Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.

Спасем язык – спасем и Россию

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области. Учился в школе ФЗО, работал столяром, электромонтером, окончил Литинститут. Признанием его заслуг стало присуждение Гос.премии СССР, Гос.премии РФ в области литературы и искусства, награждение орденами – Трудового Красного Знамени, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» и преподобного Сергия Радонежского. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. И сейчас в церкви открыт приход. Живет в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

Разговор о языке – очень серьезный разговор. Достаточно вспомнить Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Язык – это народ. Когда я говорю о спасении России, я говорю о спасении языка.

Спасать прежде всего нужно кириллицу, потому что начинается наш разгром с того, что кириллицу в России вытесняет латинский шрифт. Я вам напомню о том, что разрушение Югославии началось именно с этого. Все началось с безобидных вывесок, с безобидных объявлений на латинском шрифте – и кончилось (да еще не кончилось!) видите чем. Страшные вещи происходят: кириллица вытесняется насильно, целенаправленно.

Конечно, язык зависит от уровня общей культуры, народной нравственности прежде всего. Но нельзя забывать, что разрушение русской национальной культуры, языка и музыки было запланировано. Никакой стихийности тут нет, все шло так, как было задумано, – уничтожение нашей государственности, нашей нравственности, нашего языка, нашей культуры. И тут нечего хитрить, нечего бояться, надо прямо сказать, что мы порабощенный народ; может, пока порабощенный не до конца, но порабощенный, надо это признать и исходить из этого. Как освободиться от гнета, от ига, надо думать сообща, соборно. И если мы будем думать, то обязательно придем к тому, что освобождение может быть только на основе православной веры.

Наша культура, наша духовность где-то во времена Пушкина пошла по двум направлениям: светская культура и культура чисто духовная, религиозная. Они как бы разошлись, и один, – чаадаевский или декабристский путь, а другой – путь наших священнослужителей, духовенства. Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение.

Нельзя делить культуру на культуру Пушкина и культуру Игнатия Брянчанинова. Конечно, они и сами в своем роде хороши, но у них один источник. Этот источник – русский народ и Православие. И когда я читаю сейчас аскетические опыты святителя Игнатия – я восхищаюсь чистейшим русским языком. За век с лишним ничего не сделалось с этим русским языком, он такой же чистый и сейчас. Язык Игнатия-святителя – это превосходный язык, в него ничего не привнесено грязного и нечистого, я бы сказал, иностранного. Мысли выражены очень четко.

О плановом уничтожении языка можно говорить очень много. Но достаточно сказать о словарях наших. Словарей должно быть столько, сколько нужно, должны быть сотни самых различных словарей. А у нас же вроде бы какая-то норма существует на них.

И какие это словари?

В словаре Даля 220 тысяч слов, хотя в нем отражена отнюдь не вся русская лексика. Я знаю десяток или два коренных русских слов, которых нет в словаре Даля.

А в словаре Ожегова? Там ведь всего лишь около 80 тысяч слов. Вот как у нас получается: из двухсот двадцати тысяч слов сделали всего восемьдесят. Да и то половина с пометками: «устарелое», «областное», «просторечное», «специальное» или еще какое-нибудь. Так и прививали у нас недоверие к собственному языку.

Но ведь произошли изменения не только в словарном, лексическом составе, произошли изменения в пунктуации, синтаксисе. Ведь язык – это такая разнообразная стихия! В нем нельзя сводить все только к одной лексике. И здесь наблюдается явное обеднение языка.

Язык обеднен не только по количеству слов, он еще обеднен и интонационно. Он утратил ритмичность и тональность.

Говорить об исключении иностранщины из нашей лексики вполне правомерно. И нечего этого бояться. Надо безжалостно исключать «чужесловы» из нашей речи. Безжалостно выбрасывать. А нам прививают намеренно это лексику. Я понимаю, когда пишут медицинский рецепт на латыни. Но когда журналисты намеренно всовывают в статьи иностранные термины, нарочно, как бы презирая русский язык, это те журналисты, которые вообще не любят Россию и которым все равно где жить и как говорить, лишь бы было сытно. И сами лингвисты? Они на самом коренном русском слове могут поставить пометку: разговорное, областное.

С В.Н. Крупиным мы были в Японии, оказались в гостях у одного профессора, и он нам показывает сборник «русских» частушек, изданный в Израиле. Забыл фамилию израильского профессора, который писал предисловие. Частушки абсолютно похабные. Весь сборник целиком похабный. Я смею вас уверить – это не народные частушки. Есть люди, которые специально сочиняют эти мерзопакости, а выдают за творчество народа. Или берут действительно народные частушки, но что стоит человеку, искушенному в сочинительстве, переделать текст и из нормальных стихов сделать похабщину? Издают целые сборники большими тиражами и распространяют по всему миру. А на основании подобных сочинений делается вывод, какой русский народ паскудный. И тот же японский профессор воспринимает эти частушки как народные. А нашим доказательствам, что это не народное творчество, по-моему, он так и не поверил.

Уничтожение русского языка идет одновременно с уничтожением русского народа. Самое главное сейчас – спасение самого народа, который покорен неизвестно кем, какими силами, который идет на поводу неизвестно у кого.

Я не знаю, что получится из закона, который мы предлагаем принять в Думе. Я думаю, что спасение языка не совсем будет зависеть от этого закона. Но все равно не нужно от него отказываться. По крайней мере, закон этот должен разбудить спасительное чувство национального.

Рейтинг: 7.9 Голосов: 54 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий Баранов 6 декабря 2017, 19:46
Согласен с В. Беловым
Василий 5 августа 2011, 18:47
Недавно в английском языке (самый большой по набору слов) было зарегистрировано миллионное слово, и это слово - www.
Официальный критерий успешной деятельности ЦБ РФ - "валютное таргетирование". Такого слова в нашем словаре нет, и что означает это выражение - никому не понятно, хотя и понятно, что это от английского target. Интересы национальные, а критерии на чужом языке.
Поскольку в рамках собственной самоиндентификации мы стали вторичны, произошла остановка понятийного базиса - как заплясанный бесами человек уже не может думать. Нет думок - нет слов, всё связано. Наша мысль остановилась и мы делали вид что развиваемся, а вместо этого просто копировали выдуманные на западе модели и слова для бизнеса, IT, многих других отраслей (которые ушли вперед) и разговорной речи:
майнстрим, апнуть, коучинг, ассесмент, HR, PR, манимейкинг, фармить, gross, ребутнуть, project manager и т.п.
Может мы что-то там и придумали, но внедрить уж точно не смогли.
Чтобы новые предметы и явления назывались по-русски, нужно чтобы "внедренцы технологии" были мыслящими на русском языке людьми, которые бы, словно Адам, дали названия предметам и ещё должно пройти несколько десятилетий, чтобы новые технологии и системы перекрыли старые, придуманные на чужом языке.
Такие люди могут появиться, если главная ценность для народа будет Православная вера многие годы.
Антон22 апреля 2011, 16:04
СПАСЕМ ЯЗЫК – СПАСЕМ И РОССИЮ.
Максим27 марта 2011, 00:56
"И тут нечего хитрить, нечего бояться, надо прямо сказать, что мы порабощенный народ; может, пока порабощенный не до конца, но порабощенный, надо это признать и исходить из этого. Как освободиться от гнета, от ига, надо думать сообща, соборно. И если мы будем думать, то обязательно придем к тому, что освобождение может быть только на основе православной веры." -- насколько точно сказанно...

Спасибо огромное Вам за статью!
Татьяна 8 марта 2011, 10:06
Да, сущая правда. И язык нужно спасать и себя, дорогие братья и сестры. На всех направлениях враг рода человеческого воинствует, а воинов против него мало. Ну так, давайте будем проявлять нашу загадочную русскую душу. Хотя бы по капельке, каждый день. С самим собой труднее всего бороться. А если чего-то немного и добился в исправлении себя, самопринуждением и терпением, вот тогда это и будет хоть маленький, но, всё же, вклад в общее дело спасения. А начинать-то, действительно, с языка надо. С доброго, ласкового и нециничного языка.
А про букву "ё" замечания очень близки к фарисейству. Человек такую тему поднял...
И ещё, небольшое добавление к теме. Что же это за выражения такие, так прочно засевшие в нашем языке,такие как "Да?" "Как бы..."? Это же говорит о полной неуверенности говорящего человека, будто он ищет поддержки со стороны собеседника, чтобы тот кивнул головой или поддакнул. А ведь лет 15 назад такого не было.
Вот вам и евангельское: "Всяк человек ложь и ложью обретается".
Спаси нас, Господи.
Андрей Викторович 7 марта 2011, 23:51
Есть в русском языке, в русском алфавите, такая себе буква "ё" (смотрите: букварь, 1-й класс школы).

Думается, что писателю, в данном случае В.И.Белову, хорошо с себя начать, и в написанные тексты эту самую букву "ё" вставлять.

Для начала.

С уважением.


Юрий 6 марта 2011, 22:11
Точно сказано, что "мы порабощенный народ". Однако пока мы прямо и открыто не назовем кем и чем мы порабощены, мы не избавимся от порабощения. "Самое главное сейчас – спасение самого народа, который покорен неизвестно кем, какими силами, который идет на поводу неизвестно у кого"
Уверен, что Василий Иванович (или его редактор) лишь из "политической корректности" заменил "известно" на "неизвестно" и процитированный абзац должен читаться как "покорен известно кем, идет на поводу известно у кого", иначе вся статья не имеет смысла - не призывает же нас автор бороться против "неизвестно кого"?
Супрун Василий Иванович 6 марта 2011, 21:20
Василий Иванович, спасибо за слово в поддержку родного языка. Стыдно за коллег-лингвистов, которые издали словарей мата больше, чем словарей красивой речи. Один популярный лингвист заявил: "Если взрослый мужчина не матерится, это вызывает подозрение". Видимо, под подозрением у него находятся все православные люди, которые не используют мат в своей речи. Его единомышленники, как Вы заметили, похабные частушки сочиняют, выдавая их за народные. Если они берутся изучать А.С. Пушкина, то непременно выискивают у него какие-нибудь мнимые или самими же ими придуманные скабрёзности. Этим же занимаются некоторые Ваши коллеги по писательскому цеху, создающие бездарные произведения с матом на каждой странице. Их почин подхватывают всякие певцы, актёры, политики. Телевидение и радио охотно допускают этих бездарей к микрофону, радостно пикая после их каждого второго слова. Цель всех этих действий понятна - показать, что мат и есть речь русского народа, а у народа, который пользуется такой речью, не может быть будущего. И пока русский народ не станет православным, это будет продолжаться. И тогда, действительно, может наступить ситуация, когда русский народ будет говорить только на мате, и он потеряет себя.
Неонилла 4 марта 2011, 13:49
Спаси Господи, Василий Иванович!
Помогай, Господи, в этом непростом, но столь необходимом деле - спасении русского языка.
marija 4 марта 2011, 12:18
Спасибо за разумный подход к РУССКОМУ языку. Современная школа
не даёт той полноты и красочности которая была в советской школе. Сейчас западный свободный, расхлябанный стиль уничтожает всю нашу культуру. Правильной русской речи не услышишь, жаргоны и намешанные наречия. Все стали иностранцами и простите голодранцами. За рубежом к русскому языку относятся с уважением, а мы свой язык уничтожили. Живите долго и несите благое в мир своей Родины. Свою прекрасную родину уничтожили сами своими руками, довели Святую Русь до ручки. Спасибо вам, что вы есть. Храни вас Господь.
Гость 3 марта 2011, 20:54
Спаси Вас Христос, Василий Иванович!
Русский язык надо спасать!!!
Валентина 3 марта 2011, 16:04
Низкий поклон Вам, Василий Иванович, за такую нужную, своевременную, с сердечной болью написанную статью. Спасибо за то, что пытаетесь достучаться до разума людского - не все же его растеряли, в конце концов. Храни Вас Господь, здоровья Вам и долголетия!
Владимир 3 марта 2011, 15:48
"...спасение народа, который покорен неизвестно кем,какими силами, который идет на поводу неизвестно у кого..."
Образно говоря, мы сейчас представляем собой видоизмененные (раковые) клетки прежнего народного организма.
Если бы видели ( и видят) нас наши деды и прадеды, эту нашу жизнь, то подумали бы, что попали в сумашедший дом.Вот один из признаков: еще никогда в истории России не бывало,чтобы эти самые "неизвестно кто" управляли непосредственно государством и экономикой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×