Все мы так или иначе обеспокоены судьбой наших детей, будущим, которое ожидает их в этом мире, становящемся все более враждебным для христианской жизни, да и просто для жизни хоть мало-мальски нормальной. И вполне естественно, что эта искренняя обеспокоенность стала приводить к конкретным делам, ибо все большее число людей начинает понимать: жизнь во Христе и в Церкви – это наилучшая страховка для семьи и будущего наших детей; Сам Спаситель сказал нам об этом: «Без Меня не можете делать ничего». И понимают это не только те, кто регулярно ходит в церковь, но и те, кто пока еще не живет христианской жизнью, но искренне ищет истину.
Православный
детский сад с продленной программой[1]
«Святой Иоанн Новый Сучавский» –
подлинная солнечная поляна в мрачных джунглях
современного мира. Основанный в 2005 году по
благословению высокопреосвященного Пимена[2]
детский сад поначалу работал в арендуемом помещении,
но, поскольку число посещающих его детей неуклонно
росло, для него было построено здание с восемью
классами, рассчитанное на 160 детей. Сейчас в садик
ходит 130 детей. Некоторые сотрудники, зная, что
расходы на содержание и работу садика очень высоки, и
сознавая высокую миссию этого садика, работают в нем на
добровольных началах: это администратор детсада,
священник, преподающий основы религии, учительницы
английского языка и рисования, а также врач.
Православный детский сад с продленной программой «Святой Иоанн Новый Сучавский»
***
Отец Варфоломей (Кира), настоятель монастыря святого Иоанна Нового[3], занимался строительством этого садика, а теперь координирует всю проводимую в нем работу.
– Отец настоятель, что заставило вас взять на себя эту инициативу, ведь вы человек, с юных лет посвятивший себя монашеской жизни?
– Дети – это сегодняшние и завтрашние верующие Церкви, и наша цель – воспитывать характеры, формировать людей, здравых душой и умом, подготовленных к жизни, какие бы искушения им ни встретились на пути. Это был тяжелый и упорный труд, но в то же время и труд благодарный – потому что мы ощущали благодать и помощь Божию, ведь в столь короткое время осуществить такое огромное дело!.. Только тот, кто прошел через подобное, может это понять.
Христос сказал нам: «Дерзайте, Я победил мир», а святой апостол Павел говорит: «Все могу о укрепляющем меня Христе». Эти слова придают нам отваги и сил на то, чтобы встретить все, что бы ни пришлось.
– Как в садике воспитывают деток, чтобы они стали хорошими христианами?
– В дополнение к воспитательной программе, которую мы привели в соответствие с общепринятой, мы знакомим детей с жизнью во Христе – и делаем акцент именно на этом. Мы стараемся приблизить их также и к прекрасным традициям нашего народа.
В праздничные дни дети приходят в храм монастыря святого Иоанна Нового Сучавского для причащения одетыми в национальные костюмы. Дети знают, что нельзя кушать перед причастием. Они знают, что через святое причастие мы соединяемся с Богом, что святое причастие – это пища, необходимая для нашей души. Святое причастие защищает нас, потому что оно – Тело и Кровь Христовы, укрепляет нас в вере и хранит от всякого зла.
Дети постарше выучили «Отче наш», «Достойно есть», «Верую» и произносят их вслух на святой литургии. Дети учатся поститься, принимая по средам только молочную пищу, а по пятницам – постную еду. Поскольку они сызмальства растут в такой атмосфере, в таких наставлениях и чувствах, то благочестие запечатлевается в их душе и остается в ней, как говорит святой Иоанн Зластоуст, подобно печати, приложенной к воску, которую уже невозможно стереть.
Мы стараемся привить детям также любовь к буковинским обычаям и традициям: национальному костюму, расписыванию яиц, гончарному мастерству, посиделкам, иконописи.
Нарчиса Бомпа, администратор детского сада «Святой Иоанн Новый Сучавский», рассказала подробнее о работе, проводимой вне садика:
– Милосердие – одна из добродетелей, которые мы стараемся насадить в сердцах наших детей. Поэтому в большие праздники и во всякий теплый и погожий день мы привлекаем детей к разной благотворительной работе. Ведомые за руку родителями, малыши из нашего садика ходят к детям в детские и сиротские дома и приносят им сладости и игрушки. Они должны знать, что на свете есть и такие дети, у которых нет дома и тех условий жизни, какие есть у них, хотя дети эти ни в чем не виноваты – подобная судьба могла выпасть на долю каждого из нас. Часто мы ходим и в ближайший дом престарелых, чтобы порадовать тамошних стариков детскими песнями и стишками, а иногда и подарками.
– Что больше всего впечатляет вас в этих детках?
– То, что они умеют очень легко прощать. Учителя и священник учат их прощать и просить прощения. Впрочем, это им совсем не тяжело. Находясь среди них, понимаешь, почему Бог хочет, чтобы мы были как дети, то есть имели их сердце – чистое, искреннее, беззлобное, незлопамятное, независтливое, чтобы не были собственниками и материалистами.
– Чему научили вас эти дети?
– Я учусь у них прощать и полностью полагаться на волю Божию. Они искренни, но никого при этом не ранят; любят, но без лицемерия; праведны, но не борются за справедливость…
– Каковы ваши радости?
– Самая большая моя радость – знать, что то, чему учатся здесь дети, принесет плоды спустя какое-то время. Неважно знать в точности, что и насколько усваивают дети, важно то, что здесь мы закладываем основы жизни, угодной Богу. Иногда мы принимаем к нам детей из других садиков. Однажды случилось так, что девочка из другого садика пробыла у нас месяц. Потом я встретилась с ее родителями, и они сказали мне: «Надо же, наш ребенок призывает нас на молитву перед едой, а еще вечером, когда ложимся спать, и утром, когда просыпаемся». Значит, осталось что-то посеянное в ее душе… Мы хотим, чтобы так было со всеми детьми. И даже с их родителями.
В садике мы встретились и с отцом Космином Кырлиору, преподавателем основ религии, который шел с иконой Благовещения в руках. С сияющим лицом он спешил на урок, чтобы рассказать маленьким христианам об этом великом празднике.
– Насколько я поняла, батюшка, дети всем садиком ходят на богослужения и часто причащаются. Как они воспринимают святые тайны?
– Думаю, возможно, что самым ортодоксальным образом. Думаю, намного более ортодоксально, чем мы, взрослые, и даже, может быть, чем мы, священники. Потому что для них все таинства – это что-то естественное, то есть они принимают таинство таким, каково оно есть: как что-то данное Богом, как внутреннее таинственное действие Христа. И они таким его воспринимают, таким чувствуют и никогда не ставят таинство под вопрос – как это делаем иногда мы, взрослые. Мы, бывает, порой задаемся вопросом: как может Бог сойти к нам, людям, и дать нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина? Они не спрашивают себя об этом, они принимают это как данность, и именно такая вера – истинная.
– Как проходит урок по основам религии?
– Никогда ни один урок не бывает похожим на другой и ни одна группа детей – на другую. Каждый раз приходится быть импровизатором, приходится адаптироваться, отвечать на самые неожиданные вопросы – и самая большая моя радость, когда меня встречают родители детей и говорят, что узнали от детей что-то новое, чего не знали до этого.
– Давайте немного расширим тему и поговорим о плодах воспитания, полученного в этом садике…
– Думаю, плоды эти будут видны со временем. Эти дети проводят в садике всего несколько лет – может быть, лучших лет в своей жизни, а после этого войдут в общество; со временем они повзрослеют, сами станут родителями, и думаю, что эти семена, посеянные сегодня, принесут когда-нибудь плод. Люди нашего поколения узнавали о вере в основном от своих бабушек и следовали ей, может быть, несколько с опаской, потому что мы жили при коммунизме. И все же в то мгновение, когда мы входили в храм, семена веры, брошенные в наши души, прорастали и расцветали, таинственно благоухая. А я с радостью обнаруживаю, что очень многие понятия, которые я пришел объяснить нашим детям, им уже нередко знакомы – от своих домашних или воспитателей, и они делятся этими познаниями с другими, объясняют их. Дети говорят друг с другом об этом, обсуждают с родителями и часто вынуждают их изучить то или иное, чтобы быть в состоянии дать им достойные ответы. Я уверен, что те же проблемы дети поставят и перед своими будущими учителями – нашими коллегами из государственных школ, и надеюсь, что хотя бы так, мало-помалу, они станут живым примером для всех.
На лицах родителей, которые утром привели детей в этот садик, читалась глубокая признательность.
Корина Истратоае: Я слышала много хорошего об этом садике. У меня еще двое детей – старших, но только для младшего появилась возможность ходить в детский сад «Святой Иоанн Новый». Я чувствую, что эти дети причастны к любви, теплоте – и это проявляется во всем – во взглядах, действиях детей. Когда я шла в государственный садик со старшими детьми, то спрашивала себя, как выдерживают воспитательницы эти четыре часа среди криков в столь тесном пространстве? Дети казались мне там крайне возбужденными. А здесь дети очень спокойные, и в их распоряжении много пространства. Я радуюсь тому, что их часто водят в церковь и причащают. Я несколько раз вместе с ними присутствовала на богослужениях и была потрясена, глядя на то, как они все стоят на коленочках и произносят вслух молитвы. Думаю, что, когда они собраны вместе в церкви, они иначе переживают святую литургию.
Желая узнать, как эти дети воспринимают Бога, я зашла в несколько классных комнат. Маленькие христиане не испугались диктофона и открыли мне свои чувства к Всевышнему:
– Мне Господь Боженька помогает ходить, играть, раскрашивать картинки, помогает конструировать, лепить.
– Я читаю родителям молитвы: «Ангел, ангелочек мой»[4], «Отче наш» и «Достойно есть».
– Меня любит Господь Боженька, потому что Он хороший.
– Бог, когда видит, что дети молятся, любит их.
Побывала я и в старшей группе, где преподает Виорика Антоняк. Через несколько минут урока я почувствовала, сколько души вкладывает она в воспитание детей. Я поинтересовалась у нее об искушениях, которые бывают на этой работе.
– Не все родители наших детей имели религиозное воспитание, поскольку росли в известные времена. И иногда они дома разрушают некоторые представления и привычки, которые мы здесь формируем. Поэтому мы часто проводим родительские собрания, где говорим о вредном влиянии телевизора, компьютера, говорим о насилии, которое присутствует в средствах массовой информации. В этом возрасте не рекомендуется просмотр телепередач; родители могут найти другие способы проведения детьми досуга, такие, при которых дети могли бы развивать свое воображение, творческие способности, такие, чтобы они могли выражать во время игр всей семьей свои добрые чувства к родителям, братьям, сестрам. Родителям вообще следовало бы проводить больше времени со своими детьми.
Крепкое воспитание ребенка, приведенного в наш садик, – это «соработничество» трех садовников: родителей ребенка, воспитательницы и отца-духовника. Только так этот «бутон» может вырасти и расцвести в христианском благочестии, а под окормлением Церкви он сажается в саду Божием.
По завершении визита в детский сад «Святой Иоанн Новый Сучавский» я попросила высокопреосвященного Пимена, архиепископа Сучавского и Рэдэуцкого, сказать несколько слов о значении образования, основанного на христианском учении и жизни.
– Человек с малых лет чувствует свою связь с Богом. Но кроме этих чувств, насажденных Богом в нашей душе, и мы должны приходить на помощь этим человечкам, таким маленьким и таким невинным. Поэтому в садике даются знания в целях христианского воспитания ребенка, а не только для его информирования. В целях воспитания человека как образа Божия, чтобы он стал подобием Бога.
Более того, наличие таких садиков и в особенности стремление родителей отдать своих детей в детсады подчеркнуто христианского профиля говорят о том, что в этом мире, столь дезорганизованном, столь обмирщенном, все же присутствует понимание важности религии, веры в Бога. И это немного смиряет нашу тревогу, вызванную теми опасностями, которые угрожают нам и особенно детям. Детям наносится большой душевный вред тем, что они видят на экранах телевизоров или в журналах всякие сцены. Замечено, что дети, воспитанные по-христиански с самого садика, зачастую поправляют и своих родителей в нравственном отношении, говоря им: «Папа (или мама), это нехорошо. Вчера ты говорил мне так, а сегодня иначе!» Они не принимают лжи. Эти садики – поистине Божие дело.
– Ваше высокопреосвященство, что бы вы пожелали читателям журнала «Familia Ortodoxă» («Православная семья»)?
– Пусть всегда хранят в памяти ту жертву, ценой которой Спаситель даровал нам радость Воскресения, взяв на Себя Крест. Будем всегда помнить, что и нам нужно взять на себя крест – крест, который означает отсечение своей злой воли, отвержение эгоизма. Итак, да будет наша жизнь постоянным несением креста, духовных подвигов – во всякую минуту. И как говорит святой Иоанн Златоуст, «завершилась Пасха, но не завершились духовные подвиги»!