Бездействие тоже зло

На любых этапах жизненного пути человек встречает множество препятствий. Путь к Царству Небесному тернист и требует огромных усилий. И если не проявлять крепости духа и твердости воли, то всегда найдется достаточно причин, чтобы не ходить в церковь, не молиться, не поститься. Мы не должны забывать, что голыми явились на этот свет и перед Господом всегда остаемся таковыми. Наше одеяние лишь Божия благодать. Если не облачимся ею и не примем Христа в свое сердце, легко можем стать жертвой вечного врага человека – повсюду рыщущего диавола. Мы должны помнить, что в этой сложной жизни мы, христиане, словно агнцы среди волков.

В Евангелии сказано, что кто вытерпит до конца, тот спасется. Однако терпенье терпенью рознь. Христианин должен быть терпеливым, но при этом и деятельным противником всякой несправедливости и зла.

Христианство – это, прежде всего, образ жизни и мышления. Если мы стремимся к совершенству, то не должны оглядываться назад. К сожалению, некоторые люди будто бы и продвигаются вперед по дороге постижения Христа, но при этом все время пытаются остановиться и как бы ищут пути для отступления, постоянно оглядываются назад. Но вспомните жену старозаветного Лота, превращенную в соляной столп! Господь превратит в такой же соляной столп любого, смотрящего назад и отступающего от Его пути – пути святости и чистоты. Такой сомневающийся человек не доверяет Богу, до конца не вверяет себя духовнику, думает, что, возможно, во всем этом кроется какой-то подвох. Ему тяжело даются молитва, исповедь, достойное причащение; он топчется на месте. Но надо помнить: если уж начал путь к Господу, не должен возвращаться более к прежней жизни, ибо там встретит диавол, и придется платить ему немалую дань.

Часто христиане спрашивают: как же человеку избавиться от прежней жизни? что он должен для этого делать и что ему поможет более всего в этом? Ответ прост: необходимы большой духовный труд и долготерпение. Зло, как правило, происходит само собой; для этого не требуются особые усилия или мудрствования. Мы говорим тут о зле, которое существует и без нашего вмешательства и которое порождено хаосом, распадом. И потому-то бездействие, ничегонеделание само по себе является большим грехом и причиной многих зол. В противоположность этому, для творения добра необходимы воля, желание и проявление душевных сил человека. Глупости и греховные помыслы и так, без особого труда, приходят на ум. Главное для христианина – собраться душевными силами, чтобы появилась способность правильно мыслить, думать глубоко, анализировать, осознавать свои грехи, углубляться в веру. Все это, конечно же, требует определенных усилий.

Каждодневно мы сталкиваемся с различного характера злом, много грязного и нечистого прилипает к нам, и эту грязь мы обязательно должны смыть, избавиться и освободиться от нее. Это происходит на и с помощью богослужения, после которого мы не можем оставаться такими же, какими были прежде; мы должны возвыситься над самим собой, укрепиться в стремлении к совершенству.

Неужели вы думаете, что только тот является еретиком, кто открыто и упрямо отрицает Бога, данную Им истину и благодать? Еретиком является каждый, который хоть и был крещен, но живет образом жизни язычников.

Заметим еще, что многие люди, приходя в церковь, больше обращают внимание на земное, нежели на возвышенное. Случается, увидит человек что-либо, по его мнению, отрицательное, и оное так подействует на него, что он впадает в нигилизм, отрицание Бога, безысходность и скептицизм. Однако будет лучше, если в этот момент человек задумается о собственных грехах и строго спросит себя: разве сам я совершенен? Не надо требовать от других большего, чем требуешь от себя.

Не осуждай других! Допустим, кто-либо из церковных лиц не является совершенным, ошибается и даже грешит. Разве из-за этого можно, обобщая, осуждать всю Церковь? Из-за ошибки одного человека, да хотя бы и нескольких, даже если они в священном сане, разве можно делать вывод, что все в Церкви показное и нет тут ничего возвышенного? Такие мысли приводят человека к богохульству, он серьезно начинает сомневаться в существовании Бога и в результате впадает в безысходность. Это очень опасно.

Люди часто думают, что времени у них еще много и как-нибудь потом, позже они успеют раскаяться в грехах, потому они мало беспокоятся о каждодневных своих многочисленных прегрешениях. Это большое заблуждение и ошибка. К сожалению, мы не в достаточной мере ценим таинства, данные нам Богом, говоря: «Ничего, еще успеется; не сейчас, чуть позже начну жить по-христиански; потом раскаюсь во всем, потом спасусь, пока рано, времени еще много». Но кто нам дал знание об истинной сути времени и законах его движения? Никто не знает, когда кто покинет этот мир, поэтому о спасении души христианин должен думать ежедневно, ежеминутно, не теряя ни секунды. В этом быстро меняющемся и грешном мире только неустанным трудом и душевным усилием достигается спасение.

Для духовного возрастания человека огромное значение имеет богослужение. Оно определяет нашу жизнь, укрепляет наши силы. Во время Божественной литургии человеку дается такая благодать, какой он нигде не сможет получить. Вот почему для христианина является обязательным присутствие на богослужении. Только в церкви вы сможете получить силу, духовную поддержку, содействие, каких не обретете дома, сколь бы усердно и много вы ни молились. То, что свалит неверующего человека, верующего лишь слегка согнет, после чего он опять выпрямится; то, что для неверующего становится преградой и соблазном, для верующего является средством духовного роста и укрепления; то, что ослабляет неверующего, верующему придает силы.

Мы должны трудиться, молиться, исполнять Божии заповеди и церковные наставления и правила. Многим эти правила и обряды кажутся скучными, ибо их исполнение требует больших усилий и напряжения воли. Иные говорят: а почему мы должны молиться именно сейчас? зачем нужно преклонять колена? – и ссылаются на свою усталость, приводят множество иных оправданий себя. Но не стоит забывать, что говорят об этом святые отцы. Они учат, что нужно беспрекословно и безропотно исполнять то, чему обязывает Церковь, пока это постепенно не превратится в нашу внутреннюю потребность, пока внешнее исполнение церковных обрядов не станет нашей внутренней культурой и образом жизни. Ни на секунду не должно забывать, что в Церкви мы встречаем всемилостивейшего и всесильного Господа, Которому поклоняется весь мир, пред Которым склоняют головы все существа в небесах, на земле и под землей.

Наша Церковь – мать и отец нам. Мы все обязаны помнить об этом. Однако многие современные люди, к сожалению, забывают это и сознательно совершают грех, вовсе не беспокоясь о том, что станет с их душами. Разве заботится о спасении своей души и любит себя человек, который запросто совершает такой страшный грех, как прелюбодеяние? Человек, которому свойственны гордыня, корыстолюбие, зависть? Конечно же, нет! А ведь в большинстве случаев человек прекрасно понимает, что поступает плохо, грешит; он сознает, что красть, ругаться, завидовать – плохо, но, тем не менее, не останавливается и осознанно совершает зло. Выходит, ему все равно, что станет с его душой, он махнул рукой на самого себя? Но ведь не может быть, чтобы и при совершении злого дела внутренний голос человека не укорял его, не протестовал, не говорил, что это плохой поступок! Каким бы злодеем ни был человек, в нем до конца все же не уничтожены образ и подобие Господа. И это уподобленная Господу суть человека будет терзаться грехом, мучиться и в конце концов сможет привести его к раскаянию.

Конечно, больше спросится с того, кто знает, что тот или иной поступок является большим злом и грехом, и все же совершает их, ибо его действия умышленны и осознанны. Однако и незнание не освобождает от ответственности за совершенные грехи. Внутренний голос – совесть – подсказывает каждому человеку, что то или иное конкретное действие является грехом и не угодно Господу. Поэтому никто не должен думать, что, вот мол, я не знал, что этого нельзя было делать, и по незнанию поступил так. Внутренний голос всегда указывает, что является угодным Господу, а что – диаволу.

Протоиерей Георгий Схиртладзе,
Перевел с грузинского Мераб Джикия

17 июня 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь17 июня 2014, 21:26
"По плодам их узнаете их".
Куда и к кому пришел, смотреть, все же, надо.
Валерий22 марта 2013, 18:09
А самое смешное,что даже и знал и даже сделал,но быстро пошел и замолил свой грех и исповедолся и причастился и все,остался чистеньким...думает сбылся!а тому кому он это сделал тяжело и он ходит и видит,что то процветает дальше и не за что не переживает больше...ладно! Господь всё ровно раставит на свои места..всем Ангельский покров
Павел 8 сентября 2011, 17:04
Спаси Нас Господи!!!
анатолий 7 июля 2011, 16:01
Описан одно из главных препятствий в движении к Богу ,а не по сатанинскому кругу
Александр 7 июля 2011, 09:08
Дорога длинная! Дай Бог силы, чтобы не оказалась она длиннее жизни!
Каждому свой путь! Каждому свой шаг! Дай Бог силы всем кто в сеуте виляет зайцем от лисы совершить прыжок Тигра от одного края пропасти к Другому и продолжит дорогу, собирая вокруг людей обретающил Силу!
Спасибо, искренне спасибо!
А по поводу одного из "коментов" к статье! Церковь живой организм, и оценивать его нам не надо, Она знает, что ей делать за тысячелетие Православия в России!
Таня 2 июля 2011, 18:04
Как замечательно, что есть такой сайт. Храни Вас Бог. Спасибо
Неонилла21 июня 2011, 14:51
Спаси Господи, как все своевременно!
Помогай, Господи, в укреплении веры и исправлении нас, грещных!
Р.Б.Елена21 июня 2011, 12:07
Спаси Господи за статьяю! хорошая, проникает в душу.
Андрей20 июня 2011, 15:08
Храни вас Бог! Спасибо
Елена20 июня 2011, 14:24
Очень полезная статья. Спаси Господи!
Мария (Нидерланды)20 июня 2011, 11:43
Спаси Господи, за такую нужную статью! Всем хорошего Петрова Поста!!!
ТАТЬЯНА19 июня 2011, 23:31
СПАСИ ГОСПОДИ!КАК ЖЕ ХОРОШО ,ЧТО МЫ ЭТО СЛЫШИМ И ЧИТАЕМ ,И ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ МЕНЯТСЯ ...СПАСИБО,ВАМ!
Олег19 июня 2011, 18:08
В том то и дело, страшно, люди смотрят на священников, что они сказали, как себя повели, на чём ездят, и с не доверием начинают относится к Церкви! Но это не наше дело, ты пришёл в Церковь, к Богу, а не к священнику, он лишь свидетель, на нашей исповеди, пусть он хоть на вертолёте на службу прилетает, нам, до этого, какое дело!!! Наше дело душу свою спасти, а не попасть в гиену огнену!!! Правильно сказал протоиерей Дмитрий Смирнов, сейчас время не смутное, а смутнейшее!!!
р.Б.Максим18 июня 2011, 15:20
Спасибо Большое Протоиерей Георгий Схиртладзе,хотелось бы чтобы, все это знали и понимали!
Сергей18 июня 2011, 10:17
Спасибо вам!Храни вас Господь!
Катерина17 июня 2011, 22:35
Спаси Господи! Ваша статья аж до самого сердца, как стрела поражает!
р.Б.Фотиния17 июня 2011, 19:44
Очень хорошая статья. Но грустно о себе.
Светлана Кон17 июня 2011, 17:01
Спаси Господи за статью.

Действительно, знаешь, что грех, а совершаешь...
а потом совесть мучает...
или хочешь меняться все проговариваешь, себя настраиваешь, как вдруг новое препятствие и снова спотыкаешься...


Помоги Господи, спастись нам грешным!
Алексей17 июня 2011, 13:14
Помощи Божией вам и сердечная благодарность за эту статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×