Мы, отважные бретонцы, любим нашу родину,
эту Арморику, которая всегда побеждает.
Ради нее наши предки пролили кровь,
чтобы противостоять варварству.
Первые строки национального гимна Бретани
За несколько десятилетий я провел в Бретани в общей сложности более года и весьма ее ценю. Она очень похожа на Уэльс и Корнуолл. По словам одного моего знакомого валлийца, он, разговаривая с бретонцем, хотя и с большим трудом, но все же понимает его – точно так же француз может разобрать то, что ему говорит итальянец. Бретань – первая кельтская колония – стала таковой в эпоху святых. Со временем страну, в которую приехали кельтские поселенцы, Бретань, стали называть Малой Британией (Lesser Britain), а страну, из которой эти поселенцы приехали, Британию, стали называть Большой Британией (Great Britain).
Церковь св. Дифрига в Уитчерче, Херефордшир |
Переселение в Бретань
Дело в том, что с 410 года Британия перестала находиться под властью Римской империи, и населявшие этот остров бритты остались незащищенными. Заметим, что валлийцы всегда называли и до сих пор называют себя «кимри», что означает «соотечественники». Название «валлийцы» (иначе говоря, уэльсцы), то есть «иностранцы», было им дано англами. Итак, переселение бриттов из Уэльса через «море Северна» в Корнуолл (буквально означает «Уэльс на роговидном полуострове»), а оттуда – в Арморику и, частично, в Галисию на северо-западе нынешней Испании началась около 450 года и продолжалась, по меньшей мере, два столетия. Иными словами, переселение началось задолго до того, как бриттов стали притеснять англы, пришедшие с севера континентальной Европы. Об этом переселении свидетельствуют история, язык и многие географические названия Бретани. Британские поселенцы обосновывались в покрытых густыми лесами районах полуострова Арморика вместе со своими правителями и святыми подвижниками. Именами этих святых были названы многие населенные пункты западной половины полуострова Арморика от Сен-Брие до Ванна, которая стала полностью говорящей по-бриттски (по-бретонски), в отличие от восточной половины, где бретонский язык практически не употреблялся. Под кельтским влиянием северные прибрежные районы Арморики к западу от Сен-Брие были названы Домнонией (по названию английского кельтского королевства Думнония – ныне графство Девон), а юго-западное побережье вокруг города Кемпер было названо Корнуай (по названию английского кельтского района Корнуолл – ныне графство Корнуолл).
Береговая линия Бретани извилиста, а возле побережья много маленьких островов. До этих островков, полуостровков и узких заливчиков легко добирались первые поселенцы эпохи святых. Они сначала селились на прибрежных островках или на самом берегу – так же поступали и многочисленные отшельники, о чем свидетельствуют стоящие по сей день освященные в их честь часовни, – и лишь потом продвигались дальше вглубь полуострова.
Большая часть бриттов из юго-восточного Уэльса и восточного Корнуолла селилась на северном побережье Арморики, а уроженцы юго-западного Уэльса и западного Корнуолла – в основном на южном побережье. Мы знаем об этом по тому, что многие населенные пункты северного побережья Бретани названы в честь святых, воспитывавшихся в великом монастыре преподобного Иллтида († нач. VI в.; память 6/19 ноября) Лланилтуд-Фор[1], в Гламоргане, на юге Уэльса. Я имею в виду таких святых, как святитель Самсон Дольский († 565; память 28 июля / 10 августа), преподобный Гильда Премудрый с полуострова Рюи († ок. 570; память 29 января / 11 февраля) и святитель Павлин (также Павел Аврелиан; † кон. VI в.; память 12/25 марта). Другие уэльские (а также ирландские) подвижники селились на прибрежных островах, таких как, например, остров Бреа, недалеко от города Сен-Мало. К таким святым относится, например, святой Мавес (также Маудез; V в. (?); память 18 ноября / 1 декабря). Иные селились и на севере – они в основном были потомками святого короля Уэльского Брихана из Брекнока († ок. 500 (?); память 6/19 апреля).
Святой Самсон
Святой Самсон Дольский |
Святой Самсон был весьма искусным дипломатом; в делах политики святителю помогал его близкий родственник диакон святой Меен (также Меван; † 617; память 21 июня / 4 июля), основатель монастыря Гаэль – в его честь назван город Сен-Меан-лё-Гран в центральной Бретани. Учрежденные святыми Самсоном и Мееном монастыри располагались в лесах центральной Бретани – показатель того, что проповедь Евангелия шла не только в прибрежных районах, но свет Христов распространялся и вглубь страны.
Святой Меен был родом из исторического района Арченфилд, находившегося на границе между нынешними Уэльсом и Англией и включавшего в себя земли современных графств Поуис и Херефордшир. Арченфилд был родиной и святого Дубриция. Многие другие святые, выходцы из этого района, также переехали в Бретань.
Святой Гильда Премудрый
Говоря о святых Бретани, нельзя не рассказать о святом Гильде (также Гильдас; ок. 500 – ок. 570). Он автор уникального памятника «О разорении Британии» («De еxcidio Britanniae»), написанного около 540 года в стилистике проповедей ветхозаветных пророков, в котором святой обличает пять бриттских правителей, его современников, в нечестивой жизни. Житие преподобного Гильды было составлено в начале IX века. Согласно житию, Гильда родился недалеко от нынешнего города Глазго, на берегу реки Клайд, на юго-востоке Шотландии. Святому пришлось покинуть Шотландию после того, как его родина была завоевана язычниками ирландцами и пиктами (кельтским племенем, жившим на севере Шотландии, но в то время устремившимся на юг). Гильда направился в Уэльс, где стал монахом в обители Лланилтуд-Фор. Потом святой переехал в Бретань и некоторое время подвизался на острове Уат, затем перебрался на побережье Бретани, где основал свой главный монастырь на маленьком полуострове Рюи, рядом с Ванном, в юго-восточной части этой области. Остров Уат оставался местом подвижнической жизни преподобного Гильды до конца его дней – на этом острове, скорее всего, он и преставился. Хотя ни одна церковь в Уэльсе не освящена во имя святого Гильды, но немало приходов в этой стране посвящены многочисленным членам его семейства: братьям, сестрам, сыновьям и внукам, не говорим уж о его деде – короле Думнонии святом Герайнте († 508 (?); память 10/23 августа) и дяде – святом отшельнике Соломоне (Селеване; VI в.; память 25 июня / 8 июля). По тому, в каких местностях располагаются все эти церкви, можно сделать следующее заключение: члены большой семьи святого Гильды перебирались из южного Уэльса через восточный Корнуолл в Бретань, используя, где это возможно, местные реки.
Святой Павлин
Святой Павел Аврелиан |
Святой Мавес (Маудез)
В написанном в XI веке житии святого Мавеса говорится, что он будто бы родился в Ирландии, но вряд ли так было в действительности. Согласно житию, святой удалился на остров Модез («остров Мавеса»), что в составе архипелага Бреа, в проливе Сен-Брие. По всей видимости, здесь святой Мавес, вместе со святыми Будоком[3], Туди[4] и, возможно, другими подвижниками, основал монастырь. Более 60 существующих церквей, освященных во имя святого Мавеса, свидетельствуют о некогда имевшем место огромном влиянии острова Модез как духовного центра. Почитание этого святого было распространено по всей западной и северной Франции. Позднее житие святого Мавеса не очень достоверно; форма его имени «Маудез» является чисто валлийской и уж точно не ирландской. Существует освященная во имя святого Мавеса часовня на юго-западе Уэльсского района Дайфед, а освященная в его честь церковь в Корнуолле расположена рядом с церковью, освященной во имя святого Будока. На острове Модез тоже есть часовня во имя святого Будока, представляющая собой как бы точное зеркальное повторение церкви в Корнуолле. Интересно, что со святым Будоком связана римская вилла, восстановленная британскими поселенцами в V веке на острове Лавре, что в составе архипелага Бреа. На этом островке сохранились остатки ряда из восьми круглых келий, а также следы других келий. Немаловажно, что как план этого монастыря, относящегося к IV или V веку, так и название острова связаны с пришедшим из Сирии понятием «лавра», то есть «большой монастырь». Возможно, это был один из первых православных монастырей на Западе.
Святой Винвало (Гвеноле)
Святой Винвало (память 3/16 марта) жил в конце V – первой половине VI века. Он принадлежал ко второму поколению британских поселенцев в Бретани. Святой родился недалеко от залива Сен-Брие и впоследствии стал учеником святого Будока на острове Лавре. Житие святого Винвало, составленное в начале IX столетия, повествует о том, что позднее он вел отшельническую жизнь на одном из соседних островков под названием Тибиди. Преподобный Винвало жил жизнью аскета, ежедневно прочитывал всю Псалтирь, воздевая руки, носил одежду из грубой козьей шерсти. Со временем подвижник основал монастырь Ландевеннек («церковь Винвало») на западном побережье Финистера и стал его настоятелем. Этот монастырь приобрел огромную известность. Интересно, что почитание святого Винвало распространилось из Бретани в юго-западный Корнуолл и южный Уэльс, а затем в северную Францию и южную Англию. Этот замечательный случай показывает, как почитание святого из второго поколения британских переселенцев «вернулось» на родину их предков.
Почитание святых в Бретани сегодня
Бретонцы любят паломничества, именуя их словом «pardons». Самый известный паломнический маршрут по Бретани, бывший популярным в былые золотые времена, называется «Tro-Breiz», то есть «тур по Бретани». Этот паломнический маршрут, возрождаемый в наши дни, назван так потому, что он проходит по тем районам Бретани, где бретонский был некогда первым основным языком. Маршрут включает в себя главные места, связанные с семью епископами и монахами, традиционно считающимися основателями Бретонской Церкви. Это следующие семь святых и семь городов, являющихся центрами их почитания.
Сен-Брие. Связан со святым Бриоком (память 1/14 мая). Этот святой родился, возможно, в самом начале VI века в Уэльском районе Кардиган. Он переехал в Бретань через Корнуолл (где населенный пункт Сент-Бреок назван в его честь) и основал на севере монастырь Сен-Брие. Став игуменом этого монастыря, святой Бриок заботился примерно о 20 монахах.
Сен-Мало. Связан со святым
Мало (также Маклоу, Махут; память 15/28 ноября).
Будущий святой родился на праздник Воскресения
Христова в Уэльсе в VI веке. Почитается как апостол
Бретани. Его почитают, прежде всего, в большом городе
Сен-Мало[5] на северо-восточном побережье
Бретани. Святой Мало преставился между 620 и 650
годами, а дошедшее до нас его житие было составлено в
IX веке.
Реликварий святого Мало
Доль. Связан со святым Самсоном, о котором мы уже рассказали.
Ванн. Связан со святым Патерном (память 15/28 апреля). Патерн жил в V веке и был не бриттом из Уэльса, а галло-римлянином. Стал епископом Ваннским в Бретани; преставился ранее 500 года.
Кемпер. Связан со святым Корентином (память 12/25 декабря). Святой Корентин сначала был отшельником, а затем стал первым епископом Корнуайским в Бретани. Центр его епархии находился в городе Кемпер на юго-западе Финистера. Святой Корентин преставился в 460 или 480 году. Совершенно точно родиной святого был Уэльс.
Сен-Поль-де-Леон. Связан со святым Павлином, о котором мы уже рассказали.
Трегье. Связан со святым
Тудвалом (Тюгдюаль; † ок. 564; память 30
ноября / 13 декабря). Этот святой приходился
племянником святому Бриоку. Родился в Уэльсе и около
532 года переехал в Бретань, где вместе с многими
последователями, среди которых были монахи и одна
очень большая семья, обосновался в районе города Леон
на севере области. Святой основал в Леоне монастырь
Лан-Пабу («церковь Тудвала»), где был
наставником 72 учеников. В 542 году святой Тудвал
стал епископом в городе Трегье, где кафедральный
собор освящен в его честь по сей день и где пребывают
его мощи. Святителя до сих пор почитают как
чудотворца и целителя. Память о святом Тудвале
сохраняется и в Уэльсе, особенно в окрестностях
Кардиганского залива: так, его именем назван остров
– остров святого Тудвала – и три
населенных пункта на полуострове Ллейн.
Святой Тудвал
***
Сегодня на бретонском как на своем национальном языке говорят лишь примерно 40 тысяч бретонцев, живущих на самом западе Финистера. Многие из них уже престарелого возраста. Будучи частью Франции, Бретань сейчас сталкивается со всеми обычными проблемами секулярной западноевропейской страны. Чтобы их преодолеть и «противостоять варварству», Бретани необходимо хранить частичку своей древней национальной идентичности – сохранять святую память о подвижниках – в этом ее единственная надежда.
Все святые Бретани, молите Бога о Бретонской земле и о всех нас!