Беседа с настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, членом Союза писателей России протоиереем Артемием Владимировым в эфире телеканала «Союз»
–
В эфире православного телеканала «Союз»
программа «Беседы с батюшкой». В студии
Александр Сергиенко. У нас в гостях
настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и
нескольких приписных храмов, член Союза писателей
России протоиерей Артемий Владимиров. Здравствуйте,
отец Артемий. Сегодня мы поговорим о самом главном
– о нашем здоровье. Батюшка, о чем обычно
просят люди, чего они хотят и что Церковь может им
предложить?
Особый дар
– Вы знаете, многие люди, даже к батюшкам обращаясь с какими-то благопожеланиями, говорят им: здоровья, здоровья и самое главное – здоровья. Действительно, здоровье – это особый Божий дар. Особенно когда начинаешь его терять, понимаешь, что такое юность, избыток жизненных сил, когда не нужно ежечасно мерить себе давление. И поэтому имя целителя Пантелеимона не оставляет равнодушным никого. Даже многие некрещеные люди приходят в храм в день его прославления, чтобы поставить свечку этому удивительно красивому угоднику Божиему. С иконы на нас смотрит румяный юноша с локонами вьющимися, безбородый. А в руках он держит некую шкатулку – коробочку с лекарствами. И перед этой иконой душа сама собой помолится за себя, за ближних: «Господи, помоги, Господи, укрепи, исцели».
– Батюшка, а можно ли ходить в церковь за здоровьем?
– Некоторые ригористы, или очень строгие богословы, говорят: «Ну что ты пришел просить здоровья, с корыстными намерениями – разве можно что-то просить у Бога?». А мы, батюшки приходские, знающие жизнь во всех ее проявлениях, говорим, что не только можно, но и нужно приходить. Потому что начнешь молиться о здоровье телесном, но поневоле вспомнишь, что у тебя есть грехи. А говорят, что наши грехи провоцируют наше состояние. Вот поэтому – от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному. Лучшее средство омоложения – Исповедь и Причащение Святых Таин.
– Батюшка, звонок от телезрителя, Белгородская область на связи.
– В нашем государстве есть люди разные: и христиане, и язычники, и атеисты. И как христианину относиться к оскорблениям и подлости со стороны не христиан? Можно ли христианину обращаться в правоохранительные органы и в суд или прощать надо всех? А так люди могут просто обнаглеть и считать, что я слабость проявил.
– Прощать – дело неплохое, но вопрос ваш вполне философский. Вот сосед говорит: ты христианин, и я забор твой переставил на метр, вторгшись на твою территорию, но ты должен терпеть, потому что Бог так велел. Мы-то, конечно, потерпим, но защищать интересы семьи, жены, детей необходимо. Если он по-хорошему не понимает, то можно обращаться к судебным инстанциям. В связи с этим мне вспоминается такое повествование. Послереволюционные годы, Волынь, древний православный край, молодой инок приходит в трактир, покупает соль, перец по нуждам монастыря. А приказчик очень хитро говорит: «Вот у вас в Евангелии написано: если ударят в одну щеку, подставь другую. А ну-ка, давай попробуем» – и раз его по щеке. Молодой послушник, косая сажень в плечах, который одним ударом мог бы стенку разрушить, по долгу инока терпит. Несколько раз повторяется эта мерзкая история, очевидно, что приказчик был не православный человек, скорее всего, иезуитская у него была мораль. В конце концов, инок наш приходит к старцу монастырскому и спрашивает, что делать. Тот ему что-то прошептал на ухо. Инок повеселел, приходит вновь закупать необходимые товары. Приказчик обращается с той же интонацией: «Вот у вас Христос велел терпеть, а ну-ка, получи, брат». Послушник и говорит: «Да, действительно, у нас в Новом Завете Христос велел подставлять и другую щеку, а у вас в Ветхом Завете сказано: око за око, зуб за зуб. А ну-ка, получи, брат»; тот выскочил из-за прилавка прямо в служебное помещение. Больше инока никто не доставал.
Каждому дается по вере его
– Батюшка, следующий звонок из Беларуси, слушаем вопрос из Могилева.
– Батюшка, когда-то очень давно по радио я слышала Ваш рассказ о том, как Вы сами пришли к Богу, Вы рассказывали о бабушке, о родителях. У меня такое впечатление, что с этого начался мой путь к Богу, и я Вам очень благодарна. У меня такой вопрос. Мы обращаемся за исцелением к Пантелеимону, а почему мы не можем обращаться прямо к Самому Богу? Ведь если у нас что-то болит, мы идем к врачу, а не к медсестре?
– Конечно же, обращаясь к великомученику целителю Пантелеимону, мы веруем, что Христова благодать, почивающая в этом святом, уврачует наши душевные и телесные раны. Но, простите, ожидая приема у хирурга, мы так или иначе не обойдем медсестру. Она встретит нас с любовью и скажет: «Не волнуйтесь, у нас такой доктор, что от него никто не уходит, не получивши желаемого. Что у вас болит? Давайте посмотрим, укольчик поставим». И в этом образном сравнении понятно, что друзья Христовы, особенно мученики, которые пролили кровь за исповедование веры, ходатайствуют о нашем исцелении. Поэтому, обращаясь непосредственно ко Христу, мы так и молимся: «Господи Иисусе Христе, молитвами чудотворца Николая, великомученика и целителя Пантелеимона даруй мне хорошего врача и хирурга, чтобы операция прошла благополучно».
– Смоленская область на связи.
– Батюшка, когда я учился в школе, нам показывали картину «Кровавое воскресенье» 1905 года, расстрел рабочих. Учительница истории сказала, что это было сделано по приказу Царя. А его недавно канонизировали. Объясните, или нас неправильно учили, или я чего-то недопонимаю?
– Дорогие друзья, уже давно пора отрешаться от советских стереотипов, навязанных теми, кто не любил ни русских царей, ни царской России, ни Святой Руси. Вы можете сегодня только с помощью интернета, если наберете в справке словосочетание «поп Гапон», узнать, что это был провокатор, террорист, социалист, который прятал под рясой, которую он не имел права носить, пистолет. И когда религиозно настроенные рабочие с иконами, хоругвями приближались к Зимнему дворцу, вся эта революционная шантрапа начала беспорядочную стрельбу по оцеплению царской регулярной армии, желая спровоцировать кровопролитие. Государя тогда вовсе и не было в Зимнем дворце, и думаю, что не вина Николая Николаевича, Великого князя, потом изменившего присяге, что он отдал приказ ответить залпом на эти выстрелы. Так что провокаторы были, есть и будут, но Родина должна знать этих изгоев.
– Батюшка, следующий звонок – из Германии.
– Скажите, пожалуйста, можно ли давать на пересадку органы, кремировать усопшего, если у людей нет денег на похороны? Как относится Православная Церковь к этому?
– Вопрос непростой. Пересадка органов. Если речь идет о наших родственниках, если мама хочет поделиться здоровой почкой с заболевшим дитятей, кто же может запретить этот жертвенный подвиг?
Что касается второго вопроса, давайте вспомним библейскую заповедь, которая была обращена еще к нашему праотцу Адаму: «Из земли взят, и в землю отыдешь». Не в крематорий. Потому что мы составлены из земных стихий, и поэтому наше тело, освященное благодатью Святого Духа, так же, как и душа в таинстве Крещения и Миропомазания, освященное Причащением Святых Христовых Таин, вовсе не заслуживает судьбы Индиры Ганди. Это индусы, придумавшие особую религию о переселении душ, сжигают себя на кострах. Нам нельзя пользоваться примером и следовать Фридриху Энгельсу, который, как известно, жил с двумя сестрами одновременно и финансировал, эксплуатируя рабочих, Маркса, писавшего свой «Капитал». Энгельс от своей безбожной жизни пришел к тому, что завещал себя сжечь и развеять его прах вдоль реки Рейн, вовсе не заслужившей этой участи.
– Следующий звонок – из Братска.
– Моей дочери наложили епитимью на пять лет за аборт. Считаю, что это очень долгий срок – пять лет жить без Причастия.
– Да, милые мои, хотя еще более ужасно это преступление против материнства – убиение невинного младенца. Но вы правы, в наше время многие, помраченные неверием родственников или находящиеся во тьме неведения Бога, совершают этот страшный грех и лишь потом прозревают. Конечно, священники должны разборчиво относиться. Если батюшка, который наложил на нее эту епитимью, встретил ее первый раз, а может быть, и последний, обратитесь к более опытному священнику. И смотря по мере покаяния вашей дочери, можно будет пересмотреть это отлучение, которое, в принципе, справедливо, но требует соотношения с современным безнравственным состоянием человечества.
В смиреньи сердца надо верить…
– Следующий звонок из Тульской области.
– У моей дочки с мужем нет детей, там вопрос мужского бесплодия. Я хотела бы узнать, как Церковь к этому относится и как поступить правильно. Повенчаться они не успели.
– Давайте порассуждаем. Во-первых, нужно уточнить диагноз. Слишком быстро подчас в наших медицинских центрах выносится приговор. Если они любят друг друга и оба крещены, не худо знать, что отец Пресвятой Богородицы Иоаким был бесплоден, но Господь увенчал их крепкую веру рождением Дитяти. Это была Мария, послужившая великой тайне воплощения Живого Бога. В таинстве Венчания и нисходит благодать, сила, Божественная энергия к зачатию, рождению, воспитанию детей. Есть супруги и бесчадные, но некоторые из них в Евангелии находят такие слова: «Тот, кто примет малое дитя во имя Мое, принимает Меня, Христа, и пославшего Меня Отца».
Вот сейчас американцы стоят в очереди за русскими детьми, причем некоторые из них от рождения с ограниченными возможностями. А русская публика не интересуется сиротами, не ходит в дома малютки, хотя часто имеет проблемы с репродуктивной функцией. Но у каждого свой подвиг. Разрешите помолиться за вашу юную молодую пару, а им очень рекомендую обратиться к священнику с первой Исповедью. Как знать – чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит чудесам.
– Мне 22 года, у меня умер муж, жизнь потеряла всякий смысл; что делать дальше?
– Давайте все вместе осеним себя крестом и помолимся за юную Екатерину, которую постиг этот скорбный жребий. Но не будем отчаиваться. Вспомним слова русского поэта Баратынского: «Премудрость вышнего Творца не нам исследовать и мерить: в смиреньи сердца надо верить и терпеливо ждать конца». Предположим, вы были венчаны. Конечно, вы уже не связаны законом Божиим и при расположении к семейной жизни можете вступить в законный для христианина венчаный брак. Мне известна одна молодая девушка, у которой муж погиб в автокатастрофе. И она, потеряв его в одночасье, обрела в своей душе поэтический дар, который раскрылся у нее как цветок под лучами солнца. Мне приходилось читать ее уже изданные стихотворения, она настоящий поэт. И в этих стихотворениях она видит своего супруга и в росе, покрывающей траву, и в первых лучах весеннего солнышка, и в белоснежных лепестках ландышей чувствует его и общается с ним, с душой своего супруга. Как бы то ни было, мы помолимся, чтобы Господь вас утешил.
– Следующий звонок – из Московской области.
– Наша Церковь – апостольская, и рукоположение идет последовательно: от апостолов – ученикам, и так дальше, и получается, что наши современные батюшки получают рукоположение от апостолов. Вот Вы, отец Артемий, могли бы назвать того апостола, от которого идет Ваше рукоположение?
– Какой интересный вопрос... Мне бы хотелось, чтобы мое рукоположение, преемственное от епископа к епископу, восходило бы – прости, Господи, мою душу грешную – к святому Иоанну Богослову, который был усыновлен Деве Марии и покровительствовал Ей последние годы Ее земной жизни. Но если бы Господь сказал: «Дорогой батюшка Артемий, ишь чего захотел, духовного родства с любимым учеником Господа? Выбирай любого другого», я бы ответил: «Как бы мне хотелось тогда, чтобы мое священство, а точнее, Христово священство, которое почивает на моих недостойных плечах, восходило бы к святому апостолу Павлу, ибо апостол Павел обошел всю Вселенную, все Средиземноморье. И он был похож, на мой взгляд, на бенгальский огонь, магний горящий, который испускает свет и тепло, а сам тает, тает, тает». Но, думаю, только на Страшном Суде выяснится, через кого же именно я, недостойный, воспринял благодать Христову.
– Есть звонок из Серпухова.
– Слышала, что тот, кто перешагнул порог синагоги, отлучается от Причастия на всю жизнь. Так ли это?
– Кратко скажу, что церковные каноны действительно воспрещают христианину свершать моления где-либо, кроме как в православном храме. Допускаю, что в туристических целях православный христианин может войти в собор Парижской Богоматери: как никак, там находится христианская святыня – Терновый Венец. Если вы помните, Патриарх Алексий II молился перед этим Венцом, это не была экуменическая служба, но он приложился к древней христианской святыне. Но для нас, христиан, вовсе запрещено совершать какие-то моления в мусульманской мечети или в синагоге.
– Звонок из Чувашии.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, какие деяния относятся к греху хулы на Духа Святого, и правда ли, что это грех непрощаемый? Он у меня есть, и я очень из-за этого переживаю.
– Это не ваш грех, успокойтесь, мне кажется, к этому греху вы не имеете никакого отношения. Дела в том, что грех непрощаемый – это тот грех, в котором человек принципиально не хочет каяться. Вот такой хулой согрешал Ульянов-Ленин. Он крещеный был, он с Надеждой Крупской венчался, правда, изменял ей с Инессой Арманд. И он говорил страшные вещи: «лучше сивуха, лучше разврат, нежели Православие, чем больше мы отправим черносотенного духовенства на тот свет, тем ближе мы будем к торжеству мировой революции». Вот хула на Духа Святого, то есть иступленная ненависть, дьявольское озлобление против веры и святынь. Хула на Святого Духа – не нежелание покаяться, а, напротив, богохульное восстание на святыню, бахвальство в отношении тобою содеянных беззаконий. Что касается вас, дорогой мой, то вы трепетный христианин, душа которого переживает, если какие-то нечестивые помыслы в сознании вдруг рождаются, вот вам очень простое лекарство: ни в коем случае не считать эти помыслы своей собственностью. Чуть только они пришли к вам во время молитвы, тотчас скажите: «Господи, это не от Тебя, не Твое и не мое, не принимаю. Матерь Божия, помоги мне». И начинайте молиться. Все помыслы сразу отойдут, как дым при порыве ветерка.
– Батюшка, когда я готовился к эфиру, меня один коллега спросил, что нужно сделать, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень?
– Могу сказать, что не делать. Не злоупотреблять дурным «балтийским» пивом, от которого размякают мозговые ткани и человек переходит к растительному существованию. Поймите меня правильно: я не против пива, не против воблы, но все хорошо в меру. Конечно, для развития умственного горизонта необходимо чтение; не уверен, что компьютерные игры содействуют развитию каких-то ментальных способностей, а вот хорошая книга – без сомнения. Но, если честно, то опыт показывает, что когда мы со вниманием обращаемся к Богу и просим Его вразумить нас, просветить наш разум – это самый короткий путь к стяжанию подлинного интеллектуализма и мудрости. Потому что Бог – Источник разума, Он сотворил небо и землю и все, что в них. И поэтому человек молящийся обретает от Господа способность критического суждения, он не желает зомбироваться от потока массовой информации, он сохраняет интеллектуальную силу к размышлению о смысле жизни и получает от Господа дар логического мышления.
Вера и верность
– Еще один звонок – Сергиев Посад на связи.
– Есть такой воин Евгений Родионов, ему отрубили голову за то, что он отказался снять крест. В наше время не каждый верит в чудеса Божии. Я читала жития святых, там рассказывается, как их убивали, растерзывали, отрезали головы, и текла не кровь, а молоко. А почему же у него не текло молоко, чтобы Господь показал бы нам это чудо в наше жестокое время? Если бы Он показал, я думаю, что очень многие уверовали бы, даже те, которые ему отрубали голову.
– Так было, например, со святой мученицей Татианой, убиенной в Риме в III веке. Евгений – святой человек, его еще не канонизировали, но все молятся и знают, что это праведник, пред Богом стоящий, как свеча. Но я не думаю, что многие бы уверовали, как многие до сих пор еще не верят, что в Великую Субботу сходит Благодатный Огонь и сам собою возжигает свечи на гробе Господнем. Я вам советую встретиться с мамой воина Евгения, я сам с ней хорошо знаком. Эта героическая русская женщина каждый месяц бывает в Чечне и возит нашим ребятам продуктовые посылки, иконы и крестики. Человек, который увидит эту женщину, сумевшую пережить мученическую кончину своего сына, осенит себя крестом и скажет: «Есть женщины в русских селеньях…». Не в молоке, истекавшем вместо крови, дело – дело в вере и верности Христу даже до гроба. Не только мученик Евгений, но и тот замечательный русский воин, который вошел в захваченный террористами театр на Дубровке и отдал себя в руки двуногим людоедам, засвидетельствовав им веру во Христа Воскресшего, но и десятки других мальчиков и юношей, свершающих свой будничный подвиг по бескрайним просторам нашей Родины, говорят о том, что Россия всегда останется Святой Русью.
– Батюшка, большое спасибо за интересную и содержательную беседу и до следующих встреч.
– Благодарю вас за внимание, дорогие друзья, и благословит нас всех Господь на добрые богоугодные дела.
Да, Господь не подставил вторую щеку (Ин, гл.18), потому что Он безгрешен.
Но кто из нас может сказать, что безгрешен перед Богом, что не заслужил пощечины?
Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!
Другое дело, если злоба человеческая угрожает не только мне лично, но другим людям (защита Отечества, семьи, ближних).
Между прочим, инок получил разрешение от старца и ударил человека по послушанию, и если делал это без злобы в сердце, из любви к брату, тогда не согрешил перед Богом.
Но могу ли я, грешная, ударить другого из любви к нему, для вразумления, не имея тайного сердечного намерения отомстить за себя, т.е. оправдать себя?
Эта история с иноком выглядит для меня как исключение из правил, и не может служить руководством к действию для христиан. Если следовать этому примеру, то скоро среди нас не останется христиан, но останутся одни ветхозаветные псевдохристиане, живущие по заповеди "око за око, зуб за зуб".
Прощать других из милосердия - это основа христианства и начало спасения души.
Прости нам, Отче, долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Подай, милостивый Боже, нам, немощным, любви к Тебе и друг к другу!
В крайнем случае можно обратиться к Архиерею.
Иначе ведь начинается дискредитация таинства Исповеди и поощрение людей бегать от одного священника к другому.
А если еще помыслить, что ничто не может происходить без воли или попущения Божия, значит Кого же нужно просить, чтобы снял епитимью?
Мы все так или иначе находимся под епитимьей у Бога.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!
Очень доволен, что прочитал это содержательное интервью.
"......один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? "
Обратите внимание Иисус не подставил вторую щеку. Вот искушение для протестантов.
Если это не так, то где указание на это?
Может быть в строках: "Не мечите бисер перед свиньями..."
Научите, кто знает.
Был у Вас в храме, исповедывался у Вас, читаю Ваши книги и слушаю записи.
В душе от встреч с Вами всегда хранится свет и тепло. Очень этим дорожу.
Дай Бог Вам благодати Божией в трудах Ваших!
А Ваши простые и поучительные слова нужны нам всегда. Хотелось бы почаще встречаться с Вами на православных ресурсах.