В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины |
— В 2001 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира мы создали церковную многопрофильную информационно-аналитическую структуру, куда пришли работать профессиональные журналисты, не на общественной, а постоянной основе. 2000-2001 года были очень тяжелыми для Украинской Православной Церкви: власть организовывала визит Папы Римского, а противников визита травили со всех сторон: и в государственных, и в негосударственных СМИ. Получилось так, что произнести хоть что-то в ответ было и негде, и некому. Церкви не давали этого сделать, чтобы не сорвать судьбоносный папский визит. Мы оказались в такой же информационной блокаде, как и десять лет назад в 1992-93 годах, когда боевики громили наши храмы, разгоняли общины, сжигали книги, Блаженнейший Митрополит давал по десять интервью в день, но ничего не появлялось ни в телеэфире, ни на страницах газет. Ситуация повторилась. И это не миф. Я сам обращался к знакомым редакторам нескольких крупных изданий, мне отвечали: «Старик, давай материалы на любые темы, только не об этом!» Потому что общий пропагандистский настрой заключался в том, что визит — это прорыв в Европу, а заскорузлые православные тянут назад, в московщину, азиатчину, но самим православным не давали возможности разъяснить свою позицию. Хотя она была цивилизованной, обоснованной со всех точек зрения. Автокефальный и филаретовские расколы, которые позиционировали себя как националистические структуры — а исторический украинский национализм всегда был антикатолическим и антиуниатским — неожиданно поддержали визит, заявили о своем участии в торжествах по приему понтифика и влились в общий хор третирования Украинской Православной Церкви.
— Велась профессиональная PR-компания?
— Кроме собственных информационных ресурсов были задействованы светские. Больше сотни украинских светских журналистов вкусили радость «римских каникул»: их пригласили на две недельки за счет принимающий страны посетить вечный город, поучаствовать в конференциях, расслабится. Некоторые поехали даже с детьми. Вернулись, естественно, горячими пропагандистами папского визита. На центральных телеканалах даже появились вполне советские рубрики: подготовка визита — день за днем. «До начала визита остается 79 дней!», «До начала визита остается 78 дней!» и т.д. Что сделано, какие проблемы решены? «Все навстречу визиту!» Была задействована государственная машина: со всеми православными священниками были проведены «упреждающие беседы» прокурорами, СБУ, милицией, административными органами, даже пожарной инспекцией. Мол, не дай Бог, сунетесь с какими-то протестными акциями! Вот и получалось, что нас — Украинскую Православную Церковь — собственно говоря, информационно забили. Что мы, якобы, необразованные, непонимающие, что у нас есть какой-то пунктик столетних обид на католиков и униатов, и поэтому мы препятствуем. И вообще враги Украины.
Таким образом, возникла насущная необходимость создать профессиональную структуру, которая могла бы формулировать, отражать, распространять точку зрения Церкви на общественно-политические проблемы, информировать общественность о нарушениях прав верующих. Церковь живет в мире, несет служение в обществе и оно разное, и ситуации бывают разные. У нас — одна, у вас — другая. Не знаю, как в России, но у нас с огромным трудом церковная проблематика пробивается в светское информационное пространство. А пробиться можно, не просто стуча себя в грудь, а профессиональной работой.
Кроме того, Украинская Православная Церковь была и остается по сей день самой крупной Церковью на Украине. Несмотря на пятнадцатилетнее давление. Она объединяет около 12 тыс. приходов, 170 монастырей, 18 духовных учебных заведений. Большинство населения Украины идентифицирует себя как члены нашей Церкви. Естественно, есть необходимость в информационном обеспечении и самих верующих, и общества в целом.
— А какие функции вы выполняете?
— В 2002 году решением Священного Синода УПЦ пресс-службе дан статус синодальной миссии. Ее устав утвержден Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, она находится под его непосредственным руководством. Блаженнейший сам писатель, редактор с почти сорокалетним стажем — он прекрасно знает, что такое творческая работа, творческий коллектив. Нам, конечно, повезло, что мы имеем в его лице и руководителя, и коллегу, и защитника, и помощника.
Прежде всего, мы выполняем те функции, которые выполняет любая пресс-служба. То есть, информируем общественность о деятельности Предстоятеля Церкви, важнейших церковных событиях. Комментируем, разъясняем, опровергаем, полемизируем. Полемизировать, как вы догадываетесь, есть с кем и по всем фронтам: и с властью, и с раскольниками, и с униатами, и с деструктивными сектами. Кстати, в конце прошлого года из всех украинских СМИ только пресс-служба УПЦ выступила против визита Муна на Украину и его «миротворческого собрания» в Украинском доме, в центре Киева! Помогаем светским СМИ организовывать материалы о Церкви. Очень важно, чтобы любая газета, журнал, телеканал, которые хотят взять интервью, написать или отснять материал о церковной жизни, имели возможность куда-то обратиться за консультацией и помощью. Это занимает большую часть нашей работы.
Кроме того, пресс-служба выступает как православное информационное агентство. Мы содержим официальный сайт «Украина Православная» с ежедневной лентой новостей, аналитическими, проблемными, полемическими материалами. Так как не все имеют возможность пользоваться Интернетом, мы издаем ежемесячный журнал «Вестник пресс-службы УПЦ», который является летописью жизнедеятельности Церкви в новостях, событиях, проблемах. За 54 месяца существования пресс-службы вышло в свет 54 номера «Вестника», которые сами же и распространяем по епархиям, приходам. Мы осуществляем сотрудничество с другими агентствами по обмену информацией, готовим почти весь иллюстративный материал по церковным проблемам для журналов и газет. У нашей Церкви 93 периодических епархиальных издания. Некоторые дают нам достаточно много информации, но и мы должны их обеспечивать своей, чтобы, например, в Черновцах, в Донецке знали, что происходит в Киеве.
— У вас есть налаженная система доставки информации?
— И не только. Блаженнейший Владимир издал распоряжение о том, чтобы во всех епархиях были созданы свои пресс-службы. Это важно и для правящих архиереев на местах при контактах с местным СМИ, политическими и общественными организациями. Эти же пресс-службы выполняют функцию как бы наших корпунктов. Некоторые работают в режиме онлайн, их информация попадает день в день и на наш сайт, и в рассылку. Этой информацией пользуются государственные и общественные СМИ. Это очень важный элемент нашей работы.
Наша пресс-служба объединяет вокруг себя и светских журналистов. Когда происходит какое-то событие, мы всех информируем, можем пригласить телевидение. Элементарная работа — собрать друзей вокруг Церкви. Мы им когда-то в чем-то помогли, а тут у нас, например, открывается очень важная выставка. Мы сообщаем, и они к нам приезжают. Кроме того, наша пресс-служба общается со всеми государственными структурами. Мы имеем аккредитацию в парламенте, прямой выход на лидеров практически всех политических партий.
— А как охотно они идут с вами на контакт?
— В этом смысле власть у нас достаточно открытая. Скажем, в прошлом году я имел возможность четырежды присутствовать на встречах с Президентам Виктором Ющенко, слушать его и задавать вопросы. Однажды он мне даже предложил поделиться гонораром. Ну а спикер Верховной Рады Владимир Литвин и председатель нынешнего правительства Юрий Ехануров позиционируют себя, как верующие нашей Церкви. Но пока их вера, я бы сказал, без дел. В принципе, во всех парламентах предыдущих созывов, как и в нынешнем, всегда были большие группы депутатов, выступавшие в защиту Православия. В прошлом созыве таких групп было даже две. Одни правые, другие левые, но все равно наши.
Мы нуждаемся в этой поддержке, потому что у нас нет реального отделения Церкви от государства в том смысле, что государство до сих пор владеет церковным имуществом, а Церковь арендует церковное. Абсурд какой-то! Таким образом, мы зависим от государства в прямом смысле слова. Кроме того, мы единственная Церковь на всем постсоветском пространстве, которая не имеет статуса юридического лица. Любая общественная структура имеет статус, а мы, как в 1918 года по декрету Владимира Ильича этого статуса лишились, так и не имеем до сих пор. При таком положении очень удобно осуществлять давление на Церковь. Но как мы ни добиваемся этого статуса, ничего не получается. И униаты против, и раскольники против, и власть. Они понимают, что следом придется решать вопросы реституции церковной собственности, на которой паразитируют сегодня расколы. Вроде и совет Европы рекомендовал Украине вернуть Церкви ее имущество. Но государство все равно его держит, и это повод для постоянного давления. Захотим — продлим аренду, захотим — нет. Захотим на одних основаниях, захотим — на других, захотим — введем вам поочередное богослужение с униатами или раскольниками. Таким образом, чиновники имеют очень серьезные рычаги давления на Церковь, и православным приходится постоянно защищаться.
— Как вы работаете с Парламентом?
— Верховна Рада — это место, где «делается политика». До работы в пресс-службе я десять лет возглавлял в газете отдел политических исследований. Мне эта кухня знакома. К тому же в парламенте есть представитель Блаженнейшего Митрополита, и депутаты, поддерживающие Церковь. Правда, профильный комитет «по культуре и духовности» традиционно контролировался униатами и раскольниками, поэтому постоянно инициировал антиправославные законопроекты. Наша задача — обеспечение парламентариев информацией о событиях и проблемах Церкви, а также о ее позиции по различным вопросам, в том числе и законодательным. Мы раздаем депутатам до двухсот экземпляров «Вестника», просим поддержки, когда где-то ущемляются права верующих. На Украине, как и в России, сегодня очень высокий уровень религиозности. Церковь пользуется доверием на порядок выше, чем любые другие структуры. Поэтому к Церкви прислушиваются, часто идут навстречу. Но это, к сожалению, ничего не гарантирует. Например, накануне приезда Папы мы собрали подписи более 200 депутатов под обращением к Президенту Кучме с призывом, чтобы этот визит был согласован с Украинской Православной Церковью. Его опубликовали в парламентской газете «Голос Украины» на первой странице. Ведь папу везли же даже не во Львов, а в Киев, где католиков и униатов с гулькин нос. Но Кучма не отреагировал, потому что хотел, чтобы это был «планетарный визит». Тысячу лет Папы не было, а тут благодаря ему — Кучме — появился. Конечно, это было тщеславное, неумное решение, которое нанесло сильный удар по Православной Церкви, потому что это дало новое дыхание католическому прозелитизму. Католикам в придачу выделили огромный кусок земли в центре Киева. В результате в прошлом году униаты из окраинного региона — из Львова — перенесли свою резиденцию в Киев, в общегосударственный центр.
Тоже, скажем, и по Косово. Когда случилась эта страшная трагедия — уничтожение православных святынь — мы встретились и с Ющенко, и с Тимошенко, и с Морозом, и с Симоненко, и с Пустовойтенко — лидерами основных фракций, все они в комментариях осудили геноцид, но никто так и не выступил с инициативой постановления, осуждающего этот вандализм.
— После «оранжевой революции» отношения власти и Церкви ухудшились?
— В прошлом году мы очень часто обращались к депутатам, готовым помогать и выступать в защиту Церкви от региональных произвола властей. У нас есть такая возможность: законодатели могут в случае нарушений законов выступать с запросами к Генеральной прокуратуре, министрам и Президенту, и те обязаны на это как-то реагировать. Прошедший год действительно был тяжелым, потому что к власти пришли люди, которые больше ассоциировали себя с униатами, расколами. Хотя сам Президент повсеместно заявлял на выборах, что получил благословение именно нашей Церкви — от священника из своего родного села Хоружевка в Сумской области, где находится приход Московского Патриархата, и где он вместе с братом стоит храм. В первый свой зарубежный визит он посетил Святейшего Патриарха Алексия II, заверил в дружбе и сотрудничестве, даже личный телефон попросил. А вернувшись, попал в тесные объятия отлученного от Церкви Михаила Денисенко (Филарета) и завел старую пластинку Кравчука и Кучмы. Мол, нам нужна не такая УПЦ, а другая, «первоапостольная», поместная, единая, автокефальная и т.д. — словом, порвавшая все канонические связи с Русской Православной Церковью. Блаженнейший Владимир, наверное, уже устал объяснять Виктору Ющенко и его предшественникам, что статус — автономная ли, автокефальная — это внутреннее дело самой Церкви. Русская Православная Церковь родилась на берегах Днепра, здесь зародилась восточнославянская православная цивилизация. Часть верующих дорожит этим тысячелетним единством, другая часть склонна к автокефалии, третья вообще считает этот вопрос несвоевременным, который преведет лишь к смуте и новым расколам. Но в любом случае, это дело самой Церкви, а не политиков и государственных деятелей.
Однако Президент повторяет это, причем подчеркивает, что государство не вмешивается во внутренние дела Церкви. А разве указывать Церкви, какой она должна быть — это невмешательство?
Раскольники и политики, которые и раньше создавали нам много проблем, воспользовались политической победой на выборах, чтобы укрепить свое влияние в обществе. В прошлом году была проведена большая акция в Сумах. Политические партии, возглавляемые раскольниками, требовали чуть ли не вообще выгнать Православную Церковь из целой области. Раздавались призывы едва ли не к погромам: в теплушки посадить и вывезти в Сибирь. Это было прямое нарушение конституции (разжигание межрелигиозной розни), верующие собрали документальные записи этих призывов, свидетельства, мы их передали парламентариям, они сделали запрос в Генпрокуратуру, которая строго предупредила всех организаторов сумских акций, и они немного образумились.
Еще более сложная ситуация у нас была в Тернопольской области, где в селе Рахманив филаретовцы решили захватить наш храм, всегда принадлежавший православной общине. Несмотря на то, что настоятель священник Олег Сирко депутат местного совета и имеет статус неприкосновенности, храм был захвачен. Причем противостояние там началось давно, и Президент обещал, что ничего не случиться, но, несмотря на эти заверения, храм отняли раскольники. Община переехала в Киев к зданию Верховной рады, поставили там палатку прямо в парке напротив парламента, там живут, там служат на холоде. Такое живое свидетельство.
Самая сложная ситуация у нас в Ровенской области, где губернатор Василий Червоний — член церковного совета филаретовского раскола УПЦ КП. Это старый погромщик наших храмов. Он громил их еще в 1992-93 годах. В Ровенской области очень много наших общин, наверное, около тысячи. Давление осуществляется через государственную администрацию. Местные власти шантажируют общины, говорят: переходи в раскол, никаких проблем не будет. В такой ситуации, под таким давлением православным очень трудно, ведь им есть чем заниматься в этом мире, кроме как постоянно бороться с местными держимордами. Филаретовцы вместе с властью попытались силой захватить наш храм в Остроге. Пострадали пожилые женщины, которые с переломами оказались в больнице. Теперь храм закрыт. Все молятся на улице. Конфликтные ситуации были спровоцированы властями в Черновицкой, Закарпатской, Киевской областях, и даже в столице.
Слава Богу, мобилизовались депутаты. Они образовали специальную парламентскую комиссию по расследованию всех этих инцидентов, в которую из всех фракций вошло по два человека. Она расследовала ситуацию в Ровенской и Тернопольской областях и рекомендовали Президенту, чтобы он за нарушение Конституции и законодательства Украины уволил с поста Ровенского губернатора Червония, а Тернопольского губернатора Стойко наказал. Генеральной прокуратуре рекомендовано привлечь их к ответственности. За постановление проголосовала 243 депутата. Наш Президент гордится тем, что «пришел дать волю и долю». Но впервые за всю историю независимой Украины парламент усомнился в способности гаранта выполнять хотя бы свою основную функцию — защищать и обеспечивать права и свободы граждан. Сейчас газовые и другие конфликты отодвинули эту тему, но Президент все равно должен принять меры, потому что есть постановление парламента.
— Как отражаются последние политические события, в частности, что касается отношений Украины с Россией? Усиливается ли волна критики и нападок на Церковь?
— Конечно, имеет место примитивная политизация Церкви. Обычные нападки. Ну, хорошо, если до этого Россия продавала Украине газ в пять раз дешевле, то никто почему-то Украинскую Православную Церковь не благодарил: «Раз вы находитесь единстве с Русской Православной Церковью — спасибо вам!». А теперь униаты и раскольники пытаются связать конфликтные ситуации между Россией и Украиной с Церковью: вот видите — они нас не любят, ненавидят нас. А тут эта УПЦ еще — пятая колонна. Но если две трети всех верующих Украины это «пятая колонна», то, что тогда такое все остальные? У нас очень много униатской и филаретовской прессы, которая играет на всех этих моментах.
Чтобы, по крайней мере, противостоять этим волнам травли, которые постоянно организуются, наша пресс-служба работает со всеми политическими структурами, консультирует по всем проблемам. Сейчас предстоят парламентские выборы. Некоторые партии обратились к нам с вопросом: что нужно Церкви? Отвечаем: статус юридического лица, возвращение церковной собственности, допуск в школу. Заносите это в свои партийные документы, и верующие вас поддержат. Чтобы не было пустых лозунгов, типа «за духовность». Расколы в Украине паразитируют на нашей собственности, на неорганизованности церковно-государственных отношений, юридических, политических проблемах. Если эту среду для паразитизма убрать, Православие на Украине будет единым.
— Как Вы оцениваете в профессиональном смысле работу средств массовой информации «киевского патриархата» и униатов? Насколько это серьезные силы, как они подходят к своей работе, каким влиянием обладают?
— Как ни странно, они начали мобилизоваться уже после того, как мы организовали свою структуру. Теперь они создали большое количество информационных ресурсов. Причем, поступают хитро. Есть, например, униатский сайт «Релігійно-інформаційна служба України» (www.risu.org.ua), который находится в руках униатов, однако они себя позиционируют, как общеукраинский ресурс и страшно обижаются, если его называют униатским, хотя там униатские признаки видны повсюду, какую информацию ни возьми. Где только можно какую-то провокацию запустить, запускают. Работают в этом смысле очень динамично. Уния же сама по себе бессмысленна и бесполезна, она была создана для борьбы с Православием, и вне ее она ничего из себя не представляет. Вбрызгивают в информационное пространство по капле яда, но каждый день.
Их вечные союзники, филаретовцы более примитивны, что и понятно. Политико-коммерческая организация, паразитирующая на Православии. Издают свои газеты, журналы, в основном — злобные. Люди уже от этого устали. У них в основном две темы: сколько бед на Украине от Московского Патриархата, и какой мученик-патриот Филарет. Вокруг них объединены вчерашние воинствующие атеисты. Вот в России их почти всех разогнали, а у нас переименовали в «религиоведов». И все религиоведческие издания у нас идентичны филаретовским, с той же тематикой. Они профессионально боролись против Церкви и больше ничего не умеют. Раньше Православная Церковь мешала «советскому народу» строить коммунизм, теперь она тоже мешает, только уже «украинскому народу» строить независимую державу. Они также непродуктивны, поэтому воруют чужое, паразитируют.
Особенно преступной была пиратская акция Филарета, когда он взял широко известный «Закон Божий» прот. Серафима Слободского, перевел на украинский язык, заменил везде слово «русский» на «украинский», вставил в «Закон» главу о себе любимом, разукрасил издание своими фотографиями (их едва ли не больше, чем изображений Спасителя), добавил туда русофобии и наветов против Русской Православной Церкви, к которой и принадлежал покойный автор! И все это распространяет под лозунгом: «Закон Божий в каждую семью!». Мы обратились к Русской Зарубежной Церкви, которая имеет авторские права на издание, передали им экземпляр опуса, — это преступление. Владыка Берлинский Марк специально выступал по этому поводу. Но Филарет и в ус не дует. Вот такой «профессионализм» у раскола: не брезгуют ничем.
— Как у вас налажено сотрудничество с представителями Поместных Церквей? Существуют ли связи с какими-нибудь зарубежными церковными СМИ? Пытаетесь ли вы ретранслировать за рубеж свою информацию?
— Поместные Православные Церкви оказывают большую поддержку нашей Церкви прежде всего тем, что свидетельствуют о единстве Православия. В 2001 году на торжества по случаю 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и в 2005 на 70-летие Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира прибыли высшие иерархи всех Поместных Церквей. Мы широко освещали эти торжества. Они показали и чиновникам, и обманутым раскольниками людям, где есть истинное Православие. Это очень важно.
Ведь, чтобы люди не разбежались из расколов, их надо постоянно обманывать, убеждать, мол, вот-вот нас признают законной Церковью. На Украине почему-то считается, что самым слабым звеном является Константинопольский Патриархат, куда и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко направлялись правительственно-раскольничьи делегации. В прошлом году госсекретарь Александр Зинченко ездил в Стамбул, пытался договориться за спиной Церкви об открытии на Украине Константинопольских подворий, создать параллельные канонические юрисдикции в стране, что привело бы к смуте. Как будто украинским чиновникам даже такого уровня больше нечем заниматься! Сейчас интригу пытаются завязать вокруг Грузинской Церкви, откуда привозят запрещенных или отставных клириков, и объявляют это «актом» признание схизматиков Грузинской Церковью. И эти PR-акции с использованием властного ресурса идут волнами одна за другой. Естественно, нам приходится разоблачать эту ложь, обращаться за комментариями к иерархам Поместных Церквей, которые всегда идут нам навстречу.
Мы в дружеских отношениях с крупнейшими православными интернет-изданиями России, с польскими православными журналистами, хотя встречаемся редко, но перезваниваемся, ну, а в рамках Международного медиа-клуба встречаемся все.
— Как Вы оцениваете освещение российскими церковными и светскими СМИ ситуации на Украине? Что хорошо, что плохо?
— К сожалению, можем сказать, что присутствует доля некомпетентности. Я устал уже опровергать массу всяких нелепостей, например, что Украинская Православная Церковь — это сплошь русскоязычный восток Украины. Хотя бы смотрели статистику. У нас в крошечном Закарпатье 500 общин, а в Донецке, где пять миллионов населения — 400 общин. В Ровенской области — тысяча приходов, в Винницкой — тысяча, а в рускоязычном густонаселенном Запорожье — 300 и в Харьковской области — 250. То есть, мы Церковь украиноязычная на 70%, если не больше.
Раньше серьезная пресса дальнего зарубежья — Франс-пресс, Би-Би-Си и т.д. — перед тем, как что-то делать, обязательно перезвонят, уточнят. А российские СМИ говорили, что все-все сами знают. А теперь, слава Богу, звонят. Мы им помогаем в организации материалов. Мы в дружеских отношениях с собкорами крупнейших российских изданий — «Комсомолки», «Известий», «Труда», сотрудничаем с ними. Впрочем, в этом наша обязанность, а не просто «добрая воля».
Российские светские СМИ часто выдерживают «политкорректность», приезжают сначала к «святейшему патриарху киевскому», который с радостью вещает им всякие пакости, что Украинская Православная Церковь, хотя на самом деле наша Церковь в среднем увеличивается на 300-400 общин в год.
— Работают ли какие-нибудь церковные структуры на Украине над тем, чтобы воспитывать соответствующие кадры, cформировать новое поколение церковных журналистов?
— На самом деле, и в России, и на Украине ничего пока не получается. Проблема остается проблемой. У нас епархиальные пресс-службы, газеты возглавляют выпускники духовных школ. Это прекрасные богословы. Но они имеют очень слабые навыки профессиональной журналистской работы. Современная журналистика — это престижная, высокооплачиваемая работа. Профессионалы в церковные СМИ не идут, потому что они, как правило, безгонорарные, в них трудятся во славу Божию энтузиасты на общественных началах или несут послушание священники или монахи, которым вообще ничего платить не надо. И это понятно. Все информационные проекты планово-убыточные, часть расходов покрывается за счет рекламы, но ведь церковные СМИ — безрекламные. Существуют на пожертвования или прямую финансовую поддержку епархии или прихода. А она не может быть стабильной. Сегодня Церковь восстанавливает, реставрирует, строит тысячи храмов, и все это, как правило, «долгострои» из-за постоянной нехватки средств. До газеты ли?
В светской прессе существует конкурентная среда, которая даже после твоего пятилетнего обучения в университете не даст расслабиться, не позволит писать плохо, потому что на одну и ту же газетную площадь претендуют несколько материалов. И выйдет тот, что актуальнее, построен на интересных фактах, живее и ярче написан. И счастье, если это будет твой материал! Журналист — это профессия постоянного самосовершенствования, он должен много читать, работать над словом, учиться у других. Чтобы его информационный продукт был конкурентным.
Вот в 2004 году на съезде православных журналистов в Москве была развернута выставка православных газет. Мы с одним журналистом осмотрели ее всю, и знаете, не нашли не только классного, но даже интересного первополосного заголовка. Я припомнил, как приходилось работать, если в газете твой материал утвержден на первую полосу, но редактор просил подобрать другой заголовок, чтобы он был привлекательным, с игрой мысли, интелекта. Ведь это — лицо газеты. Ты перебираешь десять вариантов, они отвергаются, собираешь весь отдел, вы нарабатываете десятки вариантов, звонишь друзьям-поэтам, советуешься с ними. И это ради двух-трех нужных слов. Поэтому церковная пресса уступает светской, потому что интеллектуального ресурса затрачивается гораздо меньше. А ведь фактический материал церковной прессы очень интересный.
Еще одна важная проблема — освоение светских информационных ресурсов. Нам, например, предлагают вести колонки в разных изданиях, но специалистов нет, и я в принципе не вижу, чтобы они откуда-то появлялись. Вот и получается, что те, кто умеет писать, не знают церковной проблематики, лексикона, а мы никак не можем освоить азы профессионального мастерства.
— Недавно приходилось беседовать с одним священником с Украины, который занимается епархиальным журналом. Епархиального сайта у них нет. Этот священник сказал, что на Рождественских чтениях хотелось бы услышать какие-то конкретные прикладные вещи по работе. Возможно, что необходимо организовывать какие-нибудь секции или мастер-классы, на которых решаются сугубо профессиональные, технические проблемы. Как это ни странно, но и сейчас многие просто не знают, что, например, сайт — это не такое дорогое удовольствие. Здесь — в России — в некоторых крупных епархиях до сих пор нет сайтов. Вполне вероятно, что дело упирается не в нехватку средств или в непонимание необходимости, а в простое незнание того, как это делается. Хотя многое элементарно. И оказывается, что если собрать людей и эти, не ахти какие, профессиональные навыки как-то передать, озвучить, то будет огромная польза. Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Когда у нас были деньги, мы проводили несколько семинаров, из каждой епархии к нам прибыли по два человека. Один семинар был в Казантипе, куда мы привезли даже компьютеры. Там мы целую неделю работали, учили людей писать информацию, обрабатывать ее, рассказывали о жанрах журналистики. Многие даже не умеют элементарно работать с компьютером. Подготовка была серьезная. Потом мы собрали их еще на один день в Киеве. Но наша беда заключается в общей неорганизованности. Их было человек сто, а потом оказалось, что многие из них приехали просто так, потому что на местах не знали, кого послать. Им говорили: «Вот поедешь ты, ты и ты, покупаешься, отдохнешь, чему-то поучишься…», а будет или нет он потом работать — это уже неважно. Выяснилось, что из тех, кого мы учили, реально в этой области сейчас работают единицы.
Думаю, что Рождественские чтения не нужно в этом смысле перегружать. Клуб православных журналистов, например, это не мастер-класс. Это возможность для журналистов из разных стран встретиться вместе. Мы видимся только здесь раз в году. Для нас важно обменяться информацией, посмотреть что, где и как делают наши коллеги, подумать.
Мастер-класс проводить надо с людьми, которые будут заниматься этим, будут в этом заинтересованы. Нужно, чтобы это было организовано. Приглашать на неделю, на три дня. У вас в Москве много замечательных журналистов, которые могут проводить мастер-классы. И подтягивать, подтягивать. Лучше работать с теми, кто уже что-то делает и у кого просто что-то не получается. А то часто присылают человека, который сам не уверен, что будет этим заниматься, а ты начинаешь ему алфавит рассказывать. Надо не просто «о чем-то говорить», а, например, сегодня собрались и пишем новости. Поработали день, потренировались и закрыли тему. Дальше пошли — как отчет пишется. Потом интервью, потом — репортаж, проблемная статья, очерк. Здесь нет ничего сложного, нужно поработать по жанрам. К тому же есть огромное количество элементарных пособий.
Сайт действительно открыть не трудно. Сложно его наполнять, делать его интересным, содержательным. У епархиальных владык хватает денег открыть сайты, и у подавляющего большинства они открыты, выполняют представительскую функцию: карта епархии, история, как проехать к святыням, расписание богослужений. Это очень важно. Но сделать его новостным на профессиональной основе — это другой вопрос. Нужно сделать несколько образцовых епархиальных сайтов. Чтобы там человек профессиональный за ставку работал. Послушания — это хорошо, если при монастыре. А если берете профессионального журналиста, то у него есть семья, распорядок работы, своя частная жизнь, и ему еще и зарплату нужно платить.
— Что бы Вы хотели пожелать читателям Православия.Ру, пользователям Интернета и людям, которые трудятся сейчас в этой сфере?
— Творческий коллектив Православие.Ру поздравляем с тем, что оно признано лучшим православным интерент-ресурсом 2005 года. Главное, чтобы не надоело делать что-то качественное. Творческого человека текучка может напрягать. Чтобы этого не было, нужно привлекать новые кадры.
Надо объединяться, надо понимать друг друга, помогать. Нам нужно ощущение общей боли. Мы являемся частью одной Церкви. Православные общины страдают, у нас отнимают храмы. Одни голодают под Верховной Радой, а здесь нам начинают говорить о том, как не допустить желтой или оранжевой революции. То есть политическая полемика есть, а реальной боли нет. Надо нам что-то делать вместе. Косово — наша боль. Ну мы же ведь не такие бедные. Что ж православные в Польше, которых мало, собирают гуманитарную помощь, восстанавливают в Косово монастыри. А что Украина, что Россия? А ведь, вокруг этой конкретной боли и возрождается Православие.
Наша пресс-служба три года назад узнала, что в Чернобыле разрушается наш Свято-Ильинский храм, единственный действующий в зоне. Мы организовали акции помощи, привезли в зону журналистов, бизнесменов, политиков. В результате было изыскано 200 тысяч гривен, на которые восстановили купол, провели отопление. В прошлом году уже Президент посетил этот храм, пообещал уже 500 тысяч на обустройство и реставрацию. Возрождение зоны должно начинаться с Чернобыля. Надо, чтобы люди вокруг этой проблемы объединялись. Там остались самоселы, наши кладбища, сотни сел, которые нужно как-то посещать, поддерживать. Русская Православная Церковь приняла двадцатилетие этой трагедии как общеправославную дату.
Церковным СМИ надо работать над подобными акциями, привлекать внимание общественности. СМИ никогда не выйдет на высокий уровень, если оно не будет говорить о чем-то общезначимом для Церкви, для человека, для общества, потому что мы принципиально отказываемся от скандально-сенсационно-изобличительной информации, на которой сегодня держаться популярные издания. Чем заменить ее? Общезначимыми акциями. Ведь мы должны все узнавать первыми и обозначить проблемы. Один священник из военного отдела недавно замечательно сказал, что важно, чтобы Церковь всегда шла впереди.