Священник Сергий Ганьковский |
Некоторое время тому назад российские школы получили письмо министра образования, в котором рекомендовалось включить в школьную программу предмет «Основы православной культуры». Думается, это не только правильная, но и где-то запоздавшая рекомендация Министерства образования.
Ну как можно, к примеру, изучать историю государства Российского, государства, заметьте! православного, в отрыве от истории Русской Церкви, сыгравшей огромную роль в сохранении единого Отечества в годы смут и лихолетья? Как можно считать себя образованным человеком и не знать таких государственных деятелей (именно деятелей – от слова «деять», «делать», «созидать»), как митрополит Филипп и патриарх Ермоген? А еще раньше – преподобный Сергий Радонежский и митрополит Алексий? Умалчивать о высочайшей религиозности великих русских полководцев Александра Суворова и Федора Ушакова, кстати, недавно прославленного в лике святых Православной Церкви?
Но почему-то эта, повторю, запоздалая рекомендация Министерства образования вызвала буквально бурю всевозможных диспутов, в основном, мягко говоря, негативного толка, существенно усилившихся в последнее время, когда стало известно, что в Белгородской и ряде других областей по распоряжению региональных властей в учебный план ввели курс «Основы православной культуры».
А каков взгляд самих священнослужителей на это «новшество»? И «новшество» ли это для них?
С этим вопросом я обратилась к отцу Сергию Ганьковскому, настоятелю храма святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в подмосковном городе Королеве.
– Отец Сергий, в последнее время много говорят и спорят о возможном введении в школах нового предмета – «Основы православной культуры». Каково ваше отношение к этой рекомендации?
– Лично я ничего особенного не заметил. В свое время Министерство образования разослало методические рекомендации. И только! Хотя и это немало. На мой взгляд, это попытка Министерства образования помочь так называемой инициативе на местах. Лично я, к примеру, уже 12 (!) лет преподаю «Основы христианского вероучения» в школах нашего города. Не «Основы православной культуры», что является как бы культурологической дисциплиной, а вероучительную дисциплину. За прошедшие годы никаких проблем это не вызывало ни у кого!
По одной простой причине: все делается факультативно, для желающих, и в рамках закона Российской Федерации, который позволяет нам преподавать основы Православия факультативно, как дополнительный предмет. Министерство, как я понимаю, не собиралось этот закон нарушать. А для тех людей, которые хотят организовать факультатив «Основы православной культуры», теперь открывается такая официальная возможность.
О чем спорили и спорят на телевидении, на страницах газет и журналов – я не понимаю. Никто никому не навязывает никакой православной культуры: хочешь – изучай, не хочешь – не изучай.
– Кто, по-вашему, должен вести эти занятия?
– Что касается кадров, то, бесспорно, это проблема. Конечно же, это должны быть образованные люди.
– Священнослужители?
– Не убежден в этом. Священнослужитель – это одна профессия, преподаватель – другая. Бывают, конечно, и такие священнослужители, и я знаю их довольно много, которые могут вести урок в школе. Не литургию совершать, не проповеди говорить, а вести урок, удерживая внимание, скажем, 20 учащихся в течение 45 минут.
– Видимо, подготовка квалифицированных кадров для преподавания «Основ православной культуры» – процесс не одного дня, может быть, даже и ближайшего десятилетия…
– Вы правильно заметили, что это процесс не одного года. Сегодня у нас в стране около 100 тысяч школ и около 100 высших учебных заведений, готовящих педагогов. Нетрудно подсчитать, что нужное количество специалистов появится лишь через 10 лет! Но поскольку речь идет о факультативе, то отпадает проблема «сразу» и «во всех школах». Я с трудом представляю себе ситуацию, чтобы все школы разом, как по команде, захотели ввести эту дисциплину. А потому и проблема с кадрами, видимо, будет все же не такой острой.
– Я слышала, что в городе Ногинске Московской области около 50 учителей захотели изучить этот предмет. Они окончили полный курс и, видимо, преподают сегодня его в школах.
– Ну что же, это интересная практика. Вот видите – никто никого насильно никуда не гнал. И детей, школьников, насильно на эти занятия не гонят. Дети приходят туда потому, что они хотят этого.
– А как из вашего опыта, дети проявляют интерес к этому предмету?
– Я преподаю в лицее научно-инженерного профиля, где дети неимоверно перегружены школьными дисциплинами. Они работают колоссально много, буквально на износ. И если бы им не хотелось, они бы и не приходили. Ведь я же не ставлю им «плюсики»-«минусики» в журнале, в дневник не пишу, оценку по поведению не снижаю за это. Они хотят – и приходят, не хотят – и не приходят. Я не веду учета. Но то, что интерес учащихся к моему предмету постоянен, – это факт.
– А много ли человек посещают ваши занятия?
– В начале учебного года примерно человек двадцать, к концу года остается человек десять. Но остаются те, кому это действительно интересно и нужно, что абсолютно нормально – ведь они, в основной массе, готовятся к поступлению в вузы. И у них просто катастрофически не хватает на все времени. И то, что они, несмотря на свою загруженность, приходят ко мне, я считаю для себя за честь.
– Отец Сергий, в прошлом вы – преподаватель русского языка и литературы. Если взять только один предмет – русскую литературу, насколько велика связь этого предмета с православной темой?
– Дело в том, что я стал верующим человеком, в основном, благодаря тому, что преподавал русскую литературу. Когда все время думаешь о проблематике, поставленной русскими писателями, то поневоле попадаешь в поток Православия. Ведь все русские писатели без изъятия были людьми православными – рожденными в православной стране, крещеными, наконец, живущими православной жизнью, так или иначе ее воспринимающими. Даже Толстой родился внутри Православия. Другое дело, что он отошел от него. Но проблемы, которые его мучили, – те же самые, что терзают каждого православного человека. Ничего удивительного здесь нет.
Что значит «связь»? Когда Гоголь, Достоевский, Пушкин, Лермонтов – православные писатели, куда денешься от всего этого? Поневоле начинаешь рассуждать о смысле жизни. Не нужно специально никуда лезть, не нужно специальной богословской литературы, достаточно просто читать книги русских писателей.
В оные годы религиозный дух хотели из школ истребить. Атеизм был государственной политикой. Но как это возможно? Тогда нужно запретить чтение Пушкина, Лермонтова, Гоголя и читать… Я не знаю, что тогда читать? Наверное, таких писателей, которые были ярыми безбожниками. Среди русских писателей-классиков я таких просто не знаю.
– Как вы думаете, в нашем городе найдутся люди, желающие изучить этот курс и пойти к детям?
Я надеюсь на то, что они найдутся. Хотя без должного расположения органов народного образования ничего сделать не возможно. Потому как нужен какой-то организующий стержень. Когда-то у нашего комитета по образованию была такая идея: собрать группу учителей, да и не только учителей по образованию, чтобы они изучили этот курс и затем преподавали его в школах. Но это было довольно давно…
Ну и вот еще что: Королев – не простой город, а наукоград. Это город с населением, образовательный уровень которого гораздо выше, чем в любом другом городе Подмосковья. Поэтому мы имеем дело с людьми не простыми, для которых Церковь во многом какой-то «оплот мракобесия». И то, что сейчас уже в наших храмах не только бабушки, то, что наша паства – люди интеллигентные, высокообразованные, это большой сдвиг в общественном сознании. Я думаю, что эта общественная подвижка будет продолжаться. Для этого мы и работаем. Только не впрямую, не атакуя комитет по образованию своими бесконечными предложениями, а просто воспитываем нашу паству. Мы пытаемся объяснить тем, кто хочет слушать, как мы веруем. И со временем, я думаю, эта медленная, деликатная, но настойчивая работа принесет свои плоды.
И, возвращаясь к началу нашего разговора, скажу, может быть, самое важное. Образование – это восстановление в грешном человеке образа Божиего. Именно отсюда и образ-ование! Как «образовывает» учащихся учитель, для которого не существует этого эталонного Образа? Он передает им какой-то свой личный, приобретенный, накопленный опыт. Результат столь длительного (почти 90-летнего!) безбожного образования сегодня мы имеем налицо! И надо понять всем – и руководству страны, и власть имущим, и журналистам, и главное, всему народу, – что, если мы хотим жить, надо восстанавливать этот самый образ Божий в человеке!