Казак без веры не казак!

I Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» прошла 24–25 марта этого года в Москве, в стенах Донского ставропигиального монастыря. В работе конференции, организованной по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества, приняли участие представители синодальных и епархиальных учреждений Русской Православной Церкви, атаманы казачьих обществ, священнослужители, представители органов государственной власти, научного сообщества, деятели культуры и искусства.

 

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Сегодня Донской монастырь стал поистине духовным центром казачества (напомним, что, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в прошлом году дню празднования Донской иконы Божией Матери был придан статус главного праздника православного казачества). В стенах обители поочередно несут паломническое служение казаки от войсковых казачьих обществ, внесенных в особый государственный реестр. В эти же два дня, 24–25 марта, гостями обители стали представители казачьих обществ не только из разных регионов России, но и из Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из дальнего зарубежья.

Проведение такой встречи – яркое свидетельство того, что взаимоотношения между Церковью и казачеством выходят на серьезную, плодотворную основу. Отметив это в своем приветственном слове, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, руководитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (образованного в марте прошлого года), далее констатировал: возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви; безусловно, начало этому процессу положила инициатива патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» – эти слова, сказанные предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по Промыслу Божиему.

Епископ Кирилл отметил также: важным моментом в жизни украинского казачества, с которым установлены надежные партнерские отношения, стало недавнее утверждение Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины.

«Трамплин» для казаков Украины

О том, каковы сегодня особенности казачьего движения на Украине, рассказал на конференции епископ Конотопский и Глуховский Иосиф. Но прежде он обратился к историческим истокам, подчеркнув, что на протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Благодаря казачеству Украина осталась православной, а благодаря Православию украинский народ и само казачество сохранили свою самобытность. Поэтому не удивительно, что с момента падения коммунистического режима на Украине стало возрождаться казачье движение.

Сегодня украинское казачество, считает владыка Иосиф, может продуктивно участвовать как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так и в формировании национальных военных традиций. Казаков на Украине около 1 миллиона; к сожалению, они объединены в многочисленные союзы и организации, которые зачастую находятся в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеют прочного духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится практически на нет.

– Украинская Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции, – подчеркнул епископ Иосиф. – И потому главные ее усилия были направлены на воцерковление казаков. В 2009 году был учрежден Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Одной из его основных задач стала выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями.

И вот 5 марта 2011 года казачьи атаманы 40 реальных казачьих подразделений из большинства областей собрались для учреждения Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины. В него вошли организации, признающие только каноническую Православную Церковь и имеющие реальных казаков, а не «бумажные реестры». По образному выражению докладчика, в лице Координационного совета появился некий «организационный трамплин», который придаст ускорение процессам возрождения и воцерковления украинских казаков.

– Таким образом, – резюмировал епископ Иосиф, – сегодня на Украине созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь – это мать, Бог – Отец, а казачество – любимое духовное чадо Православия.

Есаул Объединения казаков Крыма, координатор движения православной казачьей молодежи «Звезда» Юрий Першиков (на заднем плане – фрагмент галереи знаковых фигур истории казачества «Герои-атаманы»)
Есаул Объединения казаков Крыма, координатор движения православной казачьей молодежи «Звезда» Юрий Першиков (на заднем плане – фрагмент галереи знаковых фигур истории казачества «Герои-атаманы»)
Один из членов Координационного совета – Юрий Першиков,есаул Объединения казаков Крыма, координатор движения православной казачьей молодежи «Звезда».

– Противоречия межличностные бывают между атаманами, между казаками противоречий нет. И, безусловно, очень позитивный шаг со стороны Православной Церкви – выступить, опираясь на свой авторитет, в роли объединителя, – считает Юрий, с которым удалось побеседовать в перерыве между рабочими заседаниями конференции. – Что касается молодежного направления в нашей работе, то здесь, учитывая жесткий нажим различных западных и турецких фондов и объединений, стремящихся всячески размыть нашу православную идентичность, нам приходится искать свою, крымскую, «фишку». И мы ее определили. Это, прежде всего, обращение к истории Великой Отечественной войны, изучение партизанского движения в Крыму. Мы восстанавливаем могилы жертв-узников бывшего фашистского концлагеря «Красный» под Симферополем, проводим походы по местам расположения партизанских соединений в горах Крыма, организуем поисковые экспедиции там, где проходил Крымский фронт. Наша молодежь увлечена этими делами, и здесь кроется большой потенциал воспитательной работы.

О системе казачьего образования

Юные воспитанники Московского казачьего кадетского корпуса
Юные воспитанники Московского казачьего кадетского корпуса
В центре внимания конференции, как на ее пленарных заседаниях, так и на четырех секциях, оказалось обобщение опыта, накопленного за последние годы в казачьих формированиях и епархиях РПЦ по взаимодействию в таких важнейших областях, как духовно-нравственное окормление и воцерковление; воспитание гражданина в системе казачьего образования; формирование казачьей экономики, имеющей православный аспект; история, традиции, семейный уклад казачества.

Многие участники конференции отметили: после создания Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством активизировалась работа по оказанию помощи казачьим войсковым обществам и общественным объединениям. Особенно ярко это проявляется, например, в образовательной сфере. Так, Синодальный комитет проводит в Донском монастыре информационно-обучающие семинары для атаманов и священников окружных казачьих обществ, ведет разработку методических пособий, сотрудничает с казачьими образовательными учреждениями.

– Казачье образование, которое базируется на православных ценностях и на традициях донского казачества, – очень важный для нас аспект, – признал Виктор Водолацкий, атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», депутат Государственной Думы РФ. – Недаром в старину на Дону традиционно говорили: учение образует ум казака, а Православие – воспитание нравственности.

Виктор Водолацкий рассказал о том, что при активном взаимодействии «Всевеликого войска Донского», органов государственной власти и епархиальных управлений создается система казачьего образования, включающая в себя казачьи кадетские корпуса (в России в целом их уже 24), казачьи профучилища, центры духовно-нравственного воспитания и даже детские дошкольные учреждения. В результате созданы условия для формирования интеллектуально-духовного менталитета и физического развития юного казака, знающего историю и традиции казачества, способного к творчеству и созиданию. Особое внимание придается изучению ребятами основ православной культуры. Для этого в кадетских корпусах выделены специальные классы, где проходят также встречи кадет с духовными наставниками. Недавно в двух кадетских корпусах области решено возвести православные часовни, открытие которых произойдет в ближайшее время.

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова
Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова
О том, что система казачьего образования логично дополняется теперь еще одним звеном – вузовским, сообщил ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). В этом году в университете открыто казачье отделение. Используя площадку данного вуза, где готовят специалистов по экономике, юриспруденции, филологии, истории, журналистике и т.д., а также имеются программы религиозного образования, есть все шансы создать единую систему подготовки молодых казаков, сочетающую качественное профессиональное образование с духовно-нравственным воспитанием.

Слово войскового священника

При прямом участии Владимира Громова, бывшего атамана Кубанского казачьего войска в 1990–2007 годах, а ныне доцента Кубанского государственного университета, собственно и протекал процесс возрождения кубанского казачества. И неудивительно, что именно он написал об этом две главы учебника по истории кубанского казачества для 9-го класса, который и привез с собой в Москву. Он же предложил обязательно включить в учебник и еще одну главу – о взаимодействии казаков и Церкви; более того, включение такой главы стало его условием для согласия работать над этим учебным пособием.

– Ведь с самого начала возрождения кубанские казаки заявили о своей приверженности Православию и установили тесные связи с РПЦ, – замечает Владимир. – Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак.

Следуя старой запорожской традиции, кубанские казаки на Божественной литургии во время чтения Евангелия обнажают частично кинжалы в знак готовности защищать православную веру. А еще за годы возрождения появилась новая традиция: на богослужение войсковое знамя заносится в алтарь.

Протоиерей Сергий Овчинников
Протоиерей Сергий Овчинников
Очень важна, по мнению бывшего атамана, роль войскового священника, ведь духовно окормлять воинство – это сложнейшая работа, требующая души, – здесь приказом не достигнешь успеха. И Кубанское казачье войско – единственное в России, где войсковой священник служит уже 20 лет, и это – протоиерей Сергий Овчинников.

Отец Сергий родился на Кубани; после школы поступил на филологический факультет Кубанского университета, по окончании его стал заниматься созданием Литературного музея Кубани, который располагался в доме атамана Кухаренко. Разрабатывая экспозицию, осознал, что кубанская культура и литература на 90% состоит из казачьих памятников, пронизанных духом Православия. Написанная им тогда статья «Войсковой гимн кубанского казачества как памятник гласного исповедания народной души» вызвала большой резонанс в обществе и, конечно, в казачьей среде. А молодой человек окончательно выбрал свой жизненный путь, решив стать священником.

– И вот наступил момент, когда казаки официально обратились в епархию с просьбой прислать именно меня войсковым священником, – рассказывает отец Сергий. – Так началась моя новая жизнь. Сегодняшний этап развития российского казачества, и в частности кубанского, характеризуется тем, что, пройдя определенный путь в возрождении и становлении, оно как сохраняет старые формы жизнедеятельности, так и приобретает новые. В частности, формируются реестровые структуры, связывающие себя обязательствами по несению государственной службы в областях, которыми исконно занимались казаки: это егерская служба, лесничество, помощь при массовых бедствиях (наводнениях и т.д.), охрана общественного порядка… И последние несколько лет реестр развивается, вызывая заинтересованный отклик у властей. В то же время казачьим движением стала усиленно заниматься Церковь. И я, как войсковой священник, должен находиться на переднем крае.

20-летний опыт служения располагает отца Сергия высказать такое свое мнение: казаки – одна из традиционно консервативных здоровых сил общества, и благодаря казачеству, в частности кубанскому, сегодня на Кубани (а это уже кавказский регион) – слава Богу! – мир и спокойствие. Если бы на Ставрополье казаков, в процентом отношении к численности всего населения, было сегодня столько же, как и на Кубани (а присутствие казаков, несомненно, сдерживающий фактор для некоторых экстремистов), то и в этом регионе многие проблемы были бы решены.

С девизом «Вера и верность»

Большой эмоциональный отклик вызвала на конференции тема «Казаки Зарубежья: сохранение и трансформация традиций в ХХI веке». И глядя на слайды с изображениями казачьих реликвий и памятников, православных кладбищ и храмов, рассеянных по всем континентам планеты, которые продемонстрировала участникам конференции доктор исторических наук Татьяна Тоболина (Институт этнологии и антропологии РАН), невольно думаешь: как же любили и любят Русь ее сыны и дочери, оказавшиеся по воле Божией на чужбине, и как чтут они православные ценности, составляющие главный смысл их жизни!

Князь Александр Трубецкой
Князь Александр Трубецкой
На конференции выступил князь Александр Трубецкой (Франция), который, по его словам, хотя и не имеет прямых казачьих корней, но гордится тем, что его княжеский род неоднократно был связан с казачеством. Внук известного русского философа Евгения Трубецкого, сын офицера императорской гвардии, а затем – добровольческой Белой армии, сам он является сейчас председателем Общества памяти Императорской гвардии, созданного еще в 1923 году генералом П.Н. Врангелем. И, можно сказать, основной вклад в это объединение внесли, по словам Александра Александровича, офицеры лейб-гвардии Его величества Казачьего полка и лейб-гвардии Атаманского полка. Традиции этих полков бережно сохраняются музеем под Парижем.

– Каждый год 17 октября, – рассказал князь Трубецкой, – мы отмечаем полковой праздник: в тот день много лет назад (это было в 1813 году) казаки спасли своей атакой трех императоров – российского, австрийского и прусского, которым угрожала французская конница. Это день святого Иерофея; и с давних пор по указу императора Николая I день этот считается полковым праздником. Девиз «Вера и верность» вел тогда казаков на их подвиг. Сегодня такой девиз приобретает особую актуальность, ибо в этих словах – весь смысл соработничества казачества и Церкви на благо Отечества.

Многие казаки подходили затем к гостю из Франции со своими вопросами, и он старался ответить каждому. На наш вопрос, как Александр Трубецкой оценивает значимость конференции, он ответил:

– Встреча в Донском монастыре поможет казакам осознать, какую силу они представляют и какую ответственность несут – на благо Православия и Отечества.

***

Вот лишь некоторые зарисовки с конференции в Донском монастыре, где рассматривались многие аспекты правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения разноплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью. Участники конференции приняли Итоговый документ, который направлен в федеральные и церковные органы власти, в войсковые и общественные объединения казачества России и ближнего и дальнего Зарубежья.

Василий Писаревский

28 марта 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
сотник 2сотни кисловодского отдела ТКВ25 января 2014, 21:36
Дорогу осилит идущий- СЛАВА БОГУ ШО МЫ КАЗАКИ!
Анатолій Бугрим20 февраля 2013, 20:02
Ой у полі тече річка, очеретом вкрита,
Край берега сидить козак сумом оповитий.
Сидить плаче, сиротина, шаблю обіймає,
Пита правдоньки у Бога. А правди немає.

Були діти і дружина, була й хата з дахом,
Налетіли басурмани і пішло все прахом.
Налетіли, попалили з вітром розігнали,
Сиротой мене зробили з лихом поєднавши.

Тільки чує хтось то каже: "Не журись, козаче,
Маєш шаблю, маєш розум, відомсти бурлаче!"
Йди на Січ, на Запорожжя та вклонися полю,
З Богом, синку здобудь в бою собі й людям Волю.

Не один ти плачеш гірко, не один страдаеш,
Йди на Січ у Запорожжя, там про все згадаєш.
Відільються бусурманам кровицею сльози,
Ще потопчем ми татарів козацьким обозом.

От і вся козацька правда, не сумуй, козаче!
З нами Бог і Україна, нехай турок плаче!
Анатолий Бугрим20 февраля 2013, 19:46
Похідний марш запорожців.

Нема ніколи в нас страху,ні жодної тривоги,
Мі запорпозькі козаки Відчизни, Волі й Бога.
Через віки, через роди ми знов ся відродили,
Ми запорозькі козаки вже встали із могили.

За Волю встали як один, за Віру і Відчизну,
І не діждуться вороги по нас служите тризну!
Не святкуватиме ніхто над нами перемогу.
Ми запорозькі козаки Відчизни, Волі й Бога!

Слава Тобі, Господи, що ми козаки!

Эти строчки я написал ночью 23 февраля еще 1990 года.

Здорово дневали господа казаки!

Родовой казак-запорожец Анатолий Бугрим
Алекесандр26 апреля 2012, 21:21
Когда казаки основывали свое поселение, первым строением была церковь.
Надежда26 января 2012, 00:15
Что говорить? У нас казаков называют не иначе как ряжеными Многие кичатся тем что они родовые казаки А сами и не думают ни о боге ни о чести Считают если одел казачью форму на этом и все Они в большинстве своем не хотят думать о том о чем мечтали и думали их деды Церковь всегда благославляла их на добрые дела во имя Отечества Надев форму мало кто знает какими принципами руководствовалось казачество какие устои проповедовало Да им и не дадут жить с богом в душе с честью и достоинством Жизнь это доказала Большинство высших казачьих чинов все делают как власть прикажет забывая о казачьих устоях Наша православная церковь сейчас тоже живет с оглядкой на власть Всякие секты ведут активную работу и привлекают к себе народ А церковь думает не о душе все больше о мирском Об имуществе и о земле Вот и выходит дали добро на возрождение казачества а держат на коротком поводке и руководит этим воз рождением все та же власть которая это казачество и уничтожила А вы попробуйте возродитесь!!!Надежда Жена казака Донская казачка
Алексей 7 ноября 2011, 23:29
Казачьи общества - это не религиозные организации. Для казаков главное казачье братство и казачья воля. Религия - личный путь каждого в который не стоит лезть.
Казак СКО "Благовещенская станица"
Лариса11 апреля 2011, 14:16
Цитата Александра Борисовича : К Богу просто и быстро не привести.Боюсь,что,если казаками считать только православных и воцерковленных казаков,то наше казачье воинство ещё сильнее захиреет и мы загубим идею возрождения казачества.

А для чего нам просто казачество, что в нем такого положительного для людей сейчас? Что в казачестве вообще такого уж необходимого? Ну захиреет, значит такая судьба. Без веры всё хорошее захиреет или пойдёт не в нужном направлении.
Александр Борисович10 апреля 2011, 23:43
Всё бы хорошо,да надо казакам побыстрее воцерковляться !Когда мы стали принимать в Станицу только православных казаков,Невская Станица уменьшилась с 900 казаков до 40 за период с 90 года до 2011-го.Кто то думает,что это хорошо,а кто то,в числе которых и я,думает,что очень даже плохо.Раскидали родовых казаков и набрали молодежь,желающую быть казаками. К Богу просто и быстро не привести.Боюсь,что,если казаками считать только православных и воцерковленных казаков,то наше казачье воинство ещё сильнее захиреет и мы загубим идею возрождения казачества.Священникам в казачьих обществах нельзя разрешать командовать и управлять.Они должны заниматься душами,духовным и не надоедливым воспитанием.К православию люди должны приходить свободно и без давления "сверху".
Лариса 4 апреля 2011, 18:50
Судя по казакам, кот. стараются перенести центр казачества в Московскую область, я бы не сказала, что у них (казаков) православная вера - главное. Одни понты, простите за сленг, другого слова подобрать не могу. Менты с наглым выражением лица всех удручают, а казаки чем лучше? Мягко сказать, не скромные люди! Те, кто помоложе, только перед девчонками выпендриваются.
Татьяна 1 апреля 2011, 18:54
Преподобне Силуане,
Помолись о нас о всех.
Мы живем в казачьем крае
И сковал нас пьянства грех.
Грех блуда и лихоимства,
Зависть, леность, суета,
Ропот, гордость и безчинства...
А отсюда - маета.
Оскудела вера в Бога,
И начальству веры нет,
Оттого трудна дорога,
И не мил уж белый свет.
-"Вы ищите слёзно Бога
И скучайте по Нему.
У Него любви к вам много,
Он научит вас всему.
Вы стяжайте воздержанье,
Кайтесь в вольности своей -
Бог нас учит послушанью,
Учит нас любить людей.
Учит кротости, смиренью,
Учит бедным помогать,
И трудом бороться с ленью,
И начальству угождать".
Так сказал Афонский инок
Жалким пленникам греха,
И жемчужинки слезинок
Заблестели на щеках.
войсковой старшина Васильев30 марта 2011, 12:43
Слава Богу! Наконец-то в возрождении славного казачьего имени появился просвет. Свято верую, что под руководством православной церкви казачество займет свое достойное место в российском обществе, а государство увидит в казачестве подлинных патриотов своей Родины.
Михаил29 марта 2011, 14:05
Славно и отрадно!
Но вот у нас на Украине, к сожалению, не все так хорошо.
Заигрались наши казачки в фольклор. И остались у них от казаков только шаровары и чубы.
Зато со словом казак теперь связано: ..перунов полк… верховный атаман Характерного казачества, волхв Володимир… проводники Родной Православной Веры: отец Богумир(??), отец Яровит(??), отец Огнеслав(??), отец Судимир(??)…Славянский Союз Казаков Характерников …Казаки-перуновы внуки…и так далее.
А ведь большинство принимающих эту информацию за чистую монету не знает, что вся эта дребедень- плод буйной фантазии –90-х годов прошлого века. И что все эти обряды, идолы, герои, идеология, исторический и языковый фундамент – выдумка (как правило, финансово заинтересованных и враждебных к православию) подобных "волхвов и отцов".
Так что, на Украине казак казаку – рознь.
И с кем тут будут наши украинские казаки?
Василий29 марта 2011, 07:19
НА ПОБЫВКУ ДОМОЙ



На коне-рысаке, степью по-над рекой,
Скачет вольный казак на побывку домой.
Объявил атаман благодарность ему,
Говорил: « Поезжай и проведай жену»!

И весёлый домой мчится вольный казак,
Дышит пеной хмельной быстроногий рысак,
И грызёт удила, скалит зубы на степь,
На крутые бока хлёстко падает плеть.

- Не серчай, вороной, что так быстро гоню,
Мне охота обнять побыстрее жену,
И гостинцы вручить деткам малым моим,
Как живётся им там без кормильца родным!?

На коне-рысаке скачет лихо казак,
Дышит пеною белою ярый рысак,
И грызёт удила, скалит зубы на степь,
На крутые бока хлёстко падает плеть.
Автор: Василий Ушаков

С Богом!!!!!!!!!!!!!!

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×