«Я хотел показать то, что показал»

Интервью с кинорежиссером Алексеем Балабановым

На просьбу ответить на несколько вопросов Алексей сказал:

– Прости, но я никаких интервью не даю…

– И правильно делаешь. Давай просто поговорим. Давно не виделись. Считай, что я твой попутчик в поезде. Поговорим по душам и выйдем на разных станциях.

– Ну, давай.

Начнем с детства. Расскажи о нем. Из какой ты семьи?

– Отец у меня был главным редактором Свердловской киностудии. Он сибиряк. Родился в деревне. Через комсомол стал замредактора газеты «На смену». Потом главным редактором. А мама родилась в Чите. Она закончила школу с золотой медалью и поехала в Ленинград. А у нее подружка поступила в институт в Свердловске. Она остановилась у подружки. И познакомилась с папой, и никуда дальше не поехала. Вот так я и получился.

А чему самому важному ты научился от своих родителей?

– Отец не воровал. Всегда жил на одну зарплату. Хотя мог писать сценарии под чужим именем и зарабатывать большие деньги. А мама была директором института курортологии и физиотерапии. И тоже ничего, кроме зарплаты. Мы жили очень скромно. Всей семьей лепили пельмени и квасили капусту. Мои дети очень любят пельмени. А я не люблю. И капусту квашеную не люблю. Голодно было тогда в Свердловске. Квасили целую бочку, ставили в гараж к соседу и ели целую зиму.

Ты пришел в кинематограф благодаря отцу?

– Нет. Я играл в хоккей и в футбол во дворе, и мне было абсолютно все равно, кем я буду. У нас была школа английская, и я неплохо знал язык. Поступил в Иняз в Нижнем Новгороде. Но уже с третьего курса точно знал, что буду что-нибудь делать в кино. Начал писать рассказы. В 1980 году поехал в Англию, написал там свои зарисовки, из-за которых меня на курсы взяли…

На какие курсы?

– На высшие режиссерские. Но я уже пять лет ассистентом режиссера отработал. Мой рассказ «Здравствуй, бабушка» всем понравился…

О чем он?

– Бабушка поехала к сыну в Лондон с двумя мешками. Ее никто не встретил, она стоит с мешками… И не понимает, что делать. Языков она не знает.

Русская бабушка?

– Русская. Или белорусская, не знаю. Но наша. Я не мог ей помочь, нас встретили и сразу увезли…

Тема одиночества у тебя проходит через все фильмы…

– Это правда. Каждый человек одинок в этом мире. А кто может помочь? Только друзья или семья… Вот у меня, например, есть друг Сергей Сельянов, продюсер всех моих фильмов. Я знаю, что на него всегда могу положиться, что бы ни случилось. Он не только потрясающий продюсер. Но и замечательный друг.

А какой должна быть семья?

– Семья должна быть хорошей.

А что это значит?

– Это значит, что люди должны любить друг друга. Даже если друг или жена что-нибудь сделают нехорошее, нужно простить. Перетерпеть. Мы с женой 12 лет прожили вместе. У нас дети общие. Это главное. А на обиды – тьфу! Я это особенно почувствовал в Америке. У меня товарищ живет в Нью-Йорке, Вадик, с которым мы учились вместе. Он там простой водила… Я приехал к нему, говорю – Вадька, бросай работу, поехали Америку смотреть… Я хочу кино здесь снять. Ну, поехали. Взяли машину напрокат, заехали к моему другу Майклу Минису, который теперь живет в Петербурге на Васильевском, а в Филадельфии у него очень богатая семья… Взяли его с собой и поехали через всю Америку. Этот маршрут мы повторили потом в фильме «Брат-2». Сморим на одно и то же – Вадим говорит: «Какое уродство!», а Майкл говорит: «Это здорово!» И наоборот. Понимаешь? Что одному – красота, другому – кошмар. Мы абсолютно по-разному видим мир. И на стыке русского понимания и американского мы сделали фильм. А теперь вот на таком стыке я хочу сделать фильм о России. Посмотреть на Россию глазами американца.

А почему этот американец в Петербурге живет?

– Он женился на очень хорошей девушке. У них дочка замечательная. Они счастливы. Он учит русский язык и нам помогает. Мне хочется снять кино, как американец, который был там крутой по всем статьям, приехал к нам и превратился в бомжа. И стал счастливым человеком.

Да… Русские бандиты, американский бомж… Почему у тебя проблемы решаются в бандитской стилистике?

– А потому, что в России многие так живут. Эта стилистика воспринимается сегодняшней молодежью, как никакая другая.

Но это не значит, что они правы.

– Абсолютно не значит. Я уверен, что она неверна. Но одно дело – идеология, а другое – кино. Люди смотрят и думают каждый по-своему. Один думает – вот какая крутая жизнь. А другой – какой ужас! Разве можно так жить?

А как прикажешь относиться к твоему Даниле Бодрову? Он симпатичен, говорит какие-то правильные вещи, рискуя собственной жизнью, помогает другу. При этом хладнокровно убивает «уродов». Кого надо – убью, а потом в баньке попарюсь…

– Не знаю. Я выбрал некую форму условности. И на этом уровне и работал. Если бы я снимал кино про какого-то святого, то это бы было совсем другое кино. Идея была в контрапункте, в этом, как бы, перевертыше. Губошлеп с открытым чистым взглядом. И вот, как он живет, вот, как борется за справедливость.

Одним словом, Робин Гуд. Боюсь, что найдутся дяди, которые из таких вот вольных стрелков захотят сделать сводный отряд Павок Корчагиных. Не худо бы нам, симпатичным губошлепам, определиться, наконец, с нравственными ориентирами…

– Зритель сам должен определить, герой он или антигерой.

Прости за занудство. Все-таки никто не отменял нравственность. Кино и телевидение, правда, делают все для того, чтобы человек о ней забыл.

– Я об этом никогда не забываю, но в своих фильмах не давлю на зрителя. Пусть сам разберется. А что касается меня, то я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь… Я человек православный, хотя и из коммунистической семьи.

А как ты пришел к вере?

– Я снимал фильм «Счастливые дни» и в Никольском соборе пошел и покрестился. Мне всегда не хватало чего-то… Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся… С душой что-то произошло. Я, конечно, долго готовился к этому, когда учился на высших курсах. Через «Мастера и Маргариту», между прочим, подошел к Евангелию. Я прочитал сначала Булгакова, а потом Евангелие. И понял, насколько Евангелие мощная и сильная книга.

– А как ты полагаешь, что такое национальная идея? Есть ли она в России?

– Для меня – есть. А вот политика центральная отказалась от нее. Я был сейчас в Иркутске. Там чеченцы рулят вовсю. Держат игорный бизнес. Что хотят, то и делают. Их наши парни боятся. Они кому надо отстегнут, у них все куплено. Китайцы ресторанным бизнесом заправляют и торговлей. А нашим людям места нет. Алюминий или бумагу варить – вот их место. А в школу пойди, у учителей ни зарплаты, ничего. Дети как учатся... В Питере в этом плане гораздо лучше. А там, на востоке, где Россия настоящая, русским нет места.

Что же делать?

– Когда мы сами пускаем на нашу территорию людей с абсолютно другим сознанием, а оно более рациональное, более сильное, им легче все завоевать. И они завоевывают. Это люди другой структуры. Они другие. Они так устроены. С ними бесполезно говорить. Не договоришься. Перехитрят. Их пускать нельзя. Они победят нас.

А что же делать?

– Либо сдаваться, либо гнать их отсюда по закону. А по закону никто этого не сделает…

Расскажи немного о Сергее Бодрове. Как ты с ним познакомился?

– На фестивале. Он был на Кинотавре с фильмом своего отца «Кавказский пленник». Фильм неплохой, но мне не понравился, мне понравился Сережа… Был банкет после фильма, я подошел, говорю: давай с тобой кино вместе сделаем. – «Давай». Я сказал, что денег не будет. Ничего не будет. Я снимал любительское кино. Он на это сразу согласился. Я обрадовался и понял, что классный человек, и после этого мы уже сидели и не говорили об этом, а просто разговаривали, как старые приятели.

Как ты думаешь, ему уютно было в передаче «Последний герой», про необитаемый остров?

– Нет, ему было очень плохо. Он не хотел туда идти, просто он дружил с Сашей Любимовым и не мог ему отказать. Это же американская программа или какая-то… лицензионная.

Его не смущало, что он провоцировал людей вести себя так, как они там себя вели, и то, что они реконструировали какой-то страшный обряд с идолами?

– Я не смотрел ее, просто знаю, что, когда он приехал, плевался страшно и сказал, что больше никогда в этом участвовать не будет.

А в фильме «Война» что за метафору ты пытался создать?

– Никакой метафоры там нет, а хотел показать то, что показал. Это правда. У меня нет никакого подтекста, потому что если что-то начнешь выдумывать, то сразу получается ерунда.

И все-таки, почему ты решил сделать фильм о войне? Ясно, что это поиск ответов на вопрос «что же происходит в России?»

– Знаешь, я увидел отрезанные головы людей, стоящие на снегу, которые показали по телевизору. Я растерялся. Просто глазам не поверил… Я встретился с ребятами, которые у чеченцев сидели в ямах. Я не собирался про это писать… Сценарий долго не получался. Раньше я писал раз-два – и готово. А «Война» был самый тяжелый.

Ты часто ездишь на фестивали. Что это тебе дает?

– Раньше я ездил на фестивали очень много. Мне было интересно. А теперь не интересно. Езжу на «Кинотавр», потому что там все друзья встречаются, в Канны или в Берлин, если пригласят. Но мне вообще заграница сейчас не интересна. Мне интересно на восток поехать. В Иркутск или куда-нибудь, в Норильск.

А кого из своих коллег считаешь единомышленниками?

– Мне нравится Саша Рогожкин. Режиссер очень хороший. А из монстров старой гвардии мне Мельников нравится, который «Начальника Чукотки» снял. Историческое кино делает качественно очень. Культурное приличное кино. Мне вообще в нашем кино больше нравится, чем не нравится.

А в чем специфика национального кинематографа?

– В том, что он снимает на русском языке. Вот я, например, сейчас собираюсь снять наполовину на русском языке, а наполовину на английском. Но это будет абсолютно русское кино.

На русском языке очень много антирусского снимается.

– Не в этом дело. Что такое национальное? Нация – это язык. Пока ты говоришь на русском языке, ты будешь русским человеком.

А как быть с теми, кто говорит по-русски, а все русское ненавидит?

– Чего о них говорить… Главное – это духовное устроение человека. Ощущение себя по-настоящему русским дает Православие. Мы должны правильно славить Бога. Во вторую очередь – это любовь к земле своей, понимание себя как человека, крепко стоящего на своей земле и готового ее защитить…

Может быть, об этом снимешь кино?

– Даст Бог – сниму.

С Алексеем Балабановым
беседовал Александр Богатырев

22 февраля 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитва кинорежиссера Молитва кинорежиссера
40 дней с кончины А. Германа
Молитва кинорежиссера Молитва кинорежиссера
Диакон Павел Сержантов
В эти дни мне вспоминаются фильмы, снятые режиссером Алексеем Юрьевичем Германом. Перед Великим постом его отпевали. 2 апреля кончается сорокоуст.
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
«Скроенная на “потребителя” современная массовая культура – цивилизация протезов –все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ…» Это сказано Андреем Тарковским абсолютно пророчески.
Чудо о Тайдуле Чудо о Тайдуле
Андрей Кульба
Сценарист Юрий Арабов и режиссер Андрей Прошкин готовятся выпустить на экраны «Орду» – фильм, в котором рассказывается, как в XIV веке святитель Алексий, митрополит Московский, ездил в Орду, чтобы исцелить жену хана. Мы решили поговорить с Юрием Арабовым о том, чем сложны «житийные» фильмы, что на самом деле представляла собой Орда, и почему никто не знает, как разговаривали люди даже в недавнем прошлом.
Комментарии
Виктор16 октября 2018, 01:57
Балабанов был настоящим гением. Русский режиссёр который делал кино для русских людей, про нашу жизнь. Показывал всё честно, правдиво, жёстко и порой казалось будто не фильм смотришь, а подглядываешь за реальными людьми через замочную скважину. Прощай Алексей, вечная тебе память, ещё встретимся брат...
Геннадий26 мая 2013, 02:06
Он говорил о самом главном...А "Кочегар" и "Я тоже хочу" - чудо не от мира сего. Бог нам всем Судья.
р..б.Светлана23 мая 2013, 10:54
А все-таки думаю, что искуство должно быть направлено на воспитание. Над фильмами Балабанова задумываешься: что хотел режиссер сказать? А оказывается - ничего!? Оказывается, сказал и все, зритель пусть додумывает. Если фильм касается эпизода из жизни - согласна, над добром и злом зритель сам поразмышляет. А в фильме "Я тоже хочу" - это эпизод из жизни? нет, конечно. Действительно, много темного... Понятно, что люди счастья ищут. Но в мифическом месте? Ведь как-то идея пришла? Умер человек и счастья так и не нашел? Грустно!
Виталий22 мая 2013, 22:04
P.S. Досмотрел до конца фильм "Я тоже хочу". Не покидает ощущение какого-то пророчества в этом фильме для самого автора. Да и для самого творчества автора фильм имеет каким-то мистическим образом свой логический конец, завершение, финал всех исканий. Воистину, люди творческие видят мир по-иному.
Упокой Господи душу усопшего раба твоего Алексея!
Виталий22 мая 2013, 21:05
Ну чего же у него всё такое депрессивное? Питер что ли наводит такую депрессию на жителей? Бандиты, пьянка, разруха как в городе так и в мозгах. Философия мрака. Упокой Господи душу раба божьего Алексея, прости все его прегрешения вольные и невольные!
Н.Н.22 мая 2013, 18:28
Сделала попытку посмотреть "Я тоже хочу"...С трудом осилила 10 мин. Какой же это мрак! Может, на фоне других современных режиссёров Балабанов и луч света... Только после этого света возникает желание - пистолет с одним патроном - и застрелиться! Утрирую - но по сути - так.
А о его пути к Богу и православию - не мне судить... Может, Господь и забрал-то его потому, что б ещё чернее чего не снял? Кто знает...
Руслан22 мая 2013, 00:18
А я даже рад,что столько разных мнений и критики в том числе - это говорит о том что, Алексей уходя поставил большую жирную точку,которая внесла в сознание многих терзания искания чего-то большего чем наша серая будничная жизнь - а это значит что человек прожил эту жизнь не зря.
А его последний фильм "Я тоже хочу" является достойным венцом его творческой жизни,и даже веры.
Если посмотреть его первые фильмы и последний-то видно,человек духовно рос,может он и не обрёл святости Марии Египетской,но награду раскаявшегося разбойника точно заслужил.
Мир всем вам.
Ирина21 мая 2013, 22:20
После просмотра первого брата - стойкий иммунитет к его фильмам. Смотреть такое - равносильно согласию на групповое изнасилование.
Тимофей21 мая 2013, 13:51
Сейчас посмотрел ролик "православные мракобесы на первом канале" - ужас. Полностью дезориентированные люди.
То что делают авторы этого поста (публикация этого интервью) абсолютно тоже самое - дезориентация. Еще немного и дойдут до реобилитации каких нибудь серийных преступников, оправдывая их тем что в тюрьме мол перед расстрелом они вспоминали о духовном. Я не исключаю что в конце жизни он(Бал.) может и раскаивался и что то там искал, но содеянное и прошлая жизнь все же должны получить надлежайшую оценку. Грабежи и разбои Моисея Мурина или блудную жизнь Марии Египетской как мы называем? Грехом и точка. То что делал балабанов это страшнейший грех, потому как поражал и продолжает поражать тысячи и тысячи взрослых и детей.
груз200 с Сельяновым(еще один тип) притча во языцех. Но даже преславутый "Брат" - почему в то время он не снял фильм о нормальном парне который не смотря на трудности жизни остался человеком, создал семью, работал ??? Да не хотят они.. Артисты одним словом... "тонкие натуры".
Р.б. Игорь21 мая 2013, 09:42
Удивился, увидев интервью с этим чернушником на Православном сайте. Какие пороки он не отобразил в своих "шедеврах"? Обнаженка, расчленёнка, убийства, наркота -- и вдруг "поиски Бога и себя в Нём" .
Понятно, что Россия прочно подсела на чернуху, но это не значит, что эту грязь надо тащить за собой в Храм. Тем более что Балабанов был чернушником ЭПАТАЖНЫМ -- он намеренно сгущал все оттенки чёрного цвета, чтобы поглубже забить кол в душу зрителя. В том же "Груз 200" показана такая беспросветность "советской действительности" -- да не было такого никогда, я прожил в Союзе 30 лет жизни и такой черноты никогда не видел. А уж пост-советскую Россию Балабанов "живописал" такими красками, что если по его фильмам когда-нибудь будут изучать этот период, то будут думать, что в России только и жили алкаши, убийцы и проститутки.
В Евангелии сказано "Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" Если он нашёл такой способ борьбы с внутренней тьмой, щедро делясь ею со зрителями, то что это имеет общего с Христианством?
Руслан21 мая 2013, 01:17
Сегодня посмотрел его фильм "Я тоже хочу" - удивительный фильм.
Искание Бога и себя в Нём.
Спасибо за фильм.
р.б. Андрей20 мая 2013, 19:23
По какой-то причине все, кто написал здесь ранее меня не упомянули последний фильм новопреставленного Алексия - "Я тоже хочу". Когда я его посмотрел - передо мной открылся новый Балабанов, который не был виден в своих предыдущих, теперь я скажу иначе - ранних работах. Потому, что по воле Господа, теперь фильм "Я тоже хочу" останется единственной картиной "позднего Балабанова".
Не буду описывать картину - посмотрите ее, если не видели. Воцерковленный человек увидит там многие образы, которые ему знакомы. И Марию Египетскую и Благоразумного Разбойника... Фильм очень символичный, но не мне судить православный ли он.
Я хочу верить, что режиссер был истинно православным человеком и искренне молюсь Господу о прощении ему всякого прегрешения, вольного и невольного, словом, делом или помышлением...
Евгений20 мая 2013, 14:54
Мало ли как человек сам себя называет, важнее его поступки. Груз 200- наверное худшее из всего, что я видел. У людей не верующих и то ничего кроме отвращения не вызывает.. Может быть я резковат немного, но мне кажется безопаснее для души смотреть эротику, чем такое кино.
Григорий 20 мая 2013, 09:10
Пусть земля ему будет пухом. Сильные он фильмы снимал, сложные. Неоднозначные.но его "Брат" стал одним из символов неосознанного еще сопротивления злу... Спорным символом, но тем не менее.
И самый последний его фильм - "Я тоже хочу", он ведь тоже получился чисто русский, пронзительный. О поиске счастья,и о дороге к Богу... Режиссер сыграл в нем по сути сам себя, и его персонаж-известный в Европе режиссер, явный интеллигент, отправившийся в путь к мистической колокольне... Это тоже символично.
Последний путь, последний выбор...

Вечная память рабу Божьему Алексею.
Руслан19 мая 2013, 23:52
р.б.Ольге
Мне думается Алексей Балабанов снимал фильмы для аудитории которая ещё не пришла к Богу,для аудитории в которой может быть нет чёткого разделения добра и зла,и вот,через осмысление его фильмов,того же "Груз 200" ,"Брат" или "Кочегар",человек должен принять правильную сторону жизни,т.е. поменять что-то в себе..
Ну а нам с вами(воцерковлённым),конечно нужна уже другая духовная пища.
Мне думается так,хотя может быть и ошибаюсь.
Руслан19 мая 2013, 23:35
Ну вы Ольга и накреативили.удивление.
р.Б.Ольга19 мая 2013, 20:40
Как часто известие о том, что человек – православный, перекрывает сообщение о его смерти. Новость о вере сильнее факта отшествия. Но разве потом сознание не упирается в тупик: как после – в сознательном возрасте – Крещения можно было снять "Груз 200"? Почему "Груз 200", если в кредо: "хотел показать то, что показал"? Почему тогда показал то, что хотел?

Откуда это укоренившееся у креативщиков отрицание Креста Христова, в конце концов, как ответственности Создателя за свое творение? Почему излюбленными у творцов являются эти пилатовы: "что есть истина?" и "не виноват"? (вряд ли во всем виноват Булгаков). Разве признание Жертвы Голгофской, омывшей мир и меня, не есть кардинальная смена плана, когда уже не нужна вся эта визуализации греха, упраздненного Страстями Господа, открывшего другую перспективу: "Будете видеть небо отверстым…" (Ин. 1:51). Почему мы не верим Спасителю, дубль за дублем монтируя ад? Если в смерть Христову спогребаемся в Таинстве Крещения, то ведь и совоскресаем вместе со Христом – для жизни вечной, обновленной, святой уже здесь, на земле, ради Торжества Православия со всей его иконографией, русской иконографией, по которой уже так истосковалась русская душа…
Если любая смерть – есть призыв к покаянию…
Христос Воскресе!
Тимофей19 мая 2013, 20:16
Да, Наталья не меньше чем "со святыми".
Замечательный режисер. Всей семьей регулярно пересматриваем его фильм - "груз200"
Светлана Константиновна19 мая 2013, 14:09
А я не смотрела "Мне не больно". Интересно, он есть в интерне-
те? Когда узнала об этой трагической новости, очень расстрои-
лась. Почему хорошие люди уходят так рано?
Не стало замечательного художника. Мир праху его, пусть земля
будет ему пухом, упокой господи душу раба божьего Алексея!
Руслан19 мая 2013, 02:04
Хороший,глубокий человек,дай Бог ему достигнуть райских обителей. Люди,молитесь за хороших людей,да и за неочень тоже.
Хочу расказать случай,я очень люблю актёра А.Панина который погиб и ушёл трагически,и я не понимал,как же так,такой талантливый актёр ,глубокая сильная личность,могла так уйти из жизни..
Я скорбел,и сочувствовал ему,и вот перед Пасхой,днём,я пришёл с ночной смены,и лёг спать,и, вижу во сне как наяву Панина,в изорваной рубашке,помятого такого,и он мне что-то сказал,тогда я помнил,сейчас забыл,вобщем просил чего-то.
Я расказал жене,думая,ну приснился и приснился,мало ли чего,(а вдруг бесовские искушения),вобщем сходил в душ,поел,и стал готовиться к пасхальной ночной службе,и всё это время,Панин у меня из "головы не вылезал",думаю,ну ладно,значит дело серьёзное-приду в Церковь помолюсь о нём,поставлю свечку.
Так всё и сделал в Церкви.
К чему это я всё пишу, у господ почитателей актёрского таланта есть такой уж извините тупой обычай - провожать аплодисментами в последний путь актёра,дак вот, если бы все рукоплескатели помолились бы о своём любимом актёре,да заказали бы по Церквам заказные обедни ,то сразу бы актёр в рай пошёл.
Вот так.
Пустое рукоплескание не синтезируется в молитву к Богу.
Светлана19 мая 2013, 01:42
Спаси Господи душу усопшего раба твоего Алексия и приими его в райских селениях!
просто человек18 мая 2013, 23:30
Это ужасно, я в шоке... Его фильм "Мне не больно" я смотрела семь раз. Бесконечно человечный и пронзительно искренний фильм, смешной сквозь слёзы.
Да, Алексей Балабанов никогда нигде не пиарился и не давал никаких интервью, про его частную личную жизнь вообще ничего не было известно. Но почему-то ощущение, что ушёл из жизни очень близкий, родной человек. Плакать хочется.
Василий18 мая 2013, 22:52
Царствие Небесное замечательному режиссеру.
Наталия18 мая 2013, 22:30
Со Святыми упокой Господи душу усопшего раба твоего Алексия. Светлая ему память.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×