермаркет». Сказано —
сделано: мы покупаем несколько буханок свежего хлеба,
банку маргарина (хлеб с маслом — он и в Африке хлеб
с маслом), упаковку копеечных леденцов, (каждому школьнику
достанется по конфетке), и отправляемся в школу.
Уроки в кенийской школе начинаются ранним утром и заканчиваются ближе к вечеру. Для того чтобы попасть на занятия, многие ученики ежедневно преодолевают до десяти километров пешком. Бывшая английская колония, Кения свято хранит традиции школьной формы. У каждой школы она своя, собственная. На школьном свитере — надпись: «Православная средняя школа, Ишама
На этом месте, показывает отец Филипп, ученики уже гоняют мяч на переменах. Но когда-нибудь здесь появится настоящая спортивная площадка |
«Среднее образование в Кении является добровольным, — объясняет отец Филипп, — поэтому среди моих учеников лишь те, кто действительно хочет учиться». Действительно, согласно официальной статистике, менее 50% выпускников обязательной для всех детей начальной школы переходят на обучение в среднюю. Но те, кто решают продолжить учебу, придают школе огромное значение.
Православные общеобразовательные школы в Кении —
отнюдь не экзотика. Первые православные общины пришли в
страну благодаря школам народа кикуйю, представители
которого познакомились с Православием в поисках веры, не
связанной с колонизаторскими войнами против населения
Черного континента.
Построить школу в Кении может любая организация или частный инвестор. Однако кому бы ни принадлежало учебное заведение, оно должно соответствовать государственным стандартам. Ученики и учителя регулярно проходят аттестацию.
Несмотря на то, что школа называется православной, в ее программе нет каких-то специальных религиозных предметов. Религия изучается в рамках государственных стандартов. «Но мы открываем нашим ученикам дорогу к знаниям, — объясняет отец Филипп, — а знания — это жизнь, работа, место в обществе. Никто из моих учеников не сможет отозваться о Церкви плохо».
Большая перемена
Отец Филипп водит меня по школьной территории. Отсюда
открывается прекрасный вид на гору Кения — самую
высокую точку страны. Директор православной школы
рассказывает о своих планах: здесь он хотел бы построить
оборудованный по всем правилам кабинет химии, здесь
— общежитие для студентов, чтобы им не приходилось
ходить на учебу пешком, а там — поле для занятий
спортом.
Со школьного двора открывается великолепный вид на гору Кения. Однако снежная вершина этой горы видна не всегда: нередко гору окутывает плотный слой тумана. В этом случае местные жители говорят: «гора Кения прячется от приезжих» |
Школа кормит себя сама. На перемене я вижу, как один из учителей, взяв в руки мотыгу, идет ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит кормить всеобщую любимицу — школьную корову. Чай с молоком в Кении — национальный напиток, куда же без б
Местные жители живут исключительно собственным трудом на земле |
В Кении почти нет железных дорог. Между городами курсируют огромные автобусы, похожие на вьючных мулов |
На территории храма святого Антония расположен единственный в округе источник воды. За водой сюда приходят местные дети. Возможно, это будущие ученики школы отца Филиппа |
Harambee!
Мой приезд вносит коррективы в распорядок дня православной школы. Перед тем как раздать ученикам бутерброды и конфеты, ребят собирают в церкви. Проводится что-то вроде собрания с участием гостя из далекой России: выступают директор, учителя, потом ученики. Рассказывают о школе, о том, как рады гостям. А заканчивается собрание… танцами под барабаны! «Этого у нас не отнять, — отец Филипп вновь демонстрирует свою улыбку, — мы, африканцы, танцуем всегда и везде!»
Действительно, традиционные африканские барабаны, бубны и
трещотки стали неотъемлемой частью православной культуры
Кении. Если колокола можно встретить далеко не во всех
местных храмах, барабаны есть даже в самых бедных
приходах, и их здесь активно используют.
Появление в этих краях белого человека (на суахили «мзунгу») может развеселить даже алтарника! |
При храме святого Антония действует не только средняя, но и воскресная школа. Учеников в ней несколько десятков |
Нечего терять
В сельском приходе отца Филиппа, кроме средней школы, действует комитет матерей, воскресная школа и еще несколько объединений по интересам. Кроме того, после богослужения и традиционных танцев один из прихожан произносит проповедь на заявленную заранее тему. Чтобы богослужение было понятно как можно большему числу людей (на территории Кении проживает несколько десятков племен, многие из которых не понимают языка друг друга), отец Филипп служит сразу на трех языках: английском, суахили и кикуйю.
Проскомидия. Из большой просфоры вырезаются частицы. Одна из них — за всех православных христиан во всем мире, включая Россию |
И действительно. В Кении я увидел людей, у которых в домах нет электричества и нет денег, чтобы купить хлеб и масло. Я видел людей, которые не могут купить себе пару обуви, поэтому единственные ботинки донашивают по очереди всей семьей, от родителей к детям. Заходил в дома, стены которых изнутри оклеены старыми газетами. Видел школьников, которые, чтобы попасть на занятия, каждый день преодолевают несколько километров по пыльной дороге пешком.
Но я не видел ни одного страдающего, огорченного или растерянного человека. Люди, у которых по нашим меркам нет ничего, молятся Богу в своих церквях, танцуют под барабаны и помогают друг другу. «Нам нечего терять, — говорит отец Филипп, — и мы, похоже, счастливы. Хотя, — священник задумывается, — будь у меня деньги, я построил бы лучшую школу в этой стране. Православную школу».
Фото Дениса Маханько
О том, как помочь Православной церкви в Кении,
можно узнать у автора статьи, написав ему по e-mail:
makhanko@yandex.ru
Также принимаются пожертвования на счет в системе
Яндекс-деньги: 41001117383018