– А чтобы помнили. Знали и помнили. Для тех, кто говорит, пишет, думает по-русски, создатели славянской азбуки есть величины начальные, из самых главных. Мы более тысячи лет пользуемся кириллицей, мало задумываясь об этом и редко вспоминая первых своих просветителей.
В Мурманске установили подаренный болгарами, из Болгарии привезённый, памятник Кириллу и Мефодию, первый в стране. Потом памятники появились в Москве и, кажется, в Самаре. Недавно установлен памятник во Владивостоке (скульптор наш, приморский – Эдуард Барсегов). Если не ошибаюсь, это четвертый памятник Солунским братьям во всей большой России.
Из Мурманска Дни славянской письменности и культуры пошли по другим городам. Его отметили Вологда, Новгород, Киев, Минск, Москва, даже греческий Афон… Важно, что в России уже существует некая традиция, и в этом году исполняется двадцать лет почину мурманчан.
Совокупные обстоятельства предопределили форму проведения Дней славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке. Большие расстояния, стремление вовлечь в орбиту праздника больше людей, сделать его демократичным, то есть приблизить к тем, кто живёт далеко от культурных центров… Тут, нам показалось, лучше всего подошёл бы автопробег. И мы вроде не ошиблись. В первый раз проехали от Владивостока через Хабаровск до Комсомольска-на-Амуре. В прошлом году маршрут включил пятнадцать городов и сёл, где состоялось более тридцати творческих встреч. В нынешнем к ним прибавились город Уссурийск, таёжное удэгейское село Красный Яр, куда и доехать-то непросто, село Уборка Чугуевского района, Гайворон под Спасском-Дальним… Почти четыре тысячи километров… Дома культуры, детские приюты, школы, библиотеки, дома престарелых, музеи, воинские части, даже исправительные учреждения включены в программу праздника, которая заранее согласовывается на местах, печатается в необходимом количестве и третий год подряд добросовестно выполняется участниками автопробега.
Центральное событие праздника, где бы он ни проводился, – творческая встреча. Другое определение я тут не могу подобрать. Это не концерт, хотя на публику выходят и заслуженные артисты, например, композитор Анатолий Калекин, и авторы-исполнители, например, потрясающий бард Виктор Костин. Это не литературные вечера, хотя свои стихи читают слушателям член Союза писателей Александр Стогней, замечательная поэтесса Вера Саченко, автор многих книг Павел Шепчугов и другие литераторы, участвующие в Днях. Это и то, и другое, и третье… Допустим, выставки живописных полотен и фоторабот Владимира Листрового, кстати сказать, победителя всероссийского конкурса фотографии. Володя разворачивает экспозиции не только в помещениях, но даже под открытым небом: под деревьями, на полянах, на площадях у клубов, во дворах школ и просто на сельских улицах. Мы везём с собой выставки книг, которые сами же и выпускаем в рамках издательской программы «Народная книга». За восемь лет её существования количество изданий приблизилось к сотне. Это стихи, художественная проза, публицистика, мемуары профессиональных литераторов и бывалых, выдающихся людей Приморья. В автопробеге организуется передвижная книжная лавка, кое-что мы продаём. Но в основном раздаём, дарим вместе с библиотечками, которые собираем в течение года. От тысячи до полутора тысяч томов каждый год получают школьные, клубные и всякие другие библиотеки по маршруту автопробега. Мы могли бы собрать и повезти с собой больше, но для этого нужен подходящий транспорт, которого у нас нет, поскольку едем на личных, в основном, небольших автомобилях.
Особенность проводимых встреч и в том, что в них участвуют местные жители. Где-то – писатели, например, спассчане Александр Бачурин и Елена Александренко, прозаик, краевед и поэтесса, оба – члены Союза писателей России. Где-то – самодеятельные коллективы, народные хоры, вокально-инструментальные ансамбли, солисты… Молодые дарования поют, играют на музыкальных инструментах; показывают свои умения детские творческие коллективы. Бывает, кто-то просто выходит из зала на сцену и превращается из зрителя в участника, в чтеца-декламатора, в певца, музыканта…
Встречи, как правило, открывает своим выступлением, а где собирается соответствующая аудитория, и молитвой клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Владивостокской православной гимназии отец Андрей. Он неизменный участник автопробега, последние два года выходит на маршрут на своём стареньком «карибе», в салоне которого находится икона Кирилла и Мефодия. Она выносится на сцену везде, куда мы приезжаем.
Наш автопробег, по сути, является своеобразным хождением в народ. Он начинается большим бесплатным концертом в день Кирилла и Мефодия 24 мая. Бесплатным не только для зрителей, но и для участников, среди которых люди в прямом смысле дорогие: композитор Константин Селиванов, заслуженный артист России Игорь Волков, народный артист России Александр Столяров, исполнитель бардовских песен Ирина Невмержицкая… Длится фактически полмесяца, заканчиваясь торжественной встречей автоколонны на плацу Морского университета 6 июня, в день рождения Пушкина. Организация и проведение Дней славянской письменности и культуры очень хлопотна, требует массу времени, сил, финансовых средств, но проводится исключительно на общественных началах. Никто из участников этого дорогостоящего дела не получает никакого материального вознаграждения – для этого просто нет источников. Наоборот, многие тратят личные деньги. Более других – Павел Шепчугов и Владимир Листровой, которые снаряжают и снабжают на весь маршрут горючим один, а то и два автомобиля, финансируют выпуск буклетов, значков, вымпелов.
Но своими силами мы бы не справились. Главную лепту в материальное обеспечение пробега вносит Морской государственный университет имени адмирала Невельского, выступивший учредителем праздника совместно с Владивостокской епархией Русской Православной Церкви, Приморским фондом культуры, Дальневосточным техническим университетом и выходящим в Хабаровске российским литературно-художественным журналом «Дальний Восток». Именно Морской университет два года помогал нам продуктами, в прошлом и в этом году почти полностью закрыл вопрос с топливом. Ректор университета профессор Вячеслав Седых, заметим про себя – доктор технических наук, которому, кажется, не слишком близки проблемы гуманитарные, не даром по итогам прошлого года стал лауреатом газеты «Литературная Россия» в номинации «Лучший меценат». Вячеслав Иванович спонсировал пробег и из личных средств, не буду называть сумму, которую он пожертвовал, но, уверяю, это солидная сумма.
В той или иной мере нам подставляют плечо и территории, где приходится работать. Мы благодарны Спасскому району, лично начальнику управления культуры района Нине Владимировне Щербак. Великое спасибо журналисту Сергею Ющенко из Лучегорска, директору музея Александра Фадеева Людмиле Бадюк из Чугуевки, многим и многим землякам, без которых наше дело было бы невозможно. Вы знаете, Дни славянской культуры с полным основанием следует считать праздником народным: дальневосточники принимают в нём такое живое участие, относятся к нему, я бы сказал, с сердечной приязнью, с настоящей народной любовью. Где-то наш праздник становится подлинным событием. Например, в селе Уборка к нам подошла после встречи (полный зал большого дома культуры, какое-то небывалое количество молодых людей, ребятишек!) преподаватель местной школы. По её словам, за двадцать пять лет её работы в селе сцена дома культуры никого, кроме очередных агитаторов за очередных кандидатов в разные депутаты и главы, не видела. Так и сказала: «Вы – первые!». Знаете, это было на уровне потрясения, конечно.
Жаль, мы не можем побывать везде. Но мечтаем о временах, когда праздник станет всеобщим и будет проходить повсеместно уже без нашего участия.
– Чего Вы ждете от писателей разных направлений, убеждений, мировоззрений?
– Пусть кто-то хотя бы радует иногда выдающимся произведением, и то уже можно немножко гордиться своей принадлежностью к современной литературе. Потому что объективно важнейшее для писателей дело сегодня они едва ли сделают. Главная, одна на всех, беда – потеря профессионального статуса. Творческие союзы ныне – всего лишь общественные организации. Наравне с обществом, допустим, любителей пива или ассоциацией любителей кошек. Права у них одинаковые. Со всем вытекающим отсюда бесправием.
Тяжелейший труд, труд литератора, имеющий ни с чем не сравнимое значение для духовного здоровья нации, переведён в разряд любительства. Писатель своим трудом, за маленьким исключением, обеспечить себя не может. Он оказался на социальном дне. Особенно в провинции, где и продать-то какой-то свой талантишко некому. И поэтому главная задача писателей – защита своих профессиональных прав, восстановление достойного положения в обществе.
К старым временам не вернуться, да это и не надо. Но и с нынешним положением мириться нельзя. Если хотите, творческие заботы сейчас отошли на второй план. Писательское сообщество – пусть это никого не оскорбит, таковы реалии – должно бы сегодня функционировать как единый профсоюз и решать проблемы, которые пытаются решать профсоюзы в разных отраслях хозяйства. По мелочам тут ничего с места не сдвинешь. Нужно принципиальное изменение государственной культурной политики. У писателей, объективно, есть союзники. Не фактические, увы, а гипотетические, исходя из общности судьбы и общности интересов. Театралы, кинематографисты, художники…
Первое, что необходимо, – объединение. Объединение даже не писателей, то есть не только писателей, а всей наличной творческой интеллигенции страны. А у нас, как вы знаете, всё наоборот. На месте одного писательского союза появились несколько, и каждый внутри себя ещё колется на фракции, группы и группки. Так и в других творческих союзах.
Кстати, писатели как раз могли бы инициировать большое объединение. Но они никак не находят общего языка между собой. И никогда не найдут, если будут считать за главное учить друг друга мировоззрению, единообразному пониманию прекрасного, истинно художественного и так далее. Писатель в своём творчестве одинок по определению, и пусть он остаётся одиноким. Никого никуда вести, тащить, толкать не следует. Всякие творческие полемики надо временно запретить. Вместо этого – просто поднять требовательность при приёме в союз (единый союз!). Вот, когда принимаете, пожалуйста, смотрите на идейную зрелость товарища и на его моральный облик… Предусмотреть уставную норму, позволяющую без задержек избавляться от сутяг и склочников, от всех, кто строит свою политику на вражде и фракционности. Отложить умные споры, тысячу лет идущие и ни к чему не пришедшие, отложить в сторону вечный вопрос, кто талантливей, кто гениальней. И заняться рутинной хозяйственной, организаторской работой, по максимуму используя законодательную инициативу, добиваясь от всех уровней власти разумной культурной политики, создавая материальную базу литературы – свои издательства, свою полиграфию, нуждающиеся в каких-то законных льготах, чтобы выжить в рынке, которому судьба литературы, по большому счёту, до фени.
Вот как вы думаете, это всё возможно? Писатели могут это сделать? Я – не знаю…
Понимаете, сейчас в кухне не чуют, что в прихожей пожар. Завтра умрёт какая-нибудь областная писательская организация, а правление не будет в курсе о времени похорон. Я вам сообщу маленький, но показательный факт: когда во Владивостоке в писательской организации сменился телефон, в Москве об этом узнали спустя полтора года…
Должно быть так: прижали одного самого скромного писателя в самом медвежьем углу – весь Союз должен тревогу сыграть и за коллегу заступиться. Чтобы, как пел Окуджава, не пропасть поодиночке.
Когда корабль тонет из-за течей в корпусе, экипажу надо спускаться в отсеки и заделывать пробоины, а не спорить на мостике, каким путём следовало идти, чтобы не наскочить на рифы.
Беседовала Василина Орлова