Нищие духом

Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий духом, о котором говорит Евангелие, – это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета – это потребность, перед которой пасует и рационализирующая сложность науки, и художественная фантазия литературы, и даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости собственной духовной жажды человек догадывается о том, что он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

«Духовная жажда» – выражение нищеты – становится непременным условием «явления серафима». И усердно молящийся может замирать в недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается не в чем его унести. Поэтому действительно «блаженны» те, у кого есть ничем не заполненный сосуд – они и в самом деле могут «горы передвигать». Таким образом, духовная нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не потому, что он «угодил» Богу своими грехами, но потому, что он собственную духовную бедность смог пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея переполнило его, создало иллюзию личной онтологической завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

Сергей Мазаев

23 декабря 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга Васильева27 января 2019, 22:06
Интересное объяснение, спасибо за статью.
-24 октября 2017, 15:39
Да , именно ЖАЖДУЩИЕ!

Нищие могут быть и самодостаточны в своей нищите в отличии от ЖАЖДУЩИХ!

Наталья 9 декабря 2016, 16:56
Спасибо! Нищий духом мира, кто не имеет мирских удовольствий
Виктория11 февраля 2013, 15:57
(ч.2)
Чтобы не предлагал наставник, у юноши всегда находился более правильный вариант решения задачи.
Тогда мудрец дал юноше пустой стакан, а сам начал наливать в него вино из сосуда.
Сначала стакан наполнился до половины, затем до самых краёв, а учитель всё наливал и наливал вино в стакан.
Юноша сначала спокойно смотрел, как вино переливается из стакана на землю, но потом не выдержал и закричал:
- Перестань же лить! Мы только зря тратим вино!
- Точно так же, как и я зря трачу своё время. Я мог бы тебя многому научить, но ты уже полон, как этот стакан.
Юноша спросил:
- Так что мой прошлый опыт ничего не значит?
- Твой образ мыслей сделал тебя тем, кто ты есть. Дал тебе всё то, что ты сегодня имеешь. Но если ты хочешь большего, то он не приведёт тебя к желаемой цели.
Уходи! И возвращайся только тогда, когда будешь пуст. Когда будешь готов к новым знаниям!
Виктория11 февраля 2013, 15:57
Понятие нищеты духовной, на мой взгляд, частично можно представить на примере этой притчи.

Полный стакан (ч.1)

Один молодой человек пришёл к наставнику и говорит:
- Я хочу, чтобы ты был моим учителям. Помоги мне познать мудрость жизни.
- Хорошо, - говорит учитель, - Расскажи мне о себе.
Ученик стал рассказывать о своих достоинствах, о том, как он много знает и сколько всего умеет.
Учитель выслушал, а потом дал ему первое задание.
Но молодой человек не согласился с ним. Он решил, что это плохое задание. Что для начала нужно совсем другое испытание. Он говорил, что уже многому учился, что достиг уже немалых успехов в жизни. Да, возможно, в других областях жизни. Но почему бы их не перенести на заданную ситуацию!
larissa-velichko21 марта 2012, 02:27
.я рада что все прешли к единному мнению,да мы нищие духом,поетому постояно должны читать библию,и по прочитаному что Дух говорит нужно высвобаждатся,говорить о спасении,о Иисусе,о воле Отца Небесного,раз, рассказали высвободились и опять обнещались,почитали помолились опять наполнились -освободились,и так это в реальности,Его слова,бложены нищие духом,ибо их естьЦарство Небесное,что имеем должны отдовать даром
Владимир12 марта 2012, 09:06
Спасибо. Именно это вопрос у меня постоянно возникал во время службы. Теперь все стало на свои места.
бервинов сергей 5 февраля 2012, 05:18
Не ищите своего и найдете,молитесь за других и за вас помоляца,прощайте да простица вам,мне хочица сказать этим людям крипитесь и не отчаевайтесь у меня тоже проблемы.помогайте друг другу,в месте с богом мы выстаим.мир вам.
Предмет статьи27 января 2012, 17:29
Для меня - сколько себя помню - именно эта Заповедь и была средоточием Евангелия, даже Камнем преткновения, поскольку я всегда ощущал эту нужду - я всегда был голоден. Да! и как Неизвестный солдат и как Березовский, скорее даже как Мария Египетская... Лишь в детстве, помню, я был богат. Насыщался вволю той самой культурой, природой, наукой, семьей, пустыми развлечениями по целым дням - хотя в том не чувствовал никакой фальши, измены своей природе, и к Создателю был ближе. Как раз люди творческие, интеллектуальные гурманы и любители зрелищ и пустых развлечений, люди с детским любопытством, неограниченным воображением, энергией и жаждой жизни, знаний, любви, в общем люди простые но жаждущие земных красот и Небесных Тайн, ищущие рая, - придут в Царствие!

Удивил ДМИТРИЙ 2011-12-24
21:09 ,- Дима, я весьма миролюбивый и нежный мальчик, но... за такое "пройтись" готов дать по морде :(
По-моему, этого толкования достаточно. Остальное - это Ваше личное усилие, "от Иоанна Крестителя доныне Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"
"Пройтись" по Заповедям никогда не получится, надо начать с вот этой самой нищеты, плакать и омывать этими своими слезами сердце, терпеть хамство и надменность богатых но несчастных уродов. Помнить слова Спасителя "напротив, горе вам..."

ОГРОМНАЯ моя благодарность автору статьи!
Владимир26 января 2012, 11:19
Все-таки до конца непонятно. О ком же тогда говорил Спаситель, именуя их "алчущими"? Из текста статьи следует, что "алчущие"="нищие духом". Непонятно!
Может все-таки "нищета духом" это что-то другое? Ведь дух может быть разным. Наверное "духовная нищета" - это отсутствие внутри личности иного чужеродного несвойственного по определению духа???
Лариса12 января 2012, 13:11
Спасибо за разъяснение.
виталий. омск.10 января 2012, 11:47
здорово! около трёх лет читаю духовную литературу, если что-то непонятно - перечитывал 2-3 раза, а вот что такое нищие духом - всегда вводило в вокое-то недоумение или недосказанность. теперь все ясно. оказывается, я тоже нищий духом. и слава богу! спаси вас господь!
Илья10 января 2012, 00:03
Отличная статья, спасибо автору. Господи, заполни эту нашу пустоту!
Читатель 7 января 2012, 19:33
А мне кажется, что "нищий" - это тот, кому понятно его духовное несовершенство. У кого есть умение быть счастливым в поиске и надежде приближения к совершенному.Он ищет Бога. А на практике - все,кто меньше, кто больше знают, как это прекрасно любить, только любить душой что-нибубь, кого-нибудь.Именно в любви , в способности любить нам тепло, мы богатство и приобретаем.Читая хорошие книги , чувствуешь, как автор любит и хочет сказать что-то важное для читателя. Поэтому и читаешь. Да вот иногда кому-то легче нелюбить, ненавидеть, презирать.И вектор направляется в другую сторону.Я-сильный, не всё ,но многое могу.Кого мне искать и зачем? Уж ,конечно, не нищий духом.
Alla 6 января 2012, 14:46
"Блаженны нищие духом".. Нищий духом - это тот, кто спокойно дышит. А спокойно могут дышать люди, которых не обуревают страсти, которые смиренные. Пэтому быть "нищим духом", на самсом деле, очень хорошо.
Галина 3 января 2012, 20:09
КомплИменатрный - содержащий комплименты, например, комплиментарная статья.
КомплЕментарные - взаимно соответствующие компоненты, обладающие сходными свойствами, например, комплЕментарность двух нитей двойной спирали ДНК
Андрей27 декабря 2011, 15:06
Лере. Спасибо за разъяснение! Наверное, вы правы, если автор имел ввиду именно это. Я это и у Льюиса читал. Думаю, это - тема отдельной дискуссии - "Почему большинство наших современников, особенно из числа интеллигенции, обожествляют культуру, не видя за ней Бога.."
Елена27 декабря 2011, 08:36
Замечательная статья, спасибо! Над многим задумываешься, многое понимаешь или переосмысливаешь! - для этого видно и писалось. Замечательно!
Павел27 декабря 2011, 05:28
Ну, хорошо. Правильно. Все это и мусульманину понятно. У многих душа головой о стенку бьется - и ни книгами, ни музыкой, ни кино ее не успокоишь. А вот метода есть какая-нибудь, чтобы наполнить сей сосуд божественным? Или остается только ждать, что "...любовь нечаяно нагрянет, когда ее совсем не ждешь..."? Без конкретики статья только для начальных классов церковно-приходской школы.
Лера26 декабря 2011, 12:54
Андрею. Автор не отвечает - можно я попытаюсь? Еще в университете, благодаря о. Андрею Кураеву, я усвоила, что культура есть ничто иное как проявление тоски по Богу. Душа, оторвавшись от Создателя, чувствует пустоту, которую пытается заполнить. Отсюда кино, живопось, литература, философия, футбол, политика и пр. Это, конечно, временная мера, дающая паллиативный эффект. Но пока человек не достиг святости, ему ничего другого не остается. Думаю, автор упомянул культуру в первую очередь не по значимости, а по степени доступности этого "лекарства от тоски" нам, обычным мирским людям.
Александр из Од.26 декабря 2011, 08:26
Спасибо за интересное толкование непростого понятия.Но есть еще один вариант, связанный с не совсем точным переводом с греческого языка - не "нищий", а "тонкий" и тогда речь будет "блаженны утонченные духом", Поскольку встречаются и люди духовно грубые.Хотелось бы знать буквальный перевод с греческого.
Севан25 декабря 2011, 16:33
Присоединяюсь к благодарным отзывам: прекрасно, например, определение - "Нищий духом... это человек, чья духовная жажда не утоляется ничем земным.." Однако "философская" часть статьи на мой взгляд не очень убедительна. Исходя из неё, можно сделать вывод, что "нищим духом", по аналогии со сказанным, является и господин Березовский, претендующий на миллионы господина Абрамовича. Сомневаюсь, что подобную "духовную нищету" имел Иисус Христос в своей проповеди.
Андрей25 декабря 2011, 14:31
Статья очень понравилась - образно и доходчиво!

Однако, есть вопрос: Почему нищета духа - это , по-вашему,
"Во-первых, .. сила, производящая культурообразующее движение..." и только "Во-вторых, ...сила, инициирующая движение к Богу", ведь вы же сами утверждаете (и здесь я с вами абсолютно согасен), что "оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости... театром, литературой, искусствами, наукой... изменяет собственной природе". Не может ли нищета духом, обращенная исключительно в "культурообразующее движение" затмить от человека Бога?

Возможно, я что-то не дополнял. Простите, если так. Храни вас Господи!

Лариса25 декабря 2011, 00:16
Спаси, Тосподи!
Дмитрий24 декабря 2011, 21:09
Спасибо за статью. Нельзя ли по всем заповедям блаженства пройти? Спасибо!
Алексей24 декабря 2011, 14:22
Статья действительно очень хорошая и, на мой взгляд, точно расшифровывающая данное понятие. Спасибо автору.
Есть неточность, в строке "Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплиментарное только Себе": использован термин "компл-и-ментарный", а по смыслу должен стоять "компл-е-ментарный". А еще лучше, чтобы было написано нормальным языком, без спец. терминов - не всем они могут быть понятны. Например, мне.
С уважением,
православный24 декабря 2011, 14:18
Спаси, Господи !
Димитрий24 декабря 2011, 08:51
До этой статьи для меня была просто загадка, что значит быть нищим духом. Спасибо автору.
Нина24 декабря 2011, 00:30
Спаси вас, Господи!
Анна23 декабря 2011, 23:33
Хорошая статья и написана с чувством. Заставляет о многом задуматьсяю
Nataly23 декабря 2011, 18:25
Мне нравится, спасибо.
Владимир23 декабря 2011, 13:35
Хорошая работа. Очень точная, краткая и внятная.
Храни Вас Бог!
Ирина23 декабря 2011, 13:33
Впервые так образно и очень доходчиво говорится о сложном для меня понятии духовной нищеты. Смутные мои ощущения на уровне чувств автор облек в словесную форму. Спасибо!
Светлана23 декабря 2011, 12:47
Интересный взгляд на вопрос, но нет ничего о смирении и гордыне (духовная нищета и духовная переполненность). Возможно автор считает, что это и так всем понятно, но, боюсь, это не так...
Максим23 декабря 2011, 12:26
Превосходно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×