Жизнь поповская

Источник: Нескучный сад

«Ты шо, попа штрафовать! Это же грех, удачи не будет!» – двое гаишников стояли позади моего автомобиля и выясняли меру наказания правонарушителю. А то как же, ведь батюшки существа неземные. «Отче, ты там, наверху, договорись, чтобы завтра была хорошая погода. А то мы шашлыки запланировали».

Смешно это все, но небезобидно. В частности, так рождается околоцерковная мифология. Вместо веры – суеверие, вместо молитвы – требоисполнительство, вместо любви – «знакомства». Миряне сами подталкивают «отцов» к ощущению особой поповской значимости – не в духовной высоте, но в факте принадлежности к клиру. А ведь хорошо было бы видеть иерея тем, кто он есть: человеком, которому Церковью делегировано право предстоятельства в евхаристическом собрании. Делегировано право служения, а не присвоен почетный статус. Рукоположение не отменяет простого факта: священники – те же люди посреди братии, отцы, мужья, друзья, соратники. Видеть батюшек живыми людьми, а не мистическими знаками очень полезно и для самих батюшек, и для тех, кто вокруг них. Первым это помогает жить в смирении, вторым – в трезвении.

Широкая натура

Батюшки редко бывают нормальные. В плане комплекции. Или толстоваты с походом или худоваты с оттягом. Средним попам чего-то не хватает в сакральной идентификации образа. Малозаметны они и не харизматичны. А вот основные группы весьма презентабельны и конкурируют в значимости своего типажа. А еще на автоколесницах ездят. Самые пропащие – на иномарках. Последние времена, братья!

И тут невольно вклинивается особая тема: поповские автомобили. У меня в этой канве своя история. В конце девяностых годов добрые люди, Лена и Юра Красновы, продали нашей семье за символическую цену подержанный автомобиль, «Субару Легаси». Хорошая машина. Благодаря ей у нас появилась возможность добираться на Кинбурн своим транспортом.

В день оформления «Легаси» ехал я по городу на полученном в наследство от тестя жигуленке-»копейке» выпуска 1974 года. Хотя автомобили ВАЗ сборки тех годов были не в пример крепче и качественнее современных, вид у нее был ужасающий. Все мыслимые сроки эксплуатации «копейка» превзошла многократно. Достаточно сказать, что передние двери (как и багажник) привязывались веревками, а под ногами водителя была дыра в полу.

Еду. В подряснике, с крестом. Остановился вблизи главной улицы города. Вышел, подошел к книжному лотку. Слышу разговор трех дородных пацанов типа бригадира-банкира. Пацаны громко обсуждают:
– Поп из «копейки» выполз, видал?
– Да, здоровый поп такой.
– А машина, вишь, «копейка». Рухлядь, сыпецца.
– Во. Так это поп настоящий, понял? Не на мерине…

Я задумчиво сел в свою рухлядь. «Легаси» получил часа через два. Уехал уже на нем. Тот перекресток объехал стороной – не дай Бог разочаровать доверчивые души.

Тогда меня реабилитировала «копейка», даже солидная комплекция не испортила впечатления. Но благие времена прошли, теперь у меня кроссовер «Хендай». Приходится занимать оборону в стане толстяков. Благо есть для этого отработанные схемы. Их три.

Первая: неприступная важность. Рудименты патриархального сознания заставляют народ подозревать в толстой важности некую особую значимость.
Вторая: добродушная веселость. За улыбку люди часто прощают даже толщину щек.

И на крайний случай может пригодиться третья: мол, и мы в духовном плане не лыком шиты. Цитата из Игнатия Брянчанинова (как известно, принадлежавшего к когорте людей полных во всех смыслах): «Худые батюшки, конечно, благообразны. Зато толстые – смиренны».
Ну что же, слова святителя да Богу в уши.

Карман

Как-то еще в студенческой юности я услышал выражение: «У него поповский карман». Колоритная деталь: сказана эта фраза была грузчиком на складе, куда меня откомандировали из стройотряда для пополнения запасов продуктов. Таким образом, грузчик прокомментировал бездонный карман, в который его напарник засовывал уворованные консервы. Выражению я подивился, и даже, будучи еще некрещеным, как-то обиделся за попов.

Через много лет, сам став священником на приходском служении, я на собственном опыте узнал, что такое поповский карман.

Со времени рукоположения и доныне подрясники мне шьет наша подруга и прихожанка Любочка Волоскова. В первом моем подряснике карманы были как в куртке-ветровке – косые закутки, куда только ладонь было и засунуть. Даже карандаш из них выпадал. При пошиве следующего подрясника я попросил Любу углубить карманы. Теперь в них помещался не только карандаш, но даже и малый служебник. Или яблоко. В третьем карманы углубили еще больше. И так – несколько раз. В конце концов, было достигнуто комфортное состояние, когда в карманы свободно и даже незаметно (широкие полы подрясника скрывали заполнение карманов) помещались объемистый требник, кропило, банка со святой водой и свернутая епитрахиль с поручами. А при желании батон хлеба, палка колбасы и бутылка минералки.

Но свойственная некоторым лицам поповская жадность, в данном случае актуализировавшаяся посредством кармана, и тут меня подвела. «Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось».

При пошивке следующего подрясника я попросил Любу сделать карманы еще глубже. Просьбу она выполнила.

И вот я, в новом подряснике, раскладываю панихидное приношение по карманам. Поместилось на удивление много, я доволен. Выхожу из церкви. Во дворе за летним трапезным столом сидят несколько прихожан, друзей. Мы договорились тут обсудить накопившиеся вопросы и заодно перекусить. Я иду к столу, достаю из карманов угощение. Хлеб и бутылку домашнего компота достал без проблем. Но когда дошла очередь до консерв, яблок, пакетика с печеньем и конфетами, оказалось, что извлечь я их не могу. Слишком глубоко. Я весь перекособочился и даже присел – не помогает: руке до дна кармана не дотянуться. После нескольких минут дерганий и ужимок пришлось попросить недоуменно глядящих на меня прихожан помочь. Помощь мне оказали: один помощник держал карман приподнятым, другой извлекал припасы. Я развел руками: «Вот, братцы, пожадничал…»

Провальные карманы я, естественно, попросил укоротить. Но поскольку Любочка приезжала к нам не каждую службу да и я в городе бывал не часто, то пришлось потерпеть ямы карманов несколько недель. Все это время инвентарь и пожертвования носил в руках или под мышкой. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

СПРАВКА

Священник Михаил ШПОЛЯНСКИЙ живет в селе Старая Богдановка под Николаевом. В 1980-е годы работал инженером-кораблестроителем, в лесничестве, на стройке, в бригаде по декоративному оформлению помещений. В возрасте 34 лет (в 1990 году) рукоположен во иерея. С 1990-х годов и доныне руководит детским домом семейного типа.

Литературного образования отец Михаил не получал, и даже в школе прогулял большую часть уроков русского языка и литературы. Тем не менее пишет и издает книги, которые пользуются неизменным успехом. Наиболее популярны сборники рассказов, объединенные общим названием «Мой Анабасис». Слово «анабасис» буквально переводится с греческого как «восхождение и спуск», в литературе оно нередко употреблялось в юмористическом ключе как синоним похождений, приключений, например «Будийовицкий анабасис Швейка». Предлагаем читателю несколько рассказов из готовящегося, пятого тома «Анабасиса».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 5 мая 2014, 13:34
Умер батюшка. 24 апреля. Царствие Небесное иерею Михаилу.
Василий23 марта 2013, 15:50
Светлана:
На ВСЕХ батюшках Благодать Божья и неправильно говорить: "Батюшки такие же люди, как и все". Это ЛОЖЬ. Много грешит тот, кто осуждает и злословит священника.

Но ведь это еще не значит, что все священники - святые.
А осуждать, как известно, и так грешно - не важно кого.
Кирилл27 августа 2011, 22:42
Да, такой жаргон сейчас распространён, и употребляется даже в оскорбление людей Божиих, но слово "поп" слово необидное. Но смотря как его употреблять! Слово "козёл" - необидное слово, но если им обозвать человека, ему будет уж точно неприятно. Так что это как сказать. А вот обращение: «Отче, ты там, наверху, договорись, чтобы завтра была хорошая погода. А то мы шашлыки запланировали», неприлично, ведь батюшка на Божественной Литургии и так за всех и всё молится. И обращаются к нему будто он святой. Они люди с односторонним принципом, и считают, что если верит в Бога, то всё "святой - дальше некуда". Но что еще хуже что батюшка для них словно он барин, коего будут защищать, если заденешь. А то если тронешь так всё, будет плохо. Да, чем дальше, тем хуже.
Евгений 8 августа 2011, 14:35
Кстати, по-английский Папа Римский именуется Pope (произносится "поуп"), так что кажется справедливой этимология слова "поп", изложенная в комментарии свящ.Андрея.
Ирина 8 августа 2011, 00:47
Очень даже творчески написаны заметки,и размышления интересны.
По нашей жизни нам не хватает таких утешений.Хороший батюшка умеет развеселить тонко и с умом :)
Татьяна 7 августа 2011, 13:12
Прочитала статью сама, а потом перечитала семье..Посмеялись от души! Хотя в этом есть определенная доля правды. Ведь многих невоцерковленных и новоначальных смущает тот факт, что отцы православные так "здорово" живут.Говорят о каком-то "мшелоимстве", а сами..Не раз с этим сталкивалась.Нельзя чесать всех под одну гребенку.По большей части это не правда.! Несправедливо так говорить, незная душу человеческую, тем более священника. Ведь вдруг ему подарили? Мы же не знаем, правда? Он же в этом не виноват!!!!.У меня о.Георгий, который меня привел к Богу, ездит на не менее "шикарной" автоколеснице, чем кроссовер"Хендай"..У него огромная семья,а живут они более чем скромно..Поэтому..
Наталия 6 августа 2011, 13:23
Ох и насмешил батюшка про бездонные карманы)))))Благодарю))))
александр 5 августа 2011, 20:08
а я слышал что поп это пастырь овец падших
Антонина 5 августа 2011, 16:31
Пагубно многословие )
Дмитрий 4 августа 2011, 22:15
А все-таки от дорогих машин надо бы уклоняться, дабы не смущать невоцерковленных. Итак много клеветы возводится на Церковь, чтобы еще один повод давать. Будучи по профессии доктором считаю, что машины врачей и священников не должны быть из числа дорогих. Хотя бы, чтоб не выделяться из массы своих преимущественно небогатых подопечных.
С уважением, Дмитрий
Михаил Гергиевич 4 августа 2011, 20:41
Существует еще одна версия происхождения слова ПОП - приказчик обер прокурора. Читал, что возникло данное понятие во времена Петра, когда Церковь подчинили обер прокурору, лицу гражданскому, мирскому и отнюдь не духовному.
Светлана 3 августа 2011, 08:09
На ВСЕХ батюшках Благодать Божья и неправильно говорить: "Батюшки такие же люди, как и все". Это ЛОЖЬ. Много грешит тот, кто осуждает и злословит священника.
Фотиния 2 августа 2011, 08:13
Считаю,что не надо батюшкам оправдываться и доказывать что-то. Для неверующего человека все доводы будут неубедительны. А каждый верующий человек знает,что на всех священниках БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ и как сказал кто-то из святых"Если бы мы видели в какой славе служат батюшки,упали перед ними на колени"Светлана
свящ. Андрей 1 августа 2011, 23:59
Слово поп, не имеет ни какого отношения к той абревиатуре, в которую многие наши постсоветские прихожане, втискивают это слово, наверное привыкшие к огромному количеству сокращений в советское время. Слово поп происходит от греческого слова "папас", и является его сокращенной формой "пап", которое в прямом переводе означает папочка, или как у нас говорят батюшка. В ходе перехода из одного языка в другой, как часто случается, буква "а" сменилась на "о"(также как и антидар стал антидором). Так что вот кто такие оказывется попы. До революции, это слово было общеупотребительным обращением к священнику, но в советские времена это слово стало оскорбительным наименованием священнослужителя.
Татьяна 1 августа 2011, 21:10
И вовсе ничего обидного в слове ПОП! ПОП -это Пастырь Овец Православных!
Дарья 1 августа 2011, 19:42
Уважаемый Валерий!
Обращение "поп" - не оскорбительное ("жид", впрочем, тоже - это слово из славянской Библии, но это другая история). Слово "поп" - однокоренное с встречающимся во многих индоевропейских языках "папа", "папос" и т.п., означающее "отец". В сербском и болгарском языках аналогичное нашему - "поп" - вообще норма. И многие русские батюшки совершанно спокойно так называют себя и друг друга. И миряне так могут говорить.
Да, в России слово "поп" порой может иметь несколько пренебрежительный оттенок, но ведь и "Н-ов - не осел! Извините" можно сказать по-разному.
А то, что СМИ не всегда православных уважают - это верно, но это совершенно из "другой оперы", как говориться.
Всего Вам самого доброго!
Ксения 1 августа 2011, 17:51
слово поп, не оскорбление и переводится, как "Пастырь овец православных"
Серопонт 1 августа 2011, 16:53
ПОП - Пастырь Овец Православных...
Жидовин - иудей по славянски...

Хотя, все зависит с каким сердцем говорить
Елена 1 августа 2011, 15:22
Именно утешил :)
Спаси Христос, батюшка, за улыбку :)


Елена
Валерий 1 августа 2011, 13:22
Утешил Батюшка !)))Спаси Господи!
Валерий 1 августа 2011, 13:03
А разве обращение "поп" - это не оскорбление по религиозному признаку? Также, как "чурка", или "жид"? Почему у нас в СМИ так широко употребляют это выражение? Видимо потому, что не сильно уважают православных... К еврею и кавказцу они бы не посмели так обращаться...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×