Не из-за того, что о них мало писали — наоборот, из-за того, что писали много. С ними получилась то, что часто случается в обыденной жизни. Давайте задумаемся – когда мы лучше всего узнаем человека, когда происходит настоящая встреча с ним? С большинством людей, с которыми мы встречались, мы так и не встретились. Они прошли мимо нас, а мы прошли мимо них. При изучении истории наш взгляд тоже чаще всего скользит по поверхности. Он видит «роль, которую сыграл человек», но не самого человека. Театральная маска не спадает с исторического деятеля, потому что мы смотрим на него через театральный бинокль. История воспринимается нами как зрелище, иногда забавное, иногда ужасающее, но всегда развлекающее, так как разыгрывается на сцене, а не в зрительном зале, где сидим мы.
Но на самом деле, не так. История – это не театральное представление, это, по словам протоиерея Георгия Флоровского, «творческая трагедия человеческой жизни», в которую включены и мы, и люди прошлого. И для того, чтобы встретиться с ними, нужно перестать скользить по поверхности. Чтобы встретиться с человеком, нужно знать не только как он живет, но и чем он живет, не только его быт, но и его бытие. Именно здесь, в точке устремления к абсолютному, в той духовной жажде, о которой говорит Пушкин в первой строке своего «Пророка», и находим мы человека, здесь и происходит встреча с ним. Такой подход позволяет увидеть с неожиданных точек зрения уже, казалось бы, известные и привычные исторические факты.
Возвращаясь к декабристам, можно вслед за одним из исследователей повторить: «мы хорошо знаем, что думали декабристы и к какому политическому строю стремились, но гораздо меньше знаем, каковы они были». Много раз и в либеральной, и в советской историографии декабристы становились жертвами мифологизации: то их изображали в роли благородных «несогласных», находящихся в не столько политической, сколько нравственной оппозиции «кровавому режиму» самодержавия, то на них одевали театральные одежды «дворянских революционеров», будящих Герцена. Но и сами они любили то кутаться в римские тоги, воображая себя Брутами и Катонами, то примерять сюртуки Робеспьеров и Наполеонов[1]. Они чувствовали себя вступающими на сцену истории. «Нам хотя бы страничку в истории заслужить, чем бы ни кончилось, а с нас этой странички довольно», — отвечал на указание о безрассудности будущего восстания Александр Одоевский. «Умрем, ах! как славно мы умрем!», — мечтал он.
Но когда началось само восстание, театральные подмостки зашатались. Глазам открылась не литературная, а реальная ситуация. Почему не пришел на Сенатскую площадь назначенный диктатором С.Н. Трубецкой? Струсил? Не имел уверенности в успехе дела? Или почувствовал его нравственную ложь? С.Н. Трубецкой был во время восстания в доме своей сестры. Вернувшись в этот день домой, она долго искала своего брата по комнатам и, наконец, нашла в молельной. Она «обнаружила его лежащим без сознания перед образами, никто не знал с какого времени. Его подняли, положили на диван, привели в чувство. На все вопросы отвечал он как-то сбивчиво; и вдруг, услышав отчетливый грохот пушки, схватился за голову и воскликнул: «О Боже! вся эта кровь падет на мою голову».
Известно, что во время допросов декабристы не запирались, охотно шли, по современному выражению, на сотрудничество со следствием. Что это? Недостаток выдержки? Неопытность? Дворянское чувство чести, не позволявшее лгать даже в такой ситуации? Или ощущение неправды своего дела и раскаяние в нем? Здесь они были уже не перед зрителями на подмостках истории, а перед следователями, среди которых — многие их знакомые, даже родственники, люди с которыми они многократно встречались в свете. Играть было не перед кем.
Для многих из декабристов период следствия стал временем внутренней перемены и обращения к религии[2]. Мы почти не знаем их с этой стороны. Для нас привычны фигура декабриста, витийствующего в великосветском салоне, стоящего на Сенатской площади или профили пяти казненных декабристов из «Полярной звезды» А.И. Герцена. Но давайте увидим их в другой обстановке.
Казематы Петропавловской крепости. Ночь на 26 июля 1826 г. Истекают последние ее часы, а вместе с тем – и последние часы земной жизни осужденных на смертную казнь. На рассвете приговор будет приведен в исполнение. Все приговоренные уже исповедовались и причастились. Тянутся минуты трудного, томительного ожидания. Около 16 номера раздается разговор, ведущийся из двух соседних камер – это С.И. Муравьев старается ободрить своего младшего друга М.П. Бестужева. По свидетельству надзирателя, они говорили «о Спасителе Иисусе Христе и о бессмертии души».
Скрипнула дверь: в каземат к К.Ф. Рылееву заходят плац-майор со сторожем, чтобы, надев на него оковы, вести к месту казни. Пока ножные кандалы надевают, Рылеев заканчивает предсмертное письмо жене, которое потом будет распространяться в десятках списков. «Бог и государь решили участь мою: я должен умереть, и умереть смертию позорную. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения. И за то Дух Святой дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Это дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки. Ради Бога, не предавайся отчаянию, ищи утешения в религии». Те же чувства Рылеев выразил и в последних своих стихотворениях, написанных там же, в каземате Петропавловской крепости:
Мне тошно здесь, как на чужбине.
Когда я сброшу жизнь мою?
Кто даст криле мне голубине,
Да полечу и почию.
Весь мир как смрадная могила!
Душа из тела рвется вон.
Творец! Ты мне прибежище и сила,
Вонми мой вопль, услышь мой стон.
Приникни на мое моленье,
Вонми смирению души,
Пошли друзьям моим спасенье,
А мне даруй грехов прощенье
И дух от тела разреши....
Ты прав: Христос – Спаситель нам один,
И мир, и истина, и благо наше.
Блажен в ком дух над плотью властелин,
Кто твердо шествует к Христовой чаше.
Прямой мудрец! Он жребий свой вознес,
Он предпочел небесное земному,
И, как Петра, ведет его Христос
По треволнению мирскому.
Душою чист и сердцем прав
Перед кончиною, подвижник постоянный,
Как Моисей с горы Навав,
Узрит он край обетованный.
Как видим, значительную часть декабристов не надо было убеждать в неправоте их дела. О ней лучше всяких слов свидетельствовала кровь сотен людей, в том числе совершенно посторонних, попавших под три залпа картечью, выпущенных по восставшим войскам; сломанные судьбы сосланных на каторгу и отправленных «сквозь строй» участников выступления, многие из которых даже не знали, в чем они приняли участие: как известно, декабристы вывели солдат под предлогом защиты прав на престол великого князя Константина.
Во всех этих трагических последствиях в советской историографии было принято винить императора Николая. Но мог ли он поступить по-другому, отстаивая свою (заметим: законную) власть и даже жизнь[3]? Возможно, отстаивая их, молодой император допустил ряд чрезмерно жестких действий, без которых бы можно было обойтись, но и это утверждение весьма сомнительно. Несмотря на уговоры окружения, Николай долго отказывался применять пушки, три раза предпринимал попытки уговорить восставших мирно сложить оружие, посылал к ним для уговоров сначала генерала М.А. Милорадовича, потом (уже зная, что Милорадович ранен!) своего брата великого князя Михаила Павловича, потом — митрополита Санкт-Петербургского Серафима. И лишь когда опускавшаяся вечерняя мгла создала опасность того, что восстание распространится на город, Николай согласился с необходимостью применения артиллерии. Что касается приговоров, то даже глубоко симпатизирующий декабристам М.О. Цетлин пишет: «Нельзя сказать, что царь проявил в мерах наказания своих врагов, оставшихся его кошмаром на всю жизнь (ему всюду мерещились ses amis de quatorze), очень большую жестокость. Законы требовали наказаний более строгих». Конечно, казнь пяти повешенных на кронверке Петропавловской крепости, шокировала отвыкшее от подобных сцен русское общество. Шокировала она и врача английского посольства, который с удивлением записал в своем дневнике, что по делу о заговоре такого масштаба в Англии было бы казнено не пять человек, а три тысячи.
Если бы восставшим удалось победить, то крови в России пролилось не меньше, а больше, и можно только предполагать, к каким катастрофическим последствиям, к какой смуте привела бы их победа, недаром М.И. Муравьев-Апостол перед смертью признался, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря». Другой декабрист, А.П. Беляев, спустя годы после восстания, писал, как бы произнося приговор над делом своей молодости: «я и теперь сознаю в душе, что если б можно было одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертва была бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносят преимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своей судьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые им хотят навязать против их убеждений, верований и желаний... Я вполне убежден, что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы». «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», - говорили вернувшиеся из ссылки декабристы.
Возникает вопрос: что же привело декабристов к участию в тех событиях, о которых большая часть из них будет вспоминать с болью и сожалением? Среди декабристов не было, или почти не было, людей того типа, который станет преобладать в русском революционном движении к. XIX — н. XX вв. Среди них не было тех, кто вместе с Петрушей Верховенским мог бы сказать про себя «я не декабрист, я мошенник». Среди них не было тех, кто был бы одержим ненавистью к России, как Троцкий или Свердлов. Среди них не было тех, кто был бы готов на все ради захвата и удержания власти, как Ленин. И даже П.И. Пестель со всеми его диктаторскими замашками, и даже П.Г. Каховский и А.И. Якубович со всей экзальтированной, а потому несерьезной, готовностью к цареубийству, не могут идти ни в какое сравнение с «бесами», расплясавшимися по России в эпоху революционных смут.
Декабризм представлял собой довольно пестрое и слабо организованное движение, объединявшее внутри себя людей самых разных, подчас диаметрально противоположных взглядов. Здесь мы видим националистов, склонных к авторитаризму. Таков, например, М.А. Дмитриев-Мамонов, призывавший к «конечному падению а, если возможно, смерти иноземцев, государственные посты занимающих», к уничтожению Польши, присоединению Норвегии, войне с Турцией и т. д. Русским националистом, несмотря на свои немецкие корни, был и П.И. Пестель, призывавший к созданию унитарной республики, полной русификации всех народов России и изгнанию из нее евреев в незаселенные районы Малой Азии в специально созданное для них государство. Но среди декабристов мы видим и либералов вполне западного образца — например, Н.И. Тургенева или Н.М. Муравьева. В движении декабристов были люди, имевшие серьезный опыт государственной или военной службы (С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский), но были и литераторы, никакого опыта административной деятельности не имеющие, зато восполняющие его недостаток безудержной экзальтацией (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер). «Это явление, - писала о декабризме В.М. Бокова в 1995 г. - можно без особой натяжки уподобить недавнему диссидентству. Это было типичное объединение «против», но не «за»». Спустя 15 лет можно сказать, что это явление можно уподобить и сегодняшним «несогласным».
Декабристы тоже были несогласны — несогласны с реальными недостатками тогдашней социально-политической системы России: крепостным правом, коррупцией, ущемлением прав русского народа, недостаточной социальной мобильностью, отставанием в техническом процессе и т. д. Все эти недостатки, действительно, были, и декабристы, действительно, честно хотели, чтобы стало лучше. Они не хотели «кроволюции». Хотели лишь безкровного переворота, «передачи власти». Да и об этом всерьез не думали, а больше разговаривали, обсуждали, только собирались не на интернет форумах, а -
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Однако пробужденный их словами ход событий вдруг стал необратимым, и неожиданно для самих себя они оказались, на Сенатской площади, став, по выражению П.Н. Милюкова, «случайными революционерами». И все, что было то ли театральной, то ли литературной игрой вдруг превратилось в реальность — со свистящей картечью и гибнущими из-за них и за них людьми.
Декабристы чувствовали себя борцами за правду, думали, что они несут «подвиг честного человека». Но это чувство сыграло с ними злую шутку. Оказалось, что правда, даже если она правдива, но лишена настоящей трезвости, настоящего смирения, и настоящей любви, которая, по слову апостола Павла, «не ищет своего», становится страшной разрушительной силой. Недавно патриарх Кирилл говорил об этом в своей проповеди в день памяти великомученицы Варвары: «Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда <...> Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду!»
Большинство декабристов, основываясь на собственном горьком опыте, смогли понять истину, выраженную в этих словах. Вопрос в том, в состоянии ли понять ее мы, основываясь на горьком опыте русской истории. Или же нам предстоит в очередной раз подтвердить правоту знаменитого афоризма В.О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Лично я не вижу в действиях декабристов ничего, что позволило бы считать их предателями, изменниками, врагами Отечества. И думаю, что отмена крепостного права и конституция (входившие в программу декабристов) тогдашней России не помешали бы.
Что же касается протеста как такового - прежде, чем осуждать протест, следует подумать о том, какую политику проводят власти. Как будто любой протест - это непременно насилие и разрушение.
Согласен с Павлом.
Страшно то, что ничего не предлагают в замен сломанному, это должно настораживать. Красивые лозунги под которое ломали страну в 90-х уже забыты? Да и кто такая революционерка Ксения Собчак? Что ценного будущему поколению несёт она, кроме либеральных "ценностей", которые со страшной скоростью трансформируются в аморальные, бездуховные и бессмысленные идеи.
И рассматривать декабристов с какой то одной стороны тоже не верно. У истории нужно учиться, и помнить, что есть много тех кому мешает сильная Россия и найдётся много желающих уничтожить её руками декабристов, большевиков, майданщиков и кого нибудь ещё.
Хорошее правило призывать граждан к порядку к терпению, но и власть имущим прихожанам необходимо напоминать об уроках нашей истории.
Может быть прежде чем осуждать декабристов стОит обратиться к вопросу о политике власти - что она делала и чего не делала?
И ссылаться на 1917 год как на образец переворотов и революций не следует - как будто везде и всегда установившаяся власть копировала якобинцев и большевиков.
И как будто желание перемен в обществе и гражданские выступления всегда приводят к кровавым убийствам?
Как-то все это схематично в нынешнем публицистическом пространстве. А главное - неисторично
Недаров в такого рода статьях полно штампов, стереотипов, мифологических и апокрифических сказаний, которые не находят подтверждения в исторических документах.
Авторы вроде борются с "мифологией" советской и традиционной, а сами тут же предлагают новую мифологию, уже свою, государственническую или еще какую.
Ну скажем, что это за мифический автор дневника англичанин-доктор, может быть дадите ссылку на публикацию его дневника и записи о том, что в Англии казнили бы больше? Откуда сей документальный факт, где публикация записи англичанина? или какой беллетрист написал?
Очень благодарен о.Димитрию.
Александр
«14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться», - говорили вернувшиеся из ссылки декабристы". (С)
Не говорили они такого. Не передергивайте слова Матвея Ивановича Муравьева-Апостола. Для него эта дата печальна, лично для него. Видя поражение Черниговского полка застрелился младший брат. А потом, по результатам "следствия и суда", повесили любимейшего его брата - Сергея Муравьева-Апостола. Для Матвея этот день - день поминовения братьев. Какая уж тут радость?
Учите, батюшка, матчасть. Прочитайте хотя бы воспоминания декабристов и вы узнаете, что и в тюрьме эта дата отмечалась. Накрывался стол. Читались стихи, сочинялись и исполнялись песни.
Из ссылки вернулись не все, но как их встречали!Еще до их возвращения их портреты, написанные в Сибири Николаем Бестужевым, были растиражированы и пользовались огромнейшим спросом. Даже Сибирь посылались, к оставшимся там. А как их провожали в последний путь! На руках несли гроб несколько километров. И до конца своих дней, вернувшиеся из ссылки активно участвовали в жизни. Прочитайте Герцена, посмотрите, что писал Бакунин. Даже Вяземский признал, что вернувшиеся из ссылки остались верны себе :"Застыли в 14 декабря".
Сейчас столько информации, включая воспоминания и письма декабристов, переписку их жен, дневники Николая I, воспоминания современников, исследования декабристоведов и т.д., что только не любопытные остаются не просвященными.
"В движении декабристов были люди, имевшие серьезный опыт государственной или военной службы (С.П. Трубецкой, С.Г. Волконский), но были и литераторы, никакого опыта административной деятельности не имеющие, зато восполняющие его недостаток безудержной экзальтацией (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер)" (С)
Не стоит писать о том, с чем хорошо не знакомы.
А автор даже не в курсе, видимо, что Рылеев К.Ф. также воевал, а мирное время был не только поэтом и заговорщиком.
И вряд ли мог увлечь лишь экзальтацией таких людей как Муравьев Н.М. (который "один стоил целой академии" по словам Лунина М.С.), Батеньков Г.С., Бестужев Николай Александрович, Пущин Иван Иванович, Оболенский Е.П и многих других.
За попытку объективного взгляда на декабристов. Безусловно, все знают, КАК образовались Северное и Южное общества... Безусловно, все знают и о том свободомыслии, которым Рылеев и многие другие заразились во время заграничных походов русской армии в войне с Наполеоном... Декабристов превозносили и ругали. Но ведь главное в жизни человека - итог. У них было истинное покаяние (К.Ф.Рылеев и др.)! Да и жизнь на каторге для многих была несением креста: удивительная жизнь В.Ф.Раевского, В.К.Кюхельбекера, который только и жил верой в Христа!..
Если мы в своих судах забываем об этой стороне жизни этих людей, то мы отказываем им в покаянии! Ибо не судите... Спаси Господи, батюшка!
"14 (27 по новому стилю) декабря" - неверно, т.к. в 19 веке разница календарей составляла 12, а не 13 дней"
Дотошный, а Вы какого числа Рождество встречаете?
Григорианский календарь был введен большевиками в 1812 году, т.е. веком позже описываемых событий, и, как и все введения богоборцев, внес очень большую путаницу и сумятицу в исчисление событий даже до сего времени. Церковная датировка (в Русской Православной Церкви) совершается по юлианскому календарю с Александрийской Пасхалией, т.е. человек, живущий в церкви, живет по юлианскому календарю, и основа датировки событий для него - по нему.
В качестве примера дурной службы подобного подхода можно привести современную "светску" датировку смерти Пушкина или рождения Ломоносова.
Один умный человек (нынче доктор физико-математических наук) как-то сообщил мне, что астрономы для построения парадов планет пользуются юлианским календарем. Григорианский для этого не годится. Так что и к папе римскому Григорию применимо крылатое изречение приснопамятного р.Б. Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше..."
Уважаемый Олег, мавзолей,звезды,памятники - -это как раз результат " чаяний" той интеллегенции,которая взбудоражила Россию, а потом в ужасе от содеянного отступила и у власти стали "мовзолеи и памятники." Я люблю СССР -это моя молодость,в ней было много хорошего.Но ведь и без революции жизнь можно улучшать. И вот сейчас опять интеллегенции хочется себя утвердить_-борцы,накупили собственности за границей побаломутят народ и уедут к себе в лучшую жизнь, а у нас опять расхлебывай революцию. А ведь надо все восстанавливать,хорошая жизнь требует работы, а не болтовни."
/ С уважением присоединяюсь, но воинствующие "борцы" не интеллигенция, это заблудившиеся в собственном разуме люди, продающиеся не разумные и враги России.
После моря неглупых и временами весьма доказательных публикаций как-то неловко читать очередную попытку идеализировать "республиканцев по недоразумению",как назвал "декабристов" Михаил Покровский.Для тех,кто не знает - по учебнику М.Н.Покровского историю в нашей стране учили с 1919 по 1933год.
Как заметил главный историк ВКП (б)- господ с Сенатской площади 18 век приучил к тому,что пост императора России - выборный,а выборщики - офицеры гвардейских полков.
"Bдя на дело",они думали вовсе не о народе и не о Христе.
В конце 50х годов,когда возвращали из забвения ранее вычеркнутые имена - был издан том очерков Ларисы Рейснер,легендарной дамы-комиссара,прототипа героини пьесы "Оптимистическая трагедия".Ее батюшка-профессор возглавлял комиссию Временного правительства по разбору архивов Третьего Отделения.И девушка имела доступ к протоколам допросов "героев 14 декабря".Так вот они,оказывается,заранее договорились в случае удачи заговора тут же казнить "гнусного цереубийцу" Каховского,чтобы отвести от себя гнев народа.А в случае неудачи -условились валить все на того же "неуправляемого маньяка-убийцу".Сначала приговорен к виселице был только Каховский.Но перед завершением следствия ему дали почитать показания " братьев во Христе" - и он дал дополнительные показания.
http://www.pravoslavie.ru/sm/5854.htm). Как видим (из прекрасной этой статьи), и декабристы, пусть слишком поздно поняли, в чём они ошибались. Мы легко всё исправим, когда русский народ (в основе своей) поймет свою великую миссию, данную (без преувеличения) ему Господом. А после "урока 1917-го" ввести нас в заблуждения уже никому не удастся.
становили в наши ряды через наших слепых агентов целые легионы, которые
с восторгом несли наши знамена. Между тем эти слова были червяками,
которые подтачивали благосостояние гоев, уничтожая всюду мир,
спокойствие, солидарность, разрушая все основы их государств. Вы
увидите впоследствии, что это послужило к нашему торжеству: это нам
дало возможность, между прочим, добиться важнейшего козыря в наши руки
- уничтожения привилегий, иначе говоря, самой сущности аристократии
гоев, которая была единственной против нас защитой народов и стран. На
развалинах природной и родовой аристократии мы поставили аристократию
нашей интеллигенции во главе всего, денежную. Ценз этой новой
аристократии мы установили в богатстве, от нас зависимом, и в науке,
двигаемой нашими мудрецами.
Протокол № 1. Протоколы сионских мудрецов. Издание Свято-Троицкой Лавры 1911 г.
Надо ещё записать обобранный нищий народ в "бунтовщики", и записать в "императоры" чекиста, который на вопрос "верит ли он в Бога" ответил - "я верю в человека".
Вот и мы. Считаем, что на месте наших предков, мы не стали бы идти против царской власти, но зато, поддавшись на провокацию, иногда идём против сегодняшней власти (не обязательно именно сегодняшней, но и раньше в 90-е), которая, начиная с 17 года, есть прямое и попущенное Богом последствие свержения помазанника Божия и нашей общей распущенности. И надеемся, таким образом, улучшить свою жизнь и построить какой-то новый мир.
Трибуны тешатся рекой
Через помосты прооносимой.
Им чужд покой - усиль рукой
Речеворот произносимый.
А дел уже невпроворот,
Трещат модели депутатов,
Шумит людской водоворот,
Сверкают брызги перекатов!
С тоскою ищет организм
Здоровый клок на хилом теле-
В рецептах все слова на "-изм",
Врачи дерутся за портфели,
За ежекратные пайки,
Талоны, займы и лимиты,
Дисциплинарные пинки-
За царство черни и элиты!
И власть, кормящая народ,
Пчелиной маткой в чреве улья-
Ей не опасен недород:
Поят чернила, кормят стулья!
И пусть им шапок нет долой-
Не испугали феномены-
В душе холопский упокой
Впредь не дождется перемены!
Холопское состояние души - это жизнь без Бога. Это состояние актуально и для управляющих и для управляемых.
С тех пор многое изменилось в лучшую сторону, но многое требует исправления.
С уважением,
Постоянный читатель сайта.
И как для истинных гринписян для них главное не люди, нет , а главное "кошечки и собачки" только вместо кошечек и собачек фантазии в собственных головах.
"Декабризм представлял собой довольно пестрое и слабоорганизованное движение с противоположными целями ".
Ага , так , так . Но только эти "пестрые" и "слабоорганизованые" в конце концов отправили на встречу с Господом и царя , и многих священников .
Поучительно как никогда ! Царь Путин - власть от Бога .А тут , №откуда ни возьмись" , мужики не бритые , пьяные , с винтовками. Матросы , солдаты , рабочие . Что было все знают , историю читали .
Когда Минин и Пожарский вели свое ополчение, власти в стране не было. Вообще никакой. Василий Шуйский был свергнут и увезен в польский плен, а избранный на царский престол Владислав в Москву не приехал. Так что бороться с узурпацие власти в стране Минин и Пожарский не могли, за полным отсутсвием оной. Это было движение совсем другого рода. Таковы факты. И Вас спаси Господи.
Если император Александр I предполагал проведение реформ постепенное и растянутое во времени (объективных причин для этого было предостаточно), то декабристы неспешности Государя противопоставили собственное (субъективное) нетерпение. Незадолго до своей смерти в ноябре 1825 г. Император в беседе с начальником Главного штаба И. И. Дибичем произнес: «А все-таки, чтобы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем».
PS К события XIX века прибавляются 12 дней, а не 13. Поэтому восстание декабристов проишозло 26 декабря (14 12)...
Спаси, Господи
Из предисловия к библиографическому указателю "Съ нами Богъ", посвященному 200-летию изгнания "дванадесяти языков" и 235-летию со дня рождения императора Александра I Благословенного).
Ага, К. Собчак, видимо К. Минин, а Б. Рыльска - князь Д. Пожарский. Так?
У любого спектакля, митинга, а тем паче революции или её предпосылок есть режиссёр, отцы основатели, который стремясь к достижению своих целей оболванивает других людей. На глазах многих прошли цветные революции и большинство людей на эти псевдо-митинги шли за деньги, я предполагаю, что и на митинги в Москве люди шли отнюдь не за пряники и на этом сайте они не читают душеполезное. Уж такова задумка у злого гения, толкнуть обнищавщий народ за рупь на ещё больший грех Богоборчества.
А с Корнеевым Олегом я не согласен вот в чём: нет сейчас никакой узурпации власти. Вертикаль выстроена такая, что были огромные возможности остановить организаторов-бесов ещё в зародыше ситуации. Не в вакууме же они действовали организуя народ на грех? Всё идёт по гибкому сценарию. Это такая сложная социальная игра, на несколько порядков сложней чем шахматы.
А тема мавзолея ЗАКРЫТА. Её БОЯТСЯ поднимать всерьёз. Мавзолей - это оккультный символ, это суть правящей власти России с 1917г. и по сегодняшний день. Да, парадокс, Храм Христа Спасителя и мавзолей со стеной "святых мощей". Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. гл.18 отк. Иоанна Богослова
А также , рекомендую обратить внимание на мавзолей , красные звёзды над кремлём и повсеместные памятники кровавому безбожнику ульянову. Храни Вас Господь , Священник Димитрий Долгушин.
Конечно, с чем-то можно не согласиться, но подкупает искренность автора, его убеждённость в своей правоте. Надеюсь, что эта серьёзная работа поможет многим читателям ответственнее отнестись к нашему будущему.