«Ты шо, попа штрафовать! Это же грех, удачи не будет!» – двое гаишников стояли позади моего автомобиля и выясняли меру наказания правонарушителю. А то как же, ведь батюшки существа неземные. «Отче, ты там, наверху, договорись, чтобы завтра была хорошая погода. А то мы шашлыки запланировали».
Смешно это все, но небезобидно. В
частности, так рождается околоцерковная мифология.
Вместо веры – суеверие, вместо молитвы –
требоисполнительство, вместо любви –
«знакомства». Миряне сами подталкивают
«отцов» к ощущению особой поповской
значимости – не в духовной высоте, но в факте
принадлежности к клиру. А ведь хорошо было бы видеть
иерея тем, кто он есть: человеком, которому Церковью
делегировано право предстоятельства в евхаристическом
собрании. Делегировано право служения, а не присвоен
почетный статус. Рукоположение не отменяет простого
факта: священники – те же люди посреди братии,
отцы, мужья, друзья, соратники. Видеть батюшек живыми
людьми, а не мистическими знаками очень полезно и для
самих батюшек, и для тех, кто вокруг них. Первым это
помогает жить в смирении, вторым – в
трезвении.
Широкая натура
Батюшки редко бывают нормальные. В плане комплекции. Или толстоваты с походом или худоваты с оттягом. Средним попам чего-то не хватает в сакральной идентификации образа. Малозаметны они и не харизматичны. А вот основные группы весьма презентабельны и конкурируют в значимости своего типажа. А еще на автоколесницах ездят. Самые пропащие – на иномарках. Последние времена, братья!
И тут невольно вклинивается особая тема: поповские автомобили. У меня в этой канве своя история. В конце девяностых годов добрые люди, Лена и Юра Красновы, продали нашей семье за символическую цену подержанный автомобиль, «Субару Легаси». Хорошая машина. Благодаря ей у нас появилась возможность добираться на Кинбурн своим транспортом.
В день оформления «Легаси» ехал я по городу на полученном в наследство от тестя жигуленке-»копейке» выпуска 1974 года. Хотя автомобили ВАЗ сборки тех годов были не в пример крепче и качественнее современных, вид у нее был ужасающий. Все мыслимые сроки эксплуатации «копейка» превзошла многократно. Достаточно сказать, что передние двери (как и багажник) привязывались веревками, а под ногами водителя была дыра в полу.
Еду. В подряснике, с крестом. Остановился вблизи главной
улицы города. Вышел, подошел к книжному лотку. Слышу
разговор трех дородных пацанов типа бригадира-банкира.
Пацаны громко обсуждают:
– Поп из «копейки» выполз, видал?
– Да, здоровый поп такой.
– А машина, вишь, «копейка». Рухлядь,
сыпецца.
– Во. Так это поп настоящий, понял? Не на
мерине…
Я задумчиво сел в свою рухлядь. «Легаси» получил часа через два. Уехал уже на нем. Тот перекресток объехал стороной – не дай Бог разочаровать доверчивые души.
Тогда меня реабилитировала «копейка», даже солидная комплекция не испортила впечатления. Но благие времена прошли, теперь у меня кроссовер «Хендай». Приходится занимать оборону в стане толстяков. Благо есть для этого отработанные схемы. Их три.
Первая: неприступная важность. Рудименты патриархального
сознания заставляют народ подозревать в толстой важности
некую особую значимость.
Вторая: добродушная веселость. За улыбку люди часто
прощают даже толщину щек.
И на крайний случай может пригодиться третья: мол, и мы в
духовном плане не лыком шиты. Цитата из Игнатия
Брянчанинова (как известно, принадлежавшего к когорте
людей полных во всех смыслах): «Худые батюшки,
конечно, благообразны. Зато толстые –
смиренны».
Ну что же, слова святителя да Богу в уши.
Карман
Как-то еще в студенческой юности я услышал выражение: «У него поповский карман». Колоритная деталь: сказана эта фраза была грузчиком на складе, куда меня откомандировали из стройотряда для пополнения запасов продуктов. Таким образом, грузчик прокомментировал бездонный карман, в который его напарник засовывал уворованные консервы. Выражению я подивился, и даже, будучи еще некрещеным, как-то обиделся за попов.
Через много лет, сам став священником на приходском служении, я на собственном опыте узнал, что такое поповский карман.
Со времени рукоположения и доныне подрясники мне шьет наша подруга и прихожанка Любочка Волоскова. В первом моем подряснике карманы были как в куртке-ветровке – косые закутки, куда только ладонь было и засунуть. Даже карандаш из них выпадал. При пошиве следующего подрясника я попросил Любу углубить карманы. Теперь в них помещался не только карандаш, но даже и малый служебник. Или яблоко. В третьем карманы углубили еще больше. И так – несколько раз. В конце концов, было достигнуто комфортное состояние, когда в карманы свободно и даже незаметно (широкие полы подрясника скрывали заполнение карманов) помещались объемистый требник, кропило, банка со святой водой и свернутая епитрахиль с поручами. А при желании батон хлеба, палка колбасы и бутылка минералки.
Но свойственная некоторым лицам поповская жадность, в данном случае актуализировавшаяся посредством кармана, и тут меня подвела. «Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось».
При пошивке следующего подрясника я попросил Любу сделать карманы еще глубже. Просьбу она выполнила.
И вот я, в новом подряснике, раскладываю панихидное приношение по карманам. Поместилось на удивление много, я доволен. Выхожу из церкви. Во дворе за летним трапезным столом сидят несколько прихожан, друзей. Мы договорились тут обсудить накопившиеся вопросы и заодно перекусить. Я иду к столу, достаю из карманов угощение. Хлеб и бутылку домашнего компота достал без проблем. Но когда дошла очередь до консерв, яблок, пакетика с печеньем и конфетами, оказалось, что извлечь я их не могу. Слишком глубоко. Я весь перекособочился и даже присел – не помогает: руке до дна кармана не дотянуться. После нескольких минут дерганий и ужимок пришлось попросить недоуменно глядящих на меня прихожан помочь. Помощь мне оказали: один помощник держал карман приподнятым, другой извлекал припасы. Я развел руками: «Вот, братцы, пожадничал…»
Провальные карманы я, естественно, попросил укоротить. Но поскольку Любочка приезжала к нам не каждую службу да и я в городе бывал не часто, то пришлось потерпеть ямы карманов несколько недель. Все это время инвентарь и пожертвования носил в руках или под мышкой. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
На ВСЕХ батюшках Благодать Божья и неправильно говорить: "Батюшки такие же люди, как и все". Это ЛОЖЬ. Много грешит тот, кто осуждает и злословит священника.
Но ведь это еще не значит, что все священники - святые.
А осуждать, как известно, и так грешно - не важно кого.
По нашей жизни нам не хватает таких утешений.Хороший батюшка умеет развеселить тонко и с умом :)
С уважением, Дмитрий
Обращение "поп" - не оскорбительное ("жид", впрочем, тоже - это слово из славянской Библии, но это другая история). Слово "поп" - однокоренное с встречающимся во многих индоевропейских языках "папа", "папос" и т.п., означающее "отец". В сербском и болгарском языках аналогичное нашему - "поп" - вообще норма. И многие русские батюшки совершанно спокойно так называют себя и друг друга. И миряне так могут говорить.
Да, в России слово "поп" порой может иметь несколько пренебрежительный оттенок, но ведь и "Н-ов - не осел! Извините" можно сказать по-разному.
А то, что СМИ не всегда православных уважают - это верно, но это совершенно из "другой оперы", как говориться.
Всего Вам самого доброго!
Жидовин - иудей по славянски...
Хотя, все зависит с каким сердцем говорить
Спаси Христос, батюшка, за улыбку :)
Елена