В этом году одним вузом в Якутии стало больше –
статус семинарии получило Якутское духовное
училище.
Это означает не только формальную смену вывески.
Прежде всего, это значит, что процесс
"вызревания" первого и пока единственного
духовного учебного заведения Якутии можно считать
состоявшимся: семинария родилась!
Чего это стоило якутской епархии, если принять во
внимание, что начинали с нуля? И какой она должна быть
– семинария, где готовят священников для
национальной северной республики?
Об этом – разговор с ее ректором, игуменом Андреем (Морозом).
– Отец Андрей, что стало определяющим для Священного Синода, который 5 октября принял решение преобразовать Якутское духовное училище в семинарию?
– Понятно, что духовная школа вырастает не с пустого
места, а из желания людей, ответственных за судьбу
Церкви.
Советская эпоха для Якутии закончилась тем, что тут
фактически не осталось ни одного полноценного храма
– лишь молитвенный дом. Поэтому ни о каком духовном
образовании речь не шла. Именно в такой ситуации и
начиналось возрождение духовной школы. Это было предметом
желания сначала владыки Германа, потом владыки Зосимы, при
котором были предприняты первые реальные шаги для того,
чтобы открыть духовную школу. И продиктовано вполне
понятной потребностью – иметь образованных
кандидатов в священнослужители из числа местных
жителей.
В 2006 году владыкой Зосимой при поддержке Святейшего
Патриарха Алексия II и Учебного комитета при Священном
Синоде было открыто духовное училище – вначале
двухгодичное. Уже при владыке Романе, который возглавил
епархию в июне 2011 года, образовательные программы
привели в соответствие с требованиями духовных учебных
заведений, входящих в структуру Учебного комитета
Священного Синода. Нынешний правящий архиерей, когда-то
сам руководивший духовной школой на Ставрополье, прекрасно
понимает: она должна действовать по таким же принципам,
что и все учебные заведения РПЦ.
Святейший Патриарх сказал четко: вывеске должно соответствовать содержание. Это было бы вряд ли возможно, пока не были собраны достойные вуза преподавательский состав и учебно-методическая база. Пока, наконец, не появилось прекрасное здание, куда училище переехало чуть больше года назад… И вот к сегодняшнему дню, стараниями многих людей, вовлеченных в процесс преобразования училища в семинарию, все сложилось. Епархия и республика получили вуз, полностью отвечающий своему статусу: четырехгодичное обучение, выполняющее стандарт бакалавра в области теологии.
– Поскольку задача семинарии – готовить для Якутии местные кадры, много ли среди учащихся ребят-саха?
– Из 24 студентов – каждый четвертый.
Стратегия такова: элемент пришлости надо преодолевать.
Епархия не должна зависеть от людей, которые приехали из
других городов. Она обязана рождать будущих священников,
воспитывать их и устраивать свою епархиальную жизнь
сама.
Причем, мы считаем, что священник должен быть готов говорить с паствой на понятном для нее языке. И для этого в числе региональных учебных дисциплин изучаем историю и культуру Якутии, якутский язык и литературу. На последнем ученом совете обращали внимание преподавателей: надо научить человека молиться на якутском, читать Священное Писание на этом языке и т.д.
– Кроме этого преподавание в семинарии, которая находится в национальной республике, чем-то отличается от других?
– Святейший Патриарх мыслит Якутскую духовную
семинарию как духовное учебное заведение народов Севера. А
потому специфика воспитания будущих пастырей должна быть
ориентирована на то, где молодой человек будет служить
завтра. Он должен знать традиционный уклад жизни народов,
с которыми ему предстоит жить. Причем, не только в теории.
В январе планируется пастырская поездка в Вилюйский улус
группы преподавателей и студентов Семинарии.
Кстати, пример тому подает сам правящий архиерей – в
ноябре стараниями владыки Романа начнут совершаться
литургии на языке саха в Преображенском кафедральном
соборе Якутска. Ради своей паствы епископ преодолел свою
русскость и пожертвовал пониманием для себя песнопений. И
поэтому когда говорят, что РПЦ способствует обрусению
народов – это, мягко говоря, неправда. Русская
церковь молится на стольких языках, что упрекать ее в
фелитизме, по меньше мере, неприлично.
Кстати, задача у Якутской семинарии намного шире – молиться не только на языке саха, но и языках народов Севера, живущих здесь. В своей духовной школе епархия видит начало всех проектов. И совершенно логично ею должны оправдаться надежды не только епископа, но и общества, поскольку ей предстоит стать духовным центром всей республики.
– Отец Андрей, училище открылось в 2006-м, значит, выпускники уже есть. Какова их судьба?
– Служат в Алданском, Нерюнгринском благочинии. Часть, после окончания тогдашнего училища, продолжила учебу в семинариях Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Хабаровска… В последней сейчас учатся трое, один из них якут. Недавно я там был в командировке, встречался с ребятами. Спросил: "Вернетесь?" Ответили, да.
– Насколько принципиально вуз, дающий духовное образование, отличается от светского? По своему распорядку, внутреннему устройству…
– Во-первых, в семинарию нельзя поступить с улицы.
Сначала ты должен получить рекомендацию на приходе –
от священника. Абитуриентам необходим первоначальный опыт
церковной жизни.
Во-вторых, если в светских вузах обучают профессии, то
есть набору навыков и знаний, которыми ты должен
пользоваться в течение рабочего дня, то в духовном учебном
заведении – служению. Удел священника, его жизнь
– это всецелое посвящение Церкви, Богу и людям. Вот
почему слово "профессия" в нашем контексте вряд
ли применимо: служение священника не заканчивается в
момент, когда он выходит из храма.
Семинария очень похожа на семью. Здесь традиционно
осуществляется принцип классического образования:
преподаватель не только лектор, но и человек, который
делится своим образом мыслей, поведением, отношением. Это
как родитель в семье, который транслирует ребенку все то,
что сам умеет и даже как умеет.
Как и во всяком нормальном учебном заведении у нас двуединый образовательный процесс: учебный и воспитательный. Однако последний идет 24 часа в сутки. И даже сон студентов – и тот регламентирован.
– А к чему такие строгости?
– В духовном учебном заведении юноша за короткий
период должен стать глубоко церковным человеком, преданным
Богу, Церкви и имеющим такое образование, которое
позволило бы ему стать священником и даже возглавить
приход.
Студент, приходящий в семинарию, должен понимать, зачем он сюда идет, осознавать свое желание потрудиться для Бога и Церкви, а самое главное, точно знать, что хочет стать священником.
– Отсев бывает?
– Конечно: по здоровью, дисциплине… И все-таки случайные люди сюда не попадают. Когда человек приходит в духовную школу, то обычно уже знает, специфику учебного заведения и с чем ему придется иметь дело в дальнейшем.
– О.Андрей, ожидаете ли вы в связи с новым статусом своего учебного заведения притока студентов, и может быть даже из-за пределов Якутии?
– Я хотел бы выразить надежду, что после того, как
статус учебного заведения возрос, учеба в нем станет более
привлекательной. Тем более, что мы включились в процесс
получения государственной аккредитации, а это означает
дипломы государственного образца.
А по собственному опыту я скажу, что для молодого
человека, если он не отдал на откуп третьим лицам решение
своей судьбы, учиться в семинарии престижно. Это школа с
высокой степенью дисциплины. Поэтому во многих городах,
где семинарии существуют давно, даже в светских
организациях при приеме на работу отдают предпочтение
именно их выпускникам, если те по каким-то причинам не
стали священниками. Они выносливые, приучены к порядку,
знают, что такое старший, уважают начальство и имеют
прочие добродетели, которые, увы, светское образование не
дает.
К тому же личность священника всегда привлекательна. Он не
может раствориться в обществе, как представители других
профессий. "Попа и в рогожке видать!" –
заметил по этому поводу Чехов. Будь ты верующий или
неверующий, но внутренне уважение к священнику у человека
присутствует все равно. И к мнению его, даже если оно
спорно, прислушиваются всегда. Поэтому, молодому человеку
в Церкви есть стопроцентная возможность для
самореализации.
Примерно к 23 годам выпускника семинарии архиерей назначает на приход и он встает во главе общины. Если это городской приход, то по статусу примерно то же, что стать главой города. Если в районе, то масштаб руководителя района. К тому же обращаясь к нравственности человека, священнослужитель затрагивает такие струны человеческой души, что очень скоро становится частью семей прихожан.
И если учесть, что любой из нас хочет прожить свою жизнь так, чтобы оставить свой след на земле, то именно служение пастыря этому полностью отвечает…