«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (Втор. 30: 19–20).
В последние десятилетия наркомания охватила практически все индустриально развитые страны. На сегодняшний день эта проблема широко освещена средствами массовой информации; проводятся и научные конференции на эту тему, создаются фонды помощи, появились и новые правовые документы. Мир приспосабливается к новым условиям жизни, когда смерть и скорби постоянно находятся рядом с нами. Все так, как на войне, но на войне особой, когда часто собственным равнодушием и безответственностью мы сами помогаем нашему врагу. Никто из нас не застрахован от того, что следующей жертвой этого зла не станет наша семья или кто-либо из наших близких. Эта опасность особо угрожает нашим детям. Один из современных священнослужителей пишет: «Наркотики были известны еще в первобытном мире. Но лишь духовный вакуум нашего века сделали пьянство и наркоманию национальным бедствием как в нашей, так и во многих других странах. Это ясный признак того, что человечество переживает тяжелейший кризис».
Основная причина того, что наши современники стремятся оказаться в иллюзорном царстве алкоголя и наркотиков, – духовное опустошение, потеря смысла жизни, смещение нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм являются проявлением духовной болезни не только отдельных людей, но всего общества. Это плата за идеологию потребительства, за низвержение истинных идеалов и утрату духовности.
Церковь с наставническим пониманием относится к жертвам алкоголизма и наркомании и для преодоления этого порока предлагает им духовную поддержку. Она не отрицает необходимости медицинского вмешательства на острой стадии наркомании, но особое внимание уделяет профилактике и реабилитации, что в большей мере эффективно тогда, когда больные активно включаются в евхаристическую и приходскую жизнь. Они должны осмыслить собственное положение, понять, что они на пути к гибели. Тут особо сильной должна быть вера. Если нет веры, человек теряет путь и погибает. Но нахождение в почти безвыходном положении позволяет проявиться возможностям человека. Тупик – это конец неправильного начала, запутанной жизни. При выходе из тупика человек начинает другой жизненный путь, как бы восстает из мертвых. Выход из такого безвыходного положения – это переход в вечность.
К вашему близкому пришла беда. Вам это уже известно. Вы все в отчаянии… Что же делать? Обязательно поведать об этом Господу, Матери Божией, вашему ангелу хранителю, святому, чье имя носите. Они выслушают и поймут. Попросите у них сочувствия и содействия. Молитва и Божие слово – главное оружие против этого беспощадного врага – наркомании. Вы должны взять себя в руки и сохранять способность спокойного рассуждения. Не должны позволять себе осуждать того человека, что стал жертвой этой болезни. Ему и так очень тяжело, он потерял голову, пал. Он сейчас больше всего нуждается в вашем сочувствии. От вас ему нужна теплота – согрейте ему сердце; он жаждет вашей любви – дайте ему ее. Не спешите выносить смертный приговор ни ему, ни себе. Жизнь не закончилась. Но главный враг – наше отчаяние – уже с нетерпением поджидает.
Возникшие вокруг проблемы наркомании многочисленные инсинуации, искаженная информация об этой болезни, просто элементарное равнодушие стали причиной того, что об этой болезни сформировались ложные представления и стереотипы. Обществу тяжело принять своими полноправными членами жертв наркомании, и часто оно ведет себя по отношению к наркоманам агрессивно, унижает их, превращая в изгоев. А ведь они и так чувствуют себя одинокими и страдают от этого. Не слушайте голоса своей гордости. Спасение возможно и реально!
Личность врача играет решающую роль в достижении положительных результатов лечения, особенно иглозависимых пациентов. Сейчас, к счастью, среди наркологов часто можно встретить глубоко верующих православных врачей, которые способны дарить людям любовь и надежду.
Часто люди вспоминают о Церкви в последнюю очередь, словно что-то сдерживает их от того, чтобы раскрыть свое сердце перед духовником. Необходимо в корне изменить это отношение. Надо помнить, что если у вас нет опыта общения с духовником, из-за этого не стоит расстраиваться. Все очень просто, и в любом православном храме каждый священнослужитель с любовью примет вас, внимательно выслушает и поймет вашу боль, даст действенные духовные наставления. Главное – решиться и сделать этот обязательный шаг. Ведь ни в каком ином месте вы не найдете подлинной поддержки на пути к освобождению.
Помните: помощь близкому начинается с познания самого себя. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Первое, чему мы должны научиться, – это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста… И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все… принять от руки Божией».
Мы должны постараться понять зависящего от наркотиков человека, помочь ему в достижении пути, ведущего к спасению, и, по мере сил, пройти часть этой дороги вместе с ним. Но вступление на этот путь возможно лишь с содействия Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
Сейчас я живу, я ощущаю благодать Божью. Что будет дальше с сыном - знает только Господь, но я уверена - Бог нас не покинет, он сделает так как должно быть.
Идите в храм, молитесь, поверьте в промысел Божий и все в жизни встанет на свои места. И себя спасете и детей своих!
Слава тебе , Господи за то, что через сына привел меня в Церковь!
Цитирую оттуда :" Целью создателей программы ...12 шагов являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни."
Но было бы куда лучше, если бы Церкви в этой работе всемерно помогало государство. Но государство к этому не готово. А раз так, то у нас ещё будут жертвы.
Юрий Мочилин
Журналист