На гитаре Бориса Гребенщикова видна фотография его умершего духовного наставника – известного йога Шри Чинмоя |
“Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники. Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю.
— Но вы же сами говорили, что вы православный.
— Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. Православие — это чудо, которое я не могу объяснить. И свои собственные чувства я тоже объяснить не могу. Потому что, как мы только что говорили, Бог значительно больше меня.
— А как ваше православие сочетается с вашим буддизмом?
— Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится”
Что же, другие люди совершенно не обязаны оправдывать наши ожидания. Если Борис Гребенщиков не хочет быть членом Церкви – значит не хочет, нам только остается проявить уважение к его личному произволению и признать этот факт. Однако казус Гребенщикова затрагивает две проблемы, о которых стоит поговорить подробнее. Первая – это проблема VIP – верующих. Мы все радуемся, когда человек известный по мирским меркам – певец, балерина, политик, актер – заявляют о своей приверженности Православной вере. Не только ради их личного спасения, но и ради предполагаемого миссионерского эффекта. Кажется, что человек известный многим и любимый многими может быть свидетелем веры для многих. Это отчасти верно, и мы должны быть благодарны за тех искренне и серьезно верующих людей, которые есть среди знаменитостей. Но у этого есть и другая сторона – мирская известность сопряжена с особыми искушениями, в частности, с тем, что человек склонен рассматривать себя не в качестве ученика, смиренно притекающего к Церкви, чтобы научиться у нее истинной вере, но именно в качестве VIPa и знаменитости, который еще делает большое одолжение Церкви, соглашаясь именоваться православным. Беда том, что понятное желание не оттолкнуть человека строгими требованиями в случае с VIPами становится слишком сильным. Из-за этого нам бывает трудно сказать «мы высоко ценим такого-то как актера, или композитора, или писателя – но он не является православным человеком». Однако, как показывает опыт, такая снисходительность не работает – нередко VIPы, хотя никто их и не отталкивает, вовсе не становятся свидетелями веры для многих, скорее источниками смущения.
Не только в России, но и в других странах бывает так, что знаменитости, перед камерами заявляющие о своей вере, потом либо также перед камерами с ней порывают, либо излагают взгляды, чрезвычайно далекие от здравого учения.
В балерине, поучающей Патриарха в промежутке между эротическими фотосессиями, нет ничего специфически российского – западные знаменитости нередко ведут себя также. Культ звезд требует от них определенного поведения – и знаменитость, не поставляющая скандальных новостей в глянцевые журналы, рискует скоро выпасть из поля зрения масс-медиа и быть вытесненной теми, кто такие новости обеспечивает.
Это, разумеется, не значит, что “звезды” не могут иметь подлинной веры – могут, конечно – но это значит, что они сталкиваются с некоторыми специфическими для этой среды соблазнами.
И подходить к этим людям с особыми, облегченными мерками – значит, непреднамеренно, помогать им пасть. Принадлежность к Церкви предполагает исполнение определенных как вероисповедных, так и этических требований – и они не могут быть другими для VIPов. Если знаменитость не желает разделить веру Церкви – что же, Богу было угодно наделить людей свободным произволением. Мы можем только выразить этому человеку нашу любовь, уважение и признательность за его или ее вклад в культуру и засвидетельствовать, что пока он (или она) находится вне Церкви.
Именно это нам и стоит сделать в отношении Бориса Гребенщикова – он не является православным человеком, и нам следует это просто отметить. Обозначение границ Церкви – тоже часть ее миссии.
Отлучение, вернее, просто свидетельство о том, что человек находится вне Церкви, вовсе не является карой за что-то или проявлением враждебности. Это констатация определенного факта – у Церкви есть определенные вероисповедные границы, человек пожелал остаться вне их. Это не значит что он черный маг, или бес, или еще что-нибудь в этом роде – множество людей находятся вне Церкви и при этом они, конечно, не маги и не бесы. И мы, православные христиане, вовсе не ведем борьбу с ними. Но в ситуации, когда люди желающие быть внешними по отношению к вере Церкви, в то же время желают называть себя православными, на нас лежит обязанность разъяснить это недоразумение.
Православие – это пребывание в завете с Господом нашим Иисусом Христом, в завете, в который мы вступаем через таинство Святого Крещения. Это очень серьезный выбор, подобный принятию гражданства или вступлению в брак. Верующий делается наследником величайших обетований – но также и принимает на себя серьезные обязательства. Вы не можете вступить в брак и наслаждаться холостяцкой свободой; Вы не можете принять гражданство и считать, что законы страны писаны не для Вас. Вы не можете быть православным человеком и заодно буддистом, суфистом и индуистом. В этой простой истине нет ничего странного, враждебного или оскорбительного. Хотите войти внутрь? Добро пожаловать! Не хотите? Тогда Вы остаетесь снаружи. Выбор за Вами.
"Потому, эта публикация и похожие на неё, пытающаяся отделить "ненаших" от "наших",несёт в себе заряд пустопорожности."...
Не несет. Она именно о границах Церкви. Моряк, имеющий по жене в каждом порту - не является примерным семьянином. И это нужно знать тем, кто хочет понять, что такое семья. Также и человек, поклоняющийся всем "богам", не православный. Но широту взглядов этого человека никто не отрицает. Просто в Церкви подобной "широты" нет. У нее иная широта, и глубина, и высота...
С жиру беситься..О себе переживайте, о своей душе..Бог разберется и с бг, если возможно будет..
Помните примеры ересеначальников Ария, Нестория, Евтихия, того же Толстого... Вот как бесы овладевают талантами через гордыню! И, вспоминая, я удивляюсь, что история-то повторяется, ничто тут в этом мире не ново, всё то же самое.
Буддизм и т.д. И, всё-равно тянуло в Правосланую Церковь.
Но настоящая жизнь началась, после первой исповеди и причастия в 2003 году, как долго я ней шёл, ведь очень стыдно было идти на первую исповедь!!! Все восточный книги, которые раньше читал, оказались в мусоропроводе, в них абсолютно ничего нет, даже для общего развития и кругозора, теперь эти книги, даже в руки брать не хочется, хотя там всё так красиво и воодушевлённо написано, после их чтения чувствовался какой-то прилив энергии и т.д. Но насколько я помню, в этих книгах, ничего не написано о покаянии, там сплошная путаница, ещё больше наводящая на грех. Да даже если посмотреть на фотографии различных гуру, трудно понять, куча прибамбасов на теле, в ушах, все разрисованные, борода странно заплетённая, толи обкуренные, толи грибов каких поели. Вот как им верить????? И взять образ Николая Чудотворца, как дедушка родной, хочется прижаться и поведать все свои проблемы!!!
Помоги нам Господи, стоять в Правосланой вере, до скончания дней своих!
" Ну как,светят звёзды (в России)?"
- светят отче,ответил я,да не туда..
3)."Не нужны посредники"(Борис Гребенщиков). "Наставник(пастырь) - это человек, который на земле представляет Спасителя, стал посредником между Богом и людьми и священнодействует перед Богом во спасение покорных ему.( Святитель Василий Великий).
4). "Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю"(Борис Гребенщиков).
"Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (†330 г.) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare, означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. "С тем условием, - говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя "религия" произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека..."
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии - то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого".(профессор Московской Духовной академии Осипов.А.И).
"Священство Православной Церкви делает по заповеди Господа дело бесконечной важности, безмерной благости, дело сверхъестественной силы, Божие: оно просвещает, очищает и обновляет людей чрез совершение Таинств и духовное управление. Обновить растленного грехом человека может только один Бог или те из людей, которым Сам Бог дает благодать и власть, и силу Свою самим обновиться и просветиться, и укрепиться в новом житии и других обновлять, освящать, руководить со властью Божией, со властью духовною". (Св.Иоанн Кронштадтский)
"Хороший пастырь врачует больную овцу; овца овцу врачевать не может". (Преподобный Макарий Египетский)
1)."Незачем идти в церковь, когда Бог везде".(Борис Гребенщиков)
"Этот большой и безопасный корабль(Церковь) прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей".(Святитель Тихон Задонский)
"В этом собрании (в Церкви) находимся не мы одни, но и пророки, и апостолы, и все святые, а что важнее всего - среди нас находится Сам Владыка всего Иисус Христос (Мф. 28, 20). (Святитель Иоанн Златоуст)
"Церковь соединяет Бога и человека Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры - делом веры, принятие отсюда залога вечных благ". (Святитель Игнатий (Брянчанинов)
"Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда".(Преподобный Ефрем Сирин).
Сегодня самый замечательный день
О нём написано в тысяче книг
Слева небеса, справа пустота
А я иду по проволоке меж них.
Спетое вчера осталось вчера
В белой тишине белые поля
Нечего желать, и некем больше быть
Здравствуй, это я.
Господи, я твой, я ничей другой
Кроме тебя здесь никого нет
Пусть они берут всё, что хотят
А я хочу к тебе, туда, где свет.
прости, Господи!
Бог даст и БГ поймет, а пока он на самом деле вне Церкви, вне Таинств, значит и не православный по сути.
"О времена, о нравы..."
Очень полезно для всех. Спаси Господи!
Поэтому БГ не может быть православным пока не начнеть жить по Евангелию и участвовать в таинствах Церкви.
Считаю, что имеет смысл не широта культурных взглядов, а внутренний вектор. Высказывания могут быть какими угодно, а вера - дело сугубо личное. Этого Борис Борисович никогда на обзор не вынесет, может так и вернее. Потому, эта публикация и похожие на неё, пытающаяся отделить "ненаших" от "наших", несёт в себе заряд пустопорожности.