В это время сердце молящегося человека было горячо. Как к котлу, стоящему на огне, не подлетают близко нечистые мухи, так далека от сердца молящегося человека была всякая нечистая и скверная мысль. Но иногда прекращает молитву даже самый горячий молитвенник. Прекратил молитву, стал беспечен однажды и тот, о ком идет наш рассказ. Давид звали его. Он был царь, носящий в груди пророческий огонь.
Этот огонь не горит всегда с одинаковой силой. Однажды вечером, когда пророческий дух не волновал сердце царя, а молитва не согревала его изнутри, Давид «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» (2 Цар. 11: 2).
Народ говорит, что мужчина любит глазами, а женщина – ушами. В этих словах много правды. Нашу праматерь в раю змей обольстил льстивым шепотом, а царя Давида сверг с высоты святости через око. Давид ввел женщину в свои покои, спал с нею, и она сделалась беременна. А поскольку женщина не была свободна, и муж был у нее, Давид приказал взять этого мужа в самое опасное место шедших тогда боев, чтобы убили его там наверняка. Так углубил царь свое падение и рабство, к цепи блуда добавив цепь убийства.
У евреев не было слова «совесть». Совесть была, а слова не было. Его заменяло выражение «страх Божий» и «память Божия». Если эта память уходила, человек становился бессовестным. Ничто внутри не шептало ему о нравственном законе и об ответственности. Ничто не напоминало, что Бог здесь, и Он все видит. Для уснувшей совести становился необходимым пробуждающий голос извне. Такой голос донесся до царя из уст пророка Нафана. Пророк не обличил царя прямо, но описал ему ситуацию, в которой бессердечный богач, владелец множества овец, повелевает забрать единственную овцу у бедняка, чтобы приготовить угощение для гостя. Эта словесная картина была так отвратительна, что царь разгневался и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это» (2 Цар. 12: 5).
О, горе! Горе нам, людям, потому что даже лучшие из нас замечают мелкие детали чужих грехов и остаются слепы к своим собственным злодействам. Оцеживают комаров люди и проглатывают верблюдов, по слову Иисуса Христа.
Когда гнев царя был излит в словах угрозы, Нафан сказал: «Ты – этот человек». И еще много угроз произнес пророк, которые со временем исполнились в точности. А Давид сказал: «Согрешил я перед Господом».
И хотя Нафан утешил царя словами о прощении, раненное грехами сердце Давида стало слезить так, как слезит засоренное пылью око. Покаянный псалом излился из Давидовой души, псалом, который вот уже много столетий читают все, в ком совесть нечиста.
Мессия в начале Евангелия от Матфея назван «Сыном Давида, Сыном Авраама». Авраам жил раньше Давида, но в этом родословии Давид поставлен первым. Это потому, что именно кающиеся люди, плачущие о грехах, подобно Давиду, приходят в чудный мир веры. Покаяние – главное условие примирения с Богом. Все остальное придет потом и приложится. Пойдем же, пойдем вслед за согрешившим пророком, чтобы в кратких словах и буквах его плача найти себя самих, свою душу и свою надежду!
***
Если бы суд земной судил царя, то судил бы он его за грех против Урии и его жены. Первого он убил, а вторую обесчестил. Земной суд требовал бы извинения перед вдовой и материальной компенсации. Вместо этого Давид чувствует себя виновным перед Единым Богом. Его забыл царь и поэтому согрешил. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал», – говорит царь. Мы тоже грешим не почему иному, как потому, что забываем о Боге. Не исполняем краткую по словам и тяжкую по трудам заповедь, данную Аврааму: «Ходи предо Мною и будь непорочным». Кого бы ни обидел человек, что бы ни сделал, всегда он виновен – кроме людей и больше, чем перед людьми, – перед Богом, взвесившим наше дыхание.
Давид пробует оправдаться тем, что рожден он в грехе и зачат в беззаконии. От Адама течет в наших жилах зараза греха. Умножается эта зараза со временем, нет сил остановить ее, и «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14: 4). Но сердце пророка быстро останавливает течение мыслей самооправдывающихся. Не надо оправдывать себя самого. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140: 4).
Далее молитва царя льется, как один поток покаяния и смиренного сознания своей неправды.
«Окропи меня иссопом, и буду чист…»
«Отврати лице Твое от грехов моих…»
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже…»
«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня».
«Возврати мне радость спасения Твоего…»
Все это слишком хорошо нам известно. Все это может стать для нас преступно-привычным, таким, что ни слез, ни вздохов не родит душа, хотя знакомые слова читаются часто.
Заметим хотя бы контраст, который должен сопровождать покаяние. «Радость спасения» просит тот, кто ощутил «печаль и горечь погибели». Духа Святого просит не отнимать тот, кто ощутил великую потерю – утрату благодати. Кости сокрушились, уста слиплись и запеклись, сердце почернело и загрязнилось. Лишь потому, что это ярко переживает и чувствует пророк, он просит: «не отними», «возврати», «исцели», «очисти».
***
Но далее нас ждут находки удивительные. Ободритесь, грешники! Давид говорит: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Что ты говоришь, Давид?! Тебе ли, прелюбодею и заказчику убийства, обращать нечестивых? Есть ли еще кто-нибудь беззаконнее тебя? Кого называешь нечестивым и беззаконным ты, сам нарушивший главные заповеди?!
«Не судите меня, – говорит Давид. – Успокойтесь. Я не дерзнул бы это произнести, если бы Дух Святой не двигал моими устами. Я сказал то, на что никогда бы не дерзнул сам, без содействующей моему покаянию благодати».
Вот он, закон! Если согрешит человек, то пусть кается, а не отчаивается. И если покается, то сможет привести и других к покаянию! Покаявшийся грешник – лучший проповедник. Лучший потому, что не гордится, не унижает беззаконника внутри своей души. Лучший потому, что знает душу грешника и знает адское томление внутри ее. Здесь ветхозаветная история достигает высот грядущего Евангелия. Потому что именно отрекшемуся, но покаявшемуся Петру даны ключи рая. Потому что бывший гонитель – Павел – покаялся и больше всех потрудился в проповеди Христова Евангелия.
Увидишь грешника – удержись судить его до времени. Если обратится он, то приведет ко Христу намного больше душ, чем приведут мнимые праведники, склонные к заносчивости и высокомерию.
***
И еще в одной яркой черте история Давида предвосхищает Новый Завет. В Законе есть жертвы за грех, жертвы повинности и много других жертв. Но царь не ими хочет оправдаться. Сотни овец и волов он принес бы. Лучший фимиам возжег бы. В лучшие трубы повелел бы трубить самым искусным левитам. Вместо этого Давид ищет оправдания в сокрушении перед Богом, в смирении перед Ним: «Жертвы Ты не желаешь… Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».
Еще первый каменный Храм не построен, а уже звучит слово о том, что не жертвой, а смирением оправдывается человек. Неужели бесполезен будущий Соломонов труд? Нет, не бесполезен. Храм нужен, и он будет построен. Но жертвы Храма – жертвы прообразовательные. Они лишь – тени и образы. На Христа они указывают, но поверит в Христа не тот, кто усерден к жертвоприношению, а тот, кто носит в себе смиренный помысел и осознает себя грешником, нуждающимся в помиловании.
***
Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чье сердце измучено тайными недугами.
Покаянием своим Давид ведет нас к вере в Того, Кто пророчески назван Сыном Давидовым – к Господу Христу. Эта спасительная вера не бывает жива и действенна у тех, кто не кается, кто не прислушивается к тому, к чему призвал нас начавший проповедь Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.
18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Спаси Вас Господи, о. Андрей!!
Вдруг увидел мерзость своих поступков через деяния Давида. У него свои грехи, у меня свои, но мои горше, потому что сам сотворил.
Как важно суметь заглянуть внутрь себя и, увидев смрад, распознав его в обыденных поступках, не закрыть на него глаза, а понять, что это и есть ты и понять, что только покаяние, регулярное, искреннее и честное может направить стопы ко спасению. Доведет ли куда - не известно, путь от греха долгий, ведь только грешить просто и "приятно", каяться - долго, постоянно. Иначе душа заплесневеет, покроется ржавчиной и не открыть ее врата никому, только огнем преисподней плавить.
Спасибо за статью, что через, казалось бы прописные истины, открыли душу мою, "ибо плачусь дел моих горько ...".
О себе могу сказать, что были случаи в моей жизни, когда только чтение псалмов спасало от верной гибели... Когда уже не было сил даже молиться.
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!
Читаю этот псалом на ночь, засыпаю спокойно.
Мне непонятны некоторые места из покаянного псалома, а хочется понимать до конца те слова, с которыми обращаешься к Всевышнему.
Разьясните , пожалуйста фразы:
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши
и
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
И еще обьясните пожалуйста, почему зачатие ребенка считается грехом?
Ведь Богом так создано, что человек для того, чтобы жить дышит, кушает, пьет. Для того, что бы продолжить род свой любит представителей противоположного пола. И естественный результат этой любви - дети зачинаются всеми и всегда только одним способом. Значит Бог заведомо создал априори грешащего человека? Или не предусмотрено было размножение?
Дети, рожденные во грехе, т.е. все люди до 7 лет причащаются без исповеди, считаясь безгрешными ( а рождены во грехе) .
Заранее благодарна за ответ.
Храни Вас Бог.
Я хочу сообщить тебе радостную весть,пожалуй ты её еще не слышал, я говорю так потому что вижу твою жизнь. Потому что Евангелие входя в сердце человека делает его мягким и добрым,кротким и смиренным,полным благодати и любви. Ты можешь отвергнуть Евангелие,так сделали многие , заменив истину Божью ложью-которая была им удобна, распяв Христа ради этой своей лжи, но помни что Он израненный и униженный молил Отца за тебя, за всех отвергающих и убивающих Его такой молитвой:Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Ибо возлюбивший тебя до того как ты успел сделать что либо плохое и хорошее послал своего единородного сына в мир что бы Он чистый и святой понес наказание за твой грех, дабы ты жил. Ты теперь больше не виновен, ты сам хозяин своей жизни которую Бог тебе подарил . Перед тем как Его распяли многие плевали Ему в лицо, многие плюют до сих пор....в моем сердце звучит Его молитва-Отче прости им ибо не ведают что творят. Бог любит тебя,будем ли плевать в возлюбившего нас? И даже если так , молитва распятого Христа будет звучать вновь и вновь, она будет подниматься к небесам к Его Отцу Сына которого унижают и убивают:
Отче! Прости им ибо не ведают что творят.
Я читаю этот псалом каждый день, а иногда и по нескольку раз. Помогает мне жить. После него необычный покой на душе. Мне на ум идут иногда разные строчки из этого псалма. Спаси Господи, отец Андрей, за то, что эту тему подняли и так просто и понятно каждому рассказали. В содеянном признаться действительно непросто, т.е. проще об этом рассказать незнакомому человеку, сложнее близким и еще сложнее тому, кому сделал, самое сложное вытащить это на свет Божий на исповеди(можно доверить это бумаге, тогда легче). Одтельно благодарю Вас, отец Андрей, за то, что напомнили о том, что Господь милостлив. Присоединяюсь к пожеланию Божией помощи и спасения Вам на многая и благая лета!!!
И еще - наши грехи омывает кровь Христа,когда мы причащаемся.
Спаси Господи!!!
Храни Вас ГОСПОДЬ.
Огромное спасибо за такое доходчивое разъяснение и наставление - дошло до самого сердца.
За то что, просто и доступно просвещаете и наставляете.