Обидную чушь и набор банальностей несли все, кроме него, психологи, звезды и депутаты. А вот клоун взял да и рассказал историю из цирковой практики. В истории речь шла об одном артисте, который женился на женщине из труппы, которая была старше его лет на десять – пятнадцать. Ему еще не было тридцати, кажется, хотя за цифры я не отвечаю. Друзья отговаривали его от подобного брака. Дескать, ты через десять лет будешь еще «ого», а она, мягко выражаясь, уже совсем «не ого». Но они поженились и те десять лет, о которых говорили друзья, со временам прошли.
Он, действительно, как мужчина был еще «ого», и она стала такой, как предсказывали. Но чудо заключалось в том, что он любил ее, не думал бросать и к нежности отношений подмешалась необидная жалость и бережность. Доброжелатели советовали разводиться или ходить налево по причине очевидной разницы в возрасте, а наш герой, по словам Куклачева, был верен своей подруге и отвечал почти гоголевской фразой: «Она же человек». Так Акакий Акакиевич в ответ на насмешки говорил: «Я же брат ваш». Такая вот история о победе совести над гормонами, прозвучавшая из уст клоуна, за что я перед ним снимаю шляпу. И еще он сказал, этот мудрый клоун, который улыбается на сцене и, наверное, грустит за кулисами, что слово «блуд» указывает на блуждание, то есть неприкаянность. Не нашел себя человек, вот и блудит из стороны в сторону, из постели в постель, от эмоции к эмоции. А человеку ведь нужно найти себя и успокоиться, потому что броуновское движение неприкаянного искателя счастья только ранит всех вокруг и его самого в придачу.
«Удивительно мы живем», – подумал я тогда. «Князья злодействуют и лекари калечат. От священника иной раз слова не услышишь, а на правую дорожку тебя скоморох наставит. Русская непредсказуемость. Картина маслом»
И еще одну историю я вспоминаю, коль скоро разговор зашел об «ответственности за тех, кого мы приручили». Это я уже видел не на экране, а перед носом без помощи технических средств. Жила-была молодая и успешная в мирском смысле супружеская пара. Были деньги, был статус, были силы. Ребенок был, один (потому как лучше одному все дать, чем голытьбу плодить, так ведь?). И вдруг хрустальный замок превращается в груду осколков по причине автокатастрофы. Мужа парализует после аварии. Сначала отнимаются ноги, потом болезнь поднимается вверх, угрожая полной беспомощностью. Жизнь превращается в кошмар. Поиск врачей, нехватка денег, массирование пролежней, утки, сиделки. Врагу не пожелаешь. И молодая жена вскоре говорит парализованному мужу несколько емких фраз: «Я еще молодая. Я жить хочу» Потом хлопок дверью и – до свиданья.
Я соборовал и причащал этого мужчину, и лишь из этических соображений не называю его имя и отчество. У него на момент нашего знакомства уже была вторая жена. Это была брошенная своим первым мужем хорошая женщина, хлебнувшая горя и связавшая свою жизнь с жизнью калеки. Они были нежны друг с другом и веселы на людях. И только морщины вокруг глаз молча указывали на то, чего им стоило это веселье. А что же первая? Та, что хотела жить и жалела пролетающую молодость? Она очень скоро тоже попала в автокатастрофу. В той аварии она разбилась насмерть.
Теперь самое время помолчать и подумать. Самое время перебрать в уме кубики с надписями «случайность», «возмездие», «нравственный закон», «какой ужас!», «так и надо!». И дело в том, что жизнь, уперто желающая быть похожей на глянец, кишмя кишит подобными примерами. Именно подробные примеры и есть лицо жизни без макияжа. Об этом надо говорить и думать. Тогда шансы остаться человеком хоть чуть-чуть, но увеличатся. У нас нет в православии венчальной клятвы, как у католиков. Да и не надо. Но смысл имеющейся у них клятвы стоит знать. Брачующиеся перед Лицом Бога обещают быть друг с другом вместе всегда: в болезни и здоровье, в молодости и старости, в бедности и богатстве. Мы этого вслух не произносим, но, несомненно, подразумеваем. Крепость нашего союза должна быть безусловной и вечной. Этого требуют и вера, и совесть. Это и есть настоящая жизнь, а не игры в погоне за миражами.
Вот пишу и вижу в памяти эпизод из «Иронии судьбы». Главный герой возвращается домой из Ленинграда, устало прислонившись в стеклу вагона, а за кадром звучат стихи. Это хорошие стихи. Там есть такие финальные строчки:
С любимыми не расставайтесь
Всем сердцем прорастайте в них
И каждый раз навек прощайтесь
Когда уходите на миг
И Вам спасибо! Александр (Вшивцев)- не знаю, к сожалению, отчества. Не задумывался никогда о трудящихся в цирке. А тут...
Спасибо.
Только удивило меня то, что вы удивлены тем, что "клоун", как вы назвали артиста Куклачева, оказался таким мудрым человеком... Просто вы, видимо, не знакомы с миром цирка. Коверные там - самые удивительные люди. (не называйте их клоунами, пожалуйста...)Самые уважаемые и самые серьезные. И не потому что выходят в манеж по 7-8 раз за вечер, в отличии от других артистов. Не потому что владеют всеми жанрами - они и канатоходцы, и гимнасты, и жонглеры, и дрессировщики... Потому что они самые опытные из всех артистов. С ними считаются, к ним приходят за советом, к ним, как к священнику. приходят на исповедь... Сколько замечательных книг написано коверными... Какими тонкими лириками и мудрецами они были - Енгибаров, Никулин, Карандаш, Шуйдин, Кремена.... Не удивляйтесь, батюшка. но я скажу, что цирк - это самое честное искуство. В нем нет фальши и обмана. Если прыжок и три сальто - так это действительно так, это не "кинофокус", не "видеомонтаж", если лев - то это не кукла... Вот поэтому артисты цирка почти все верующие, очень многие посещают храмы, у многих в гримерках висят иконы. И, поверьте. это не дань моде. не показуха....
С глубоким уважением к Вам,отец Андрей, и Вашему таланту писателя !
Не только за эту статью, за все Ваши статьи.... За то что Вы не привержены такой "общепризнанной" ныне "ценности", как толерантность, за ту встряску, которой Вы будите души от этой постоянной благодушной спячки, за Правду, которую Вы говорите.
Говорите Правду, храни Вас Господь!
Спаси Господи!
Какой мерой меряем, той и нам отмеряется, так?
Если брак держался ради "статуса" и денег,не надо было ожидать, что после катастрофы появится ответственность и преданность.Зато второй брак мужчина строил не на песке.
..мы женщины часто спрашиваем своих половинок:"ты меня любишь?"..
Я не исключение. Муж неизменно мне отвечает:"конечно, ты же моя жена".
Не знаю почему, но мне этот ответ никогда не нравился.
Прочитав эту статью, пришла мысль (не нравилась п.ч. похожа на эту гоголевскую фразу "Она же человек").
С сегодняшнего дня ответ мужа мне нравится. Спасибо!
У нас на работе овдовела одна еще молодая женщина. Она рыдала каждый день. Но сотрудники не понимали, "нашла о ком плакать, об алкаше". Ее муж, говорят, был действительно "беспробудный". Ее бы больше поняли, если бы она давно ушла от него, она же молодая еще, ей надо жить.
Сейчас очень легко размываются семейные ценности и подменяются понятия.
До чего же здорово Вы пишите, отец Андрей. Читая такие рассказы не просто воспринимаешь информацию, но чувствуешь...