«Честный разговор с самим собой»

На 44-м году жизни скоропостижно скончался замечательный православный художник, заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова Павел Рыженко. Бог да ублажит и упокоит новопреставленного раба Своего в селениях праведных! Мы публикуем интервью Павла, данное им информационному порталу Фонда «Русский мир».

***

Художник Павел Рыженко. Фото: Владимир Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru Художник Павел Рыженко. Фото: Владимир Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru
    

Художник Павел Рыженко называет сумасшествием все, что не относится в живописи к реализму. А в кризисе современного реализма винит самих художников. Жестко? Да. Несовременно? Возможно. Однако со многими его доводами сложно не согласиться.

– Павел, когда вы начали рисовать?

– Рисовал лет с пяти – как все дети. Потом поступил в художественную школу в родном городе – Калуге. Ничем не выделялся на общем фоне. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова, которая раньше располагалась напротив Третьяковской галереи. Окончил ее в 1987 году, потом служил в армии. Ничего выдающегося не делал. Могу сказать, что в МСХШ процент талантливых ребят был очень велик, к их числу, кстати, я не относился. Их учебные работы можно было смело вешать в Третьяковку рядом с Суриковым или Репиным.

– Куда же потом делись эти «талантливые ребята»?

– Я сам себе этот вопрос задаю. Наше государство, что ли, так устроено? Я до сих пор некоторых из них встречаю и не понимаю: куда что делось? Сейчас их творчество развращено до такого состояния, что его с трудом выдерживают даже стены ЦДХ, которые, кажется, привыкли ко всему. Как так вышло, что у нас талантливый человек как будто в серную кислоту помещается и растворяется?

– Карьера, слава, спонсоры, «надо помочь молодым талантам»…

Можно давать деньги, а художник еще хуже будет работать

– Знаете, никакие деньги не помогут. Можно давать деньги, а художник еще хуже будет работать. Я разговаривал об этом с Галиной Вишневской, она правильно говорит: талантливому человеку помогать не надо, он сам должен пробиться. В какой-то степени я с этим согласен. Бог ведь смотрит на сердце и на устремления души: ради чего и как талант используется? Наверное, большинству талантливых ребят не повезло с учителями, с теми, кто воспитывает души, а не просто учит чему-то. Ведь сам талант развивается сложно, рывками. И жизнь художника напоминает забег на марафонскую дистанцию. Часто ведь как бывает? Неопытный марафонец так стартует, что глаза из орбит у всех вылезают, поражаешься просто: как можно так писать в 11, 12 или 13 лет? А потом видишь, как он молниеносно выдыхается и в 20 лет пишет хуже, чем сам писал в 10…

Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Прощание государя с войсками. 2004 Павел Рыженко. Триптих «Царская Голгофа». Прощание государя с войсками. 2004
    

– Вы учились у Ильи Глазунова. Вам повезло с учителем, который не просто учит, но и душу воспитывает?

Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник

– Учиться у Глазунова – это и счастье, и почет, и одновременно огромный личный труд. Илья Сергеевич Глазунов – гениальный педагог и никакой художник. Это мое личное мнение. Я сейчас свободен в своих суждениях, достаточно много времени прошло. Я считаю его своим учителем. Он сформировал меня как личность. Понимаете, это как стихия. Человек может не выдержать этой стихии и превратиться в ничтожество рядом с ним. Тот, кто его пережил как заболевание, становится сильнее. Да, то, что он делал раньше – его великолепные иллюстрации к Достоевскому, Лескову, – это как будто делал другой человек. И посмотрите на то, что сейчас: эти размозженные черепа, пасхальные ночи, разрушение храмов…

Глазунов, русский дворянин, выдающийся носитель прежней, ушедшей, как Атлантида, культуры, с ним никто из нынешних педагогов сравниться не может. Но, мне кажется, сегодня все такие большие художники переживают серьезную внутреннюю драму: они перестают быть самими собой.

– Почему, по-вашему, так происходит?

– Мне кажется, надо больше прислушиваться к здравой критике, перестать болеть звездной болезнью. Это и есть смирение. Это я говорю прежде всего самому себе. В любой критике, даже в любом поношении есть здравое зерно. Иной раз тебя начинают ругать, и неожиданно в этих словах пробивается что-то дельное. А когда человек привыкает к тому, что ему все вокруг поют дифирамбы… Знаете, Илью Сергеевича столько славословят… Да я и сам, грешный, то же самое говорил… А потом мы удивляемся: как это человек не понимает, что он делает? А как ему понять, если только чуть он засомневается – и тут же, как черти из табакерки, появляются с десяток льстецов, которые кричат: «Гениально! Это Тициан! Веронезе бы рыдал!»

С моей точки зрения, для художника служение России – это не истерики на холстах и не какие-то шоу. Служение искусству нераздельно с религиозным началом, с устоями, с глубокой культурой. Надо служить Богу своим творчеством, а не каким-то собственным представлениям о том, что хорошо для России.

– Вы приверженец реалистической школы…

– Ничего, кроме реализма, я не признаю. Все остальное, на мой взгляд, сумасшествие в разных формах.

– Сегодня восторгаются другим. Знаете, разрезанные акулы в формалине, эпатирующие перформансы, инсталляции…

– Да-да, телевизионные шоу, блокбастеры и так далее… Народ болен почти смертельно. Приходят люди и спрашивают: а Никас Сафронов хороший художник? Что я должен отвечать? Я молчу. Правда заключается в том, что раз вы задаете такой вопрос, – вы больны. А Донцова – настоящий писатель? Понимаете? Это мы задаем такие вопросы, мы – наследники Достоевского, Сурикова… Да, сейчас время Донцовых, но и в том числе – время настоящего подвижничества. Есть возможность писать, отталкиваясь от классической русской школы живописи, в литературе – от классической русской литературной школы, в музыке – то же самое. Рахманинова и Чайковского никто не отменял, как Пушкина, Сурикова и Репина.

Павел Рыженко. Смутное время. 2003 Павел Рыженко. Смутное время. 2003
    

– Почему, по-вашему, многие отвернулись от реализма в живописи?

Чем подкупает абстракционизм?

Чаще всего это вопиющее, но искреннее сумасшествие.

С прищуром на то, что какой-нибудь западный галерист это оценит

– В реализме одинаково важны искренность и неискренность. Вот чем подкупает абстракционизм и тому подобное? Понимаете, чаще всего это ведь вопиющее, но искреннее сумасшествие. С прищуром на то, что какой-нибудь западный галерист это оценит. Когда сидит чучело Льва Толстого в клетке, а сверху на него гадит курица – это может вызвать какую-то реакцию. Возмущение, гнев, отвращение, но это все-таки реакция. А ужас современного реализма в чем? Висит портрет или пейзаж, реалистически написанный, видно, что мастеровито… Но он не вызывает никаких чувств. Ни восторга, ни слез, ни радости. Даже отвращения. А почему? Носитель этой школы – талантливый в прошлом человек – потерял себя как личность. Он своим этим реализмом всего лишь зарабатывает на кусочек хлеба с маслицем. Он даже не понимает, что заработал бы на каравай с маслом, если бы занимался своим делом предельно честно и был бы в ладу с Богом и своей совестью.

Мы что-то потеряли сами. Не надо винить ни власти, ни начальство, ни спонсоров, ни их наличие или их отсутствие. Нужно начать честный разговор с самим собой.

– А вы когда начали честный разговор с самим собой?

– Наверное, еще тогда, когда учился у Глазунова. Знаете, Илья Сергеевич – это целый материк. Я очень люблю его как человека, но честно говорю, что думаю о его творчестве. Ему льстят, и он заблудился. Это не отвергает его таланта – как преподавателя и как художника. Наоборот, это говорит о том, что, когда человек талантлив, его слишком много искушают.

Я понял, что России вовсе не 70 лет. И даже не 200

Я учился у него, как и большинство студентов, ничем особо не выделяясь. Я не могу сказать, что больше, чем они, хотел чего-то. Просто у меня было свое представление о том, как я в дальнейшем буду работать. Я не видел себя в контексте какого-то художнического движения, я не собирался смотреть глазами Ильи Сергеевича на мир. Но меня бы не было как художника, а может быть, и как человека, если бы в 90-м году, когда я поступил в академию, я бы не взял то, что он давал, и не направил в самую свою душу. Понимаете, на меня, может, большее впечатление производили даже не его слова, а интонации, с которыми он говорил, его манеры. Представьте: 90-й год, Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, и мы – 60 студентов кто откуда. В общем, такие люди с авоськами. Карточки продуктовые. Собаки бродячие на Дворцовой площади. И вдруг на этой же Дворцовой площади появляется в роскошной распахнутой шубе барин. Настоящий. И у кого-то мысль: «О, гад, зажрался!» А меня поразило соответствие этого человека этой площади и этим зданиям. Понимаете? И дальше я все впитывал как губка, что-то отвергая, что-то принимая. Я понял, что России вовсе не 70 лет. И даже не 200. Я понял, каким может быть аристократ. Ведь аристократизм – это не только шуба, естественно. Это – отношения с людьми. Это – отношения с собой, вечностью, Богом. И вот за одно это до смерти буду Бога молить об этом человеке и никогда в жизни не отрекусь от него как от учителя.

Я думаю, его настоящие ученики – это те, кто понял на рубеже сложных для нас ХХ и ХХI веков, что мы достойны своей истории, что нам незачем унижаться, нам не надо ни перед кем лебезить. Что мы носим в себе большую драгоценность – православие. А нам навязывают одно и то же: «Иван безумный, безобразный», «развратная Екатерина», «параноик Петр», «Николашка Кровавый – безвольный», «Александр III – алкоголик». Я просто сам для себя поставил большую точку и решил посвятить остатки всего того, что у меня есть, тому, чтобы прежде всего доказать себе, что я не жираф, я – русский человек. На холстах доказать. А если зрители – специально для них я ничего не делаю – придут и увидят мою исповедь на холсте, тогда они сами сделают выводы: кто они. Сам человек выбирает, кто он есть, куда ему идти дальше. А техника живописи – как это делается и так далее – все равно. То, что в Третьяковке выставляется, – намного лучше. Намного.

– Сложно согласиться с вашим «все равно». В картине далеко не все решает только техника. Вы вот только что приводили удачный пример: висит портрет или пейзаж, исполненный мастеровито, а эмоций никаких не вызывает.

Болезнь реалистического искусства: человек пишет, а не создает образ. И получается слащавая реалистическая муть, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может

– Да, это я погорячился. Заложенный в картине дух все решает. Это такая огромная тема… Болезнь реалистического искусства: человек пишет, а не создает образ. Не пропускает образ через внутренний опыт и культуру, а банально фиксирует. Но художник сам-то себя не обманывает. Он понимает, что образа нет, что не получилось ничего. И тогда он насыщает картину микроскопическими детальками, что-то додумывает, приукрашивает… И получается то, что мы сейчас видим в большом количестве: слащавая реалистическая муть, которая ничего, кроме отвращения, вызвать не может. Вы говорите: нет реализма? Пойдите в ЦДХ на очередную ярмарку. Там тысячи этих крестов, церквушечек, пейзажиков. Как это обычно сейчас? Когда знакомят, говорят: знаете художника Петрова? Нет, отвечаю. Ну как же, он верующий, пишет церкви, монахов рисует, он любит Россию. А теперь начинаем сначала. Я задаю вопрос: где он учился? Какая у него картина, которая известна всем? Он талантливый человек или нет? Ни на один вопрос по существу ответа нет. А антураж, венок лавровый – уже есть. Вот это – наша страшная болезнь. Весь этот антураж. Едет ничтожество в джипе, он сам себя «упаковал», он такой важный и «состоявшийся». Он очень не любит, чтобы ему говорили что-либо «против шерсти». Никакой критики! И ведь то же самое можно сказать не только о художниках. И о врачах, и об ученых, и об учителях. Это – везде. И в вашем ремесле наверняка. По сути, все, что делает большинство из нас, – скучно, бездарно, убого, ничтожно. Но каждый из таких людей знаком с тем или с этим, здесь он «засветился», там он «законтачился». Этакий «свой» человечек. Ему еще сорока нет, а он уже академик в какой-нибудь академии. И вроде даже что-то собой представляет… А на самом деле – ничего, пустота. Вот, мне кажется, в чем трагедия России сегодня. Читаем не то, смотрим не то, слушаем не то. И еще хвалим все это. А ведь всегда есть простой выбор: не смотреть, не читать, не слушать то, что не относится к искусству.

Художник Павел Рыженко. Фото: А.Бурый Художник Павел Рыженко. Фото: А.Бурый
– Большинство людей ведомы в вопросах искусства. Да и знаете ли… Вот, к примеру, ваша выставка. Мы узнали о ней случайно, пришли – и не пожалели. Но ведь о выставке пресса не сообщала.

– Ну да, нет рекламы… Я сейчас могу домыслить, почему ее нет, и вы можете представить, и мы с вами сделаем правильные выводы. Но правда глубже. Правда в том, что мне, как человеку, не полезно, чтобы о выставке знали миллионы. Правда в том, что у того, Кто дал мне возможность все это написать, Свой план по поводу того, как и кого из людей на выставку привести. Штучно. Точечно. Вы понимаете?

Нам всем хочется массовости. Но… Видите, вот лежит книга отзывов о выставке. Там много чего написано. Но мне лично дорог один-единственный отзыв. Незнакомый мне человек написал: «Спасибо вам, что вы не взяли никаких званий».

– А у вас нет никаких званий?

Лично мне дорог один-единственный отзыв: «Спасибо вам, что вы не взяли никаких званий»

– Нет. Я сознательно отказался от всех званий. Извините, у меня звание – русский художник. «Заслуженный», «народный» – я не хочу этих званий получать, потому что среди заслуженных и народных есть, например, Олег Кулик, который собаку изображал. Есть и другие. Заслуженных и народных, которых народ не знает, вы даже представить себе не можете сколько.

Так вот этот самый единственный отзыв для меня очень важен. Он означает, что люди все равно понимают то, что нужно понять. Наш народ загнанный, развращенный, забитый – дальше некуда… Но, видимо, в нас генетически что-то такое странное заложено. Стоит только нам что-то напомнить правильное, и глядишь – мозги на место становятся. Так что сколько на выставку пришло народу – это ровно столько, сколько нужно. Конечно, хочется, чтобы пришло как можно больше. Но это не в моей власти. До миллионов зрителей можно дойти двумя путями. Первый – честный, без денежных вливаний, через собственный труд, покаяние, работу над своей душой. И Бог тогда Сам все выстраивает как нужно. Второй – путь грязи, лести, сделок с совестью, спонсоров и прочих «прелестей». Каждый сам выбирает свой путь…

– На котором всегда столько искушений и стремлений оправдать свои не самые лучшие поступки. И столько ошибок и заблуждений…

– А как без этого? Это и есть испытание. Мне кажется, важно признать это и очистить душу.

– У вас это получилось?

– Не мне судить. Понимаете, я был как все, советский такой, в тренировочных штанах с оттянутыми коленками, дерущийся, матерящийся… И тут случилось так, что, благодаря Богу и Глазунову, я отправился в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины ван Дейка. Ночь, конец ноября, за окном дождь. Эрмитаж пустой, только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю: это не Эрмитаж, это – Зимний дворец! Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это ж мое – родное! Это невозможно объяснить… Я тут с оттянутыми коленками, здесь вот – ван Дейк, а там – государь. И кто я? Я – кто? А сокурсник за мной идет с этюдником: «Ох, я вчера пивка перебрал!» А у меня – слезы из глаз текут. Я просто уже не мог жить по-прежнему… В 23 года крестился, никто меня не уговаривал, сам пошел. Потом хотел уйти в монастырь.

Павел Рыженко. День Победы. 2008 Павел Рыженко. День Победы. 2008
  

– В монастырь?

– Да. Был послушником на Валаамском подворье в Приозерске. Но там я понял, что мне лучше к этому не приближаться.

– Почему?

– Не могу об этом говорить.

– Что, по-вашему, главное в творчестве художника?

– То, что делает художник, должно быть еще одной дырой в этом смрадном холсте, который над нами натянут, чтобы люди через нее увидели настоящее небо. А не создавать какую-то очередную черную кляксу, чтобы все посмотрели, какие мы уроды. Да мы и так знаем, что мы – уроды. А как исправиться-то? Картины художника должны быть не только надеждой, но и подсказкой, как исправить самого себя.

– Поэтому вы так много пишете исторических образов?

Александр Невский прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто?

Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!»

Разве не бред? Я не хочу так

– Да. Эти люди знали ответы на сложные вопросы. Ведь Александр Невский или Дмитрий Донской – это не просто штампованные православные святые. Ну посмотрите на иконы XVIII–XIX веков, когда наша иконопись претерпевала маразматическое влияние Запада. Это же ужас! Александр Невский – какой-то дядька на тонких ножках, в каких-то древнеримских доспехах, с мечом – не пойми что просто. А Георгия Победоносца на тех же иконах посмотрите. Это какая-то девушка с «хаером» как у негра, которая держит тонкий и длинный мечик… А когда читаешь жития, начинаешь представлять их… Да это же другие люди! Потом поднимешь хорошую реплику старинного меча, помашешь им чуть-чуть – и тогда точно понимаешь, что изображенное на иконе существо с мечом в тончайших лапках, да еще в кольчуге… Разве это Александр Невский? Вы только попытайтесь представить его жизнь. Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. Вот и вся жизнь. Молитва и сеча. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь. Он тяжелый выбор каждый день делал. Я пытаюсь дать зрителю возможность хотя бы чуть-чуть, как говорится, влезть в шкуру этого человека. Ведь он человек был! Может быть, ранимый. Может, он обидчивый был даже. Может, он гречневую кашу любил. Кто знает? И он прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Разве не бред? Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам?

– Большинство считает, что это – комфортно.

– Да, к сожалению. Проклятое слово. А мы такие доверчивые. Вечно шаткие и обманутые. Нам приятно быть обманутыми. Это у нас стереотип. Как великий Пушкин говорил: «Я сам обманываться рад…» Вот что ужасающе.

Павел Рыженко Павел Рыженко
    

– Ужасающим кажется другое. Раньше в обществе обязательно отыскивался один или несколько человек, не важно – поэт, писатель и так далее, – кто призывал остановиться и осмотреться, являлся своего рода пастырем, к которому прислушивались. А сейчас их, кажется, не видно…

Искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу

– Сейчас… Если честно не признаться, в какое время мы живем, эти вопросы останутся без ответа. А живем мы в эпоху апокалипсиса. Человечество зашло в глобальный и тотальный тупик. Во всем. Вот мы к Марсу хотим лететь. Ну, допустим, соберется вся планета, вскладчину построит корабль. Конечно, он будет американский. Безусловно, будет снят блокбастер об этом. Но все это – мелочи. Дело в другом. Сядет в этот корабль человек, который по своим нравственным качествам ничем не отличается от большинства, а может, даже и хуже. И прилетит он на Марс. Он что – другим станет? Нет, он и на Марсе будет тот же самый, что и на Земле. Тот же самый – обижающий ближнего, не любящий, обманывающий… Вопросы духовности все равно выползают. И человеку надо делать выбор: либо он эти вопросы решает, либо он оставляет их без ответа и загоняет болезнь все глубже внутрь. И искусство должно говорить об этой проблеме – на холстах. Говорить о вечных ценностях. Причем не начетнически, а как-то тонко, интимно, от сердца к сердцу. Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу.

Материал подготовили Лада Клокова и Александр Бурый

Павел Рыженко

Источник: Русский мир

16 марта 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег 6 августа 2018, 15:15
Слава Богу, что он - Павел, успел понять и нам подсказал...
эльвира16 сентября 2017, 10:54
Редкий человек для нашего времени! Безоговорочно талантливый и патриотичный! Побольше бы подобных людей нашему Отечеству!Его картины затрагивают струнки души!!!
Татьяна30 октября 2016, 09:24
Сама сказать не умею, но сердце вторит словам Н. Некрасова: "Природа Мать! Когда б таких людей, ты иногда не посылала Миру, заглохла б нива жизни."
Слава Богу за все, спасибо Творцу за прекрасного художника, может через эти произведения, проснутся многие души.
удальцова марина викторовна искусствовед24 января 2015, 19:45
24 января 2015 года вернулась из Государственной Третьяковской галереи с выставки исторических картин Павла Викторовича РЫЖЕНКО:
"Отражая эпоху...Историческая живопись Павла Рыженко".

Зрители ходят по залам Третьяковской галереи с умными и восторженными глазами и не хотят расходиться... Смотрят и смотрят эти огромные эпические полотна. Завтра выставка в выставочных залах 41-42 ГТГ на Крымском валу работает последний день. Низкий поклон художнику, автору исторических, с любовью к Господу написанных полотен. Упокой Господи его душу...Спаси Господи, нас, грешных.
Спасибо за сохранённое историческое наследие родным художника П.В.Рыженко. С благодарностью от почитателей таланта художника-патриота России хочу выразить ГТГ и Министерству культуры РФ при содействии которых выставка работала в Третьяковской галерее с 19 декабря 2014 по 25 января 2015.

М.В.Удальцова, искусствовед.
Павел11 сентября 2014, 09:59
Помяни тебя Господи во Царствии Своём...
Будем помнить тебя, раб Божий Павел, по твоим работым и славить Господа за Его пребывание в твоём таланте!
Спаси и сохрани!
Галина Сергеева21 июля 2014, 12:59
Павел Рыженко - человек вечности,и других готовит для неё своими холстами.
андрей20 июля 2014, 16:54
искренне говорил человек. очень это ценно в наше время тотального лицемерия.
Валерий20 июля 2014, 03:29
мечтал увидеть еще много великолепных полотен этого Мастера...
Царствия Небесного рабу Божьему.
nina varlamova19 июля 2014, 17:46
Царство Небесное ! Вечный покой ! Какая невосполнимая утрата !Соболезнование родным и близким !
Анна19 июля 2014, 15:39
Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Павлу!!!
Нужно обязательно просить у властей Москвы выделить место для постоянной экспозиции замечательнейших картин прекрасного русского художника ПАВЛА РЫЖЕНКО.
Софья18 июля 2014, 18:18
Не православная. Но разрешите высказаться.
Удивительный, не похожий на других был человек. Простите нас Павел Викторович. Знала лично, видела как писал.Соболезную.
Евгений18 июля 2014, 17:39
Царствие Небесное рабу Божьему Павлу!
наталия18 июля 2014, 17:05
Прекрасные картины!царствие небесное р.Б.Павлу.
ТаняСем18 июля 2014, 09:32
Не знакома,к сожалению с творчеством этого НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА,но прочитала интервью и поняла,что ЕСТЬ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ РУССКИЕ!!!!И стать им можно только по собственному желанию и с Божьей помощью!Очень жаль,что так рано ушел из жизни Павел Рыженко,но смею надеятся,что Господь примет его душу,царствие небесное рабу Божьему Павлу,искреннее соболезнование его родным и близким....
Толик17 июля 2014, 19:06
Мужик! Настоящий! - смелый, честный, спокойный!
Царствия Небесного!
---
Спасибо порталу за опубликование этого интервью.
---
Не знаток живописи, но картина "День Победы. 2008" - супер! - и тонкая..., и потрясающая...
Неонилла17 июля 2014, 17:27
Упокой, Господи, душу усопшего р.Б.Павла!
Спаси Господи, что довелось узнать о жизни и творчестве этого замечательного Человека. Так трепетно и бережно Павел отнесся к таланту, данному Богом, и донес до наших сердец веру и любовь. Слава Богу за все! Царствие Небесное!
Ирина17 июля 2014, 15:05
Упокой, Господи, в селениях праведных!
С этого человека надо брать пример: быть честными и предельно искренними перед самими собой, перед своей совестью, перед людьми и Богом.
Впервые сегодня узнала, что был такой художник, такой человек.. Посмотрела картины, тронули до слез, заставили задуматься..
Татьяна Злобина17 июля 2014, 14:31
Большое спасибо Вам за интервью с таким замечательным,настоящим Человеком!
Георгий17 июля 2014, 13:05
Царствие Небесное рабу Божьему Павлу!
Был на его выставке, люблю его картины.
Упокой Господи его душу!
Maria Sokolova17 июля 2014, 12:31
Помяни,Господи,во царствии своем.Аминь. слезы. просто слезы. как жить без ТАКИХ людей?
Тамара17 июля 2014, 11:35
Настоящий русский православный человек!Но последние 25 лет в цене моральные уроды.Жаль,что такие люди как Павел,так рано уходят из жизни.Царствия ему небесного.
Андрей17 июля 2014, 10:56
Какая скоропостижная смерть. Замечательный художник и потрясающие картины. Скорбим. Помяни Господи, раба Божия Павла, во Царствии Твоем!
Ирина17 июля 2014, 09:14
Вот силища! Созрел колос. Царствие Небесное тебе Павел.
Сергей17 июля 2014, 08:54
Живу в Челябинске. В мае-июне на придорожном билборде увидел объявление о выставке картин П. Рыженко. В то время ничего не слышал о нем. Собирался посетить выставку картин и... не посетил из-за повседневной суеты и даже забыл о своем намерении. Но теперь, когда узнал, что он за ЧЕЛОВЕК, - обязательно должен увидеть его картины. Теперь не забуду. Совершенно верно: иногда по своему эмоциональному воздействию на душу и сердце картина ХУДОЖНИКА бывает лучше всяких слов. Вечная память р.Б. Павлу.
Алексей17 июля 2014, 08:52
Царствие Небесное р.Б. Павлу! Был близко знаком с покойным и известие о его смерти - трагедия. Увы, у нас как всегда: врагам Отечества - слава и почет, героям/, талантам и мученикам - беззвестие. Алексееву, которая всю жизнь сознательно боролась в Россией, конечно же, непременно нужно было наградить медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" (так и хочется спросить: каким?!). Умерла Новодворская - человек с громадным богоборческим прошлым и настоящим - все СМИ пестрят сообщениями, едва руководство страны соболезнование не высказало. А умер Паша - ничего... Только вот "Православие.ру" и сообщило об этом. По-видимому, теперь и следует ожидать признания, точно по Высоцкому: "Не скажу о живых, а покойников мы бережем". Интересно, кто-нибудь о его семье позаботиться? Насколько я знаю, свои картины он подарил России, они даже с выставок средств не получат. И при жизни Павел не был обеспеченным человеком. Может быть, Монастырь мог бы стать аккумулятором средств помощи для вдовы и детишек? Может быть, счет откроет, на который можно было бы перевести деньги? Отец Тихон, помогите, пожалуйста.

Игорь 17 июля 2014, 07:28
Хороший,русский человек,чрезвычайно талантливый, даже гениальный, со сложной судьбой! Спаси тебя Господи,Паша! Царствия тебе небесного!
Раба Божия17 июля 2014, 05:38
Упокой Господи душу усопшего раба Твоего, Павла!
Спаси Господи за статью! Очень понравились картины (в особенности "День победы"!)! У Павла Рыжова определенно был талант! И я разделяю его убеждения!!!
Александр Гикст17 июля 2014, 00:53
Спасибо Паша за картины!Царствия Небесного тебе Павел...
Роман16 июля 2014, 23:03
мороз по коже... Павел говорит об Александре Невском, ушедшем в 44 и сам уходит из жизни в том же возрасте. А мне вот скоро 50...
tamara16 июля 2014, 22:56
Царствие Небесное тебе , Паша!!!
Павел16 июля 2014, 22:05
Как в песне у И. Талькова:

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят Мирам,
что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Упокой Господи душу усопшего раба Твоего Павла.
Vasiliy Selivanov16 июля 2014, 17:09
Царствие Небесное тебе , Паша!!!
Kонстантин25 марта 2014, 07:10
Доброго пути Вам в вашем творчестве, Спаси Бог!
Нина12 марта 2014, 23:38
Спасибо. Познакомилась с настоящим человеком. Захотелось познакомиться с его творчеством. Все три фотографии картин заставляют думать, настолько объемно выражены даже не чувства, а продолжение мыслей художника относительно данного персонажа. Особенно понравился День Победы. Нахлынуло, даже прослезилась. Благодарю.Думаю, открыла для себя настоящего художника.
Анатолий 4 декабря 2013, 11:42
Начал заниматься живописью самостоятельно два года назад.Набрался опыта, есть работы, которые оценивают неплохо.Пишу в стиле реализма пейзажи, портреты.Удовлетворённости и стержня не было, а вот сегодня, после прочтения этого интервью с Павлом Рыженко, чувствую появился!Очень рад, что есть такой мощный, талантливый и исконно русский художник -Рыженко!Ему можно верить и следовать его вере!
Наталья Фетисова ,66 лет27 ноября 2013, 16:27
Несмотря на врождённый оптимизм, последнее время сильно захандрила не видя вокруг себя честных и благородных людей. В группе о живописи увидела работы Павла Рыженко и захотела узнать о нем больше. Я так рада,что не обманулась насчёт художника ,как личности.Здесь же прочла комментарии людей близких мне по духу. Это вселяет надежду.Так хочется,чтобы Россия не погибла, не истребилась,чтобы умножилось число думающих,честных.
Елена28 октября 2013, 22:11
Интересно узнать почему в картине "Победа Пересвета" Пересвет изображен на черном коне, а Челубей на белом. Известно, что незадолго до битвы для обители Сергия Радонежского один купец приподнес белого коня по имени Серпень, его и снарядили для Пересвета.
Ирина 4 августа 2013, 01:34
Были с мужем на выставке Ваших картин в Ульяновске. СОвершенно точно Вы сказали, Павел: зашли безо всякой рекламы, не зная, гуляли возлк мемориала Ленина и словно за руку Господь вдруг взял и привел к одному из маленьких домиков. А там на первом этаже вышивки местных рукодельниц, а на втором - о чудо! - "Страшный суд". Перед ним стояли долго, можно стоять часами. Я плакала. И другие полотна потрясают: "Битва Пересвета с Челубеем", "Иван Грозный", триптих о государе... До закрытия не могли уйти, нас буквально выпроваживать стали.
Пусть Господь благословит Вас на создание новых шедевров!
С уважением Ирина, Мурманск
Юрий.17 января 2012, 20:15
Достойный СЫН своего Отечества... Не перевелись ещё Богатыри на Руси...!
Павел14 декабря 2011, 08:17
Доброго утра вам,Павел! Вы совершенно правы,если каждый из нас начнёт "разговор с собой",тогда и Русь наша окрепнет и возродится! Дело ведь не в чиновниках,партиях и правительстве, а в нашей бездуховности.. Храни вас Господь!
Людмила23 ноября 2011, 18:43
СПАСИБО, Павел! Вы для меня открытие, спасибо Вам за Ваш труд, за Ваши взгляды на жизнь.
Ольга23 ноября 2011, 16:53
Бальзам на Душу!!!!! Спасибо,Павел!!!
Зоя19 марта 2011, 06:28
Быть искренним с самим собой,не врать самому себе,очень важно.Благодарю,Вас Павел,за честность.
Елена18 марта 2011, 22:38
Спасибо, вы настоящий художник.
Елена18 марта 2011, 22:29
Спасибо, вы - настоящий художник.
Марина18 марта 2011, 18:48
Очень интересный художник. Взгляды на жизнь тоже порадовали.
Но может, не стоит так гордо отказываться от звания "народного"? Не все из них только собак рисовали. Лет через сто незаслуженно "народных" никто и не вспомнит. А про Павла Рыженко могут сказать, типа - эх, гады, при жизни затирали, никакого звания не дали. Но ведь это не так?
Мне кажется, звания "народного" даются не только для самого художника, но и для потомков. Чтобы были какие-то ориентиры.
Евгения18 марта 2011, 18:07
Спаси Господь!
наталья17 марта 2011, 15:18
спасибо за статью, очень своевременные слова и мысли, картины замечательные, будят воображение и диалог с самим собой, еще раз спасибо.
Александр17 марта 2011, 15:10
Cпасибо!
Храни вас Бог!
С уважением,
Александр
Ольга17 марта 2011, 13:56
Павел, спасибо за то, что Вы есть...
Ольга17 марта 2011, 13:19
Как же все по-настоящему и сказано и,увидев картины, понимаю и создано...
Игорь17 марта 2011, 13:17
А где проходит сейчас выставка, подскажите?!
Андрей17 марта 2011, 11:01
Сказать бы громко на всю страну чтобы все услышали: "А ведь всегда есть простой выбор: не смотреть, не читать, не слушать то, что не относится к искусству."
Александр Платицын, 63 года17 марта 2011, 08:11
Павел, не слыша Вас, я уже преклонялся перед Вашими работами, а теперь я Вас и услышал, и моё уважение к Вам выросло как минимум вдвое. До Вашего интервью я ничего более трезвого, разумного и проникновенного, чем высказывания Александра Максовича Шилова, не слышал, а Ваши слова даже "круче". Вы один из немногих зрячих среди тысяч и миллионов слепых. Спасибо Вам за честность.
Ирина17 марта 2011, 01:46
Прямо скажем,до Репина и даже Сурикова не дотягивает,но имеет право быть,как и всякий,кто считает себя художником и пытается найти свою аудиторию.Про Глазунова "не в бровь,а в глаз".За то,что "русский"-спасибо,но,если представить,что все русские художники стремились бы к такому вот иллюстративному реализму,то становится скучно.Знаю в Петербурге немало художников,чье творчество интересно,свежо,востребовано,но о них никто не пишет,а Рыженко попросту пиарят,таких художников у нас "море".
Галина16 марта 2011, 20:12
СПАСИБО!!!!
Постникова Нина Васильевна16 марта 2011, 19:34
Предельно честно. Но картины еще честнее. Спасибо!
Сергей16 марта 2011, 12:48
СпасиБо, Павел! Не в бровь, а в глаз сказано. Преклоняюсь перед смелостью и честностью в отношени к себе, к миру, к искусству. А то ведь живем, реверансы с совестью отпускаем и правды боимся. А правда такова - все умрем. И какой ответ дадим за драгоценое время отпущенное - как жили, что думали, что говорили. Помоги, Господь тебе и дальше быть воином Христовым. Чего и всем нам желаю.
р.Б. Сергий
Вероника 16 марта 2011, 12:07
Очень умно и тонко обо всем подмечено.А какие картины!Спасибо вам огромное.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×