О внимании

В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом.

Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью.

Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

Тот же пустынник замечает: «Диаволу особенно ненавистны горячо верующие, и потому он все средства употребляет для победы над ними, старается войти в их сердца. Когда ослабевает действие Божественной благодати, “тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12: 45; Лк. 11: 26). Вот в чем опасность, вот где поджидают страдания и испытания. Мысли о прошлом или мечты о будущем – самые легкие нападения диавола. Кознями диавола в сознании человека появляются разные мысли – и добрые, и злые, главное назначение которых – отвлечь человека от общения с Христом, перекрыть дорогу Богу к сердцу человека. Диавол всячески старается отвлечь внимание человека от Господа, и тем паче – от выражения любви к Нему. Диавол делает так, чтобы при молитве в сознании всплывали разные житейские эпизоды, связанные с нашим падением, случившиеся с нами в недавнем или далеком прошлом. Таким мечтам и раздумьям мы всегда и незамедлительно должны противопоставлять горячий призыв имени Христа, полную сосредоточенность на словах и содержании молитвы. При молитве молящийся должен проявлять твердость, стоять мужественно и не думать ни о чем постороннем, ни о своих добродетелях и ни о своих прегрешениях».

Рассеянность в молитве связана не только с действием злых демонических сил, ее причинами могут быть и какие-то обычные человеческие, житейские явления, например усталость. Наше утомление напрямую связано со степенью концентрации внимания, которая при этом сама собой ослабевает, так что это обязательно отрицательно скажется на всем, чем бы мы ни занимались в это время.

Сказывается это и на молитве. Когда человек утомлен, будет лучше, если, прежде чем молиться, он немного отдохнет. Отдых весьма поможет достижению необходимой для молитвы степени собранности: наши мысли в значительно меньшей степени будут рассеиваться, и плоды, приносимые молитвой, будут несравненно большими. Допустим, нам надлежит чтение Псалтыри, и, придя домой утомленными, мы сразу же примемся за это. Естественно, в этом случае мы весьма поверхностно воспримем содержание псалмов. А если сначала немного отдохнем и лишь затем приступим к чтению, то тем самым поможем более глубокому восприятию священных текстов. Как же часто верующие не учитывают этот важный психологический момент!

Иногда бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве.

Когда человек бодр и свеж, сознание просветлено, это само собой способствует максимальной собранности, концентрации внимания.

Святые отцы дают и такой совет: если в каком-то месте нашего правила мысли начинают рассеиваться, и мы принимаемся думать о чем-то постороннем, то нужно заметить, на какой молитве случилось это рассеяние, и потом вновь вернуться к ней, чтобы должным образом прочувствовать слова молитвы, упущенной из-за рассеянности. Но не следует злоупотреблять этим правилом, необходимо соблюдать осторожность. Применение этого правила не должно создавать иллюзию того, что с его помощью мы быстро сможем овладеть усердной молитвой и поднимемся на более высокую ступень духовности. Для этого требуются годы и большое старание. Один христианин, только недавно воцерковившийся, большим усилием воли попытался быстро овладеть нерассеянной молитвой. Как только во время молитвы он замечал, что думает о другом, то, сколько бы раз это ни происходило, он возвращался к тому месту, с какого, по его мнению, его внимание отвлекалось на иное. В конце концов это так его утомило и истощило, что у него вообще пропало всякое желание молиться.

Одним из факторов, способствующих поддержанию внимания на должном уровне, является воля. Иногда необходимо заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо.

Для христианина это имеет огромное значение. Жизнь христианина – это постоянная борьба, битва, которая требует проявления твердости духа. Царство Небесное нудится, то есть достигается через борьбу с самим собой, преодолением множества видимых и невидимых препятствий и сложностей. Этот путь совсем не легок, он не устлан цветами, но усеян шипами. К сожалению, современные христиане склонны иногда с небрежением относиться и к молитве, и к чтению духовной литературы, и к посещению храма, и даже к исповеди. Они ленятся, говорят, что «нет настроения» или «не видят смысла во всем этом», приводят и иные причины. Вот тогда-то и нужно взять себя в руки, усилием воли принудить себя делать должное. Так ведут себя в моменты отчаяния, гнева, при атаках других порочных страстей, и если поддаться им, уступить и не противостоять им так, как учит это делать Церковь, то тогда внутреннее состояние человека станет еще более тягостным, он еще прочнее окажется в сетях невидимого врага.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, настрой.

Все, что связано с появлением интереса, само собой привлекает внимание, попадает в поле нашего зрения. Так, голодного привлекает приятный запах еды. Уставший человек глазами ищет, где бы присесть, и сразу же замечает стул. Потребность, в широком понимании этого слова, определяет интересы человека, их направленность и силу. Что нам интересно, на том мы легко сосредотачиваемся и сохраняем эту собранность в течение необходимого времени. Так, при чтении интересной книги восприятие изложенного в ней материала происходит легко. И наоборот, кажущееся неинтересным рассеивает внимание, быстро утомляет. Эта опасность подстерегает при неверном подходе к чтению духовной литературы. Показавшаяся нам весьма полезной книга сначала заинтересовывает нас, но через какое-то время уже кажется нам не столь привлекательной, и от нас требуются немалые усилия для продолжения ее чтения. Это часто вызвано тем, что мы сразу же, в течение короткого времени (как можно скорей) хотим ознакомиться со всей книгой, стремимся как можно больше почерпнуть из нее. А в результате ум наш утомляется и информация воспринимается поверхностно, запоминается плохо.

Когда человек постепенно, вдумчиво знакомится с книгой, тем более духовного содержания, то тогда дольше сохраняется его интерес к изложенному в ней материалу, он лучше усваивается, а благодаря всегда сосредоточенному вниманию все, о чем говорится в книге, крепче запечатлевается в сознании. А чтобы интерес к той или иной книге не пропадал, иногда полезно ненадолго сделать перерыв и переключить внимание на какую-нибудь другую книгу. В это время происходит некое отвлечение, незаметно для нас сознание и разум перерабатывают и лучше усваивают то, с чем мы недавно познакомились.

Одним из определяющих факторов, способствующих максимальной концентрации внимания, является настрой. В зависимости от того, каков настрой человека, удается в той или иной мере концентрировать это психическое свойство. Уставшую мать может не разбудить сильный шум, но она тут же отреагирует на малейший шорох своего дитя. Связанная с ребенком внутренняя готовность вызывает усиление внимания в этом направлении.

Соответствующий настрой имеет большое значение и при молитве. Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

Феофан Затворник отмечал, что раньше на Руси существовало такое правило: прежде, чем приступить к молитве, члены семьи садились и какое-то время молча готовились к этому, и только после этого принимались за молитвенное правило. А сейчас совсем иная ситуация. Часто люди без всякой подготовки, благоприятного настроя пытаются приступить к молитве. Они, уставшие, только что пришедшие домой или сразу же после просмотра телепередач, машинально берут в руки молитвенник и приступают к молитве. Но ведь не так-то легко переключиться на святые темы, перейти к возвышенному, чистому, духовному. Поэтому и не удается должным образом сконцентрироваться. Механически читают текст, а мысли вновь продолжают витать над дневными проблемами и впечатлениями. Легко представить, каковы будут результаты для души от таких молитв. Такой молитвой мы ни на шаг не приблизимся к Господу. А если подождать, хоть какое-то время молча подготовиться, то и польза для души от молитвы была бы значительно большей.

Без внимания, сосредоточенного и полностью осознанного исполнения христианских правил, в том числе молитвы, мы не сподобимся Божественной благодати, а ведь к этому всем сердцем должен стремиться каждый православный.

Протоиерей Давид Цицкишвили,
Перевел с грузинского Мераб Джикия

17 марта 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Валентина Рассохина14 июля 2016, 19:16
Постоянно каюсь о рассеянной молитве, а серьезно не задумывалась, а сегодня и ответ нашёлся. СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
Олег23 апреля 2016, 20:45
Спаси Господи. Очень важная статья.
Татьяна28 ноября 2015, 15:12
Огромное спасибо за статью! Очень много полезных мыслей насчет рассеянности при молитве. Переживаю все время от этого невнимания. Особенно было полезно прочитать именно в начале поста.
Алексей13 августа 2014, 12:55
благодарю!
Сергий14 июля 2014, 11:53
Очень актуальная, своевременная и архиполезнейшая статья.Дай Бог здравия о.Давиду-истинный подвижник православия.Среди священства мало встретишь сейчас таких,которые упражняются в истинном духовном делании,а не "кабинетной"верой-прочитал и пересказал. Без личного духовного опыта такая вера Богом не приемлется.Мир всем! Сергий.
Людмила 7 февраля 2013, 15:33
Я прошу Ангела-Хранителя молиться вместе со мной.И тогда рассеянности меньше,усталость меньше чувствуется, а утром сонливость проходит. А если все-равно не получается молиться внимательно, то я смиряюсь, но молитву не бросаю. "Лучше есть сухой хлеб, чем ходить голодной". И пусть моя молитва рассеяна, все равно она угодна Богу. А Он по своей милости и человеколюбию, за старания и труды даст умную, сердечную молитву.
Георгий 8 января 2012, 07:16
пища духовная!
Евгений19 мая 2011, 11:01
да,стою на молитве в церкви,а сам думаю о работе.
спаси Господи и помилуй нас грешных.
Алексей, Ставропольский край17 мая 2011, 22:19
Спасибо ! Весьма полезные советы. Храни вас Бог!
Елена29 марта 2011, 20:59
Спасибо автору статьи за то,что не только называет проблему,но и обозначает возможные способы ее разрешения.Теперь буду учиться "бережному" отношению к молитве:мне так страшно остаться без поддержки Бога,что я всегда стараюсь читать много и быстро,нередко параллельно решая бесконечные житейские проблемы (а ведь читала,что вера не решает проблемы, она их просто снимает,убирает.Маловерие, получается, тоже способствует рассеянию на молитве.И как с этим быть?)Спасибо.
Рома28 марта 2011, 11:14
Да главное уметь настроиться!Когда нас отвлекают то надо понять,что это должно идти только в пользу для укрепления духа.Мы должны ещё более концентрироваться в этот момент,чтобы победить эти мысли.Только вперёд и ни как назад!Надо это всегда помнить.После прочитанного я ещё серьёзней начал настраиваться и концентрироваться.Всё долно идти только в пользу и во всём искать только положительные плюсы для душы.Спасибо за поддержку!
Дарья24 марта 2011, 22:25
Спасибо за совет! Очень полезная статья!
Ольга21 марта 2011, 13:05
Моя проблема тоже. Вот уже семь лет в храме, а молиться стала еще более рассеянно, чем в начале. До слез иногда доходит, прочитала молитву, а мозги в другом месте. Повторяешь, так на следующей улетишь. Спасибо автору за помощь, обязательно почитаю Феофана Затворника. Спаси всех Господи!
Юрий20 марта 2011, 01:35
Спасибо!
Александр18 марта 2011, 23:27
Спаси Вас Господи. Благодарю за ваши советы. Да надо обязатьльно отдыхать перед молитвой. Ведь даже в начале Утренних молитв написано "затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину, и мысли твои не оставят всё земное и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием седечным"....
Андрей18 марта 2011, 15:47
хорошая статья, полезная. Спаси Господи всех нас !
Елена18 марта 2011, 09:26
Спаси Господи!
Очень полезные советы для главного дела православного христианина - молитвы.
Александр18 марта 2011, 08:39
Спасибо автору и переводчику.
Надежда в.18 марта 2011, 00:12
Часто думаешь, что не только злые дела и мысли, но и сама молитва идёт в грех из-за рассеянности, невнимания, неотвязчивости дурных и суетных помышлений. Как избавиться, как сосредовочиться, как спастись?
Наталья17 марта 2011, 21:12
Какая умная статья, научно обоснованная и совершенно просто объясняющая духовное и психологическое состояние при молитве! Спасибо автору, то, о чем он пишет, очень важно!
Леван17 марта 2011, 16:42
Спаси Господи за полезные советы.
Очень актуально.

Сподоби нас всех, Господи, быть предельно собранными и сосредоточенными во время молитвы!
Леван17 марта 2011, 16:42
Спаси Господи за полезные советы.
Очень актуально.

Сподоби нас всех, Господи, быть предельно собранными и сосредоточенными во время молитвы!
Надежда17 марта 2011, 15:32
Спаси Господи!
Анна17 марта 2011, 15:22
Спаси Господи!
Извечная проблема - рассеянность на молитве :(
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×