Новый год и Рождество

Источник: Фома.Ru

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Александр Ткаченко

Источник: Фома.Ru

30 декабря 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай 9 декабря 2016, 22:55
По Церковному календарю праздник Рождества Христова длится 12 дней. Начало праздника, так называемое предпразнство, начинается 2 января. Но церковный день начинается вечером, поэтому вечером 1 января и начинается праздник, который естественно каждому православному надо торжественно встретить в храме на богослужении, ведь для желающих причастится начинается неделя строгого говения. Поэтому за постным столом праздник встретить надо чуть раньше, первого утром, или по традиции, в начале суток, ночью. Садимся же мы за постный стол во время поста, и не один раз в день. А праздник Благовещения бывает и на Страстной седмице и его встречают за столом. И даже в монастырях, по типикону, в праздники разрешается вино. 13 января- конец праздника - отдание, который также надо отметить вечером за столом, за одно встретив и Новый год по старому.
Екатерина Харламова 5 января 2015, 11:06
Спаси Господи за статью! Актуально и познавательно.
Светлана18 января 2014, 22:58
Прочла комментарии...Как-то удивительно сложно... Новый год праздновали и дед с бабушкой (дед закончил 4 класса церковно-приходской школы, но читал все газеты компартии). Новый год празднуют родители (ну, понятно, поколение комсомольцев-коммунистов, атеистов, Спаси Господи, мама крещеная), Новый год празднует моя семья - все крещеные, я в Церковь хожу постоянно, верю, принимаю Святое Причастие. Все на самом деле очень просто - к Новому году убираюсь в доме, заканчиваем с мужем все серьезные дела, постничаю, дети готовятся, и все с мыслью о том, чтобы новый год встретить "без хвостов", как говорится. А главное, подготовить дом и семью к празднованию Светлого Рождества и Крещения Христова заранее, чтобы все было без мирской суеты.
геннадий30 декабря 2013, 18:16
Трудно людям в последние времена,давайте понимать и любить друг друга,и прощать..ведь не все спасуться и это страшно
vladimir28 декабря 2012, 08:06
Праздновать Новый год в Пост-дело лично каждого. Но Вы забыли о главном предназначении Поста-духовно очищать себя. Что толку от физического поста если Вы ругаетесь,материтись,обижаете других и обижаетесь сами,завидуете,гневаетесь и т.д
Лариса 9 января 2012, 22:44
Александру.

А Вы считаете все православные Рождество без бутылочки встречают, если гости соберутся. Я тоже так раньше считала по-наивности, а теперь знаю некоторые православные компании, где все праздники, если не на пост приходятся, празднуют с бутылочкой. Не упиваются, конечно, но спиртное есть, и дети это видят.
Лариса 9 января 2012, 22:38
Если бы вся семья была глубоко воцерковленнае, то, конечно, какой новый год посреди поста. А когда наполовину, можно и новый год справить потихоньку, не упиваясь, не буйствуя, постной пищей, кто поститься. Страшного греха в этом не вижу.
Елизавета 9 января 2012, 00:26
Ну а почему бы не отпраздновать новый год, это всё-таки некий рубеж в жизни каждого. А что касается пьянок, так это уж у кого как, новый год ни при чём. Тогда и дни рождения надо запретить. А лишний раз подарить друг другу тепло и радость - это здорово, особенно детям
ника 7 января 2012, 00:27
Вполне согласна с Олександром.Какое празднование может быть в пост.Кому это угодно?Опомнитесь!!!!!!
nina 2 января 2012, 19:56
Поздравлений с Новым Годом
Не бывает слишком много.
Положи их в коробок
И расходуй по чуток.
Каждый день бери оттуда
Веру в сказку или чудо,
Не забудь слова удачи
Прихватить порой в придачу.
Сохрани большой пакетПожеланий долгих лет,
От плохого настроенья –
Пожелания веселья.
Так, глядишь, пройдёт весь год
Без печали и забот!
р.Б. Евгения 2 января 2012, 15:50
А мы в этом году впервые служили Божественную Литургию в новогоднюю ночь в нашем больничном храме. И пусть нас было немного (около 30 человек), но у всех было прекрасное праздничное настроение! После Литургии был отслужен молебен на новолетие. На душе было действительно празднично!
Александр 1 января 2012, 19:42
Да, атеисты считают это семейным праздником. Только получается не семейный праздник, а пьянка в присутствии детей. Деткам становится интересно, а что это такое родители пьют, чего нам нельзя? И почему все так радуются, когда гости достают и ставят бутылки на стол?
Да, семейный праздник, но почему так много случайных и алкогольных смертей, семейных скандалов, ругани и драк. Почему в этот период много самоубийств? Про акогольные запои и психозы даже не упоминаю.
В статье ясно написано, что этот праздник - замена Рождеству. Это Анти-Рождество. Праздник сатаны.
Почему Патриарх ничего не говорит про то, что сейчас пост и что праздновать нельзя? В церковном календаре есть этот праздник?
Простите, грешен.
Мила 1 января 2012, 15:37
Ох! На самом деле это и простой вопрос и сложный одновременно. Все взрослые люди хорошо понимают, что в запретном плоде есть своя сладость. Но если соберётся вся семья за постным столом, в идеале ещё почитает жития святых, в частности о жизни Ильи Муромца( память которого совершается 1 января ), поздравят друг друга с новолетием, пообщаются и с миром разойдутся, то вряд ли это явление будет грехом в жизни любого православного человека. И дети наши (подростки особенно )спокойно будут относится к грохоту на улицах и шумным компаниям в эту новогоднюю ночь. Я думаю, что для Бога важно сохранить чистоту души и сердца и передать это своим детям. Простите.
Нина31 декабря 2011, 22:51
Читаем всей семьей чин двенадцати псалмов и ложимся спать , праздничный стол только Рождеству Христову .
Степан31 декабря 2011, 14:18
Надо бы,всё-таки,это дело,как-то,устаканить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×