Брат: Я припоминаю,
преподобный отче, что когда-то слышал, как вы
говорили, что одно дело — смирение, а
другое — знание себя. Потому очень просил
бы вас сказать мне, если у вас еще есть
время, каково различие между знанием себя
и смирением, потому что мне кажется, что они одно и
то же.
Старец: Так как ты вспомнил и об этом, то знай, что знание себя не то же, что смирение, но только ступень смирения. Чтобы понять это лучше, послушай святого Исаака Сирина, который говорит: «Не всякий, кто спокоен по природе, или благоразумен, или кроток, достиг уже ступени смиренномудрия. Но и того, кто пребывает в памятовании о своих падениях и полагает, что он смирен в мыслях, пока он не сокрушит своего сердца, вспоминая о них, и не низведет свое сердце и ум из помыслов гордыни, мы не сочтем смиренномудрым, хотя все это и достойно похвалы. Потому что у него еще есть помысел гордыни, и он не стяжал смирения, а только неким образом приближается к нему. Но истинно смиренномудрый — это тот, кто имеет в себе сокрытым что-либо достойное гордости, но все же не гордится, а считает себя землей, и прахом, и пеплом»[1].
Посему, брат Иоанн, как видишь, одно дело — смирение, а другое — знание себя. Кто достиг ведения своих грехов и немощей, тот смиряется в своих грехах и немощах. Но это не смирение, а знание себя! В то время как истинно смиренный смиряется по правде. То есть, имея все добродетели, считает себя ничем.
Брат: Прошу вас, преподобный отче, объясните мне, как кто-либо смиряется в грехах своих и как — по правде?
Старец: Но разве ты еще не понял, брат Иоанн? Мы ведь об этом и говорили.
Брат: Я понял, преподобный отче, но не вполне хорошо. Потому прошу вас, расскажите мне еще раз об этом.
Старец: Вот, брат Иоанн, как смиряется кто-либо в грехе: когда человек вспоминает о своих грехах, которыми он огорчил Бога, и при этом воспоминании к нему приходит раскаяние и великая скорбь, и он начинает сетовать и плакать с болью сердечной пред Богом, и от этого великого раскаяния и плача смиряются его ум и сердце. Так смирился евангельский мытарь, вспоминая о своих грехах: стоял поодаль в церкви, то есть позади всех, не смел даже глаз своих поднять к небу и, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18: 13).
Посему, как видишь, брат мой, не совершенным смирением угодил мытарь Богу, но он оправдался пред Ним через знание себя. Но, как мы говорили и прежде, это знание себя не есть истинное смирение, а только одна из его ступеней. А истинное смирение есть только у тех, кто смиряется по правде, то есть только у тех, кто исполнил заповеди Божии и все добродетели, и все же считают себя непотребными рабами, как сказал Господь (см.: Лк. 17: 10). Таким был великий апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и считал себя меньшим из всех святых (см.: Еф. 3: 8). Таким был блаженнейший патриарх Авраам, который после стольких добродетелей считал себя прахом и пеплом (см.: Быт. 18: 27), а также многие другие святые и праведники Божии.
Итак, теперь, думаю, ты понял, брат Иоанн, как смиряется кто-либо по правде и каков смиряющийся в грехах.
Брат: Преподобный отче, я попросил бы вас сказать мне, каковы признаки, по которым можно было бы распознать человека, имеющего истинное смирение?
Старец: На этот вопрос братства твоего послушай не мой ответ, но святого и божественного отца Ефрема Сирина, который говорит так об отличительных чертах человека, имеющего истинное смирение: «Он считает себя окаяннейшим из всех грешников, и что он ничего хорошего не совершил пред Богом; порочит себя во всякое время, и на всяком месте, и во всяком деле; не осуждает никого и даже не думает, что на земле есть кто-нибудь окаяннее и ленивее его; всегда хвалит и прославляет всех; он не судит, не презирает и не говорит плохо ни о ком и никогда; без повеления или без необходимости не говорит ничего и молчит всегда; а когда бывает спрошен, не хочет ли он сказать или ответить что, он делает это тихо, и редко, и как если бы его принудили к тому, и говорит стыдясь; не спорит ни с кем ни о вере, ни о чем-либо другом, и если хорошо скажет кто-нибудь, говорит и он так же, а если плохо скажет кто-нибудь, говорит и он так же, а потом добавляет: “Ты знаешь”; всегда взор его опущен долу; он имеет перед глазами смерть; не размышляет попусту или о суетном и никогда не лжет; не противоречит тому, кто выше его; переносит с радостью оскорбления, клевету и лишения; ненавидит отдых и любит труд; не возмущает никого и не ненавидит никого. Таковы признаки и ведение истинного смирения. И блажен тот, кто имеет их, ибо он соделался обителью и храмом Божиим, и Бог вселился в него, и воином он стал Царства Небесного. Аминь»[2].
Итак, брат Иоанн, из этих свидетельств святого и божественного отца Ефрема Сирина, заслуживающих всяческого доверия, мы можем узнать во всех подробностях, каковы отличительные черты имеющего истинное смирение. И блажен тот, кого Бог удостоит в жизни сей этого блаженного духовного состояния, потому что таковой уже теперь перешел от смерти к жизни.
[1] Ср.: Там же. Слово 53. С. 369.
[2] Ср.: Св. Ефрем Сирин. Слово 125. О смиренномудрии // Св. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 397.
Однажды я прочитал слова одного батюшки: поиск Христа. Эти два слова точно выражают стремление человека соединиться с Богом, потому что однажды вкусивши благодать, человек без нее уже не может жить, потому что чувствует, что без этой благодати он мертвый. В этом поиске Христа человек буквально цепляется каждой мыслью и каждым чувством за Христа, только бы угодить ему, только бы умолить его прийти и утешить страдальца благодатью Своей Любви. Человек в этот момент рассматривает и оценивает внутреннее состояние своей души и старается отсеять то, что может быть противно дорогому Гостю, которого жаждет его душа.
Невозможное человеку возможно Богу.
Жаль здесь не описаны способы, как достичь такого смирения,"
Смирение дается Богом. Это дар за труды в добродетелях, ради Христа делаемых, за стремление к Богу. Человек не может сгенерить смирение собственными усилиями. Нет у него таких сил. "Без меня не можете творить ничего", сказал Господь в Евангелии. Человек - сосуд, в котором пребывает либо Дух Святой, либо противоположные Ему духи. Свято место пусто не бывает. Как пчела не влетит в смрадный сосуд, так и Господь не войдет в неочищенную от страстей душу.
Когда человек потрудится очистить себя от страстей (а этот процесс длится всю жизнь), тогда Господь войдет в сердце человека, тогда и смирение появится, и слезы умиления польются сами собой, и обиды со злопамятностью рассеются, и каждый ближний будет видеться иконой, прекрасным творением Божиим, и славословия Богу будут вырываться из груди: слава тебе, Боже!
Продолжение следует...
Смирение еще и в том, что надеяться не на себя (и из-за этого по причине своей немощи считать свое спасение недостижимым и впадать от этого в уныние), а на силу и милость Божии. Господь ценит благочестивые немерения и стремление их реализовать, даже если они по объективным причинам не реализовались.
Любой путь начинается с первого шага..."
И дорогу осилит идущий. С Божьей помощью. А помилованы мы можем быть не по своим делам, а по милости Божией. А усердие в добродетелях - труд по стяжанию милости и благодати Божиих. Как очищается грешник? Через покаяние в таинстве причастия Тела и Крови Христовых. И очищает Господь человека не только от самого греха, но со временем и от склонности к нему. Усилие от человека, а сила от Бога.
Помогай нам Господь!
Вот еще один фрагмент из той же книги отца архимандрита Иоанникия Бэлана:
"А когда пришло время дать ему монашеское имя, по Промыслу Божию один отец, близкий к игумену, а именно схимонах Николай, сказал:
— Отец настоятель, дайте ему имя Клеопа, потому что нет у нас ни одного монаха с этим именем!
— Хорошо говоришь, отец Николай!
Затем настоятель возвестил:
— Брат наш монах Клеопа постригает власы главы своея во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь. Рцем о нем: Господи, помилуй!"
К сожалению, Вы ошибаетесь. Отца Клеопу так и зовут - Клеопа, в Святом Крещении он назван был Константином. Фамилия же его - Илие (по-русски Илья).
Вот отрывки из готовящейся к выходу в свет книги о старце Клеопе:
"Александр Илие, отец старца Клеопы, родился в 1871 году,12 сентября"
"Анна Илие, мама отца Клеопы, родилась 10 октября 1876 года"
Братьев старца Клеопы звали: послушник Василий Илие, монах Герасим (Илие)и т.д. Их было десять детей.
Отца Архимандрита зовут Илие, фамилия Клеопа - Архимандрит Илие (Клеопа)