Капкан для легковерных

Плоды атеистического просвещения мы пожинаем сегодня. Убежденных материалистов оказа­лось не так уж много, а вот людей религиозно невежественных и наи­вно-доверчивых к рассказам о та­инственных и чудесных историях предостаточно. Материализм вы­шел из моды, уступив место ок­культизму и доморощенной мисти­ке. Кажется, что к нашему сегод­няшнему обществу непосред­ственно обращены слова апосто­ла Павла: «ибо будет время, ког­да здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины от­вратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4). «Духовных учите­лей» развелось множество. Стра­на Советов канула в Лету, с нею цензура. Сочинительство чудес­ных мистических историй оказа­лось прибыльным и перспектив­ным бизнесом. Если раньше совет­ских писателей называли «инжене­рами человеческих душ», и про­биться в издательство было нелег­ко, то теперь эта проблема снята. Стоит только придумать таин­ственный сюжет «про духовность», рассказ вести от первого лица, до­верительно обращаясь к читателю, и успех обеспечен. Легко зарабо­тать немалые деньги и выбиться не в «инженеры», а прямо в «ду­ховные учителя».

Новые «духов­ные откровения», если по-умному повести дело» - это уже большие деньги и власть над человечески­ми душами, власть реальная, «не по букве, а по духу». Первым биз­несменом от новой «духовности» стал пресловутый Мегре (Пузаков) со своей «Анастасией». Сюжетную линию Пузаков заимствовал из рассказа Куприна «Олеся». Свое авторское «я» облек в соответствующий нашему времени персонаж «председатель союза предпринимателей Сибирского региона». Забавно, но это факт. Довер­чивый читатель «проглотил наживку», приняв вымысел (его по уров­ню и литературным не назовешь) о предпринимателе Мегре и его встрече с таежной девицей Анас­тасией за чистую быль. Не избе­жали хитрой ловушки даже веру­ющие люди. Однажды мне пере­дали письмо пожилой женщины, проживающей в Павловском рай­оне. Что примечательно, эта искренне верующая женщина, стре­мится обратить своих односельчан ко Христу, уговаривает соседок ездить вместе с ней по праздникам в церковь и очень огорчается, что они за хозяйственными заботами не понимают, как это важно для души. Обличать деревенских мужиков в неправедной жизни, «не по заповедям Божиим», дело, как из­вестно, небезопасное. Во хмелю могут и прибить ненароком. Одна­ко это ее не пугает. По ее словам, она «приготовила себе смертный узел и готова умереть за Христа хоть сейчас». Но и такого искренне верующего человека смутил Пузаков-Мегре своими байками. Она перечитала все его писания с полным доверием. Цитирую отрывок из письма, что бы было ясно, как приходит сегодня соблазн: антиправославные идеи исподволь внедряются в сознание, потому что льстят слуху лукавые рассужде­ния о самопознании, любви, «общении с Богом напрямую, без посредников». Вот, что прельстило в пустословии Пузакова мою добрую доверчивую корреспондентку: «Речь идет о женщине, обнаруженной предпринимателем Владимиром Мегре в глубокой тайге по реке Оби. Женщина-человек Анастасия помогает каждому человеку открыть себя, соприкоснуться с Высшей духовностью, чистотой, истиной. В Москве и других горо­дах созданы исследовательские центры Анастасии. Я получила глубочайшее потрясение от всего написанного в книге...». Эта верующая женщина пыталась как-то соединить Анастасию с первыми христианами и объяснить появление таежной дивы, управляющей «лучами космической энергии», промыслом Божиим: «А появилась она от Господа в это страшное раз­вратное и безумное время, что бы свидетельствовать людям о Люб­ви – агапэ». Я посоветовала авто­ру письма еще раз внимательно перечитать соответствующие ме­ста в Евангелиях и Апостольских посланиях, подумать и сравнить, насколько похожи «откровения» Анастасии на слова Христа, за Ко­торого она была готова умереть. Заодно прочитать повесть Купри­на «Олеся», чтобы убедиться, от­куда Мегре-Пузаков позаимство­вал сюжет, снабдив его набором языческих суеверий вперемешку с придумками из современных вос­точных культов. Пришлось мне об­ратить внимание и на то, что в апо­стольские времена молодые хри­стианки должны были либо цело­мудренно блюсти свое девство, либо супружескую верность, если вступали в брак. Любовная связь с заезжим предпринимателем, даже ради деторождения, с точки зрения христианской морали по­читалась греховным блудом, и свидетельствовать о «чистоте» со­грешившая девица никак не мог­ла. Такие были времена, такие нравы у тех, кто называл себя «верными».Если такая поморока находит на пожилую верующую женщину, то что можно сказать о молодых романтически настроенных людях, которые, как мотыльки, летят на огонь «Высшей духовности», попа­дая из-за своего невежества в кап­кан языческих суеверий, принимая басни ловкого сочинителя за исти­ну. Безобидны ли центры «Анас­тасии», точнее «Общественной организации Звенящие кедры»? Отнюдь. Человек, утративший чув­ство реальности, живущий в уто­пической надежде на самосовер­шенствование в единении с приро­дой, неспособен к трезвой нрав­ственной самооценке. Рассуждая о любви, чистоте и прочих высо­ких материях, на деле он ублажает свою «самость», возгревает гордыню. Воображая себя существом «духовным», потакает похоти, счи­тая себя «чистым и непорочным». Все эти фантазии не приносят пользы душе. Зато приносят большую материальную пользу сочините­лям басен и устроителям сект. Можно, конечно, зарегистрировать свое детище как «общественную организацию», но суть дела не меняется.

Однако надо отдать должное Пузакову-Мегре. Делая свой биз­нес на религиозной непросвещен­ности людей, он по крайней мере воздержался от богохульства и наглого оскорбления всех верую­щих христиан.

Пузаков лишь изобрел «ноу-хау» – способ зарабатывать на до­верчивости людей, душа которых не принимает «нового образа жиз­ни». А вот некто Ренат Горифзянов воспользовался изобретением Пу­закова не только ради наживы, но и по идейным соображениям. На книжных развалах появились его сочинения, суть которых опровер­жение Евангелия. Прием позаим­ствован у Пузакова, но Ренат не берет псевдонима. Он выступает с открытым забралом. Действи­тельно, чего бояться? Сочинитель пасквиля твердо знает: как бы богохульны ни были его слова, оскорбленные верующие горло ему не перережут (от уха до уха по обы­чаю исламских фундаменталистов за оскорбление Мухаммеда?

Отрекомендовал себя читате­лям Горифзянов бывшим журнали­стом. Бывшим, потому что, по его словам, он встретил необыкновен­ную женщину Любовь Панову, и эта встреча изменила всю его жизнь. Оно и понятно: четыре книги, каждая объемом более 300 страниц, тиражом двад­цать тысяч, по 46 рублей за шту­ку. Заработал издатель, но и сочи­нитель получил крупный куш. Любовь Панову нашел Ренат не в тай­ге, а в обычной квартире. Необыч­ны были лишь способности: «она слышала голоса умерших людей, чьи души, оказывается, живут ря­дом с нами в невидимом мире. Они и являются нашими ангелами-хра­нителями... Знают наше прошлое, настоящее, будущее». Так веща­ет нам Ренат Горифзянов. По его словам, наука этого пока объяс­нить не может, понять нам сей феномен трудно «надо просто при­нять это как данность».

Психиатр квалифицировал бы «голоса», которые слышит Панова, как типичные слуховые галлюцинации шизофренички. Православно верующий человек, судя по содержанию «откровений», опознал бы это явление как типичный случай бесоодержимости.

Но можно сделать и третье предположение: мы имеем дело с шарлатаном (или сразу с двумя?), который раскручивает свою подельницу на роль прорицательни­цы. Люди суеверные готовы рас­кошелиться, чтобы «ясновидя­щая», точнее «яснослышащая», Люба возвестила, что присовету­ют «ангелы-хранители». К доходу от бредовых сочинений добавит­ся доход от прорицаний. Я скло­няюсь к третьему предположению, судя по тому, как эта парочка ве­дет свои дела. Писания Рената покупают люди, не питающие не­нависти к христианству, порою даже причисляющие себя к право­славным. Завлекают названия: «Откровения ангелов-храните­лей», «Путь Иисуса». Покупатели наивно полагают, что приобрели христианскую духовную литерату­ру, и только начав читать, понима­ют, что профинансировали анти­христианский пасквиль. Конечно, доверчивым покупателям следо­вало бы обратить внимание на имя автора – Ренат, и на рекламную аннотацию на титульном листе: «Вниманию читателей предлагает­ся уникальная книга, которая рас­кроет все загадки, связанные с именем Иисуса Христа и поможет многим людям стать мудрее и на­строить свое сердце на добро и любовь»? В Евангелии загадок нет. «Стать мудрее» по Горифзянову – не верить евангельскому тексту. «Добро и любовь» предлагали и предлагают все без исключения противники христианства. Однако сомнительно, чтобы автор паскви­ля на святейшее для всех христи­ан имя руководствовался любовью. Даже тот, кто сам не прини­мает Иисуса как Господа и Спаси­теля, должен был бы благоразум­но воздержаться от оскорбления религиозных чувств миллионов ве­рующих христиан, не провоциро­вать межконфессиональной и межэтнической розни. Но худое де­рево, по словам Христа, не может приносить добрые плоды.

Не вина, а беда наших сограж­дан, что в течение 70 лет они жили в информационном вакууме отно­сительно веры своих предков, духовного наследия православия. Сегодня каждый, кто желает при­общиться к чтению серьезной ду­ховной литературы, такую возможность получил.

Не позволяйте сомнительным сочинителям дура­чить себя баснями. Им выгода, а вашей душе убыток.

Юлия Ушакова

Газета «Образ» №14 от 16 июня 2003 г.

27 ноября 2003 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×