В воскресенье 21 января 2007 года в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя прошла ежегодная церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов (МФЕПН). Торжественную церемонию награждения лауреатов открыл Святейший Патриарх Алексий II – председатель Попечительского совета фонда.Фото: С. Власов
Лауреатами премии за 2006 год стали: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Президент Республики Армения Р.С. Кочарян, шестой генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали; коллективным лауреатом премии стало ОАО «Газпром».
23 января один из лауреатов премии – Блаженнейший Митрополит Савва принял участие в пресс-конференции, на которой он дал свою оценку международной деятельности МФЕПН и ответил на вопросы журналистов.
Выступая на пресс-конференции, митрополит Савва, в частности, сказал: «Польская Православная Церковь немногочисленна, мы живем как бы в море инославия. Среди 38 миллионов жителей нашей страны православные составляют только 2 %. Поэтому для нас очень важна поддержка, которую оказывает нам Русская Православная Церковь. Эта премия Международного фонда единства православных народов, которой отметили лично меня, на самом деле принадлежит всей нашей Церкви, и свою сердечную благодарность я хочу выразить именно от всей Церкви.
Польская Православная Церковь давно сотрудничает с фондом. Наш православный депутат в парламенте принимает участие в работе Межпарламентской ассамблее Православия (МАП), действующей при поддержке фонда, представители МАП встречались с депутатами польского парламента. У нас хорошо была принята программа фонда «Голоса православной России», когда, благодаря содействию фонда, Польшу посетили хоровые коллективы Московской духовной академии и семинарии, хор Московского училища имени Гнесиных и камерный хор “Классика”. В Варшаве не хватало мест для всех желающих посетить эти концерты, и множество людей слушали выступления хоров, стоя на улице перед мониторами. В Кракове хоры выступали в Марианском костеле Римско-Католической Церкви, где их встречали с уважением и любовью. В Восточной Польше, где православных уже больше, концерты пользовались еще большим успехом. И от имени Польской Православной Церкви я хочу поблагодарить за эти выступления и фонд, и лично Святейшего Патриарха Алексия, а через вас – и весь русский народ».
Затем митрополит Савва ответил на вопросы журналистов.
– Владыка, расскажите об административном устройстве Польской Православной Церкви, и о том, как складываются ваши отношения с католическим большинством?
– До Второй мировой войны наша Церковь была гораздо многочисленнее, в нее входило около пяти миллионов верующих. Но война, как везде и всюду, нанесла нам большой урон. Поменялись границы, часть канонической территории нашей Церкви отошла к Украине и Белоруссии, многих наших верующих война заставила переселиться на Запад, в Америку. Также в результате войны компактно проживавшие православные подвергались насильственному расселению с целью добиться их ассимиляции. В результате всех этих событий Польская Православная Церковь сильно ослабела, и нужно было приложить много труда для того, чтобы привести нашу Церковь к тому состоянию, в котором она находится теперь. Сейчас в Польскую Православную Церковь входит около 500 тысяч верующих, у нас около 400 храмов, 350 с лишним приходов, 7 монастырей, как женских, так и мужских, у нас 6 епархий, 8 епископов.
У нас есть духовная семинария и духовная академия. Духовная академия устроена таким образом, что при общей администрации ее содержат православные, старо-католики и протестанты, и каждая конфессия имеет в академии свой факультет, ректор избирается поочередно от каждой конфессии. Польские православные студенты обучаются также в России, Белоруссии, Германии, Греции, Румынии и Украине. Также в Белостокском университете существует кафедра православного богословия. Есть у нас школа иконописцев и псаломщиков.
Отношения между Католической Церковью и нашей часто зависят от личных отношений епископов на местах. Эти отношения бывают как дружеские, так и натянутые. Но, в общем, в настоящее время они вполне спокойные. Когда у нас сгорело несколько храмов, то по этому поводу были разные подозрения. Например, сгорел храм на Грабарке, а Грабарка для православных в Польше – особое место. Там находится женский Преображенский монастырь, известный тем, что в нем находится чудотворная икона Христа Спасителя, к которой люди приносят на своих плечах кресты; принеся крест, они обходят с ним вокруг храма и ставят его перед храмом. Многие молитвы при этом приносятся – и о здоровье, и о том, чтобы умножалась любовь между супругами, и о том, чтобы молодые люди не меняли своей веры, и так далее. Это место особое, храм в котором хранится икона, окружен лесом крестов.
– Как вы прокомментируете недавний скандал в Католической Церкви, связанный с сотрудничеством священнослужителей с органами госбезопасности в коммунистические времена? Как относятся к подобному сотрудничеству в Польской Православной Церкви?
– Римский папа, который приезжал в Польшу и встречался с римо-католическими священниками, сказал при этой встрече, что необходимо учитывать те условия, в которых священникам приходилось служить. При коммунистическом режиме, который хотел все знать и всем руководить, никто не оставался свободным, так или иначе все священники в Польше находились под пристальным вниманием властей. И, так или иначе, были вынуждены поддерживать контакты с органами госбезопасности. Это не значит, что так и надо поступать, но время было такое, что делать это просто приходилось. Контакты эти могут поддерживаться по-разному, и самое главное, чтобы в результате этих контактов не совершалось предательства.
Теперь же действительно случился скандал. В Римско-Католической Церкви Варшавский примас, который 25 лет руководил Церковью, ушел в отставку. На его место избрали человека, всю жизнь занимавшимся наукой, он был ректором Католического университета в Люблине, после этого восемь лет был епископом. После избрания выяснилось, что он сотрудничал с госбезопасностью. Этот человек не стал отрекаться от прошлого, но при этом сказал, что в результате этого сотрудничества никого не предал. Для крайних либеральных кругов, чтобы поднять шум, достаточно было и самого факта сотрудничества. Епископ не стал настаивать на своем избрании и попросил освободить его от должности. Избиратели просили его остаться, но он не согласился.
Я думаю, что такие случаи сотрудничества с госбезопасностью будут еще открываться как у католиков, так и у православных и у других конфессий. Нельзя было обойтись без того, чтобы тебя не трогали, особенно духовенство. Я на своем примере могу сказать, когда в 1957 году я окончил семинарию, меня приняли в Московскую духовную академию, но я не получил паспорта для выезда за границу, поскольку считался неблагонадежным. Написав магистерскую диссертацию в Польше, я хотел продолжить свое обучение в Сербии. В Сербии меня приняли, но власти целый год не давали мне паспорта, до тех пор пока все-таки решили отпустить как безнадежного (улыбается).
– Какое место занимает религия в польской средней школе?
– Польша это особая страна, она очень религиозная. После перемены политического строя, который произошел в 1980-е годы, государство подписало договор с Католической Церковью, также и Православная Церковь в 1991 году заключила соглашение с государством. И на основе этого соглашения мы имеем возможность преподавать закон Божий в школе и преподаем его уже 17 лет. Закон Божий считается таким же предметом, как и все другие. Преподается он законоучителями, которые получают зарплату, также как и все остальные учителя, они состоят в педагогическом совете и имеют там полное право голоса. Сейчас планируется введение закона Божия в число экзаменов на аттестат зрелости, предусматривается, что в этом случае будет возможна альтернатива: можно будет сдавать историю, а можно будет сдавать закон Божий. Преподавание православного закона Божия ведется в школах наравне с католическим. В школах, где много православных детей, оно ведется обычным образом. В центральных районах Польши, где православных меньше, преподавание может быть начато, если будет собрана группа не меньше семи человек. Кроме закона Божия, в качестве нерелигиозной альтернативы, у нас пробовали ввести еще и этику, но из этого ничего не вышло. Достаточного количества желающих изучать этику вместо закона Божия не нашлось.
Кроме того, в Польше существует военное священство, в то время, когда организовывался институт военных священников, были попытки снизить представительство православных в армии, чтобы православных священников было меньше, чем католических. В ответ на это, на одном из заседаний церковно-государственной комиссии, я заявил: «Пожалуйста, если вы хотите так сделать, то не берите наших юношей в армию». И нам удалось договориться. Во главе военных священников стоит генерал Войска польского. Я был первым таким генералом как епископ. Под моим началом находилось 30 человек, как военных священников, так и мирян.
Пастырская деятельность нашей Церкви ведется и в тюрьмах, и в домах престарелых, и в детских домах. Так, в Варшавской епархии есть пять церковных домов престарелых, где живут 130 подопечных – больные, старые, одинокие люди.
Таким образом, на законных основаниях наша Церковь может охватить всю народную жизнь.
– Расскажите об основных проблемах, которые стоят сегодня перед Польской Православной Церковью?
– По отношению к государству наше положение сегодня стабильное. Наша главная проблема, но она не только наша, а общая для всей Польши, заключена в том, что молодое поколение покидает страну. Многие уезжают на Запад – в Америку, Ирландию… Пустеют деревенские приходы, особенно близ восточной границы. Это связано с развалом сельской экономики, лишившейся государственной поддержки. Земля в этих местах не особенно хорошая, и люди из деревень уезжают.
Для Православной Церкви стали проблемой смешанные браки с католиками. В случае смешанного брака переходы в католичество случаются чаще, чем в православие.
– Расскажите о миссии Польской Православной Церкви в Польше. Имеются ли проблемы связанные с прозелетизмом между Православной и Католической Церквами?
– Наша миссия заключена главным образом в том, чтобы свидетельствовать о Православии. «Прииди и виждь»: если тебе нравится – оставайся. Само наше присутствие в инославном мире, это уже наша проповедь. И многие приходят, многие симпатизируют Православию. В некоторых приходах у нас ведется богослужение на польском языке. Прихожане в Польше не однородны по национальному составу, это не только поляки и украинцы, но и македонцы, и сербы, и вэнки, и греки, и гуцулы… Нужно, чтобы богослужебный язык был понятен и близок всем. А мы не имеем возможности для каждого народа служить на его языке. Поэтому для славян богослужение проходит на церковно-славянском языке, а проповеди говорятся на самых разных языках. Для греков совершается богослужение на греческом языке, и сейчас в Польше строится отдельная греческая церковь.
– Считаете ли вы введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры» важным для России?
– Считаю это особенно важным. Без изучения закона Божия невозможно полюбить Православие. А Россия всегда была связана с Православием и это немыслимо, чтобы изучения закона Божия в России не было.