«Мы знакомим детей с жизнью православного монашества»

Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)

Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).

***

– Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?

– Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет. Цель лагеря – дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи. За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой. Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений. Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.

– Почему вы приглашаете только девочек?

– Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

– Матушка, вы помните, как все начиналось?

– Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность. Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями. В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого – послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим. Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.

– Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?

– Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра – к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации – часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.

Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители. Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры. Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола. Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.

– А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?

– Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.

– Как прошли две смены в этом году, что было необычного?

– В конце первого сезона мы с 14 участницами готовились к встрече молодежной группы из 50 человек, которых сопровождали иерей берлинского прихода Андрей Сикоев и игуменья Аланского женского Богоявленского монастыря матушка Нонна (Багаева) с сестрами. Группа молодежи, в которой были и дети, пережившие теракт в Беслане, и дети из берлинских приходов РПЦЗ и МП, путешествовала по святым местам Германии и приехала в нашу обитель рано утром – к началу литургии. Литургию возглавил наш дорогой авва – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Многие причащались святых таин, после чего был устроен прием в монастырском саду под открытым небом. Наши дети выступили с концертной программой перед гостями, которые, в свою очередь, в великолепных народных костюмах мастерски исполнили осетинский танец «Молитва». Такие встречи незабываемы. Это один из проектов, посвященных сотрудничеству молодежи двух ветвей Русской Православной Церкви.

– Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?

– Конечно, и не только девочкам. Германия – страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, – великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы. Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители. Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.

– В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» – о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!

– Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.

– Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?

– Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь. С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия. Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга. Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер. Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю – на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами. Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.

– Труд молитвенный – это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?

– Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин. Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий. Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.

Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева. Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения. В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц – благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии. Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек. Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.

Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.

– Бавария – часть Германии, где большая часть верующих – католики. Как они к вам относятся?

– Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии. Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания. Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.

С монахиней Марией (Сидропуло)
беседовала Ирина Ахундова

11 августа 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Galina16 июня 2014, 13:09
Ochen krasibo peli w Bari! Matyshki, Wam net chenu.
Ja xochy k Wam priexat w Monastur. Kak eto mozhno organizowat? Wu mne skazali chto bu ja priezzhala. Ja zhuwy w Gollandii.

S ywazheniem,
Galina
Юлия Николаевна26 сентября 2013, 12:09
В Германии существуют еще и скаутские русские лагеря, где мальчики и девочки находятся вместе и получают не только типично "скаутское воспитание", но и молятся, изучают русскую историю и культуру. При Покровском храме в Берлине, расположенном на берегу Шпрее, где служит о. Андрей Сикоев, летом устраивается лагерь для подростков.
p.b.Irina15 августа 2011, 13:44
Spasi Gospodi wsex sester obiteli,ochenj blagodatno,spokojno.krasiwoe mesto,prekrassnii detki.xrani was Gospodi ipomogaj wam.
Анна14 августа 2011, 23:09
Я была в монастыре и мне там очень понравилось,как-будто посетила кусочек России на юге Германии,
С нами очень сердечно беседовала Настоятельница монастыря Матушка Мария,
Нас очень тепло приняли сестры,пригласили в трапезную
очень хочу приехать в монастырь на послушание будущим летом вместе с внучками
Ольга14 августа 2011, 19:51
Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

К сожалению.... увы.... Детям нужен и отец, а женщине - муж, плохо что никто не хочет воспитывать мальчиков. Хотя понятно, что с девочками проще и легче, проблем никто не хочет. Почему мальчикам - будущим мужчинам не нужно прививать чистое, богоугодное, церковное?
православный13 августа 2011, 23:09
Спаси, Господи!
м.Анна12 августа 2011, 12:34
Очень интересное интервью. Спаси Господь мон.Марию с сестрами во Христе!
Nicole Skorynin12 августа 2011, 12:13
Я там была и мне очень понравилось. р.Б.Мария
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×