Москва, 15 сентября 2011 г.
Геннадий Попов помнит, как двадцатичетырехлетним привез из экспедиции в село Ямкино Московской области образ преподобного Кирилла Белозерского. Сегодня в коллекции Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева весь пантеон российской святости. От житийного образа преподобного Сергия Радонежского 1510 года, писанного мастером Феодосием, сыном знаменитого Дионисия, до акварели Васнецова, изобразившего святителя Алексия Митрополита Московского. Есть среди этих образов более узнаваемые, популярные.
«Все эмигранты, уезжая на Запад после 17 года, везли с собой образ Серафима Саровского», – говорит Геннадий Попов.
Есть и менее известные - святой Нил Столбенский, вологодские святые Ефимий и Харитон Сянжемские, святитель Стефан Пермский и преподобный Адриан Пошехонский – их изображения встречаются реже образов Сергия Радонежского или Серафима Саровского. Но история церкви - не история звезд.
«Несмотря на то, что зал кажется маленьким - здесь разместилось 283 предмета», – говорит ученый секретарь Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Комашко.
Среди них есть свои шедевры, вроде подписной иконы:
«Святители Федот Киринейский и Арсений Епископ
Тверской» кисти Егора Грека. А есть массовые –
паломнические реликвии. «Шестоднев»,
выполненный мастерами из Палеха, эмали Ростова Великого,
старообрядческое медное литье, деревянная резьба Киева и
Сергиева Посада, вышивка, книжная графика. «В земле
российской просиявшие» - энциклопедия не только
святости, но и мастерства.