Как уже сообщало «Православие.ru», с 17 по 22 сентября в Польше проходила концертная программа Международного фонда единства православных народов (МФЕПН) «Голоса православной России». В программе приняли участие хоровые коллективы Московской духовной академии и семинарии, хор Московского училища им. Гнесиных и камерный хор МФЕПН «Классика». Вскоре после завершения программы корреспондент «Православия.ru» встретился с президентом МФЕПН В. А. Алексеевым, чтобы задать ему вопросы о перспективах дальнейшего развития культурного сотрудничества между Россией и Польшей, а также о деятельности фонда и шире – о роли православия в формировании новой Европы.В. Алексеев на торжественном открытии концертной программы «Голоса православной России». Фото fepn.ru
– Валерий Аркадиевич, расскажите, пожалуйста, как прошла организованная фондом поездка наших хоровых коллективов в Польшу.
– Поездка в Польшу превзошла все наши ожидания. Мы, конечно, ожидали, что программа Святейшего патриарха, при том что она проходила и под эгидой президента Польши господина Качиньского, при попечении Блаженнейшего митрополита Варшавского и всей Польши Саввы, обязательно получит общественный резонанс. Но сам прием, который был устроен этой программе в различных воеводствах и городах Польши, показал, что в Польше существует огромный интерес не только к России вообще и к русской культуре в частности, но и большой интерес к православию. И это было для нас главным выводом из всей программы. Потому что не было ни одного города, ни одного зала, где наши певцы не встретили бы самый восторженный прием. Их подолгу не отпускали со сцены, в большинстве городов для всех желающих не хватало билетов. И в некоторых городах власти и деятели культурной администрации очень правильно распорядились установить на площадях большие экраны в непосредственной близости от мест проведения концертов. И люди, не сумевшие достать билеты, благодаря этому могли увидеть и услышать выступления наших коллективов. Так было в Варшаве, что было для нас очень радостно и неожиданно, так было и в Белостоке и в других городах. Это о многом говорит и это, может быть, главное, что в Польше патриаршая программа была принята душевно, сердечно и на самом высоком уровне.
– Сколько, примерно, людей собиралось под мониторами?
– Очень много. В Варшаве вокруг кафедрального собора было несколько мониторов. Городская администрация Варшавы, министерство культуры Польши организовали как сидячие места, по нескольку сотен мест у каждого монитора, так и специальные площадки, где за концертом можно было наблюдать из автомобиля, а также стоя, и все эти площадки были заполнены.
– Судя по вашим словам, нельзя сказать, что эта программа заинтересовала в Польше только православных христиан.
– Да, интерес к русской культуре в Польше очень велик среди всех слоев населения. Конечно, русская культура наибольший интерес представляет для наших православных единоверных братьев, но мы видели, с каким неподдельным интересом воспринимали эти концерты и люди других вероисповеданий. Среди них были и представители высшего духовенства Католической Церкви, и депутаты, и министры, и видные общественные и государственные деятели, которые пришли на концерт не по долгу службы, а действительно с живым участием воспринимали и переживали всю красоту православных духовных песнопений. Позже многие представители польской элиты признавались мне, что они соскучились по русской культуре. Я думаю, что некоторая пауза в культурных взаимоотношениях между Россией и Польшей, которая, несомненно, была, и которую все почувствовали, никому не пошла на пользу. Я уверен, что этот перерыв – временное явление, и программа Святейшего патриарха явилась хорошим знаком, как бы новым мостом между нашими народами.
– Не готовит ли польская сторона чего-либо подобного, какой-нибудь встречной программы для России?
– Мне это пока неведомо, но ясно одно, что и мы в России имеем интерес к польской культуре и мы, ведь, тоже соскучились. Я говорил там об этом, когда выступал перед журналистами, государственными и политическими деятелями. В том числе я говорил о том, что мы очень любим польский кинематограф, я вообще считаю, что это один из лучших кинематографов в Европе. И действительно в последние годы мы потеряли эту тесную связь с польским кинематографом. Любим мы и польский театр, живопись… Все это, конечно же, должно присутствовать на наших культурных площадках. Мы сделали только первый шаг навстречу этой необходимости общения. Надеемся, что и с польской стороны последует какой-то ответ, но это уже, как говорится, дело будущего.
В исполнении трёх хоровых коллективов: Московской духовной академии и семинарии, училища им. Гнесиных и камерного хора Международного Фонда единства православных народов «Классика» прозвучали лучшие образцы православного песнопения. Фото fepn.ru |
– Как вы охарактеризуете прошедшую в Венеции конференцию фонда, посвященную роли православия в формировании новой Европы?
– Эта конференция проходила в рамках Межпарламентской ассамблеи православия. Я ее оцениваю чрезвычайно высоко. Она проводилась при поддержке Греческой митрополии, которая относится к юрисдикции Константинопольского патриархата. Проводилась она в Центре византийских исследований, где, кстати говоря, очень хорошо обозначено присутствие русской православной культуры. Потому что, все-таки, как бы кто бы ни хотел подвергать это сомнению, но никому не удастся опровергнуть то, что после того как Византия перестала существовать, византийская культура продолжала развиваться, и в основном в культуре русского национального государства, получившего в наследство очень многие элементы византийской культуры. И если исследования Центра византийской культуры, как нам сказала сама госпожа директриса, не ограничиваются только рамками самой Византийской империи, а распространяются и на последующие периоды истории, то как можно об этом говорить без участия в этом процессе России?
Но это к слову. Несмотря на то, что конференция проводилась в центре византийских и, стало быть, православных исследований, тем не менее она проводилась в одном из центров католического мира. И нужно признать, что это был мощный и недвусмысленный импульс, который свидетельствовал о том, что мы, православные, не чуждаемся диалога с католическим миром. Мы не только открыты для этого диалога, но нам есть, что представить западному миру, в том числе и Католической Церкви. И мы видели как итальянская публика, мэр города Венеции, другие видные представители Италии были заинтересованы этим форумом, было много прессы. В этом смысле само присутствие православных депутатов, входящих в Межпарламентскую ассамблею православия, на территории Италии, где, все-таки, господствующая Церковь – Католическая, имело особое значение.
На конференции обсуждались вопросы культурного облика Европы в современный период интегрирующегося мира. И было со всей очевидностью сказано о том, что общеевропейская культура ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем немыслима без православной составляющей, и это было очень важным моментом. И в конечном итоге минувшая конференция стала очередным свидетельством о православии, о том, что оно живо, динамично, о том, что оно актуально, востребовано, о том что оно участвует в жизни европейского и мирового сообщества и свидетельствует о своей вере в том числе и посредством такой политической организации, как Межпарламентская ассамблея православия, которую наш фонд, возглавляемый Святейшим патриархом, поддерживает с первого дня ее существования.
– Что вы ожидаете от конференции, посвященной биоэтике, которая должна состояться в Дельфах?
В составе Межпарламентской ассамблеи православия существует комиссия по биоэтике. Один из вдохновителей деятельности этой комиссии – это митрополит Николай, очень известный человек не только в Греческой Церкви. Он не так давно принял постриг, не столь давно стал архиереем. Но он долгое время был практикующим врачом и ученым-биологом. Он выпускник Гарвардского университета, хороший специалист, он, можно сказать, находится на острие всех современных проблем биологической науки, это тот самый человек, который опекает нашу комиссию по биоэтике.
Проблемы биоэтики для нас чрезвычайно важны. Возможно, что сегодня это один из главных вопросов для человечества: как сформулировать для себя эти нормы, какие действия врачей и биологов могут считаться нравственными, какие безнравственными?.. Поэтому для нас очень важно посредством конференции в Дельфах донести до мирового сообщества всю нашу озабоченность по этой очень важной теме.
– Сейчас в очередной раз обострились отношения с Грузией. Как вы прокомментируете эти последние события, которые можно назвать и драматическими, поскольку речь идет об отношениях с православной страной и с православным, на протяжении веков братским для нас грузинским народом?
– Эти события не имеют никакого отношения к межправославным связям. Наши Православные Церкви по-прежнему поддерживают братские отношения, и мне кажется, что это хороший залог того, что наши государства и народы найдут выход, который будет взаимно полезным для наших православных народов. И это вселяет в меня оптимизм.
Несмотря на имеющиеся проблемы, которые нам известны, из-за которых мы, конечно, переживаем, как и все люди, ответственно относящиеся к судьбе своих стран и народов, мы должны отметить, что на недавно прошедшем саммите религиозных лидеров в Москве присутствовал Грузинский патриарх Илия. И сам факт его присутствия, а вместе с ним и довольно представительной делегации, говорит о том, что наши церковные связи продолжают развиваться. У церковных лидеров есть понимание, как дальше строить эти отношения и я думаю, что это является хорошей основой для того, чтобы нормализовать и политические отношения.
Я глубоко убежден, что тот политический вектор, к которому склоняется сегодняшняя Грузия, тоже не определен раз и навсегда. За последние пятнадцать-двадцать лет и у себя в стране, и в других странах мы наблюдаем перемены этих векторов, ориентированных то на одну сторону света, то на другую, то на третью – и все это явления преходящие. А православие, ценности христианства, душа народа, которая принадлежит христианству, – это вечная ценность, неподвластная политической конъюнктуре. Я думаю, что это поможет грузинскому народу сделать правильный политический выбор и в дальнейшем.