Жертвенная любовь

Романтики, как правило, далеки от мудрости: если они возьмутся описывать любовь, то можно заранее ожидать рассказа об исключительной страсти или о прекрасном и возвышенном подвиге, совершаемом, как минимум, во имя всего человечества. Здесь будут художественно безупречные декорации и благородные мизансцены. И, разумеется, герою будет сопутствовать удача, в крайнем случае, – красивая драматичная борьба, пусть и с заведомо предуготованным поражением.

Между тем, великое лучше всего проявляется в ничтожном, и как справедливо заметил Рабиндранат Тагор,

Не тем себя сиянье возвеличило,

Что светит в беспредельной высоте,

А тем, что добровольно ограничило

Себя росинкой на листе.

И потому рассказ о жертвенной любви требует, скорее, документальной, непостановочной истории. Декорацией пусть послужит засиженный и пропахший бродягами уголок столичной «Площади трех вокзалов», а героями – двое старинных университетских друзей, один из которых к тому времени стал иеромонахом московского монастыря. Если в описываемом происшествии и можно разглядеть подвиг, то следует признать: он не увенчался успехом – спасти жизнь человека не удалось.

Действие предваряется будничной мизансценой, наблюдать которую можно практически каждый день: сотни людей в беспорядке пересекают площадь, спускаясь с пригородной электрички в метро или пересаживаясь с одного поезда на другой.

Начало действию полагает испуганный женский вскрик и взволнованный гул толпы: люди начинают сбиваться в кольцо, окружая какую-то темную фигуру, распластавшуюся по земле.

Повздорили двое нищих. Один из них сильно оттолкнул приятеля и тот, неудачно упав, ударился затылком о край ступени. Рана оказывается опасной: кровь льется ручьем, образуя большую грязную лужу. Прохожие, оказавшиеся невольными свидетелями происшествия, цепенеют, будто пораженные столбняком. И действительно, перед ними умирает человек. Отвернуться и уйти, сделав вид, что это дело тебя не касается, невозможно. Потом, наверное, стоило бы больших усилий помириться с самим собой. Но двинуться вперед и сделать что-то полезное в данной ситуации не хватает сил. Умирающий настолько отвратителен, что едва походит на человека: вся голова его покрыта какими-то страшными язвами; запах тлена и нечистоты создает невидимый, но совершенно непреодолимый барьер. Зажатые отвращением и собственной совестью люди не двигаются.

Единственным человеком, не охваченным всеобщим параличом воли, оказывается молодой иеромонах. Он раздвигает толпу, подходит к распростертому телу, резким движением отрывает рукав своей одежды, и без колебаний погружает руки в этот смердящий сверток тряпья, пытаясь сделать раненому перевязку.

Прибывшая карета «скорой помощи» освобождает людей от гнета совести и кольцо вокруг пострадавшего начинает быстро таять. Надев резиновые перчатки, санитары упаковывают бездыханное тело в специальный мешок, укладывают в машину и увозят. Монах, испачканный грязью и кровью, оглядывается вокруг, ища, где бы привести себя в порядок... И встречается взглядом со своим товарищем, которого, кажется, вот-вот стошнит от увиденного. Странное дело: тот, кто достойнее прочих проявил себя в критической ситуации, чувствует необходимость оправдываться: «Понимаешь, – с виноватым видом говорит он. – Я случайно взглянул на его руки. А там, на этой руке, морщинки, как у моего отца».

Один уважаемый писатель, читая житие известного католического святого, был сильно смущен рассказом о том, как тот обнимал замерзающего нищего, согревая его своим телом. «Христианская любовь – одно сплошное лицемерие. – Утверждал он. – Можно искренне и страстно обнимать прекрасную женщину, которая пахнет розой. Но обнимать нищего, вдыхая смрад из его пасти, можно лишь стиснув зубы». Между тем, любой может заметить, что отец меняет подгузник своего маленького сына с умилением. Очевидно, в долгожданном первенце для него не существует никакой скверны. Как не существует для уже взрослого сына неприятного запаха, источаемого дряхлым телом любимого отца. Так в минуту вдохновения человек способен позабыть о голоде. И часто любовный, поэтический аффект души оказывается сильнее физиологического отвращения.

«Любовь к своим естественна и понятна. – Возразят нам. – Быть может, она вообще обусловлена биологически. Но как можно любить ближнего? Ведь это случайно встретившийся и совершенно чужой тебе человек?» Можно предположить, что монах, делая перевязку бомжу, совсем не замечал его нечистот и язв, ведь он увидел знакомые отцовские «морщинки на его руке». Это подобно тому, как, встречая в чужом краю земляка, мы радуемся и заключаем его в объятья, которых он, может быть, по своим личным качествам совсем не достоин. Этот человек, сам того не подозревая, напоминает нам об оставленной Родине, подлинном предмете нашей любви, и потому оказывается согрет радушием, которого не чаял.

Так «таинственная и непонятная» христианская любовь к ближнему оказывается возможной. Но необходимой предпосылкой к ней является любовь к своим – отцу, матери, брату. Ведь тому, кто никогда не любил родного отца, «морщинки на руке» ближнего не могут сказать ничего.

Из происшествия на площади видно, что любовь имеет поэтическую природу. Ведь поэзия – это отнюдь не зарифмованные строки, а особая разновидность родства, образованная между вещами промыслом Божьим. Произнесенное имя «Достоевский» пробуждает воспоминания о туманном Петербурге и наводит на мысль о русской идее. «Че Гевара» приводит на ум слова «Куба» и «революция». Так и для того, кто близок к святости и потому особо чувствителен к поэзии мира, морщинки на руке пожилого незнакомца заставляют увидеть в нем родного, любимого человека.

Но вот какое дело: у любого старика на руке морщинки. Сколько же отцов способен обнаружить в мире герой нашего рассказа? И сколько добра, невозможного для других, он способен сотворить? Красивой девушке готовы прийти на помощь десятки мужчин. А некрасивой?

Ей и многим подобным людям, которым нечем заплатить за добро, может помочь лишь та сила, которая «не ищет своего». Платон называл подобную любовь словом «агапэ», что означает «жертвенная», и считал ее совершенной. В отличие от остальных видов любви, она оставляет человеку свободу и поистине царский суверенитет, ведь если Ромео не может жить без Джульетты, а Пушкин тоскует вдали от друзей, человек, имеющий в себе агапэ, никогда не останется сиротой. Для того чтобы обрести отца, ему нужно всего лишь взглянуть на руки ближнего своего. Жертвенная любовь ничего «не боится», потому что не может оказаться несчастливой. Так и сегодня, совершенно будничным образом сбываются слова Христа: «Нет никого, кто оставил бы братьев или сестер, отца или мать, жену или детей ради Меня и Евангелия и не получил бы во сто крат более братьев и сестер, отцов, матерей, и детей во время сие, среди гонений, а в веке грядущем жизни вечной».

Сергей Мазаев

25 января 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна29 ноября 2016, 10:28
Люди безупречными рождаются со всей любовью, которая только предусмотрена Богом, и этот новый человек, становится источником, который поглощается со скоростью неимоверной, всеми теми людьми, которые уже иссякли в миру. Наш мир немного не в балансе, он состоит чаще из потребителей любви, чем наполненных ею. Хотя и те и другие это выбор самого человека.
Елена.Украина 9 октября 2013, 21:19
"Любовь не ищет своего". Воистину так.
Сергей 9 февраля 2012, 14:08
Спасибо,автору статьи.Мне понятен язык,чёткая изложена мысль,ситуации жизненные,коментарии и обоснования убедительные.Эта,как и другие публикации автора,для меня,интересны,помогают посмотреть на себя и попробовать исправиться.
Виталий 8 февраля 2012, 13:24
Спасибо за статью.
Я стараюсь как можно больше разобраться в трактовании Евангелия проецируя его на жизненные ситуации. Думаю в этом и заключается то утверждение, что христианство это живая религия, которая содержит в себе абсолютную свободу выбора, места и объекта твоего служения. Это как в школе в учебнике написано, но не у всех хватает фантазии это представить. И как решить эту задачку не понимая решения иногда неясно. Спасибо за подсказку.
бервинов сергей 4 февраля 2012, 14:23
Вы добрые и сердцем и душой
И в трудный час согревающее нас
Ваши души как солнышко весною
Чтоб агонек в душе во век не исчезал
Дай бог вам много счастья
Дай бог чтоб здоровы были
Чтоб не было не нависти и злобы
И лишь любовь жила в душах ваших!
Люди любите друг друга и свет увидите в очах ваших.
Алексей30 января 2012, 13:54
как всегда замечательно задана тема!!! у автора очень своеобразный стиль повествования))) хорошо затронута тема и нам посылки для размышления тоже заданы!))) Помощи Божией желаю автору!!!
Лидия29 января 2012, 16:24
Спасибо автору за статью. Я не делала так,как этот святой человек. Значит, не зря его Господь призвал на служение к себе.
PlatonTA27 января 2012, 15:23
Спасибо. Очень хорошие мысли о любви, а особенно, как мне кажется, для тех, у кого "не ладится с любовью" в семье и ищешь ее где-то. Когда научишься любить и "носить тяготы друг друга", тогда и открывается любовь истинная.
Марина27 января 2012, 09:17
Спаси,Господи Сергей, за чудесную статью.Такой любви нужно учиться,проникаясь божественным словом.Жаль,что "уважаемому писателю" кроме страсти похотливой другие чувства не доступны.
Людмила26 января 2012, 23:32
Простите великодушно,но мне статья не понравилась.Во-первых,я тоже не понимаю сравнения младенца с бомжом,а во-вторых,не совсем поняла замысел автора.Если это призыв каждого встречного возлюбить,как родное дитя или мать,то я сомневаюсь,что это возможно.А если речь шла о любви,проповеданной нам Христом в Евангелии,то вряд ли такая маленькая статья может раскрыть ее.Можно совершить добрый поступок,даже великий(в духовном смысле)подвиг ради чужого человека,не прося ничего взамен.Но жить,чтобы любовь к людям была неотъемлемой частью твоей жизни-это уже совсем другое,это удел святых,или стремящихся к этому.
Ирина26 января 2012, 21:39
Спасибо! так этой статьей утешили - а то я совсем закопалась в себе и своих мелочных гадких проблемах после развода, а ведь впереди Бог. Пишите еще, пожалуйста!
Галина 26 января 2012, 17:44
Потрясающе!!!
Лера26 января 2012, 15:23
Александру: "Человек на улице и младенец - это разные люди, а Сергей, сравнивая их, передергивает". Вообще-то смысл всей статьи именно в том, чтобы показать, как "человек на улице" с одного взгляда может стать тебе "своим" (отцом, сыном, братом) - со всеми вытекающими последствиями. Став "своим", "человек с улицы" уже не "пахнет". Точнее, пахнет, но на это уже не обращаешь внимания, как если бы менял подгузники своему младенцу. Здесь не передергивание - здесь объясняется, как оказывается возможным увидеть в "чужом" "своего".
Александр26 января 2012, 14:48
"Между тем, любой может заметить, что отец меняет подгузник своего маленького сына с умилением. Очевидно, в долгожданном первенце для него не существует никакой скверны." Как отец могу сказать, не в скверне дело. Человек на улице и младенец, это разные люди, а Сергей сравнивая их передергивает. Одно дело смрад исходящий от нищего, он вполне естественно вызывает отвращения. Почему говорю естественно, потому что если бы не было в нас этого естественного чувства, то мы бы и не мылись и одежду не меняли. А люди которые могут проявить милосердие к другим людям, несмотря ни на что, достойны уважения.
Марина26 января 2012, 13:56
Можно с восторгом принимать такие замечательные статьи,соглашаясь с автором.А как научиться элементарно не отвечать на хамство в метро,как терпеть слабости родных и в конечном итоге полюбить ближнего своего,которому до тебя нет дела??Ведь такая любовь даётся единицам,а мы даже с соседями разучились здороваться.
алексей26 января 2012, 12:36
15 лет назад после очередного избиения старшим братом-наркоманом, я оказался совершенно пьяный(т.е.когда можно уже не добавлять несколько дней) и сильно изувеченный, с совершенно синим и заплывшим лицом, блаженный, оттого, что меня никто на трех бонах не станет искать и не найдет, валялся на парапете между ленинградским и ярославским, лето(но как-то все равно холодно), вокруг компания местных бомжей, жующих вкусные куриные объедки и пьющие хорошие алкогольные напитки, делящиеся со мной без распросов и шуточек, начал накрапывать дождик, они позвали меня с собой в переход, там я и лежал, чувствуя, как все сильней болит тело, и как все меньше болит душа... Сегодня, проходя переходами трех вокзалов, я словно шерлок, узнаю тех, кто давно живет, а кто пережидает смертельно опасный скандал, тех, кто вернется, и тех , кому некуда возвращаться, даже если они созреют для возвращения, есть и те, которые будут мстить себе и Богу до конца дней своих, а есть пара таких, к которым можно подойти и незаметно дать много денег, - они смогут и себе помочь, и других подправить, ибо это местные "иеромонахи в миру"...
Светлана26 января 2012, 12:35
Стало за себя стыдно.Господи,уязви любовью сердце мое!
Георгий26 января 2012, 11:57
Спаси Господи!
Владимир26 января 2012, 11:48
К стыду нашему большинство поступило бы также, как люди в толпе.
Анна В.26 января 2012, 11:22
Прости, Господи меня и всех нас!!! в лучшем случаи,денежку или еду, ну и доброе слово, прости меня, Отец!!!
Ирина 26 января 2012, 09:36
Огромное спасибо, Сергей! Это настолько созвучно с моим мироощущением. "Дарить себя-вот счастье!" И еще отрывок из моего недавнего:
...И чтоб нам не бывать искушенным,
Наблюдал чтобы всяк за собой
И чтоб ум оставался смятенным
К проявлению боли чужой.
И несли бремена мы чужие,
Исполняя законы Христа,
Исцеляли мы скорби святые
Терпеливой молитвой поста...
Да пребудет с нами Господь!
Ирина26 января 2012, 08:50
Господи, дай нам хотя бы частичку твоей Любви! научи и прости
Галина26 января 2012, 08:43
А вот я прошла мимо упавшего бомжа, не подала ему руки, побрезговала... Прости меня, Господи...
Ирина26 января 2012, 07:58
Спаси Господи!!! Сергей, ваши статьи впечатляют! Пишите больше)
Тамара25 января 2012, 22:59
Побольше таких статей о любви, больше нам примеров для подражания. Это выхваченные минуты вразумления из суеты будней. Дякую
Алексий25 января 2012, 22:24
Люди разные, есть и иеромонахи, что на джипе нищего переедят и бандиты, которые умеют жертвовать. А Сердце каждого - Бог видит. Мне нравятся когда с Божьей помощю удается найти согласие, что случается редко... Но когда случается, прямо колокол в душе звучит от радости.Прямо весточка с Неба. Простите.
Наталья25 января 2012, 19:46
Спасибо!
Олена25 января 2012, 19:45
Стаття змушує замислитись.Дякую.
Дмитрий25 января 2012, 19:31
Как хорошо читать про человеческий подвиг, но невольно ставлю себя на место молодого иеромонаха... А как бы поступил сам...
Огромное спасибо! Такие статьи не дадут заснуть!
"Ты вставай во мраке спящий брат!"
бервинов сергей25 января 2012, 19:01
А если бы на том месте были бы вы, или ваш родцтвеник, то как бы вы поступили?вот любиш родцтвеника,так жи и людей нужна любить!
в библии господь говорит как жи ты можеш любить бога которага не когда не видел и не навидеть брата которого видишь! нам людям есть над чем поработать.
Юлия25 января 2012, 17:50
Глубоко задумалась. Спасибо, Сергей.
Вера Ильина25 января 2012, 15:33
Огромное спасибо! Прекрасная статья и очень нужная. Хочется, чтобы все, каждый человек, услышали слово Божие: НЕ ИЩИТЕ СВОЕГО. Не надо этого искать - это заложено в природу нашу. Ищите вышеестественного - духовной любви. Любви к ближнему, любви к Богу.
Татьяна25 января 2012, 15:01
Да, признаюсь, трудно проявить дружеское отношение к озлобленному человеку с отталкивающей внешностью. Слаб человек и жалок. Благослови, Боже, всех, кто готов протянуть руку собрату, не взирая на внешность или положение.
Именно эту статью рекомендовала бы прочитать всем, кто хочет понять, что есть истинная любовь.
CпасиБо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×