«“Белый цветок” способен и ребенка научить милосердию»

Беседа с инокиней Екатериной (Поздняковой), настоятельницей Марфо-Мариинской обители милосердия

25 сентября 2011 года в Марфо-Мариинской обители милосердия православная служба помощи «Милосердие» и Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ провели семейный праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок», которому в этом году исполнилось 100 лет. Все собранные средства, а это 1 миллион 915 тысяч рублей, пойдут на создание стационарного отделения детского хосписа, который Русская Православная Церковь открывает при Марфо-Мариинской обители. Всего для этого необходимо около 4 миллионов рублей.

О прошедшем празднике «Белый цветок», связанных с ним традициях, о создаваемом хосписе рассказывает настоятельница обители инокиня Екатерина (Позднякова).

***

– Сестра Екатерина, расскажите, пожалуйста, о традиции проведения праздника «Белый цветок» в России и о том, какова его цель сегодня.

– В начале ХХ века проведение благотворительных акций общественными организациями при поддержке государства приобрело невиданный размах. Ярким примером были необычайно популярные «Дни цветков», в которых для сбора пожертвований объединялись чиновники и благотворительные общества. В ходе праздника все неравнодушные люди вносили пожертвования в пользу самых обездоленных, а взамен за добровольные пожертвования получали символ праздника – белый цветок. Волонтеры предлагали горожанам купить цветы – живые или искусственные – по цене, которую назначает сам покупатель. До революции, начиная с 1911 года, праздник проходил по всей России несколько раз в год. Сначала он возник как «Белый цветок» – в помощь больным туберкулезом, потом появились такие разновидности, как«Розовый цветок» –в помощь многодетным, «Колосок ржи» – в помощь голодающим и т.д. «Белый цветок» имел большую поддержку со стороны аристократии и, в частности, царской семьи. Государыня императрица Александра Федоровна и ее дочери сами изготавливали поделки, рисовали открыточки, расписывали вазы. Благодаря кинохронике мы можем увидеть, как Александра Федоровна раздает свои изделия с таким расположением, с такой радостью! Люди покупали все это за пожертвования на благотворительной ярмарке, на которой у царской семьи был свой стол. И сегодня тоже в Марфо-Мариинской обители собрались люди разных положений и возрастов. Здесь были и представители православных приходов и школ, и статусные дамы.

– В Москве праздник вновь возрожден и проходит впервые?

– По большому счету праздник не сегодня возродился и не мы его возрождаем. В последние годы день «Белого цветка», как и другие традиции церковной и светской благотворительности, разрушенные в годы лихолетья большевиками, возрождается в разных городах России и Украины. СМИ сообщают о проведении праздника в Ялте, Екатеринбурге, Угличе, Нижнем Новгороде, Курске, Архангельске, Саранске, Белгороде, Самаре, Калуге, Кировограде, Кемерово, Сургуте, Томске, Волгограде, Орле и т.д. Мы задумали провести праздник еще весной, так как 100 лет назад «Белый цветок» именно весной прошел в Москве, которая оказалась даже более сердобольной, чем Санкт-Петербург и другие города России. Здесь тогда собрали очень много средств. Но весной не получилось, и поэтому все было отложено до сентября.

– Промыслительно, что юбилей праздника состоялся в Москве 25 сентября – за два дня до празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Именно в честь этого праздника назван императорский храм в Ливадийском дворце Ялты, где до 1917 года «Белый цветок» проходил ежегодно. С 2005 года он организуется приходом храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

– Этот храм в Ливадийском имении посещала великая княгиня Елисавета Феодоровна – основательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, принимавшая здесь семью императора Николая II, которая очень много занималась благотворительностью. Не случайно традиция проведения «Белого цветка» возрождается в Москве в Марфо-Мариинской обители, назначение которой – быть примером того, как можно служить людям. Обитель является знаковым местом, где служение это совершалось в том числе царственными особами, оно было примером для других, и очень показательно, что именно здесь сегодня мы торжественно отпраздновали 100-летнюю годовщину дня благотворительности и милосердия. Праздник начался с того, что все помолились за Божественной литургией в Покровском соборе обители. Служба была такая торжественная. На ней пели дети, пел хор Татианинского храма. Потом пропели благодарственный тропарь Спасителю, тропари на начало доброго дела. Все чувствовали необычайный подъем. В конце богослужения председатель комиссии по церковному социальному служению при епархиальном совете г. Москвы иерей Михаил Потокин обратился к молящимся с проповедью. По его словам, символично то, что именно в этой обители начался праздник, посвященный делам милосердия и делам любви. Напомнив о заповедях любви к Богу и любви к ближнему, отец Михаил сказал об одном из важнейших и любимейших путей нашей Церкви – пути милосердия, пути деятельной любви. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что даже и молитву человек может оставить ради дела милосердия, которое он немедля должен совершить. Бывает, что и пост оставляют ради дел милосердия. Напомнил батюшка и о том, что если поливать мертвое сухое дерево, то оно, как говорится в предании, через три года может зацвести, потому что Господь, испытывая сердце, никогда не оставит бесплодными наши усилия. Хочется верить, что участие в этом празднике стало началом служения для многих, пришедших сегодня в обитель.

– Собранные в ходе праздника средства пойдут на создание детского хосписа. Это и было целью нынешнего «Белого цветка»? Или это толчок к началу какой-то новой грандиозной деятельности обители?

– Мы не ставили себе целью собрать на этом празднике много средств, которые окупили бы все наши расходы по созданию хосписа. Главная цель этого праздника, как я ее вижу, – донести до людей мысль о том, что вне зависимости от возраста и материального положения каждый человек должен чувствовать и нести личную ответственность и за тех, кто страдает рядом с нами, и за тех, чьи страдания мы не видим. У человека, особенно если это ребенок, может не быть денег, но у него есть время или что-то, чем он может помочь. Наша цель – объединить людей вокруг большого и нужного дела, одного общего дела, и тогда оно станет не таким непосильным. Мы раздавали буклеты, рассказывающие о необходимости хосписа сегодня, чтобы люди поняли и загорелись этой идеей. Тогда они смогут приходить сюда и помогать тем, чем могут. Например, у нас открывается группа социальной адаптации – такой детский садик для детей-инвалидов. Узнав о нем, люди реагируют. Одна женщина захотела работать воспитателем в этой группе на добровольной основе, то есть бесплатно. Еще одна цель проведения таких праздников, как «Белый цветок», – вселять в людей уверенность в том, что их благие дела обязательно принесут свои плоды. Ведь когда мы смотрим на подвиг великой княгини Елисаветы Феодоровны, то понимаем, насколько он красив. Это как алмаз, сияющий гранями: и здесь она успевала, и вот это она делала, и здесь у нее хорошо получилось. Но когда вдумаешься, то понимаешь, насколько тяжело ей было все это делать в тот момент, когда каждый шаг давался с трудом. То ее обвиняли в протестантизме, то в непомерной гордости, то ей не разрешали открыть Марфо-Мариинскую обитель по тем или другим причинам. Но она добилась своей цели. И всем людям, которые занимаются каким-то делом, в частности сейчас мы говорим о делах милосердия, это дается достаточно трудно. В какой-то момент опускаются руки. А такие мероприятия, как «Белый цветок», собирают неравнодушных людей, помогают им сплотиться, помогают вдохнуть в них новую волну энтузиазма, и тогда вместе, глядя на то, что делается, мы воодушевляемся, получаем заряд бодрости, толчок такой. Люди понимают, насколько это нужно, важно и насколько это красиво, понимают, что они не одни. Мы же это делаем не ради своих проектов, даже не ради того, чтобы создать хоспис. Это все небольшие такие ступенечки на пути к нашему спасению, на пути к Богу.

– Как родилась идея создания детского хосписа?

– Существует стереотип, что хоспис – это дом смерти, куда привозят безнадежно больных людей – на четвертой стадии рака, которые не сегодня-завтра умрут. Мы же решили создать центр для оказания паллиативной помощи детям, страдающим тяжелыми неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями. Такие дети могут жить сколь угодно долго, но их состояние с годами не улучшается, а только ухудшается. При обители уже больше года существует медицинский центр для реабилитации детишек, больных детским церебральным параличом. Знакомясь с их семьями, общаясь с родителями, мы все больше понимаем, насколько недостаточной является помощь нашего центра. Если москвички могут в течение 24 дней привозить к нам ребенка на четыре часа в день, то мамы из регионов, из Подмосковья, которые к нам обращаются, не могут себе позволить ездить сюда каждый день. Поэтому родилась идея создания стационара, где родители могли бы остановиться со своими тяжело больными детьми, требующими постоянного ухода, и получить комплексную помощь. Ведь эти дети остаются на попечении своей мамы, так как поликлиника ничего не может сделать для них. Мама, ухаживающая за ребенком, не может от него отойти, не может позволить себе ни отдых, ни лечение, ни даже заняться оформлением документов или еще чем-то важным. А ведь чаще всего в семье не один ребенок. Эта проблема стоит очень остро. У всех родителей детей-инвалидов, а особенно у одиноких мам (ведь такие семьи часто становятся неполными) есть необходимость положить ребенка в стационар. Во-первых, те 20 дней, что ребенок будет находиться у нас, мама сможет по желанию или отдохнуть, или находиться с ним. Во-вторых, здесь можно скорректировать состояние ребенка. Бывают такие заболевания, например буллезный эпидермолиз (врожденная пузырчатка, наследственный травматический буллезный дерматоз), при которых мамы не умеют ухаживать за своим ребенком и не верят в то, что можно облегчить его страдания. С помощью специализированного ухода в стационаре ребенку можно помочь, а маму научить уходу за ним и показать ей результат, чтобы у нее проснулась вера, что она не одна. Тут важна и духовная поддержка. И тогда их жизнь станет намного лучше.

– Какие структуры, помимо стационара, будут действовать в хосписе?

– Выездная служба будет оказывать комплексную помощь семье на дому – это сестринский медицинский персонал, это социальные работники, помогающие в оформлении документов, и добровольцы, призванные помогать в бытовых делах: посидеть с ребенком, поиграть, убраться в квартире, сходить в магазин, организовать досуг для ребенка, собрать нескольких детей и куда-то их отвезти.

– Какие еще программы действуют в обители?

– С октября при обители открываются курсы по уходу за тяжело больными людьми для их родственников. Многие хотели бы ухаживать за своими ближними, но либо не могут в силу обстоятельств, либо просто не умеют. Они ухаживают, принося пациенту дискомфорт и во вред себе. Также в программе предусмотрены специальные лекции на такие темы, как «Духовное осмысление болезни и страданий», и лекции по изучению Евангелия, литургии и т.д.

– На празднике «Белый цветок» было очень много детей и молодежи. Получился по-настоящему семейный праздник, что не может не радовать.

– В празднике приняли участие дети из разных приходов, воскресных школ, православных гимназий. Участвовали Свято-Димитриевская православная школа, Свято-Димитриевское училище.

Многие делали поделки специально к этому празднику. На ярмарочных столах было множество поделок, на которых обязательно был белый цветочек – на подушечках, кружечках, подсвечниках, то есть дети понимали, что и для чего они делают. Сегодня поделки делают не только дети, но и взрослые. Очень многие организации предложили свои изделия, свое участие на благотворительной основе. Например, питание предоставили трапезная Марфо-Мариинской обители и «Чайхана № 1», которая выручила нас, не дала людям замерзнуть в достаточно ненастный день. Пирожки и сладости пользовались большим спросом. Кстати, все вырученные от продажи продуктов средства также пошли на детский хоспис.

– Нет ли у вас желания приглашать в Марфо-Мариинскую обитель воцерковленных и невоцерковленных детей для помощи обители в рамках проекта «Детская лепта»?

– При великой княгине был замечательный кружок «Детская лепта», но не знаю, насколько он осуществим в том формате. При ней дети из богатых семей в выходные дни делали своими руками что-то для детей из бедных семей. Бывало, что в год они одевали до 1200 детей. Вряд ли сейчас это возможно, но важно повторить смысл и суть кружка – привлечь каждого ребенка к делам милосердия. Чтобы дети могли своим посильным трудом, выступлением, душевным участием внести свою лепту на благо общего дела. Добра много не бывает. А о том, как все это организовать, стоит подумать.

– Сестра Екатерина, хотелось бы подарить вам два журнала. В журнале «Мир и согласие» рассказывается о пятой благотворительной акции школы № 717 в помощь онкобольным детям (2011, № 1. «“Детская лепта” для Вадима Сорокина»). В этой школе действует Детское благотворительное общество во имя великой княгини Елисаветы Феодоровны.

– Спасибо. Я видела ролик об этой акции, размещенный на сайте «Милосердие.ру». Это очень красивое и нужное начинание. Милосердию научить очень сложно, особенно людей в возрасте. Поэтому говорить детям о милосердии, прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста. Сейчас я часто сталкиваюсь с тем, что взрослые здоровые дети боятся детей-инвалидов, боятся подойти к инвалидам. Я иногда прошу наших мамочек из центра гулять с нашими детьми из приюта: «Пожалуйста, погуляйте с ними, чтобы наши детки видели и понимали, что они могут ходить, а вот эти дети не могут. Они ездят на велосипеде, а вот эти – на колясочке». Поначалу наши дети очень боялись, плакать начинали – мы ведь их слишком бережем. А потом девочки познакомились с Полиной, которая не умеет разговаривать. Но, несмотря на это, они с ней подружились. Они поняли, что ее можно взять за ручку, покатать на коляске, что она реагирует, смеется, и у детей быстрее контакт завязался. Поэтому мне кажется, очень важно и нужно работать в этом направлении.

– Второй журнал – «Ванька-Встанька» (2011, № 32; издается по благословению главы митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра) – на празднике дарили детям, участвовавшим в сборе денег и в концерте. В журнале можно узнать о благотворительной программе греческого монаха архимандрита Нектария (Антонопулоса) «Мост любви» и его православном лагере.

– Да, я помню разговор об этом лагере. Если Бог даст, то хотелось бы с помощью российских благотворителей отправить туда следующим летом хотя бы несколько детей из малообеспеченных или многодетных семей.

– Монахиня Мария (Сидиропуло), настоятельница монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе, посещавшая вашу обитель в 2008 году, готова обсудить вопрос об участии опекаемых вами детей (как здоровых, так и больных ДЦП) в следующей смене Марфо-Мариинского детского православного лагеря в Германии.

– Спасибо матушке Марии. У нас было желание уже нынешним летом отправить в этот лагерь несколько детей, больных ДЦП, и их мам, но пока не получилось. Будем надеяться, что Господь все устроит в следующем году. Думаю, что у нас все впереди.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Марфо-Мариинскую обитель посетил принц Майкл Кентский Марфо-Мариинскую обитель посетил принц Майкл Кентский
Екатерина Савостьянова
26 октября 2012 года принц Майкл Кентский посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Его Высочество побывал в Покровском соборе, музее прмц. Великой Княгини Елизаветы Федоровны и детском саду для детей-инвалидов.
Есть ли разница между добром вообще и добром ради Христа Есть ли разница между добром вообще и добром ради Христа
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)
Есть ли разница между добром вообще и добром ради Христа, давать ли милостыню если знаешь, что потратят на выпивку, можно ли проявлять настойчивость в общении, но не прослыть агрессором, можно ли совместно каяться о грехе детоубийства, как влияют на милосердие наши страсти, можно ли крестить ребенка без разрешения бросившей его матери, как вести себя с родственниками молоканами, как совмещать заботу о материальном благополучии семьи с борьбой со сребролюбием, властолюбие ли желание быть регентом...
Радость «Белого цветка» Радость «Белого цветка»
Ирина Ахундова
Прошедший в Марфо-Мариинской обители праздник «Белый цветок» – это и дань традиции императорской России, и в то же время современная социальная акция по привлечению людей к делам благотворительности. И очень эффективной оказалась форма праздника. Праздник – это настроение. А когда у людей хорошее настроение, они охотнее делятся тем, что имеют.
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Свт. Гавриил Имеретинский
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Исполнение Христовых заповедей требует от нас неустанного труда и непоколебимой стойкости, ибо приходится противостоять не только внешним препятствиям, но и самому себе. Несложно представить, какие необходимы твердость и решимость для того, чтобы подавлять свои желания, отказываться от давно привычного и укоренившегося, постоянно, словно с врагом, бороться с самим собой и прокрадывающимися в душу пороками и страстями.
Комментарии
НАДЕЖДА16 ноября 2011, 13:54
Помощи Божией и крепости духа в делах ваших благих,дорогие сестры!И как бы это не называлось,главное-ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ.И да поможет нам всем Господь,энергию нашу направить на благие дела!
Дмитрий 5 октября 2011, 14:14
Не ожидал, что настоятельница так молода. Мы были накануне праздника. Задавая технические вопросы, был уверен, что разговариваем с одной из монахин, причём- новоначальных.
Людмила29 сентября 2011, 09:15
Низкий поклон Вам, матушка Екатерина, за неустанный труд просвящения и помощи нуждающимся и болезнующим, за утешение, поддержку, милосердие, которое спасает многих и многих от отчаяния, боли, безысходности. Дай, Господи всем сестрам здоровья, терпения, радости спасения и детских улыбок. Храни вас, Господи!
Борис Утробин29 сентября 2011, 01:13
Дорогие мои, радоваться!!! Кто мне объяснит, зачем использовать слово хоспис, даеще в связке с Марфо- мариинской обителью милосердия. Разве нет русских, привычных: странноприимный дом, богадельня, приют, дом призрения... А то все больше появляется "пролайферов", "волорнтеров" и подобных им необоснованных, с моей непросвещенной т.з., "современных" заимствований. Я как профессиональный филолог, прекрасно понимаю проблематику применения иностранных заимствований в русском языке, но оправдано ли применение слова хоспис при наличии такого синонимического ряда теплых, понятных русских слов? Простите меня, грешного. Борис Утробин
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×