Почитаемая могила
Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана. Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых. Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени. Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».
Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дорогой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.
Из житийных записок о блаженной Алипии
Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства. Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев. Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:
«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная. Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала. Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим. Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».
Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней. Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами. Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах». Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.
Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.
И все же я поверил
К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного. Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону. Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.
– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.
– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!
После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:
– Дивен Бог во святых Своих!..
Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.
«И память ее в род и род…»
Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии. Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу. Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:
– А вот ты на Демеевке служишь?
– Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…
– А-а, из собора…
– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.
А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…
В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое. В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.
– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.
Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.
– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.
– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.
Эта была их последняя встреча на земле.
Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.
***
Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.
Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.
Вленьина
Второй год сижу без работы....................
– Дивен Бог во святых Своих!..
Я хотела бы знать, есть ли такие монахи в наши дни (живые), к кому можно обратиться, кому не безразлично наши проблемы и беда.
Пожалуй, духовно неграмотные это мягко сказано - сплошь духовно необразованны, сплошь одни грешники...
Слава Богу, если в сиянии чудес мы увидим грехи свои и задумаемся как измнить жизнь к лучшему.
Не будем забывать - что не изменив жизни своей человек снова подпадает под действие страстей и снова может стать рабом грехов, возможно более свирепых чем были.
Дай нам Господи рассудочности и трезвости.
Надеюсь, матушку Алипию канонизируют, а на этом все споры закончатся. Ибо одна для нас Истина - Иисус Христос, Отец Небесный и Дух Святой, и выше нет ничего и никого. Упаси Господи нас от высокоумия и хлада сердечного.
Спаси Господи.
Автор этой статьи с лёгкостью сообщает о уже написанном акафисте и иконах, забывая о том, что в Церкви всё длжно быть по Чину и Канонам. Неследование этому, подогреваемое своеволием, рано или поздно приведёт к непослушанию священноначалию и отторжению от церковного единства. Быть может, когда-нибудь Алипию прославят в лике святых, но до этого момента не надо скоропалительно сравнивать её со святой Матроной Московской и называть её останки мощами. В Православной Церкви существует минимальный срок после кончины человека, раньше которого прославление невозможно. Точно не помню, но это гдето минимум 40-50 лет. А до этого времени есть возможность обращаться к другим, уже прославленным святым. А заодно навыкать послушанию и смирению.
Вы знаете, мне было очень тяжело на душе (эти жизненные проблемы) и я Чудом попала в Голосеево к Матушке Алипии. Первый раз я просила Матушку о помощи. Потом поехала второй раз (разница между первым и вторым приездами была где-то две недели) и после второго посещения Матушки Алипии я почувствовала такое облегчение на душе!!! Вы даже себе представить не можете!!!Причем я это почувствовала!!!
Спасибо, Тебе Матушка Алипия, за то, что ты мне помогаешь.
А по поводу матушки Алипии. Окончательное определение в оценках возможно только если произойдёт официальная канонизация, а до тех пор могут быть и противоположные мнения. И это нормально. Так что не понятно, что Вас смущает.
Отношение к Феодосию его современников.
1. Архимандрит Иоанн (Мирошников) (род. перед революцией, служил в Астрахани, Хасавюрте, похоронен в ограде Покровской церкви в Пятигорске) вспоминал, что о.Феодосий не признавал Церкви, был против патриарха Сергия.
2. Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) (Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999)
(дедушка иг. Косьмы из ТСЛ, служил всю жизнь на Северном Кавказе, последнее время - в Пантелеимоновском храме Кисловодска, похоронен на городском кладбище)- категорически запрещал общаться с о .Феодосием.
3. Прот. Владимир Знаменский ( умер недавно) очень почитал старцев, проведывал многих больных, был великим нищелюбом, но никогда ничего не рассказывал о Феодосии и не благословлял ходить к нему на могилу. ..."??????????????
То есть матушку благословил на юродство Феодосий Кавказский?
Тревожный симптом.
Молитва к Господу с просьбой об исцелении не гарантирует чуда. Человеку между тем хочется верить, что есть «святынька», которая «помогает всегда». И едут паломники в монастыри «уже не за Причастием, а за "песочком с могилки"» . «Люди ищут чуда, не прикладывая никаких усилий. Покушал земельку с могилы - и жди исцеления».
Благоговейное отношение к Библии и иконам означает, что христианин не будет прикладывать их к больным местам или съедать по листочку в день из Священного Писания «для здоровья». Благоговейное и почтительное отношение к святым местам, к вещам, которыми пользовались святые, и т. д. должно исключить «псевдоправославный интерес ко всякого рода "святынькам" — например, к "земельке с канавки"»
И под конец. Наверняка есть ещё живые свидетели, которые могли бы без прикрас рассказать о монахине Алипии. Увы, нам обычно попадается мутная псевдоправославная жижа.
Отдельно отмечу, что современник Алипии, ныне покойный духовник Киевской епархии протоиерей Михаил Бойко, служивший в Демиевском храме, куда захаживала Алипия, очень настороженно отзывался о личности своей бывшей прихожанки и считал, что вместо разговоров о юродстве и канонизации м. Алипии следовало бы говорить о ее псевдоюродстве и злоупотреблениях людской доверчивостью." Ваше мнение? А по-моему не в бровь, а в глаз.
И хочу сказать всем, кто о ней пишет: не фантазируйте и не комментируйте свои домыслы о речи и манере общения. Очень расписывается и придается какое-то непонятное значение тому, например, что она иногда говорила в мужском роде на женщин "он пошел, принес". Я выросла в тех краях и могу сказать, что это местная разговорная речь от старшего поколения. И это не выражает женщину в мужском роде, это исходит от слова человек, поэтому часто говорили так. Сейчас уже и там так не говорят.
Я училась в другой местности, но тоже в России и привыкшая к своей речи поначалу так и говорила, до тех пор, пока мне стали со смехом задавать вопросы глупые.
матушка Алипия сейчас даже ближе к нам, чем при жизни.Ее помощь - это милость Бога нам грешным.Спасибо Господу за святых.Она живая.Огромное ей спасибо за ее оказанную помощь.За просвещенный путь к Богу.Храни нас всех Господь!
Даже не знала о такой блаженной. Если Бог сподобит хочу теперь попасть в Покровский храм Голосеевского монастыря.