Добрые вести Православия.
начало сентября 2006 г.

В этом выпуске мы упомянем хорошие православные новости из США, Монголии, Антарктиды, Болгарии, Белоруссии, Украины, а также из регионов Российской Федерации, таких как Мордовия, Северная Осетия, Ингушетия и др. Новости касаются самых разных областей – история, география, образование, сверхъестественная помощь Божия, строительство и восстановление храмов, православная миссия… И все это произошло в первую декаду месяца.

"Св.
Св. равноапостольная Мария Магдалина
Мощи св. Марии Магдалины помогли женщине, от которой отказались врачи. 60-летняя москвичка Татьяна Жукова, которая страдает от врожденной неизлечимой болезни, почувствовала облегчение после того, как приложилась к привезенным со Святой горы Афон мощам св. Марии Магдалины. «Я жила, как амеба, организм работал вполоборота. Сил нет, но не умираешь – одни сплошные мучения. Как только я прикоснулась к мощам, сразу же из тела ушла боль», – рассказала Татьяна. Теперь она хочет, чтобы к святыне приложилась ее тяжелобольная сестра[1].

Наместник московского Данилова монастыря свидетельствует о многочисленных чудесах, происходящих в его обители. Архимандрит Алексий (Поликарпов) рассказал о том, как паломники обращаются с молитвой к св. князю Даниилу, основателю монастыря, в самых разных ситуациях, и получают помощь. Например, одной тяжелобольной женщине приснился святой и сказал: «Приходи ко мне – я тебя исцелю». Она проснулась и забыла, кто именно приснился ей, но по какому-то наитию пришла в Данилов монастырь, где увидела икону князя Даниила, узнала его, а, приобретя эту икону, стала молиться и получила исцеление. Во дворе монастыря стоит часовня с целебным источником. С ним связана история, когда мужчина выпил воду и излечился от онкологического заболевания[2].

Депутаты Мособлдумы выделили средства на реставрацию 44 подмосковных церквей и монастырей. Об этом сообщила министр культуры Московской области Галина Ратникова, уточнив, что «в 2006–2007 гг. на эти цели из бюджета области религиозным организациям будет выделено 87,5 млн рублей». По ее словам, «дополнительный раздел программы сохранения культурного наследия был сформирован депутатами на основании поступивших заявок от благочиний Московской епархии». Перечень церквей был согласован с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Что же касается старообрядческих храмов области, то этот вопрос был согласован с митрополитом Московским и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилием[3]. Отрадно видеть, что новое российское государство берет на себя попечение реставрировать храмы и монастыри, пострадавшие от гонений прежнего, советского государства.

В Антарктиде появились горные вершины, носящие имена русских святых. На официальном сайте Правительства Российской Федерации опубликовано постановление от 2 сентября 2006 г. № 535 «О присвоении наименований географическим объектам в Антарктике». Оно извещает, что теперь присвоены имена безымянным горным вершинам хребта Красовского, в частности:

с координатами 71° 35,7’ южной широты, 12° 39,5’ восточной долготы и абсолютной высотой 2250 метров – «гора Святого Владимира»;

с координатами 71° 34,2’ южной широты, 12° 37,1’ восточной долготы и абсолютной высотой 2040 метров – «гора Святых Бориса и Глеба»[4].

Теперь присутствие Православия на шестом континенте нашло даже географическое выражение. Напомним, что с 2004 года в Антарктиде построен и действует православный храм – приход Русской Православной Церкви, первый и единственный храм на Южном полюсе. Его посещают полярники российских и международных станций, а также туристы, которые приплывают к берегам Антарктиды в теплое время года.

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил массовое крещение жителей Осетии. 2 сентября в Аланском Богоявленском женском монастыре близ города Алагир епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил массовое крещение. В водах монастырского озера таинство крещения приняли около 900 человек, среди которых были жители Владикавказа, Алагира, Ардона и многострадального Беслана. Обращаясь к новокрещенным, архипастырь пожелал им хранить и преумножать православную веру и быть ее надежными защитниками[5].

Год назад владыка Феофан крестил более 1300 осетин на реке Феогдон и в упомянутом монастырском озере. Большую часть желающих принять крещение составили молодежь и люди среднего возраста. Слава Богу, на наших глазах в Северной Осетии происходит возрождение Православия.

В Госдуме открыта выставка фотографий средневековых православных храмов Ингушетии. В открытии экспозиции приняли участие председатели комитетов Госдумы по делам национальностей и по культуре, представители республики в российском парламенте. Выставка стала результатом многолетних исследований археологических и архитектурных памятников горной Ингушетии[6].

Православие стало распространяться в этих краях с VIII века, благодаря трудам грузинских миссионеров. О широком распространении христианства среди ингушей свидетельствуют храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргим, а также металлические нательные кресты из погребений, находки пергаменных Псалтырей, поздние письменные свидетельства и монументальные поклонные кресты. Особенностью ингушской храмовой архитектуры называют наличие сложных в обнаружении рельефных изображений. Например, на стенах храма Тхаба-Ерды они выглядят по-разному в зависимости от места наблюдения и освещения. Помимо этого, при возведении храмов использовались «плачущие камни», то есть такие конструкции, когда из стен неожиданно начинала сочиться вода.

Из-за монголького удара по Грузии в начале XIII века ингушская паства на 500 лет осталась без духовного окормления и возможности церковной жизни, пока здесь не появились уже русские миссионеры в конце XVIII века. Ингуши крестились охотно, и было крещено несколько тысяч их, но затем, по просьбе генерала Ермолова миссионерская деятельность среди ингушей была прекращена. В середине XIX века завершилась исламизация народа, хотя часть православных горцев сохраняли веру до ХХ века включительно, а представленные на фотовыставке храмы были почитаемы даже мусульманами.

Прекрасно, что теперь на высоком уровне возрождается интерес к православной странице истории ингушского народа.

В Монголии возведут православный храм в честь Святой Троицы. Настоятель Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе священник Алексий Трубач обратился к президенту Монголии Намбарыну Энхбаяру с просьбой оказать материальную поддержку в строительстве нового православного храма. Президент Монголии поддержал идею, отметив вековые связи между монгольским государством и Россией.

Свято-Троицкий православный приход – пока единственный в стране. За год его посещают около тысячи верующих, проживающих или работающих в Монголии. Церковь Живоначальной Троицы была открыта в 1864 году при российском консульстве. После революции приход приостановил свою работу и начал свою деятельность вновь только в 1998 году[7].

Уместно вспомнить, что в средние века в Золотой Орде находилась Сарайская епархия Русской Православной Церкви, которая окормляла живущих там русских христиан, а также свидетельствовала о вере Христовой татарам и монголам. Прославленный в лике святых царевич Петр Ордынский – ярчайший пример миссионерского успеха того периода. Можно надеяться, что и строящийся ныне храм станет новым зерном, из которого произрастет росток приношения монгольского народа Православию.

В Мордовии открывается православный гуманитарный институт. «Учителя, преподающие в школах “Основы православной культуры”, теперь могут значительно повысить квалификацию. При поддержке министерства культуры Мордовии с этого года начинает работать Саранский православный гуманитарный институт имени священника Масловского», – сообщил ректор Саранского духовного училища. В институте будет преподаваться культурологическое, историческое, богословское и литургическое наследие Православия. Занятия будут проходить в духовном училище в вечернее время, 2–3 раза в неделю. Предполагается, что через год у института появится отдельное помещение. Преподавателями станут местные ученые, а также специалисты ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Обучаться в институте могут не только преподаватели ОПК, но и любой желающий православного вероисповедания с законченным средним образованием. Данная новость наглядно показывает, что и Церковь и государство прилагают реальные усилия к тому, чтобы повысить качество образования по курсу «Основы Православной культуры», а именно опасения по этому поводу чаще всего всплывали в дискуссиях о введении предмета[8].

В Пензенском государственном университете откроется теологический факультет. С инициативой его создания выступило Пензенское епархиальное управление Русской Православной Церкви. Министерство образования и науки Пензенской области одобрило идею, так же как и ректор ПГУ Владимир Волчихин.

За образец для нового факультета взят Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Его выпускники получают диплом государственного образца по специальностям «теология» и «религиоведение», дающий право работы в государственных и муниципальных образовательных, управленческих, медицинских, социальных и других учреждениях[9].

Открыт первый в Белоруссии православный класс. Он появился в средней школе № 159 г. Минска. Его называют экспериментальным, однако в Академии последипломного образования Белоруссии уже подготовлен проект нового учебного курса для учеников 1–12 классов «Основы православной культуры». Кроме обязательных предметов, начиная с пятого класса, ученики будут посещать два факультатива: по истории религии и по основам православной культуры. На уроках по изучению Вселенной школьники будут знакомиться с альтернативной точкой зрения на происхождение мира и человека, а по воскресеньям и религиозным праздникам посещать храм. Благословение на организацию класса дал митрополит Минский Филарет. По утверждению руководства школы, все ученики пришли в православный класс по собственному желанию, подкрепленному письменными заявлениями родителей[10].

Храм в Тернопольской области возвращен канонической Украинской Православной Церкви. Высший административный суд Украины в минувший четверг восстановил общину канонической Украинской Православной Церкви в селе Рахманив Тернопольской области в их правах на Свято-Троицкий храм. В течение пяти дней его настоятель священник Олег Сирко может получить решение суда на руки и вернуться служить в церковь. Ранее тернопольская областная администрация издала распоряжение о поочередных богослужениях в ней верующих канонической Украинской Православной Церкви и самопровозглашенного Киевского патриархата. 4 сентября 2005 года община отца Олега была изгнана из своего храма раскольниками. Несмотря на многочисленные протесты со стороны общественности и продолжительную голодовку настоятеля, храм общине так и не вернули. Чтобы привлечь внимание народных депутатов, члены общины были вынуждены разбить возле Верховной Рады Украины палаточный городок, где отец Олег ежедневно совершал Божественную литургию[11].

Православные миссионеры США обсудили пути обращения Америки. Ежегодная Северно-американская православная конференция по миссионерству прошла с 1 по 4 сентября 2006 г. в Колорадо Спрингс (США). Это межюрисдикционный проект, который проводит Североамериканский архидиоцез Антиохийской Православной Церкви при финансовой поддержке «Православно-христианского миссионерского центра» (ОСМС). Тема конференции сформулирована так: «Что мы можем делать лучше, чтобы обратить Америку к Православию?» Среди принявших участие в форуме были митрополит Денверский Исаия, главный редактор журнала «Touchstone» о. Патрик Рирдон, о. Лука Веронис, сочетающий опыт 20-летнего миссионерского служения на чужбине с трудами на родине, президент братства «святого Моисея Черного» о. Моисей Берри, успешно привлекающий к Православию чернокожих американцев, и о. Петр Гилквист, известнейший православный миссионер, руководитель миссионерского отдела архидиоцеза Антиохийской Православной Церкви. За последние 16 лет благодаря трудам этого отдела в США было устроено 54 прихода, 37 новых миссий и 13 миссионерских проектов[12].

В Болгарии выпущена первая богословская электронная библиотека. Фонд «Здрава основа» в сотрудничестве с богословским факультетом Софийского университета св. Климента Охридского, создал первую в Болгарии христианскую электронную библиотеку. На двух дисках собраны произведения из различных областей богословской науки – догматики, библеистики, церковной истории, патристики и т. п. Диски содержат ценные тексты и исследования богословов, некоторые из них были почти недоступны читателям из-за ограниченности тиража или давности выпуска.

Электронная библиотека даст возможность легко пользоваться текстами, что будет исключительно полезно студентам и преподавателям богословия, равно как и всем болгарским христианам, имеющим глубокий интерес к основам веры. Немаловажно, что диски распространяются бесплатно[13].

В Софии начал работу Центр религиозных исследований и консультаций. С 1 сентября по благословению Софийского епархиального совета открыл двери Центр религиозных исследований и консультаций, названный в честь свв. Кирилла и Мефодия. Центр основан по инициативе храмового духовенства, православных богословов и мирян. Директором его стала д-р Десислава Пулиева.

Центр будет анализировать современную религиозную ситуацию в Болгарии, организовывать открытые лекции и семинары, а также давать бесплатные консультации гражданам, которые прямо или косвенно испытали проблемы от сектантов. Кроме того, в задачу центра входит консультирование государственных институтов, СМИ, неправительственных организаций в области православного богословия, истории религий и современных религиозных движений. E-mail центра: [14].



[1] ИНТЕРФАКС-Религия
[2] ИНТЕРФАКС-Религия
[3] ИТАР-ТАСС
[4] Патриархия.ru
[5] Сайт Северо-Осетинского благочиния
[6] РИА «Новости»
[7] ИНТЕРФАКС-Религия
[8] ИА Regnum
[9] United Volga
[10] АНН
[11] ИНТЕРФАКС
[13] Двери БГ
[14] Двери БГ

Юрий Максимов

12 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×