Протоиерей Георгий Схиртладзе, клирик Иоанна Богослова в Тбилиси, – известный в Грузии проповедник, выступающий с беседами на духовные темы в грузинских СМИ. Ему часто задают вопросы о том, как построить свою духовную жизнь, что делать, чтобы с полным правом именоваться христианином. Ответы отца Георгия на некоторые из вопросов мы предлагаем и читателям сайта «Православие.ру».
***
– Отец Георгий, как понимать слова: «У христианина нет возраста»?
– Действительно, у христианина нет возраста, он постоянно пребывает в процессе роста, духовного становления, совершенствования; все время всматриваясь в себя, он находит такой грех, которого раньше не замечал, и обнаруживает такую благодать, такую добродетель, которых доселе не имел. Это ему даровано Господом. Но чтобы удостоиться Божией благодати, необходим усердный духовный труд – труд молитвы и поста, постоянное напряженное стремление к духовному совершенству. Святые отцы говорят, что для человека необходимы три вещи: истинная вера, воздержание от пустословия и телесная чистота. Под последней подразумеваются и чистота помыслов, и чистота собственно тела. Сохранение чистоты тела обязательно как в посте, так и после него.
И в первую очередь надо стремиться к получению милости от Бога, а не от людей.
– А что значит «быть покорным Господу»?
– Человек не должен быть малодушным. Послушание – это ключ к жизни. Запряженная лошадь не знает, куда поведет ее хозяин, но, тем не менее, не сопротивляется ему. Лошадь догадывается, что если подчинится хозяину, то этим послужит к его пользе, что ее послушание угодно хозяину. Как лошадь покоряется воле хозяина, так же и наша природа должна быть подчинена Господу. Наш хозяин и кормилец – Господь Бог. Куда поведет Он, туда и должны идти мы. И мы не должны ни на минуту забывать, что в конце той дороги, по которой идем, стоит Сам Господь. Мы гордимся и благодарим Всевышнего, что по Его милости принадлежим к лучшей части человечества – православным христианам. Эта большая ответственность и большая честь. К сожалению, сегодня не все думают так же, да и само общество в растерянности и шатании. Многие потеряли подлинную веру; много и таких, кто бесстыже хулит Церковь, оправдывает различные секты, оскорбляет священников. Горе тем, которые видят лишь плохое в людях, и тем более в священнослужителях. Такие люди вредят сами себе; к сожалению, таких лишь условно можно именовать христианами. Если человек не стесняется и не остерегается ругать и поносить свою Церковь, можно смело утверждать, что так он поносит собственную душу.
Христианин опирается на Бога, его поддержка – благословение и молитвы духовника. Человек, прежде всего, должен уповать на Всемогущего Бога, а не на людей. Надо также помнить, что Господь не ко всем милостив, но только к тем, кто душой обращен к Нему, кто не живет с раздвоенной душой – такая жизнь подобна тому, как если бы человек наполовину был одет в летнюю одежду, а наполовину – в зимнюю.
– Что такое молчание?
– Мудрый человек скромен, тих и застенчив. Часто в моменты испытаний необходимо хранить молчание. Святые отцы говорят, что этим молчанием человек уподобляется Христу, Который молчал в ответ на вопрос Пилата, Кто же Он есть. Искусство молчания необходимо всем; это большая мудрость, которую мы должны усвоить, ибо с ней мы получаем необходимые заслоны и защиту для души, чтобы всякий мусор не проникал в нее. Ведь незащищенную душу легко подчиняет диавол.
Страх Божий является началом мудрости и веры. Верующий человек – это тот, кто имеет желание и стремление к общению с Богом. Верующий осознает, что ограничен Божиим законом. Нельзя, недопустимо, чтобы верующий поступал самовольно, движимый лишь своими желаниями.
Мы все время должны просить содействия у Господа. Если ты не стесняешься просить чего-либо у людей, тем более не должен стесняться просить у Бога. Если наша просьба не будет во вред нам же, Бог обязательно исполнит ее.
– Почему христианин должен сторониться развлечений?
Русский храм святого Иоанна Богослова в Тбилиси по ул. Киачели. Он построен в 1898-1901 годах. |
– Можно ли просить материальных благ у Господа?
– Один человек сильно горевал из-за того, что у него не было приличной обуви. «Вот, я все время молюсь, но у меня нет даже обуви, чтобы дойти до храма. Где же справедливость?» – причитал он и уже был готов отпасть от Бога. Но все же надел свою рваную обувь и поплелся в церковь. Приходит и видит: сидит у входа в храм безногий нищий и просит милостыню. И стало стыдно этому человеку за свои недавние причитания; он вошел в храм и принялся благодарить Господа, что Он даровал ему здоровье, и истово просить прощения за свои греховные мысли.
Неверующий подобен безногому. Человек верующий легко должен переносить материальные затруднения. В храме – доме Господа – должно, прежде всего, просить духовной пищи и духовного богатства; и тогда вместе с этим – главным – достоянием будут даны и необходимые материальные блага. Следовательно, грешно, когда человек физически здоровый ропщет о материальной скудости, при этом вовсе не беспокоясь о духовной своей нищете.
Часто богатство мутит разум человека: он ведет себя так, словно сможет забрать все это в мир иной. Но разве истинный христианин может думать так? Как же может человек забрать в Царство Небесное богатства свои, когда даже тело его остается на земле? Обо всем этом не надо забывать. Необходимо постоянно помнить и слова Спасителя о том, как трудно богатому войти в Царство Божие, – это должно быть отрезвляющим предупреждением для богатых. Главное – духовное, а не материальное богатство. Но злом является не само по себе богатство или достаток, а собственнические, накопительские устремления человека, его рабское подчинение вещам и деньгам. Разве могут надеяться на вхождение в Царство Божие люди, которые материальное благосостояние ставят выше Господа? Никого и ничто не должно ставить выше Бога! Только тогда мы можем надеяться на милость Божию, если сами будем готовы отказаться от излишних земных услад.
Иногда людям дает богатство диавол. Вспомните, как искушал он Христа, обещал несметные богатства и все земные почести, лишь бы Он поклонился ему. Христос дал достойный ответ и отпор диаволу. Однако многих современных христиан это не предостерегает и не отрезвляет. Увы, многие сегодня готовы ради богатства души свои продать диаволу.
Блажен человек, который не следует путем зла, неверия и пытается исполнять Божии заповеди. Этим он и сам обогащается, и других обогатит. Путь христианина никогда не станет легким; без трудов, преодоления препятствий и испытаний мы не сможем оказаться на светлой, спасительной стороне.
– Как любить своего врага?
– Человека духовно растит любовь к его врагу. Святые отцы учат, что самым угодным даром для Господа является любовь. Один философ советовал не разделять людей на врагов и друзей, ибо мы не знаем, кто есть кто. Каждый человек словно учитель твой: тот, которого ты считаешь близким, может оказаться врагом, и наоборот. Иногда враг и не догадывается, что делает тебе добро; а близкий, уверенный, что одаривает тебя благами, в действительности совершает зло. Жизнь – большая школа, которая учит любви к людям. А любовь к людям учит нас любви к Богу.
Нет человека, у которого не было бы ни одного врага. Мы все грешны, и невозможно всем угодить, всем сделать хорошее. Даже если сто человек будут благодарны за заботу и доброту твою, найдется такой, который будет недоволен и обижен. Невозможно быть любимым всеми – мы же не в раю. Но возможно, чтобы мы любили всех. Надо стараться обратить свою веру на врагов. Не забывайте, что Спаситель наш Иисус Христос за всех нас без исключения пролил кровь Свою.