Ежедневная провокация

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1-8 сентября. – Об учащих и учащихся. – Взрывоопасное невежество. – Нетерпимые правозащитники. – Воображаемые границы. – Красный террор и философский пароход. – Омбудсмен-мусульманин. – Храм о 33 куполах. – Бескровное мученичество. – Голубой спектакль. – 700-летие преставления св. князя Даниила.

С началом прошлой недели в российских школах и вузах начался учебный год. В  этот день во всех российских храмах и монастырях молились об учащих и учащихся. Об этом сообщает со ссылкой на РИА «Новости» сайт «Регионы России». «Православная Церковь всегда благословляла учащихся, им покровительствуют и многие православные святые. Существуют молитвы о помощи в усвоении знаний. С молитвой принято, например, обращаться к Сергию Радонежскому, который является одним из самых почитаемых и любимых на Руси покровителей учения». В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил школьников с началом нового учебного года.

С возобновлением учебы в школах опять стал актуальным вопрос о введении в учебный курс «Основ православной культуры». Противники введения этого предмета в образовательный процесс утверждают, что его появление грозит возникновению в школе межрелигиозной вражды. Так, две недели назад руководительница столичного образования Любовь Кезина заявила, что столичные школьники не будут изучать основы православной культуры.

Вице-премьер РФ Галина Карелова выступила на прошлой неделе с заявлением, в котором говорится, что, по ее мнению, преподавание основ православной культуры не может угрожать межрелигиозному миру в России. «Она напомнила, что речь идет о факультативном изучении этого предмета, который не будет включен в обязательную сетку учебных дисциплин… При этом она отметила, что идея изучения основ православия продвигается «настолько с соблюдением прав родителей и детей, что опасения здесь напрасны». Во время посещения московской школы N1253 вице-премьер… подарила первоклассникам этой школы два альбома под название «Семейная летопись».

Новый проект правительства России под названием «Семейная летопись», направленный на укрепление семьи, на создание семейных традиций, был запущен в понедельник примерно в 20 регионах страны, включая Москву, сообщает «Интерфакс».

Газета «Известия» публикует «разъяснительную» статью Анастасии Нарышкиной «Наука и религия. В государственную школу придут служители культа», в которой автор проводит ликбез для родителей, поясняя, что «уроки религии должны проводиться исключительно по письменной просьбе родителей и в соответствии с желанием самих учеников, в свободное от обязательных занятий время… в школу придут только те конфессии, которые зарегистрированы в России более 15 лет». Следовательно, большинство религиозных организаций от школы «отлучены, что возмущает правозащитников». Анастасия Нарышкина, видимо, скорее согласна с правозащитниками – она называет прогрессом отказ от введения в школе основ православной культуры и замену этого предмета историей религий.

Большая статья Алексея Чаадаева «Первый звонок», посвященная проблемам образования в целом, появилась на сайте «Globalrus.ru». Кроме общего анализа ситуации, сложившейся в современной образовательной системе, автор рассуждает и о «религии в школах». Автор отмечает, что «отношение общества к религии вообще и церкви как институту проецируется на школу, и потому, отвечая на вопрос о религиозных предметах в школе, любой человек обычно говорит не о том, насколько это важно узнать ребёнку, а о том, любит он попов или не любит. В итоге получается жуткая картина: живя в эпоху разворачивающихся на глазах религиозных войн, которые ведутся теми, кто не знает о своей собственной религии ничего или почти ничего, люди, тем не менее, вновь воспроизводят в своих детях это взрывоопасное во всех отношениях невежество – на почве вполне естественного антиклерикально-просветительского пафоса. Понять, что базовое представление о религиях есть вещь прямо обратная «промывке мозгов», крайне трудно, ибо здесь даже у рационалистов всегда работают не разум, а эмоции».

Алексей Чаадаев замечает: «Воюя против прихода в школу «служителей культа», неоатеисты сами не замечают, что тем самым они исподволь отказывают своим детям в способности сделать самостоятельный духовно-нравственный выбор, полагая их полностью подверженными влиянию извне. Если же видеть в ребёнке свободную и самостоятельную личность, то нет никакой проблемы в его знакомстве с таким важнейшим обстоятельством человеческой цивилизации, как религиозная вера в её традиционном виде, многие века определявшем жизнь людей. Светским государством, во всяком случае, Россия от этого быть не перестанет».

Об этом же – статья Ирины Репьевой на сайте «Радонежа» «Кто подрывает основы культуры?» В этом материале автор  выявляет противоречия в логике «горе-правозащитников» и борцов с основами православной культуры, пытающимися связать в массовом сознании такие понятия как «православие» и «экстремизм», «черная сотня» и прочие.

Мнение диакона Андрея Кураева по поводу развернувшейся вокруг предмета Основы православной культуры борьбы можно прочитать в его интервью, озаглавленном «Символ веры», в «Парламентской газете». В частности, Андрей Кураев недоумевает, почему для тех, кто любит свою историю, кто хочет жить в России «нельзя создавать православные школы?». «В конце концов, в этих школах даже может отсутствовать урок слова Божиего, но пусть будет углубленное изучение церковнославянской письменности. Кстати, это была мечта академика Лихачева Дмитрия Сергеевича. Когда в середине девяностых годов разразилась дискуссия, на каком языке должна служить Русская Православная Церковь, не пора ли на современный русский язык переводить богослужение, отказавшись от церковно-славянской письменности, академик Лихачев сказал: ни в коем случае, напротив, в школах надо ввести изучение церковно-славянского языка, потому что это позор, что для нас допушкинская литература непонятна».

«Правозащитники» не терпят «Основы православной культуры» даже в виде факультатива», говорится на сайте «Радонежа». После того, как 28 августа Министерство образования России распространило информацию о том, что Минюст РФ издал приказ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», «группа общественных деятелей, называющих себя «правозащитниками», направила министру образования РФ Владимиру Филиппову открытое обращение, озаглавленное «Клерикализация школы незаконна». Авторы этой бумаги, среди которых числятся давно известные фамилии особенно горячих русофобов, таких как Людмила Алексеева, Михаил Арутюнов, Андрей Бабушкин, Елена Боннэр, Светлана Ганнушкина, Лидия Графова, Сергей Ковалев, Лев Пономарев, бывший священник Глеб Якунин, требуют восстановить кристально чистую светскость образования и отменить изучение религии раз и навсегда.

Тем временем, сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви, «в школах Крыма введено факультативное преподавание основ православной культуры».

З сентября Патриарх Московский и всея Руси Алексий отметил 42-ю годовщину святительского служения, сообщает РИА «Новости». На следующий день, 4 сентября, Православная Церковь почитает Грузинскую икону Богородицы. «Множество списков с Грузинской иконы Богородицы свидетельствуют о ее глубоком почитании и по сей день».

На сайте «НГ-Религии» опубликована статья Марка Смирнова и Даниила Щипкова «Абхазская проблема в церковном измерении», посвященная взаимоотношениям Грузии и Абхазии. Также в статье авторы комментируют, причем, безграмотно, заявление Священного Синода Русской Церкви, принятое в Сарове в конце июля нынешнего года. В этом заявлении Абхазия признается частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Авторы пытаются в статье придать заявлению Синода политическую окраску: «Напомним, что многие абхазы настроены прорусски, а правительство и парламент активно выступают за объединение с Россией. Однако принятие православных абхазов в Русскую Церковь грозило бы навсегда испорченными отношениями с церковными и светскими властями Грузии, с которой РПЦ связывают несколько столетий совместной истории и добрососедства».

Завершают статью авторы совсем уж странным и невразумительным утверждением о том, что «официальное признание принадлежности абхазских приходов к Грузинской Православной Церкви не означает, что контакты между духовенством и верующими РПЦ с православными абхазами… прекратятся… В конце концов сегодня Абхазия - открытая курортная зона для россиян, и всякий православный человек из Москвы или Якутска, конечно же, пойдет в любой храм Сухуми или Нового Афона, нимало не смущаясь тем, что это храм другой юрисдикции»(?). И чтобы растрогать читателя «душевной ноткой», авторы с облегчением завершают материал расхожим штампом: «К счастью, границы Церквей до неба не доходят». Так вот, к сведению авторов статьи: Грузинская Церковь - это не «другая юрисдикция», как, например, католичество, а братская Поместная Церковь - такая же Православная, как и Русская. Сентиментальные банальности насчет «границ Церквей, не доходящих до неба» здесь неуместны, потому что любой православный может молиться и причащаться в любой Поместной Православной Церкви. В этом случае и так никаких границ не существует. Видимо, границы в данном случае существуют только в воображении авторов.

5 сентября на сайте «Седмица.ru» появился большой материал под названием «85 лет назад начался «Красный террор». Именно в этот день в1918 г. был расстрелян выдающийся пастырь Русской Православной Церкви – протоиерей Иоанн Восторгов. Вместе с ним были казнены епископ Ефрем (Кузнецов) и несколько бывших сановников Российской империи. В тот же день Советом народных комиссаров был издан печально известный декрет «О Красном Терроре». На сайте можно прочитать декрет Совета народных комиссаров «О Красном Терроре» от 5 сентября 1918, а также житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918).

Близка по теме к этой публикации и статья Алексея Лампси «Так начинался тоталитаризм», опубликованная на сайте «НГ-Религии». Автор рассказывает о выставке «Философский пароход», посвященной 81-летию высылки интеллигенции из советской России. «Основу экспозиции составили рассекреченные документы Центрального архива ФСБ РФ - от подлинника записки Ленина наркому юстиции Курскому с предложением добавить в УК «право замены расстрела высылкой за границу (на срок или бессрочно)» до рисунков, сделанных на борту отплывающего судна. Интересны возражения Дзержинского, который пишет: «Лучше 100 раз ошибиться в сторону либеральную, чем послать неактивного в ссылку», статья Троцкого «Диктатура, где твой хлыст?» с оригинальной правкой. Редкие фотографии верхушки ГПУ 20-х годов, личные вещи Ленина». Автор рассуждает о том, чем была вызвана «подобная акция» и считает, что «именно в сентябре 1922 года закончилась эпоха русского религиозного ренессанса и наступило всевластье научного атеизма».

Другой темой недели стала тема возможного назначения на пост уполномоченного по правам человека мусульманина. Об этом, в частности, сообщает сайт «Религия и СМИ» в заметке «Новым Уполномоченным по правам человека РФ может стать мусульманин». По мнению мусульманской общественности, именно мусульманин сможет эффективно защищать права религиозного меньшинства, предотвращать «межнациональные и межрелигиозные конфликты». Однако, на чем основаны эти утверждения, неясно. Видимо, все жители России и так знают об этом априори.

На сайте «Регионы России» эту тему затрагивает материал «Доверит ли Владимир Путин пост омбудсмена России представителю нетитульной нации?» «Как сказал… в интервью корреспонденту Regions.ru один из политологов: «В случае выбора Каландарова на пост Уполномоченного официальная Россия могла бы «убить двух зайцев»: получить омбудсмена, которого поддерживают национальные меньшинства, российские мусульмане, и который сможет последовательно довести до конца начатый курс по отмене смертной казни в России».

В этих публикациях удивляет несколько фактов. Во-первых, превращение мусульман из «традиционной религии России» в «религиозное меньшинство» по мере политической необходимости. Во-вторых, попытки угодить Западу, горячо любящему чеченских боевиков на территории России и поддерживающему агрессивные мусульманские течения. В-третьих, полное игнорирование Православия: кажется, что акты вандализма совершаются только в отношении мусульман и евреев, а вот Православие – вне зоны нападок? Или нынешний омбудсмен Олег Миронов только и делал, что защищал Православие? Но это не так. По сути, создается искусственное противопоставление – русский (не православный, в том числе) – мусульманин. При этом, если бы сегодня православные попытались бы продвинуть на пост защитника прав человека православного человека – будь он русским, татарином или негром, все имеющиеся в России «правозащитники» подняли бы на борьбу всю мировую общественность. Видимо, попытки мусульман укрепить свои позиции на государственном уровне не противоречат убеждениям этой голосистой категории населения.

Газета «Труд» публикует статью  Евгения Мухтарова «Благодать» под гипнозом». В которой рассказывается о том, что в Ярославле «приняли важное судебное решение, ставящее заслон незаконной деятельности «нетрадиционных» культов».

Но не только судебными решениями и попытками занять высокий пост можно утверждать свою веру. Газета «Известия» рассказывает о семидесятипятилетнем пасечнике из деревни Старочервово Степане Дедкове, который на свои деньги строит храм: «О тридцати трех куполах. К минувшей Пасхе готовился все закончить, десятилетний труд подходил к концу. Только произошло несчастье - зимой почти готовая церковь сгорела дотла. И начал Степан Иванович все сначала». Автор Ирина Сербина расспрашивает пасечника про то, как он «решил построить церковь»: «А случилось это десять лет назад.

- Я тогда уже на пенсию вышел, поселился в деревне, появилось хозяйство, пасека. Молоко брали у меня местные жители. И вот приходит одна бабушка и говорит: "Степан Иванович, я у вас столько времени молоко беру, и вас знаю, и работу вашу знаю. Вы верующий человек?" Я говорю: "Понятия не имею. Я знаю, что я коммунист был тридцать три года"…  На следующий день она принесла ему Библию.

- Начал я для себя решать: что же мне делать для Бога, для людей? Свою грешную жизнь исправлять каким путем? - рассказывает Степан Иванович. - Как-то посмотрел передачу о том, что надо возрождать экономическую и духовную жизнь в Кузбассе. Думаю: экономически возрождать я уже не тот - возраст. А духовно... Я уже про себя решил строить церковь».

Новая часовня появилась на острове Колгуев в Баренцевом море. 2 сентября там освящена самая северная в мире православная часовня, информирует читателей «Интерфакс». Освятил часовню во имя святителя Николая - покровителя мореплавателей епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Постоянного настоятеля у часовни не будет. Священники, как и нефтяники, будут работать вахтовым методом, но двери часовни отрыты для верующих каждый день, сообщает репортер сайте «Вести» Нина Костылева.

Другую православную часовню готовят к отправке в Антарктиду, говорится в информации на сайте «Newsru.com». По словам руководителя строительной фирмы, безвозмездно выполняющей заказ Алтайской епархии Русской Православной Церкви, депутата Госсобрания Республики Алтай Виктора Безрученкова, «храм построен из горно-алтайского кедра - дерева, считающегося благородным, славящегося долговечностью и легкостью в обработке. Три нижние венца сруба сложены из более крепкого стройматериала – лиственницы». Совершать службу в православном храме на Южном полюсе будет священник, имеющий 20-летний стаж полярника

А на самой северной оконечности России – Земле Франца-Иосифа – появился деревянный крест, сообщает сайт «Седмица.Ru». «Акцию по воздвижению креста на мысу Флигели организовал Фонд св. апостола Андрея Первозванного. Его представители отправились в экспедицию к Северному полюсу на атомном ледоколе «Ямал» с тем, чтобы на обратной дороге подойти к острову Рудольфа – самому северному в архипелаге – и установить там крест…  Установить 300-килограммовый крест в скальную породу было непросто, и без помощи команды ледокола это вряд ли бы удалось. По окончании работ был совершен молебен в память погибших полярников и во славу нынешних исследователей».

История православной России содержится не только в учебниках. В Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора». Подробно о выставке, о ее уникальных экспонатах можно прочитать в статье «Разобранный царский храм», опубликованной на сайте газеты «Россiя».

Может быть, знакомство со святынями выставки кому-то поможет понять слова митрополита Антония Сурожского: «Я предпочитаю умереть в России, скорее, чем оставаться живым вне её...». Так названа и статья Александра Кырлежева, опубликованная на сайте «Религия и СМИ». «Владыка Антоний практически всю свою жизнь сохранял верность Московской Патриархии. В 1957 году он стал ее епископом и именно в этом качестве осуществлял свое церковное служение в Англии и везде, где ему доводилось бывать и действовать. Говоря языком церковной полемики, он был «сергианином», верным и принципиальным, причем за пределами «сергианского» пространства (то есть церкви в СССР)… Более того, в последние месяцы на него было возложена ответственная миссия духовной и административной организации единого митрополичьего округа РПЦ в Западной Европе. И, насколько нам известно, он принял это послушание с воодушевлением, несмотря на очевидную физическую немощь». В своей статье автор пытается понять, обратить внимание на один аспект – на «сергианство» Владыки Антония.

По мнению автора, «сергианство» Антония Сурожского проливает (и должно пролить) в каком-то смысле новый свет на проблему сергианства как такового. «По мнению автора, парадокс «спора о сергианстве» заключается в том, что «непримиримые противники сергианства обвиняют своих оппонентов прежде всего в определенной политической ангажированности Церкви…, но при этом сами исходят из представления о нормативности для Православной Церкви именно политической ангажированности – только «правильной», связанной с «православной политикой» (самодержавие).Таким образом, встает ряд вопросов, например, такой: «есть ли сущностная связь между Церковью как таинством спасения и культурно-политической ситуацией, в которой Церковь совершает это таинство?».

Именно «голоса митрополита Антония Сурожского и других, весьма значимых, представителей «зарубежного сергианства»… разбивают эту черно-белую картину, эту примитивную оппозицию правды и лжи». «Они говорят нам о солидарности – о человеческой и церковной солидарности поперек тех схем, которые можно назвать «церковно-идеологическими» и «церковно-политическими»... Эти люди говорят нам нечто весьма важное именно об отношению Церкви к политике: о том, что Церковь всегда живет в политике, но не смешивается с ней».

И здесь важен пример митрополита Антония Сурожского: «он никогда не признавал никакой власти над собой и над Церковью – извне самой Церкви. И многие «радикалы» были им недовольны – радикалы и справа, и слева. Для первых его независимость была слишком либеральной, для вторых – слишком конформистской». Но …«мы», которые жили в «этом» (советском) государстве и в «этой» (подсоветской) Церкви, можем сказать: для нас т.н. «сергианство» – это данность церковной жизни и ее ОПЫТ. Это опыт благодати в безблагодатной политике – и светской, и церковной (политика по определению «безблагодатна»).

По мнению автора, «Владыка Антоний, как нам представляется, на личном и церковном уровне разрешает «спор о сергианстве». Именно поэтому «на смертельно больного и весьма престарелого митрополита Антония» возложили миссию церковной консолидации в Западной Европе: «по существу своему идея первоапрельского послания Московского Патриарха – это «идея» митрополита Антония. Это призыв к такому «русскому православию» в Западной Европе, которое одновременно является «открытым» – многоязычным, поликультурным, подлинно вселенским. Образ такого православия был явлен именно в многолетней деятельности (если так можно выразиться) Антония Сурожского: без аффектированной «антисоветчины», без «юрисдикционных паллиативов» и – с явной экуменической открытостью (совершенно необходимой в европейских условиях), которую в то же время нельзя отождествить со «смешением конфессий».

Также к статье прилагается «Слово митрополита Антония к членам Епархиального Собрания [Сурожской епархии] 30 ноября 2002 г» со ссылкой на сайт Сурожской епархии, в котором Владыка рассказывает об истории создания своего прихода, о том, «бексровном мученичестве», на которое пришлось пойти иерархам Русской Православной Церкви в Советском Союзе, чтобы сохранить Православие, чтобы дать возможность Церкви жить, также речь идет и «о принадлежности Патриархии». В частности, Владыка Антоний говорит следующее: «Недавно меня спросили, нельзя ли было бы иметь единую Православную Церковь всей Великобритании, включающую все юрисдикции. В идеале – да, конечно. Но если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что сейчас это невозможно. Слишком много сейчас национальных Церквей, которые хотят оставаться тем, что они есть, людей, которые еще не пришли к зрелости, к которой пришел наш Приход и пришла наша Епархия за почти что 80 лет эмиграции; они – юные эмигранты: сербы, болгары, румыны хотят оставаться тем, чем они были как нация. И даже если у них меньше молодежи, говорящей на родном языке, они стараются удержать их. И это их право, и это можно принять… В давние годы Митрополит Николай Крутицкий спросил меня, не поеду ли я в Америку. Я ответил – нет, мне нужно 30 лет, чтобы в этой стране начала быть открытая Церковь, и это же поручение я получил от Патриарха Алексия I. И это я стремлюсь хранить и любить, чтобы оставаться верным Русской Церкви; она дала нам мучеников, которые молятся за нас, которые передали нам нашу веру, которые дали нам пример идти, если нужно, на жертву, и вместе с тем быть совершенно открытыми и открытыми для всех».

Однако сегодня такая верность Православию, такая преданность своей Родине – редкость. Тем более очевидно это становится в свете последнего скандала, разыгранного противниками Православия и Церкви в Нижнем Новгороде. «Комсомольская правда» на прошлой неделе опубликовала материал о том, что там якобы состоялось «венчание» брака между двумя мужчинами. Статья была снабжена фотографиями, в момент «переговоров» «новобрачных» со священником присутствовал корреспондент газеты, который и подтвердил факт «венчания» и разгласил сумму, заплаченную священнослужителю.

На сайте «Радонежа» опубликован текст заявления Нижегородской епархии: «Мы считаем, что совершена заранее спланированная провокация, рассчитанная на скандальное привлечение внимания к проблеме т.н. «однополых браков». Русская Православная Церковь безусловно осуждает саму идею «однополого брака» и традиционно, следуя Св. Писанию и Преданию Церкви, осуждает гомосексуальные отношения как смертный грех. Комиссией, назначенной правящим архиереем епархии, было проведено расследование, которое показало, что совершенное деяние ни при каких условиях не может считаться браком. Священник, допустивший грубейшие нарушения церковной дисциплины за совершение кощунственных действий 2 сентября 2003 года запрещен в священнослужении».

На сайте «Globalrus.ru» скандальная история названа «очевидной провокацией»: «Денис Гоголев и Михаил Морозов, которых обвенчал отец Михаил, священник (уже бывший) Рождественской церкви, известны далеко за пределами Нижнего Новгорода и уже давно делают карьеру на своих сексуальных отношениях… Священники тоже люди, и среди сотен обязательно окажется подходящий, но в современном обществе на детали не обращают внимания. Современное общество требует от Церкви абсолютной святости и непогрешимости и одновременно пластичности, современности (понимаемой обычно как декоративность). Нынешняя история явно будет использована по полной программе. Одни будут говорить о жадности, беспринципности священников, другие - о мракобесии. Церковь же повела себя единственно возможным образом: отлучила священника от сана».

И кстати, первые нападки в адрес Церкви прозвучали из уст самих провокаторов: «Мы осознаем, что то, что мы совершили вчера, - грех, - заявил 2 сентября в интервью «Би-би-си» Денис Гоголев. - Но это исключительно по канонам самой Церкви. А не секрет, что Церковь наша алчна и превратилась в бюрократический аппарат. У нас Церковь за деньги может все». (Кстати, если уж говорить о канонах, то совершение венчания священником в одной епитрахили, без фелони, и в часовне, а не в храме, не имеет силы.)

Устроенный «спектакль» и наглые заявления двух подонков, которые, видимо, считают себя вправе судить и Церковь, и священников, еще раз подтверждают, что те, кто ненавидит Православие, готов на любые финансовые траты, на любые приемы. Делается все, чтобы облить грязью Церковь, священство, веру, чтобы поругаться над таинством и затем обвинить в беспринципности ту же Церковь. О том, что акция, устроенная в Нижнем Новгороде, готовилась заранее, свидетельствует и присутствие проплаченного заранее корреспондента и появление «скандального материала», тоже наверняка «заказного», и моментальный выход нижегородских провокаторов на международный уровень. Произошедшее в Нижнем Новгороде – еще один сигнал. О том, что провокации против Церкви не прекратятся, что с каждым разом они будут все более гнусными и наглыми. И это - та реальность, в которой нам сегодня предстоит жить.

К разряду провокаций можно отнести и материал Марии Свешниковой, автора «Страны.Ru» «В Интернете надо взывать к святому Исидору. К кому молиться, когда некому молиться». За введением, в котором автор объясняет желание молиться каким-либо святым исключительно тягой к магии и язычеству, следует список святых, помогающих в том или ином деле. Но при этом православные святые странным образом соседствуют с католическими. И так ловко вписаны они в одну строчку, что даже никаких замечаний по тому поводу, что большинство указанных автором святых Православная Церковь не признает, – нет. Они лишние. Мол, вот список, молитесь, да и все. Этакая каша из имен. И никакой нет разницы, к кому взывать. И тогда становится понятно столь странное «предисловие» к статье, когда вера сознательно извращается, превращается в магизм и язычество, – автор предлагает читателю идти в ногу со временем и не обращать внимания на какие-то там «условные» различия. Какая разница – православие, католичество? Главное, чтоб помогало…

Не менее «провокационно» ведет себя и папа Иоанн Павел II: «В Ватикане объявили о том, что папа Иоанн Павел ¶¶ утвердил решение об учреждении экзархат для греко-католиков Сербии и Черногории с центром в городе Русский Крстур. Новый униатский экзархат выделен из состава католической Крыжевецкой епархии... В бывшей Югославии все греко-католики входили в юрисдикцию Крыжевацкой епархии. После распада Югославии центр епархии, как и большинство приходов, оказался в Хорватии». С другой стороны, против православных сербов действует «мировая общественность» - Карла дель Понте «сообщает, что у Гаагского трибунала нет «достаточных доказательств» преступлений, совершенных албанскими боевиками».

Не так давно под маской заботы о правах человека та же «международная общественность» в лице Евросоюза пыталась отменить запрет на посещение женщин Святой Горы. На прошлой неделе «правительство Греции выступило в защиту традиционного статуса православного Афона от посягательств Европарламента… Глава делегации депутатов от правящей партии Греции ПАСОК в Европейском парламенте Георгиос Катифориес напомнил в послании его президиуму, что при вступлении Греции в ЕС особый статус Афона был подтвержден и не может быть изменен по желанию евродепутатов».

Прошлая неделя завершилась празднованием 700-летия со дня преставления святого князя Даниила Московского - собирателя русских земель, основателя династии московских князей и первого московского монастыря.  В субботу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. После окончания службы от собора по улицам столицы отправился многотысячный крестный ход к Данилову монастырю.

«Торжества, посвященные преп. Даниилу Московскому, станут кульминацией праздника Дня города», - сообщает «Радонеж».

В сообщении РИА «Новости» коротко рассказывается о святом князе Данииле Московском: «Князь Даниил Московский (1261-1303) был сыном легендарного Александра Невского. Летописи отмечают особое миролюбие Даниила. Большинство конфликтов, в которые он был вовлечен, не доходили до кровопролитных сражений и оканчивались миром. Вместе с тем, Даниил сумел добиться укрепления и расширения Московского княжества, которое при его потомках было признано Великим. Правление Даниила - это и время становления Москвы как духовного центра Руси, которому сам князь положил начало, основав в честь преподобного Даниила Столпника первый из известных и дошедших до наших дней московских монастырей».

Анна Гальперина

9 сентября 2003 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×