Из жития сего угодника Божия видно, что он очень любил отечественный свой город Солунь и ревностно охранял его от бедствий не только при жизни, но и по смерти своей. Так, когда сему городу угрожал большой голод, от которого жители его начали уже умирать, то святой Димитрий, обитавший уже в то время в горнем мире, видимо обходил морские пристани и приказывал купцам, имевшим в кораблях своих пшеницу, везти ее в Солунь и таким образом избавил сей город от голода; а после того многократно избавлял его от нашествия варваров.
В особенности замечателен один случай такого избавления, бывший во время греческого царя Маврикия, когда аравитяне, то есть сарацины или турки, обложили Солунь и сильно нападали на него. Тогда, говорит писатель великомученикова жития, некий богобоязненный и добродетельный муж по имени Иллустрий, пришедший ночью в притвор церкви святого Димитрия и усердно молившийся в нем Богу и страстотерпцу Христову о защищении своего города, видел следующее дивное явление. Ему представилось наяву, что два ангела, в виде двух светлых юношей, вошедши во храм святого чрез растворившиеся пред ними церковные двери, громко сказали: «Где живущий здесь господин?» На сей зов их сначала явился юноша, как бы слуга, который, спросив их, зачем они требуют господина его, и указав им на гроб великомученика, сказал, что здесь почивает господин его, а затем отнял завесу, бывшую пред гробом. Тогда вышел святой Димитрий в великом сиянии и, поцеловавшись с ангелами, спросил их, зачем они пришли к нему? На это ангелы ответили: «Владыка послал нас к твоей святости, повелевая тебе оставить град Солунь и пойти к Нему, потому что Он хочет предать сей город врагам».
Услышав это, великомученик, со слезами преклонив голову, молчал; а потом отверз уста свои и сказал: «Ужели так угодно Господу моему? Ужели Он хочет, чтобы город, искупленный честною кровию Его, предан был врагам не ведущим Его, не верующим в Него и не чтущим святого имени Его?» Когда же ангелы ответили, что если бы Владыка не изволил этого, то не послал бы их к нему; тогда святой великомученик сказал им: «Идите же, братия, и скажите Владыке моему: так говорит Димитрий, раб Твой: я знаю, человеколюбче Господи, что щедроты Твои превосходят грехи наши, так что и беззакония всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Ты ради грешных пролил кровь свою и положил за нас душу свою: яви же милость Твою и на сем городе и не вели мне оставлять его. Ты поставил меня стражем сему городу: поэтому я уподоблюсь Тебе – Владыке моему, положу душу мою за граждан его, и если они погибнут, то пусть и я с ними погибну». Выслушав это, ангелы спросили великомученика, так ли действительно должны они отвечать Господу от лица его? А святой Димитрий рек им: «Истинно так и скажите, братия; ибо я знаю, что Бог не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 9)». Сказав это, он вошел в гробницу свою, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы сделались невидимы. О таком явлении помянутый Иллустрий возвестил солунским гражданам, а они, выслушав его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь святого Димитрия, который и оказал им ее: ибо враги, окружавшие Солунь, вскоре отступили от стен его со стыдом, не могши взять сего города, хранимого великим угодником Божиим. Так св. Димитрий Солунский любил и защищал отечественный свой город!
Впрочем, не один этот страстотерпец, но и все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств. Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые цари и пастыри Христовой Церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все — искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий. Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому я не буду теперь перечислять их для краткости нашей беседы, а скажу только словами Премудрого, что любовь святых к отечеству была крепка, как смерть (Песн. 8, 6) и часто доходила до самоотвержения. Так апостол Павел говорит, что он желал бы отлучен быть от Христа, – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получили спасение во Христе (Рим. 9, 1-4; 10, 1). Сам Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его, Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько заплакал о нем (Лук. 19, 41-44). Так Он любил земное свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою своею природою!
Да и как не любить нам отечества? В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно с самого рождения нашего питало и призревало нас чрез наших родителей; в юности нашей учило нас чрез наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; затем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему. Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам? Долг благодарности и христианская обязанность требуют (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу.
Так мы должны поступать всегда, а в особенности это необходимо в настоящее время. Ныне наше отечество ведет священную брань с неверными турками не за свои интересы, а для пользы христианства и преимущественно ко благу соплеменных и единоверных нам восточных христиан, которые около пяти веков страдают под тяжким мусульманским игом. Эта брань трудна и требует от России больших усилий; поэтому все верные сыны отечества должны принять и действительно принимают в ней живое участие. Сам Царь наш давно оставил дворец свой и живет теперь среди Русского воинства в утлой хижине, терпя разные невзгоды и житейские лишения. Почти все Августейшие Дети и Братья Его Величества находятся ныне на поле брани и наряду с простыми воинами исполняют трудные воинские обязанности; а один доблестный Племянник Его положил недавно и живот свой за веру и отечество... да и те царские Особы, которые по своему положению и полу не могут лично участвовать в ратных подвигах, — и те, начиная с Государыни Императрицы до последней Великой Княжны, разделяют их сердцем, живо сочувствуют нашим воинам, с любовью пекутся уврачевать их раны, облегчить страдания. А воины наши? Они геройски сражаются на поле брани, охотно проливают кровь свою в борьбе с супостатом, и получив облегчение от ран и недугов, опять бросаются в бой с ним. А православный народ наш? Он чутко прислушивается к вестям о войне и за успех её готов отдать не только последнюю копейку, но и душу свою!..
Что же мы, братия, сделаем при таких обстоятельствах? Ужели мы будем равнодушны к нынешнему положению нашего отечества и не пожелаем принять участия в священной брани его с неверными? Нет, это было бы постыдно и грешно для нас; нет, каждый из нас пусть сделает ныне то, что может служить ко благу отечества и успешному окончанию войны его с врагами христианства. Кто умеет владеть оружием и чувствует в себе воинский дух, тот пусть идет на поле брани сражаться с сими врагами; кто имеет достояние, тот пусть жертвует им отечеству на военные потребности; а кто не может сделать ни того, ни другого, тот пусть усердно молится Богу и празднуемому ныне великомученику Димитрию, мощному заступнику христиан, да помогут они Благочестивейшему Государю нашему сокрушить супостатов к славе Божией, ко благу христианства и к чести нашего отечества. Вот что должен делать теперь каждый из нас! Аминь.
1877 г.
Слово сказано в г. Херсоне, в домовой церкви
Викариатского дома
Венок на могилу Члена
Святейшего Синода высокопреосвященнейшего Платона,
митрополита Киевского и Галицкого. — Составил
крестьянин-самоучка М. В. Карасев. По поводу столетия со
дня рождения в Бозе почившего знаменитого иерарха 2-е мая
1803 – 2-е мая 1903 года, с целью напомнить о
высоких личных качествах великого Архипастыря и о славных
патриотических его заслугах для св. церкви и отечества.
— С портретом святителя. — СПб.: Типография А.
В. Орлова, 1903. — С. 334-338.