23 января 2012 года посвящается.
Посленовогоднее
Фото: Планета Китай |
Я, как взрослый человек – и даже когда-то поработавший в СМИ, приблизительно представляю, сколько стоит разворот страницы того или иного издания. Сколько может стоить реклама и скрытая реклама, сколько стоит массовая PR-кампания. И я понимаю, что вложенные в них деньги печатаются на вполне реальном станке и дают их вполне реальные существа.
И когда я вижу, сколько места и времени уделяется в радиоэфире, прессе и других видах СМИ различным мифическим персонажам – а особенно такие кампании расцветают под Новый год – меня, как говаривал один известный киногерой, начинают «терзать смутные сомнения»: ну откуда у мифических персонажей столько реальных денег?
В этот раз по СМИ-календарю наступил пиар-год Дракона. Нам было с чем сравнить: не так давно отгремели думские выборы. И могу сказать: судя по проведенной кампании, у Дракона оказалось финансовое лобби не меньше, чем у большинства выбиравшихся партий.
Тут человек, уже привыкший к этому мистическому зоопарку на страницах предновогодней прессы, подумает: «Да ведь у нас же рынок, спрос рождает предложение. Разве не так?»
Так, но не совсем. Потому что потребительское общество – это, как известно, общество, которое создает не только товар, но и самого потребителя. Оно умеет формировать спрос на то, «на что надо». Смотрите: по данным соцопросов, в стране 80% населения причислили себя к православным (а в православном календаре и православной культуре гороскопы – вещь невозможная). Ни в дореволюционной России, ни в Советском Союзе гороскопы в СМИ были попросту невозможны – теперь же они стали обязательной рубрикой почти каждого СМИ. Откуда вдруг спрос? И отвечают ли на этот спрос наши СМИ – или пока еще его только формируют?
Для ответа на этот вопрос достаточно спросить любого школьника: а знает ли он, какой «год» наступит через 12 месяцев. Есть твердая уверенность, что большинство скажет: «2013-й», – и лишь исключения назовут следующее гороскопное существо. И даже если прямо спросить: «Чей год?» – следующего «зверя» не вспомнят. Потому что для абсолютного большинства весь этот мистический зоопарк по-прежнему вещь совершенно чужеродная, они узнают об очередном «покровителе» лишь за месяц до следующего «1 января» – из газет…
«Обучающие игры» под елкой
Здесь возникает резонный вопрос: а не все ли равно, кого мы дарим под елку и с чьим годом поздравляем друг друга? Для большинства ведь это просто веселая игра! Большинству совершенно не важно, что год Дракона к 1 января никакого отношения не имеет: высчитывается этот год по совсем другим законам (по лунному календарю). И неважно, что к нам с вами этот «год» тоже никакого отношения не имеет: его ни предки наши не праздновали, ни в традициях, обрядах и пословицах наших его нет, ни в любимых нами песнях и стихах он не воспет. Это все оказывается совсем неважным. Главное, что всем весело, все смеются, дракончики забавные – так в чем вообще проблема?
Проблема в том, что игры – это одно из мощнейших средств обучения. Это давно известно в педагогике и все больше и больше используется в современном образовании на любом уровне. Даже «несерьезное» (но повсеместное и регулярное) использование определенных символов приучает к тому, что человек начинает некритически воспринимать заложенные в них идеи – он принимает их «как свои» в силу привычки, вырабатываемой игрой, а не в силу своего осознанного выбора. И снова тот же вопрос: почему мы – и, что еще важнее, наши маленькие дети, особенно легко обучаемые, особенно восприимчивые, – почему мы всем обществом стали «играть в гороскоп»? Почему мы в игровой форме обучаемся «дальневосточной мудрости»?
Открываю предновогодний выпуск «Учительской газеты» (27 декабря 2011 г.). Почти на целый разворот статья: «Сокровища дракона». Запомнилась цитата: «Дракон связан с бессмертием, которым можно овладеть, либо его убив, либо будучи им проглоченным». Вспоминаю русские сказки: скажем так – несколько иная там давалась оценка борьбе с «драконами»… Да и вообще все положительное у нас со светом связано, символизируется «красным солнышком» – так актуальны ли для наших детей персонажи лунного календаря? А уж что касается «бессмертия», то в родной для нас культуре оно, опять же, с правильным нравственным выбором сопряжено, а не с драконами и прочими стихиями… Помните – у Пастернака, «На Страстной»: «Смерть можно будет побороть усильем Воскресенья»?
Рубрика с процитированной статьей названа честно: «Чужая азбука». Но вот «своей азбуки», знакомящей с азами родной духовной культуры, в этом номере так найти и не удалось… Зато есть колонка про деда Трескуна. И целый разворот про «письма Деду Морозу». Письмо восьмиклассницы из Томска: «У меня “ВКонтакте” в рубрике “Религиозные взгляды” написано: “Верю в Деда Мороза”. А раньше было: “Верю в Деда Мороза и Бога”. Теперь, когда я стала старше, понимаю: насчет Бога вопрос серьезный, и надо еще подумать». Это точно, к вере в Бога надо относиться серьезно, и мешать ее с чем-либо не стоит. Но вот сам навык «верить в то, что несерьезно»… Видимо, срабатывают «обучающие игры» вокруг новогодних праздников.
Впрочем, одно упоминание об отечественных новогодних традициях есть. Речь про «Старый Новый год» – «Васильев день» по церковному календарю (в народных колядках нередко упоминаются три праздника: Рождество, Крещение и «святого Василья»). Вот что сочла возможным написать об этом «Учительская газета»: «Этот день назван в честь святого Василия, который являлся покровителем домашнего животного – свиньи. В этот день было принято подавать на стол кушанья со свининой». Вот так: даже не «считался» (мало ли кем), а «являлся»… Нет смысла объяснять, что «являться покровителем» святой мог только в контексте той традиции, к которой принадлежал сам, то есть церковной. А эта традиция больше заботится о совести, о душе, нежели о свиньях. У многих наверняка на слуху евангельский афоризм: «Не мечите бисер перед свиньями». А современному учителю, а далее и школьнику, из богатого духовного наследия предков предложено только упоминание свиньи и кушаний из свинины.
Что ж, закономерно, если иметь в виду взращивание новых, «духовно-игровых» праздничных «традиций» (или «игры в духовность»?). Родная культура потихоньку приобретает формат юмористического шоу, карнавала; «в игре» остаются только приметы, гадания по силам природы и тому подобное «сельскохозяйственное язычество» (почему-то особенно популярное в городских СМИ, чья аудитория едва ли озабочена расчетами времени высева яровых). Высокие слова и идеалы наших предков «цензуру» не проходят.
«Игра Добра и Зла»
Миллионы советских школьников – целые поколения – учились различать добро и зло еще с начальных классов, по всем известным детским стишкам. Да, «ирония судьбы» в том, что советская школа учила этому по стихам самоубийцы. И все-таки, при всей их ущербности и даже карикатурности, «Что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковского принадлежали той самой парадигме, которая в известных строках Достоевского сформулирована как «битва Добра и Зла».
Современные дети с младых ногтей знакомятся с совсем другими «обучающими играми». С теми, что укореняют в нашем сознании принципиально новую для нашей культуры парадигму: «игру Добра и Зла» (если воспользоваться другими известными строками). Если в битве все всерьез, то в игре соперники легко могут меняться местами (как в той же лапте) – это просто роли. Онтологически же «все равны» и «все равно». Пантеизм поистине самая политкорректная и самая демократическая религия. «Ты тоже являешься частью вселенной». Как и все остальные. Как и этот окурок под ногами. Все равны.
И кто победит – все равно. Потому что в этой игре (то ли карнавале, то ли – кроваво-жестоком спортивном состязании) все различия – это лишь роли, маски. Личины. Разные стороны одной силы.
Поэтому никто не рассчитывает, что современный человек всерьез будет верить в Дракона со товарищи. Напротив, его обучают верить в то, что все на свете – и мы в том числе – лишь символы и тени одного и того же. Если говорить прямым текстом – одного безличного универсума. В этом – суть данных обучающих игр. Терминологически точно будет назвать эту суть и цель – обезличиванием. Не спешите считать это слово ругательным: для человека, постигшего изнутри всю «дальневосточную мудрость», это едва ли не комплимент. В конце концов, если все символы в итоге «значат» одно и то же, их вполне можно назвать пустыми.
Вот и выстраивается обучающий диалог: место Личностного Бога, Которому «на другом конце» со-ответствует личность человека, занимает теперь безличный универсум, которому «соответствует» теперь n-ная безличная «часть вселенной». «Со-ответствует» в последнем случае – в кавычках, потому как «ответ» невозможен без осмысленного слова, а здесь – вместо Бога и Его Слова, Его Откровения – гадания на всем-всем-всем; не может быть со-ответствия и без ответственности, а последняя – это прерогатива личности: ну какая ответственность у «окурка под ногами»?
Новогодний зоопарк в наших СМИ – это лишь малая часть мирового тренда. На тот же образ мира (и соответствующий ему образ человека) работает огромная «индустрия обучающих игр». Фильмы и мультфильмы, где на разные лады воспеваются природные стихии и «Матушка-Природа» в целом (как говорится, «теперь и в 3D»). Фильмы, мультфильмы и игры, которые культивируют образ героя, управляющего вышеупомянутыми стихиями, то есть мага. Ведь нью-эйдж – это отнюдь не только Кастанеда и Ричард Бах. Нью-эйдж – это в первую очередь Джоан Роулинг с «Гарри Поттером», в художественном мире которого главный водораздел проходит между магами и «лохами»-муглами. Не между «добрыми» и «злыми», «честными» и «предателями», а между «посвященными» (в магию) и – «простыми». По этому водоразделу формируется и граница читательских симпатий: муглы вызывают отвращение, а маги – восхищение, вне зависимости от личных качеств (об этом свидетельствует огромное количество фанатов у «как бы отрицательных» магов – персонажей «Гарри Поттера»).
Иными словами, за христианской культурой и культурой нью-эйджа стоят два совершенно разных взгляда на человека. В одном случае – личность, образ Божий. Уникальный именно своим личным отношением к Богу и с Богом. В другом – «часть вселенной, равная любой другой» (то есть полная аморфность налицо). В одном случае – поиск «гармонии с Богом»: «гармонии с совестью» (голосом Божиим в нас), «гармонии с заповедями Божиими» (голосом Божиим в религиозном откровении). В другом – поиск «гармонии с природой». В одном случае выбрать путь Жизни – значит выбрать путь Добра, потому что «этот путь знает Господь» (Пс. 1: 6). В другом «путь жизни» – это слияние с космосом. В одном случае – свобода, личностный выбор и личная ответственность. В другом – полная детерминированность (обусловленность) как «свобода» от всякой ответственности. Именно на этом уровне разница становится очевидной для всех: в одном случае – «человек свободный», в другом – «человек стихийный».
Гороскоп – один из самых доступных способов популяризации такого «детерминирующего слияния со стихиями». Ведь гороскоп – это программирование себя на что-либо в зависимости от действий сил природы. А христианство провозглашает свободу человеческой личности от действия «стихий». Свободу нравственного выбора. Да, это очень труднодостижимая свобода (наша «свободная» воля на деле нередко в плену у наших желаний). Без Бога ее невозможно достичь. Но эта свобода – цель и идеал всей христианской культуры. Быть личностью, то есть образом Божиим, а не просто «частью вселенной». Отвечать за свои поступки, а не ссылаться на звезды. И такая ответственность – это традиционный идеал для отечественной культуры.
Но появляются и более агрессивные методы воспитания «безличной позиции». Цитирую одну из многочисленных магических рекомендаций, коими усеяны новогодние номера телегидов. К привычным уже (с некоторых пор) «написать, сжечь и выпить под бой курантов» добавляется интересное: «Пишите намерение специально купленной ручкой… В конце напишите: “Благодарю”. Затем пишите: “Да будет так”. Поставьте подпись и число». Ни больше ни меньше: «Да будет так». То есть практически «Аминь». А подпись и число подозрительно смахивают на договор. С кем? Кого благодарить? Договоры с магами и целителями рекламируются почти в каждом номере телегида (согласие человека должно быть письменно выражено). Но тут уже нечто совсем безличное. Так и тянет вспомнить другой нью-эйджевский шедевр с его пресловутой «Силой», у которой свет и тьма – просто две стороны одной медали. Но Бог Библии не является источником «темной стороны силы», Добро и Зло как раз и различаются своим отношением к Личности Бога: для Добра Он – Источник, а зло – не что иное, как личная воля, свободно выбравшая противодействие ради самоутверждения.
Вопрос в итоге остается только один: в наших ли интересах возвращаться на до-личностный уровень мировосприятия, на дохристианский уровень «безличной духовности»?
P.S.: Китайский Новый год наступает. На Россию?
Их собственное отношение к этому празднику заслуживает уважения. Несмотря на то, что эти страны давно усвоили западные «научно-технический прогресс» и «инновационные технологии» не только на словах, к культурным инновациям они отнюдь не стремятся. В отличие от нашей прессы, их газеты слово «традиционализм» никогда не употребляют как ругательное. Они пользуются iPad-ами (и даже «клонируют» их), но далеки от того, чтобы со щенячьим восторгом устраивать культ Стива Джобса и воздвигать ему памятники. И они никогда не станут праздновать европейский Новый год с тем размахом, с каким СМИ учат нас «задабривать» их мифологических покровителей каждое 1 января. Они чтят предков и дорожат своей культурной связью с ними. И свою культуру не сводят к восточной кухне. Они не выродятся, даже если будут иметь по одному ребенку в семье.
А у нас… Пытаюсь представить, как может выглядеть отечественный Новый год в изображении отечественных же СМИ лет этак через …дцать. Пока получается примерно так: «Понимаете, каждый год накануне первого новолуния после 21 января мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция».
СПЕЦИАЛЬНО для Игоря:
Дед Мороз - аналог Санта Клауса
Санта - это коммерческий вариант, переделанного европейским упрощенным для восприятия простым обывателем, образа Христианского Святого Николая Угодника.
Поэтому природа получается, что природа происхождения что Китайского дракона и Деда Мороза, примерно одинаковая. Но человек он образ Божий и поэтому даже в самом плохом всегда найдет хорошее... Поэтому мы переварим в своем Российском котле и китайских драконов, зайцев, свиней и прочую живность. Не в этом проблема,а проблема, мне кажется в том, что мы любовь друг другу теряем. Читайте комментарии внимательно. Мы спорим... Высказываем недовольство, обижаемся, чего-то друг другу доказываем. Даже дракону досталось... Плохой он оказывается. Где любовь к ближнему?! Любите друг друга! Жалейте себя и своих близких не смотрите телевизор, вообще!!!
Я не смотрел ТВ и радио не слушал, газет не читал, и кризис прошел мимо меня. Хотя жил и работал в это время в Москве. У меня даже зарплата выросла в 2 раза. ВО КАК БЫВАЕТ!
P.S. Не хотел больше писать, но за вас обидно! Не позволяйте себя обманывать. Вы как Буратино в первой серии:)
Вы пишите "Почему я к этому прицепилась? Потому что царапает неправда на православном сайте."
Наталья, а представьте, что автор статьи читал эту книгу. И у него сформировалось такое мнение, которое он и выразил. Ведь если у автора отличное мнение, это не значит, что он не читал - это всего лишь Ваше допущение, сделанное на основе того, что автор пришел к отличному от Вашего выводу. И Вы читали, и у Вас другое мнение, во всяком случае - пока другое. Попробуйте допустить, что автор статьи увидел больше, увидел объективнее эту книгу, и что Вы пока не смотрели с той стороны...или не можете пока посмотреть так...
Отрицать "водораздел" - деление на обычных людей и магов - странно. В книге есть два "вида" людей. И это факт. Согласитесь, ведь можно было бы и убрать из книги вообще обычных людей, и получился бы мир магов. НО! Могу предположить, что тогда автору было бы трудно связать сказку с реальностью. И реальность такова, что для детей, читающих книгу, мир обычных людей скучен и неинтересен, а вот мир магов - о! там очень много всего! Именно этот мир привлекает и затягивает! Да, и особенно тем, что там есть хорошие маги, и у них интересные дома и семьи, и детям хочется туда! Жить там! (не так ли прикрывается зло добром?)А к жизни обычной интерес теряется, хочется всего необычного, интересного, увлекательного, с чудесами и т.п. - и как интересен должен стать мир оккультный подрастающему ребенку, ведь очень сильное развитие этот интерес получает после этой интересной "Христианской" книги. Думаю, ребенок будет разочарован, узнав, что по-христиански - быть магом это плохо, надо быть обычным человеком в обычном мире, да еще и отказывать себе во многом и ограничивать себя для Истины.
Мне очень-очень нравилась эта книга и фильм. Потом я отодвинула ее в разряд "сомнение - отложено, пока не разберусь", потому что где-то глубоко я понимаю, что это совсем не христианство, как бы мне не был приятен ее мир.
а причем здесь вообще православная вера?
Я сказал своим близким, чтобы меня с 23 февраля не поздравляли, если кто-то посторонний поздравляет, то проповедей не читаю. Также своих близких не поздравляю с 8 марта.
Год начался замечательно - с Литургии и Причастия.
... А дома уже вовсю готовились к традиционной встрече гостей, среди приглашённых - четверо детей, из них двое - нецерковных, у взрослых та же пропорция.
Как обычно, наряжаюсь Дедом Морозом и после вызова-прихода-приветствия спрашиваю:
- Дети, а вы знаете, какой наступает год?
- Дракона!
- А вы знаете, что на самом деле этот дракон - злой, а не добрый? Нам с вами предстоит с ним сражаться весь год, поэтому сейчас будем с вами тренироваться...
И дальше серия разных конкурсов в контексте "дракон хочет, чтобы вы не помогали/не уступали друг другу, а вы делайте наоборот", кто быстрее/лучше спрячется/убежит от дракона, кто лучше попадёт дартсом в него и т.п. Победителям можно подарить иконы святых змееборцев с рассказами о них.
Увод людей от настоящего, христианского идет в полную силу.
Граждане наши, хотя и думают, что они умные и их на мякине не проведешь, все же без правосланой "закваски" не видят опасности в чужеродных "забавах". И серьезно-то их вроде не воспринимают, а живут с ними.
Как уберечь детей - наше будущее, ведь от мира и от СМИ не закроешься; уповать только на семью и Церковь нашу православную.
Также согласна с Татьяной (коммент.от 25.01 -6-20).
Полагаю, лишь уповать на то, что в семье будет достигнуто понимание в этом вопросе.
Спасибо за вопрос: "И что же нам всем и каждому в отдельности делать?"
В этом и заключается, на мой взгляд,цель этой важной темы. Наверное, надо начать с малого. Не покупать языческих сувениров, не смотреть развращающих программ. Вечером 31-го пойти на всенощную, а утром 1-го на литургию, исповедоваться, причаститься Даров Жизни и радостно всех близких поздравить с днем святого Ильи Муромца. И детей своих приучать ПРАВИЛЬНО праздновать новый гражданский год. Будут с умилением вспоминать всю оставшуюся жизнь, поверьте! Столько я историй таких наслушалась, работая в церковной лавке: "А мама моя вот так делала, а бабушка то-то говорила", - вспоминают седобородые дяди и увядающие тети, а в глазах свет далекого счастья. И никакие СМИ любви родительской не победят! Особенно, если она в соответствии с волей Божией...
Несколько охладясь подумал вот ещё о чём
моё мнение о китайской культуре может быть воспринято как именно свидетельство этакой равнозначности , о которой пишет автор , но я имел в виду не равнозначность религий - для нас Иисус Христос есть Бог и никаких других богов быть не может в принципе . Я говорил о ценности китайской именно культуры , кстати кто Вам сказал ,что китайская культурная экспансия началась именно сейчас ? Лиса , золотая рыбка и многое другое (подробнее в специальной литературе) , что мы даже не задумываясь относим к русской народной культуре имеет китайское происхождение видимо ещё с времён ,когда русские наёмники в монгольском государстве служили и в Китае .
К вопросу о драконах -недавно смотрел по РЕН-ТВ передачу о тайных обществах и там один исследователь рассказывал о некоем весьма известном и древнем христианском храме (к сожалению забыл как он называется) в Израиле - там якобы до недавнего времени была икона СВ.ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА на которой святой не убивает дракона , а берёт у него то-ли яблоко , то-ли книгу -удивительно (есть просьба ,что-бы администрация портала рассказала об этом - может ли такое быть ? ).Прошу прощения за некоторый сумбур и орфографию .
Прочёл статью и комментарии - сразу два мнения
1. удивительно сколько знатоков "творчества" г-жи Роулинз посещает ПРАВОСЛАВНЫЙ портал
2. удивляет поверхностное знакомство автора с китайской культурой и на основе её ПОВЕРХНОСТНОГО анализа делаются глобальные выводы .
Есть такое явление , как взаимопроникновение культур и взаимное их обогащение , в том числе и духовное . Христианская ( имеется в виду именно христианская - специально не говорю общехристианская т.к. это опять уведёт в сторону ) , западная культура проникла в китайскую не менее сильнее чем их к нам и ничего - китайцы взяли из неё что им полезно и пользуются .Наверно и мы могли бы что-то для себя присмотреть .
Есть один вопрос , который автор прямо не называет , но который что называется " между строк " - именно демонизация современной массовой культуры .
Китайцы , с их глубочайшей многотысячелетней культурой к которой надо относиться , как мне кажется ,с большим уважением , тут абсолютно ни причём (насчёт какой то оплаты юанями извините , но это бред , параноидальный). Корни этого в нашей собственной , а китайцев просто используют " в тёмную " как говорится .
Но только зря Вы так о Маяковском, он был талантливый, ищущим, просто не смог найти. К тому же, возможно, он не самоубийца. Да и с "Гарри Поттером" несправедливо обошлись: там как раз "водораздел" между добрыми и злыми магами. Если Вам убеждения не позволяют познакомиться с произведениями более близко - лучше не упоминайте их.
Но статья всё равно очень полезная и отрезвляющая.
Еще раз повторю мою претензию, еще раз подчеркиваю - она только в следующем:
Автор статьи пишет, что в книге герои делятся не на "добрых" и "злых", а на "магов" и "маглов". Якобы соответственно формируются и читательские симпатии. Маглы вызывают отвращение, а маги - восхищение.
Я утверждаю, что в книге все наоборот. Как сказал в одном из комментариев Сергей: "Мало того, уважительное или презрительное отношение к маглам стало основой главного конфликта среди магов. В контексте книги маги, презирающие маглов, -- персонажи отрицтельные."
Для того, чтобы это понять, не надо быть семи пядей во лбу. Достаточно просто внимательно прочитать роман. Из чего я сделала вывод, что автор статьи его не читал. Зачем тогда вообще на эту книгу ссылаться? (здесь почему то приходят мысли об управлении сознанием, гоню их прочь)
Можете ли вы что-то сказать по СУТИ претензии, про деление персонажей в книге?
Почему я к этому прицепилась? Потому что царапает неправда на православном сайте. Может на подобную мелкую неправду нужно закрывать глаза? Может мелкая неправда неправдой не является?
Я так не думаю. Очень хотелось бы, чтобы автор отписался и объяснил свою точку зрения.
А вот про "Поттера" - это вы зря. Я не попадаю под влияние рекламы и привыкла до всего доходить самой, а не потреблять навязываемое современными ПР-кампаниями. Изначально брала книгу с заведомым презрением. Потом вторая, третья и т. д. Я христианка, и смотрю на любое произведение, стараясь понять, какую пользу оно может принести, что полезного можно извлечь для себя. И не соглашусь с тем что Роулинг делит на магов и "лохов" муглов. А уж познакомившись с персонажами, не получилось бы сказать, что книга нехристианская. С тем же успехом можно обвинять "Хроники Нарнии".
При всем уважении, советую автору последовать примеру диакона Кураева, который даже "Титаник" оценивал с позиции христианской философии.
Но, пожалуй, не соглашусь по поводу книг и "вселенных": Гарри Поттера и Звездных войн. На мой взгляд, в обоих произведениях "главный водораздел" проходит между силами добра и зла. А это - вполне традиционное христианское мировоззрение. Просто оно облачено в сказочные формы, на современный лад. Раньше были свои сказки, теперь - другие. Но это тоже сказки, и в них точно так же добро борется со злом.
Интересно было бы сравнить эти произведения со сказками, которые автор и другие противники не рассматривают как "Нью Эйдж", с главными идеями, противоречащими христианству. Ведь и во Властилине Колец, и в Хрониках Нарнии, не говоря о русских народных сказках, можно без труда найти обозначенные автором расхождения с христианством. И что? Отвергать все сказки? Или кому-то кажется, что в этих сказках никаких отклонений нет? А ведь они есть, и значительны...
В общем, на мой взгляд, требовать от сказки полного реализма не стОит. А основные идеи - вполне в русле сказок христианской культуры.
Новую версию приключений маленького волшебника предложили педагоги воскресной школы при одной их церквей столицы Башкирии.
...Перед Пасхой Гарри получает письмо из Хогвартса. Дескать, была очередная битва между добрыми и злыми силами. Только на этот раз победило зло. И из добрых в живых - почти никого. Дамблдор, умирая, раскаивается в том, что был волшебником, и завещает Гарри найти Того, Кто Создал Все.
- Дети верят в Гарри Поттера. Прочитав эту сказку, они начинают интересоваться магией, хотят колдовать, - рассказала «КП» одна из авторов пьесы, педагог Мария ЛАРИОНОВА. - И мы решили объяснить им, что любое колдовство неприемлемо, это обращение к темным силам, а не к Богу.
В сказке Гарри встречает православного священника, который и рассказывает ему о Том, Кто Создал Все. А еще у него появляются друзья - Анастас и Агния. Герои расправляются со злодеями с помощью святой воды и молитвы...
Попутно выясняется, что родители Гарри перед смертью отреклись от магии и крестились. А сам Гарри остался жив только благодаря вере, а не магии. История заканчивается хеппи-эндом: маленький волшебник становится христианином.
На протяжении сказки главный злодей - Воландеморт - на сцене так и не появляется. Он говорит из-за сцены.
- Мы не могли попросить верующего ребенка играть дьявола, - говорит Мария Ларионова.
А разве у Саурона нет фанатов?"
Да тут Толкиен переборщил. Сам потом понял. Льюсу удалось в Нарнии не переступить грань. Хотя оба писали изначально христианские сказки. Первый - для взрослых детей
Хотелось бы, чтобы редакция сайта (очень уважаемого мною сайта) критичнее относилась к тому материалу, который печатает, так как именно такой непрофессионализм может отвратить тех, кто сюда случайно зашел, но мог бы и остаться.
Мы вот спорим о Гарри Поттере, Толкиене, а что еще детям читать и смотреть? Не будем о старых и добрых фильмах - они старые, черно-белые, о непонятных современному ребенку пионерах, более современные - о котятах, щенятах, сиротах - по сути психологические. А приключенческих, ярких, заводящих, моментами веселящих и обязательно с победой добра в конце, нет. Поэтому и так прижились зарубежные авторы и фильмы, а с их подачи, как из рога изобилия, посыпались разные хэллоуины, валентины, дети стали играть в магов и в хоббитов. Наша киноиндустрия как-то не может шагнуть дальше примитивных сериалов и "нашей раши", наверное, надо как когда-то "по заказу гостелерадио" наснимать чего-то детского, семейного, хорошего, только, кто бы заказал?
100!
Насчет того, что "Гарри Поттер - хорошая, да еще и христианская литература, это как говорится, вряд ли. Вообще-то это вообще не литература, а уж тем более не христианская, всё с точностью до наоборот. Антихристианский ширпотреб, на которой подсадили полмира, что печальнее всего, то и некоторых христиан.
С оценкой опусов про Поттера абсолютно согласен с Т.Л.Шишовой и И.Я.Медведевой.
А то, что у отрицательных персонажей в жизни есть много фанатов, -- аргумент откровенно высосанный из пальца. Если вы говорите о книге, надо смотреть на то, что написано в самой книге.
А разве у Саурона нет фанатов? (Из Википедии: "Толкинисты ... называют себя представителями волшебных народов, описанных у Толкина: эльфами, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, и прочими")
А разве у Сатаны нет поклонников? Что, Библию будем отвергать?
В качестве доказательства - название последней части - "Гарри Поттер и Дары Смерти".
Простите, никакие Дары не напоминает?
Это же прямое богохульство!
А статья хорошая.
Вопрос автору.И что же нам всем и каждому в отдельности делать?
Я лишь сказала, что в статье имеет место быть передергивание.
Елена, не согласна с Вами. Это все-равно, что сказать: "Математики считают себя выше других потому, что обладают знаниями и способностями, которыми многие другие не обладают и используют эти знания и способности против остальных (могут, к примеру, быстро и правильно посчитать сдачу и не дать продавцу на рынке их обмануть)"
Перечитал все семь книг "Гарри Поттера" вподряд. Нормальная христианская сказка и с концом в виде самопожертвования и любовью как высшей формой магии.
Книга продолжает традиции и Толкина и Льюиса, те кто читал можут найти прямые аллюзии. Например, конец "Властелина кольца" с возвращением Сэма домой очень напоминает конец Поттера с тем, что Гарри отправляет сына в Хогвартс.
Фильм, конечно, слабее, на то он и фильм.
Все таки нужно читать, а затем критиковать.
Мне тоже очень нравится "Гарри Поттер", однако описанный автором "водораздел" действительно имеет место быть, потому что маги в ней почитают себя выше маглов, хотя бы потому, что обладают силой, которой у маглов нет. И, к стати говоря, применяют ее в отношении маглов (и сам Гарри, и Гермиона, не говоря уже о злых магах). Если оценивать произведение непредвзято и объективно, то это правда.
А у православных (по словам прот. Андрея Большанина) каждый год - год благодати Божией. На том и стоим.
Очень жаль, что автор статьи не соизволил ознакомиться с произведением, прежде, чем на него ссылаться. Дочитывать статью не захотелось. Пахнет ложью и передергиванием. А главная мысль и так понятна всем верующим.
Простите за резкость.