Как
Вы объясните такой парадокс: число посещающих храмы
(мечети, церкви) растет, но нравственное состояние
общества падает? Насколько обострились проблемы
нравственного воспитания в современном российском
обществе? Если взять за точку отсчета август 1991
года, момент развала СССР, как изменилось общество и
его характеристики за последние двадцать
лет?
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Думаю, что никакого парадокса тут нет, если рассмотреть
ситуацию подробнее.
Прежде всего, скажу: проводить какие-то прямые аналогии,
пытаться установить связь между религиозностью общества и
уровнем его нравственности, пробовать вывести
«математические показатели» влияния или
невлияния Церкви на общественные процессы можно было бы
лишь в том случае, если бы границы Церкви и общества
совпадали — как это было, например, в России в
давние времена, или как это отчасти происходит сегодня в
католической Польше, православных Румынии, Греции.
Россия сегодня — это страна, которая пережила, можно
сказать, не просто тяжелую болезнь, а клиническую смерть.
Если сегодня в нашем обществе в целом и начинается
какое-то движение людей к Богу, к Церкви, то делаются лишь
робкие первые шаги, и всерьез говорить о том, что
количество храмов может как-то повлиять на общую атмосферу
в обществе, пока, к сожалению, невозможно. Достаточно
сказать, что при советской власти, с середины 1940-х гг.
до 1988 г., в Саратовской епархии было 12 приходов.
Сегодня их уже 250. Кажется, много. Но до революции в
епархии было больше 1000 храмов, при том, что население
области было гораздо меньше! Вот, так сказать, в трех
цифрах — объяснение той ситуации, которую мы
наблюдаем сегодня.
Безусловно, и сегодня есть люди, которые выбирают для себя
путь жизни с Богом. 70–80% жителей нашей страны
крещены, считают себя православными. В храмы ходит, в
разной местности, от одного до десяти процентов населения.
Это и есть люди, которые стремятся жить по заповедям
Божиим. Насколько у них это получается — другой
вопрос. Мы знаем, что каждый человек на протяжении даже
одного дня переживает самые разные состояния, начиная от
ярко выраженного стремления жить по заповедям, совершать
только добрые дела и кончая искушениями и падениями.
В целом же сегодня общество в России атомизировано, ни о
какой цельности, единстве говорить не приходится. Этому
весьма способствует насаждаемая у нас, как и во всем мире,
идеология потребления — она очень легко усваивается,
находит отклик в сердце буквально каждого человека, и люди
в большинстве своем выбирают секулярный образ жизни,
пользуются современным слоганом: «Надо брать от
жизни всё». А поскольку «всё» —
понятие растяжимое, то и берут всё, и средств для этого не
выбирают. Конечно, и в секулярном обществе пока еще
сохраняются в какой-то мере понятия о порядочности, о
семейных ценностях, нравственных принципах, но это —
лишь малые проценты с христианского капитала тысячелетней
российской истории, тающие на наших глазах. Поэтому,
собственно говоря, и происходит то, что происходит. К
сожалению, за эти 20 лет в общем смысле наш народ
деградировал.
Каковы, на Ваш взгляд, причины обострения
межнациональных отношений? Что служит причиной
перерастания бытовых конфликтов в межнациональное
противостояние?
Об этом уже многое сказано. Прежде всего — разница
менталитетов и очень тяжелое состояние русского народа
после тех экспериментов, которые проводились в нашей
стране. Я бы это выразил так: наш народ добровольно
отказался от необходимости нести то, что Р. Киплинг назвал
«бременем белого человека»: от обязанности
сохранять, возделывать и нести другим народам просвещение,
культуру, прогресс.
Вот такой пример: сегодня русская молодежь начинает
подражать кавказцам — перенимает их манеры поведения
и общения. Это говорит о том, что произошел страшный
перекос в сознании людей, в их взаимоотношениях. Во все
времена люди пришлые, приезжие старались каким-то образом
вписаться в окружающую действительность, ассимилироваться
путем изучения языка, местных традиций, с уважением
относились к тем обычаям, которые существовали у местного
населения. А сегодня все происходит наоборот, потому что
русские люди разобщены и в массе своей, к сожалению,
безбожны.
Еще одна «причина обострения» — приходит
в жизнь поколение людей, которое никто не приучал даже к
тому варианту «дружбы народов», что
существовал при советской власти. Была ли на самом деле
эта дружба? И да, и нет. В том образцово-показательном
виде, в каком мы видели ее по телевизору, конечно, не
было. Но в определенном смысле она существовала — в
основном за счет секуляризации и взаимного отказа от
традиций. В СССР было некое подобие американского
«плавильного котла наций». Но если в Америке
религия играла роль положительного катализатора, то у нас,
наоборот, с крушением идеологии и восстановлением
религиозности основание для дружбы народов исчезло,
поскольку оно было довольно призрачным, условным. И если с
распадом СССР «малые» народы очень быстро и
сознательно вернулись к своим национальным и религиозным
традициям и ценностям, которые цементируют тот или иной
народ, то у русских людей этого не произошло. Такое
впечатление, что у русского народа вынули хребет и он
остался без внутреннего каркаса.
В то же время говорить о восстановлении национального
самосознания у народов, прежде населявших Союз, тоже можно
с большой долей условности. В большинстве случаев это
восстановление шло ускоренными темпами и в совершенно
искаженном, исковерканном варианте — потому что
направлялось определенными силами на поиск внешнего
«врага», на борьбу с ним. Естественное
стремление народов к восстановлению национального
самосознания было использовано этнократией, которая и
сегодня находится у власти во многих регионах с
односоставным по национальности населением, в узко
утилитарных интересах.
Какова роль религии в нравственном воспитании
общества, молодежи? Что сегодня удается и что остается
нерешенным, не поддающимся воздействию?
Прежде всего, я не стал бы специально выделять молодежь в
какую-то совершенно отдельную категорию. Постулат, что
интересы молодежи приоритетны, ничего доброго не приносит.
Молодежь — это люди, которым надо еще учиться и
учиться у старшего поколения. Если общество начинает
расшаркиваться перед молодежью, перед ним очень скоро
встает масса огромных проблем, в том числе со стороны той
же разнузданной молодежи, что мы и видим сейчас в Европе,
поэтому я всегда внутреннее протестую против этого.
Роль религии в воспитании общества очень велика, однако
она проявляется опосредованно: Церковь не ставит перед
собой задачу воспитания общества, не преследует и других
утилитарных целей. Религия, если мы говорим о
христианстве, ставит перед собой задачу спасения души,
устроения человеком на достойном основании его жизни
здесь, на земле, и подготовку к вечности. Естественно, это
предполагает, что человек будет следовать определенным
законам и нравственным нормам. В то же время эти законы
являются наилучшими принципами нормального
функционирования человеческого общества, не позволяющими
ему превратиться в звериную стаю.
Что сегодня удается Церкви? Вести открытую проповедь.
Главная наша задача сегодня — миссия среди
собственного народа. Многое зависит от того, насколько
наша проповедь будет действенной, адекватной сегодняшнему
дню, и мы стараемся. Но надо сознавать и то, что Церковь
не может в одночасье изменить мир. Недаром в самом
Евангелии учение Христа сравнивается с закваской, которая,
попав в тесто в очень небольшом количестве, сквашивает,
изменяет всё. Но для этого нужно время — не 10, 15,
даже не 30 лет, а срок жизни нескольких поколений.
Поддерживаете ли Вы распространенное мнение о
неизбежности межнациональных конфликтов, «конфликтов
цивилизаций»?
Это сложный вопрос. Здесь очень многое зависит от власти,
от того, насколько она готова заботиться о благе своих
подданных. Если властью делается недостаточно, то в
обществе возникает напряжение, по самым разным поводам. А
если общество многонационально — то рано или поздно
это напряжение выплескивается именно в форме
межнациональных конфликтов. Поэтому наличие или отсутствие
конфликтов, а главное, их грамотное преодоление и
предотвращение зависит, в первую очередь, от действий
власти.
Конечно, роль Церкви здесь тоже велика. Давайте посмотрим:
много ли вы встречали воцерковленных православных
христиан, которые были бы активными участниками или, не
дай Бог, инициаторами межнациональных конфликтов? Я думаю,
что таких примеров нет. Все зависит от того, насколько
адекватно мы передаем то учение, ту веру, которую
исповедуем. Мне не хотелось бы говорить об исламе,
наверное, лучше скажет о нем уважаемый Мукаддас Аббасович
Бибарсов. Но ведь слово «ислам» переводится
как «мир», и ведущие исламские богословы
постоянно говорят о том, что ислам — это религия
мира. А насколько адекватно передается этот посыл к миру в
различных течениях ислама — это уже вопрос. Думаю,
там, где он передается адекватно, люди разных
национальностей живут мирно и дружно: и общаются, и
помогают друг другу.
К сожалению, везде есть люди, которые хотят разделять и
властвовать, даже внутри тех или иных сообществ,
религиозных общин. Хватит ли нам мудрости не поддаваться
призывам к разделению? От этого зависит наш завтрашний
день.
Каковы возможности пастырей, религиозных лидеров в
противодействии ксенофобии и предотвращении
конфликтов?
Возможности религиозных лидеров очень четко соотносятся с
их влиятельностью, с количеством верующих людей —
активных прихожан храмов, если мы говорим о Православии,
или членов уммы, если мы говорим об исламе, и так далее.
Понимаете, очень плохо, когда люди устраивают пьяную драку
с поножовщиной, а потом мы слышим: «Вот, мусульмане
режут православных!», — или наоборот. Но ведь
люди эти — вовсе не «мусульмане» и не
«православные». Для тех, у кого не существует
понятий о вере, не будет авторитетным и мнение религиозных
лидеров. Поэтому, я думаю, всеобщее религиозное воспитание
могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую
должна занимать вера в Бога. Иначе пустоту заполняют или
псевдорелигиозные суррогаты, или политизированные
идеологии, с помощью которых кто-то пытается решить свои
собственные политические и коммерческие проблемы, или
просто агрессия и невежество.
Власть также должна перестать бояться слов
«национальное самосознание». Посмотрите:
сегодня русские ребята не могут ответить на элементарные
вопросы по отечественной истории. Ребенок должен иметь
представление, кто он, где родился, чем жила и живет его
Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей, которая
позволила бы ему остаться человеком. В этом смысле любовь
к родной земле легче всего воспитать там, где есть любовь
к Богу и людям.
"Динамо" Тбилиси,Минска и Киева... Это не только часть нашей биографии, это наша история. И об этом важно говорить современному русскому мужчине любого возраста,говоря об отечественной истории.Патриотизм почему то приравнивается воспитанию воинского духа,но и Святой Александр Невский умел ладить с Ордой.Может быть это самое важное.
СЛАВА БОГУ!
Алексей,