- Отец Роман, расскажите, пожалуйста о жизни Ставропольской Духовной семинарии.Игумен Роман (Лукин)
- В ноябре нашей Духовной семинарии исполнилось сто пятьдесят восемь лет. Она появилась практически одновременно с учреждением Ставропольской епархии, которая тогда назвалась Кавказской и Черноморской. За время своего существования семинария претерпела два закрытия – в 1920 и в 1960 году. Из ее стен вышли несколько тысяч священнослужителей, несколько десятков иерархов и девять святых новомучеников и исповедников. Наиболее известный из них – священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Сто пятьдесят восьмую годовщину мы отметили уникальной акцией – пригласили провести уроки старейших священников епархии, выпускников нашей семинарии.
На сегодняшний день семинария активно занимается богословскими исследованиями, научной, историко-архивной работой. У нас недавно был создан специальный музей, по аналогии с церковно-археологическими кабинетами, существующими в московских духовных школах. Каждый день в нем бывает по три-четыре группы школьников из Ставрополя и других городов области. Экскурсии проводят студенты, практически ровесники этих школьников, и, конечно, поэтому их слова воспринимаются с гораздо большим интересом.
Мы занимаемся подготовкой семинаристов к миссионерской работе. Вторая часть учебного дня воспитанников целенаправленно посвящена социальной работе и миссионерству. Мы стараемся пробудить в этих юношах ответственность за то великое дело православной проповеди, православной миссии, к которому они призваны.
- Зачастую духовные школы дают большой объем теоретической подготовки, уделяя мало внимания практическим сторонам приходского служения, к которому в первую очередь готовятся будущие священнослужители. Как с этим обстоит дело у вас?
- В этом направлении мы делаем очень многое. В силу своего положения семинария у нас не оторвана от приходской церковной жизни: она находится в ограде кафедрального собора, рядом со зданием Епархиального управления. С одной стороны, здесь, может быть, есть некоторые минусы, но то, что воспитанники находятся в центре практической епархиальной жизни, конечно же, накладывает свой отпечаток на процесс обучения. Они участвуют во всех акциях, которые совершаются в епархии. В дополнительной части нашей учебной программы мы отражаем те предметы, которые считаем практически необходимыми. У нас есть дополнительный курс бухгалтерского учета, в котором преподаются азы этой непростой науки. Есть факультативный курс основ государственного права, который ведет юрист епархии. Он знакомит слушателей с тонкостями юридического оформления храма и прихрамовой земли, нюансами взаимоотношений с налоговыми органами. Мы стараемся более глубоко изучать основы ислама, причем именно практические его стороны, реально существующие у мусульманских народов Кавказа традиции. Пожалуй, мы единственное духовное учебное заведение России, где изучается даже арабский язык. Такое направление было характерно для Ставропольской Духовной семинарии с первых дней ее существования. Уже при ее создании в 1846 году в программу обучения были заложены калмыцкий, осетинский, кабардинский языки. Все это делалось для того, чтобы нести Свет Христовой Истины народам Кавказских гор.
- Сколько сейчас учащихся в семинарии?Посетители музея семинарии
- У нас три отделения: пастырское – очное и заочное, иконописное и регентское. Всего учатся сто девяносто два человека на очном отделении и сто пятьдесят на заочном. Это представители практически всех епархий Южного федерального округа – Краснодарской, Ростовской, Бакинской. Большинство, конечно, из Ставрополья.
- Есть ли у вас воспитанники из числа коренных народов Кавказа?
- У нас учатся трое кабардинцев. Большинство кабардинцев мусульмане, но есть несколько сел, жители которых хранят Православие. Наши воспитанники - из смешанных семей, где один из родителей – русский. Нам, конечно, это очень приятно, хотя говорить о какой-либо открытой миссионерской деятельности среди мусульман ни в коем случае нельзя.
Если вас интересует исторический аспект, то надо вспомнить о том, что, как религиозное направление, ислам появился всего в седьмом веке. Кавказ, который традиционно считается мусульманским, на самом деле одна из первых областей христианской проповеди. Здесь пролегал путь апостолов Андрея Первозванного и Варфоломея. В Махачкале одна из древнейших мечетей стоит на фундаменте христианского храма четвертого века. В Карачаево-Черкессии в Нижнем Архызе сохранились древнейшие храмы православных алан, например, храм Великомученика и Победоносца Георгия, шестого века. Сейчас православными остались жители Осетии. Есть одно село, находящееся на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, население которого моноэтническое – кабардинское, но половина жителей православные, половина – мусульмане. У народов Дагестана ислам укоренился достаточно рано, скажем, в девятом веке он уже присутствовал на этой территории. А о той же самой Чечне, о ее полной исламизации, можно говорить только с восемнадцатого века. После татаро-монгольского нашествия, когда народы Чечни были лишены духовного окормления православными пастырями, они потеряли живую связь с Церковью. Вера на бытовом уровне у них еще оставалась, но она не была подкреплена церковной жизнью, участием в Таинствах Церкви. Этот процесс утраты православного христианского самосознания шел очень долго, несколько веков, но, поскольку «свято место пусто не бывает», здесь началось наступление ислама. Наиболее активную форму оно приняло лишь в восемнадцатом - девятнадцатом веках и было обусловлено конкретными историческими условиями – противоборством на Кавказе России и Турции, России и Ирана.
- Я слышала, что в Беслане после печально известных событий начался религиозный подьем, люди в огромном количестве идут в храмы, крестятся сами, крестят своих детей…
- Статистики такой не ведется, но очевидно, что всякая беда, всякая скорбь побуждает человека обратить свой внутренний взор к Богу. Конечно, более всего среди этих людей тех, кто пострадал сам, кто был в школе или у кого там оказались в заложниках родственники.
В Беслане население по вероисповедному признаку поделено примерно поровну: половина мусульмане, половина православные. Даже в больницах число пострадавших обеих конфессий было примерно одинаковым. В Беслане у нас есть храм Великомученика Георгия Победоносца и аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в самом центре города, рядом с железнодорожным вокзалом и с той самой школой. Правда, сейчас братия строит новый корпус и храм для себя в горном ущелье в окрестностях Беслана. Многие люди из традиционно христианских семей, воспринимавшие Православие толькоы на бытовом уровне, сейчас действительно идут в храмы, воцерковляются. Это - реальный факт. Если они так поступают – это их выбор, который все должны уважать.
- Каковы особенности пастырского служения в вашем многонациональном пограничном регионе, являющемся южным форпостом России?
- Особенности служения пастырского в том, что священнику, который безусловно должен быть деятельным миссионером, необходимо учитывать политическую специфику региона, когда неосторожно сказанное слово в адрес мусульман может вызвать по меньшей мере сильное недовольство. Надо вести проповедь очень тактично, с уважением относясь к вере тех народов, которые населяют наш регион.