Девушка в длинной юбке и платке, юноша с потускневшим взглядом – складывается впечатление, что все молодые люди в Церкви именно такие. Неужели церковная жизнь действительно лишает людей индивидуальности и делает их похожими друг на друга?
В молодом человеке велика
потребность в самоутверждении, саморазвитии, его
взгляды часто отличаются максимализмом. Молодым людям
свойственно более острое восприятие жизни, и это
делает молодость наиболее ярким периодом. Юноши и
девушки, чьи сердца открываются навстречу истине,
обретают веру в Бога и в какой-то момент входят в
церковную жизнь. Они начинают открывать для себя мир
Православия. Придя в храм, они стараются честно
соблюдать все установленные Церковью правила. И
постепенно их жизнь меняется – работа, учеба,
рано утром в воскресенье они отправляются в храм, и
так изо дня в день. Часто молодые прихожане отсекают
для себя все, что когда-то интересовало их во внешнем
мире: живопись, музыку, все то, что недавно еще было
дорого и делало человека интересным для других людей.
От церковной молодежи можно услышать, что рок или
другая молодежная музыка не нужны вовсе. Молодые люди
становятся чрезмерно требовательными к себе, они
закрываются от мира богатых эмоций, от старых друзей,
оставляя для себя лишь жизнь внутри Церкви. Их вера
диктует им многочисленные запреты на естественные для
человека удовольствия и радости жизни. Увлечения
музыкой, литературой, спортом, посещение светских
мероприятий… все это остается в прошлом.
Молодой человек как бы «стирается».
Оставив для себя лишь веру, он не воспринимает уже
ничего, что делало его когда-то неповторимой
индивидуальностью. Происходит процесс его
обезличивания. Юноши и девушки становятся похожими
друг на друга. Для их ровесников и друзей это
выглядит, по крайней мере, странным.
На Иринарховском крестном ходе. Фото: Сергей Воронин
Многих образ «серенького» молодого человека отталкивает от Церкви. Создается стереотип, что вера – это одни запреты и молитва с утра до вечера, это жизнь, лишенная ярких и неповторимых красок.
Угроза потери своей индивидуальности с приходом в Церковь, своих многочисленных и разносторонних интересов отпугивает многих. Глядя со стороны, парень или девушка думают, что в Церкви все одинаковые. Так существует ли на самом деле эта проблема – обезличивание молодого человека в Церкви? Или, возможно, молодые люди, которые выглядят со стороны потерявшими индивидуальность, сами чего-то недопонимают и напрасно так резко меняют свою жизнь, становясь похожими друг на друга? И можно ли «украсить» веру, привнести в нее немного нетрадиционного прочтения, столь любимого молодыми людьми?
Алиса Захарова
ГЛАВНОЕ – ОТКРЫТЬ В СЕБЕ ОБРАЗ БОЖИЙ
НЕТ ЗРИТЕЛЯ – НЕТ И ЛИЧНОСТИ
Для людей европейской расы все китайцы похожи друг на друга, что называется, на одно лицо. И нужно некоторое усилие, чтобы определить индивидуальность каждого. Но если оказаться среди китайцев, то через некоторое время будешь не только отличать одного от другого, но и видеть малейшие их особенности, о существовании которых даже не догадывался, а скорее, по неведению, отказывал китайцам в индивидуальности.
Похожая проблема может встать перед любым человеком, всматривающимся в жизнь какого-либо сообщества людей. Первая мысль – все одинаковые, а значит, неинтересные. Это отчасти верно: все соблюдают одни и те же правила, часто их слова, манера поведения, стиль одежды также кажутся очень схожими.
Однако если ты смотришь на кого-то, нужно быть готовым к тому, что кто-то посмотрит и на тебя. И, скорее всего, этот взгляд будет не менее требовательным, чем твой. Поэтому, вглядевшись в некое сообщество людей, скажем Православную Церковь, и увидев его как некую однообразную массу людей, нужно приготовиться к тому, что у этой массы вдруг появятся глаза, и на тебя тоже будет устремлен очень внимательный и зоркий взгляд.
Автор данного вопроса, смотря из мира на Церковь, увидел «серых» молодых людей, но если мы (церковные люди) смотрим из Церкви на мир, то, как это ни покажется странным, видим то же самое. Как такое может быть? Наверное, потому, что понятие индивидуальности, как условная противоположность «серости», в светском обществе и в Церкви трактуется по-разному.
По понятиям современного нам мира отличие одного человека от другого складывается из разных, иногда противоположных и конфликтующих друг с другом проявлений личности. Как человек себя выражает, как его видят другие и, что самое главное, как его оценивают, – это и есть индивидуальность. В этом смысле жизнь современного человека можно считать своеобразным долгоиграющим перформансом. Нет зрителя – нет и личности. Но зрителем должен быть такой же, равный, перед которым можно слукавить, выдавая себя за то, чем на самом деле не являешься.
УПРЕК В ИНАКОВОСТИ – ЛУЧШАЯ ПОХВАЛА
Христианин, наоборот, ищет свою индивидуальность не вне себя, а внутри, как бы пытаясь различить в самом себе свою душу, увидеть ее непохожесть, познакомиться с ней, полюбить ее и – самое главное – почувствовать ответственность за ее (свое) положение в вечности. И зрителем по отношению к человеку-христианину является Бог. И когда человек, пришедший в Церковь, встает перед божественным взором, то все лишнее, не имеющее отношения к его личности, душе, постепенно исчезает, как бы «засвечивается». Только человеческая душа может быть источником света для окружающих, она является образом Божиим, которым Господь наделил каждого из нас. Величие этого образа, его неповторимость и индивидуальность открываются в Церкви в новообращенном христианине. Для стороннего же наблюдателя, действительно, может показаться, что человек охладел ко всему, кроме длинных монотонных служб и стояния в душном храме. Возникает странный парадокс: человек нашел самого себя, стал наконец-таки личностью, а окружающие говорят, что он потерял свою индивидуальность, как бы «стерся» из их мира.
Вообще-то христианам не привыкать слышать в свой адрес обвинения в нелюдимости и инаковости. И это, на самом деле, лучшая похвала. Даже апостолы скоро стали изгоями в среде собственного народа. В современной Церкви мир готов с одержимостью искать любой порок. «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, 15), – предупредил христиан апостол Иоанн на заре христианской эры. И показаться какими-то другими, более понятными миру, как это безуспешно и катастрофично для себя пыталась делать западная Церковь, христиане просто не могут. Проблема не в них, а в мире: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин. 3, 1).
Однако справедливости ради надо признать, что, возможно, описанная проблема и существует, когда молодой человек, серьезно придя в Церковь, отбрасывает (иногда с подлинным омерзением) все то, чем он жил раньше. Музыка, одежда, книги, круг общения – все это становится неинтересным слишком резко, почти мгновенно, что и пугает близких и друзей. «Ты даже лицом изменился», – порой с ужасом восклицают они. Но невозможно держать в одной ладошке и уголек, и лед, что-то должно или потухнуть, или испариться. Проблема, скорее, в другом. Когда человек (и тут уже неважно, сколько ему лет), скажем так, закрепится в христианском мироощущении, он может хотя бы попытаться, не изменяя своим новым принципам, попробовать найти некий понятный язык для общения с оставшимся по ту сторону церковной ограды другом. И тут уже ответственность в большей степени лежит на христианине. Насколько он со Христом, насколько чище в нем найденный образ Божий, настолько как бы понятнее и различимее для другого его новые «черты лица». У Клайва Стейплза Льюиса есть последний, самый интересный, но и самый непонятный роман «Пока мы лиц не обрели». Это роман-притча, точнее пересказ мифа, но, как всегда у Льюиса, с тонким, но ясным христианским содержимым (как в «Хрониках Нарнии»). Так вот, там есть одно знаковое место и такие слова: «Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?». Вместо «они» вставляем «люди вне Церкви», и тогда уже нам, христианам, есть над чем поразмышлять: почему «они» не различают наших лиц и что нужно сделать нам, чтобы встретиться с «ними» лицом к лицу?
Да и одежда - унылая-длинная или яркая-короткая не делает человека уникальным, делает просто членом другого сообщества.
/Музыка, одежда, книги, круг общения – все это становится неинтересным слишком резко, почти мгновенно, что и пугает близких и друзей/ C чего вдруг? Отец Дорофей забывает, что мир - не монастырь, и нужно любить всех, а не выборочно
Замечала я, что девушки в длинных юбках и платочках привлекают больше внимания, чем те, кто одет среднестатистически. В любом случае, изменение стиля жизни и облачение в более скромную одежду должно быть продиктовано сердцем, а не желанием "всем показать" свою скромность и православность. Это опасный позводный камень, как мне кажется.
С Уважением,
"Девушка в длинной юбке и платке, юноша с потускневшим взглядом..."
Вот и надо обсуждать потускневший взляд, который говорит прежде всего об отсутствии Благодати у человека. Еще старец Паисий писал, что у человека Благодать проявляется через глаза. И еще писал про современную безблагодатную молодежь, у которой глаза как "глава у дохлой рыбы". Какая разница, ходит при этом молодой человек в храм или нет.
Касательно одежды - если одеваешься со вкусом для того, чтобы нравиться другим (мужчинам, подругам, коллегам), потому что "встречают по одёжке" или "не любишь унылые тона" - значит, до сих пор не свободен от мирского восприятия. Это признак тщеславия, желать выглядеть красиво или "не хуже других". Я например никак не могу справиться со своим тщеславием в этом его проявлении. Отношусь с уважением к тем, кто может носить длинную юбку и платок, и смирять себя таким образом.
Да поможет нам всем Господь!
Cерость и безликость - это свойство, вообще, молодежных субкультур. Посмотрите на хиппи, на эмо, на готов - внутри своей группы они все на одно лицо. С одной стороны, это позволяет им выделиться из остального мира (все субкультуры противопоставляют себя миру), а с другой стороны, чувствовать общность, единство между собой. И что печально, православная молодежь часто идет по этому же пути.
Хочу заметить, что если человек говорит, что ему все-равно как он выглядит, но при этом старается одеться похуже, хочет, чтобы у него был обязательно платок и длинное платье -то это значит, что ему далеко не все-равно, как он выглядит. Ему важно, чтобы он был бедно одет, носил платок и длинное платье. Что это - разновидность корыстолюбия, или гордыня - не имеет значения. Разницы между таким человеком, и богачом в золотых одеждах нет никакой.
На мой взгляд, война с музыкой, одеждой, книгами - это война с ветряными мельницами, а не со страстями. Это, как пытаться защититься от мороза, заклеивая щели в окнах, когда доме нет одной стены.
Автору письма - респект за поставленную проблему.
Благодарю вас за замечательную статью. В любой ситуации, на мой взгляд, необходима рассудительность и мера (т.н. "царский путь", упоминаемый у святых отцов Церкви).
Помогай всем Господь!
По моему мнению ответ на вопрос раскрыт односторонне, т.е хорошо объяснили как постепенно человек преображается через веру и почему он может казаться безликим невоцерковленному обывателю, но лишь осторожно коснулись того, что причина может быть и в самом христианине и в нем может быть недопонимание, т.к мы все всю жизнь учимся идти за Христом. Ведь помимо того, что сказал апостол Павел мы еще знаем, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего за его спасение. Поэтому важно какой мир мы любим и в себе отображаем. Не думаю, что если мы оденем безформенные длинные юбки и платки и будем предпочитать унылые тона,то мы станем ближе к Богу, хотя если это по душе и душе хочется и человек понимает почему он так себя ведет тогда да. Ведь все Бог дал человеку , а главное свободу и спасение через Него. Кому-то Он даровал талант рисовать, кому-то считать, кому-то петь, но это не значит, что если рисовать, то только иконы, можно и по другому с помощью Божией этот талант раскрыть. Если все будут рисовать только иконы или петь только в церковных хорах, то мир обеднеет, а Бог Его любит и нам нужно его украшать с помощью Божией. Можно одеться со вкусом и не обижать своим видом христиан в церкви и быть ближе к Богу , чем ходить в длинной юбке и обижать ближнего. Путь укажет Господь, нужно думать о Нем и когда работаешь и одеваешься и вообще пока живешь. Простите если что-то не так пишу. Спаси Бог!