За время поездки священник провел встречи с работниками музыкальной и общеобразовательной школ в Яренске, побеседовал со школьниками и учащимися ПТУ, посетил детский дом и дом престарелых. Кроме того, миссионер встретился с жителями трех ленских деревень.
В интервью ИА «Православие на Северной земле» отец Евгений отметил, что своей поездкой он хотел поддержать пастырские труды настоятеля Всехсвятского храма Яренска иерея Адама Айдмаирова.
«Это молодой священник, который уже 8 лет несет ревностное служение в одном из самых отдаленных районов епархии. У батюшки в семье четверо детей, но, несмотря на все трудности, он искренне радуется, что Господь дал ему возможность жить и служить в этой прекрасной отдаленной местности, где живут честные, простые и добрые люди.
Когда мы с отцом Адамом пришли в детский дом, то дети буквально накинулись на него с настоящей радостью и смехом. Было видно, что батюшка для них – самый любимый и родной посетитель. Мы беседовали с ребятами, пели песни, рассказывали сказки, играли; они нам показывали свои комнаты, аккуратно заправленные кроватки, аппликации. Дети словно стыдились того, что их считают брошенными, всеми силами стараясь показать нам, что они хорошо ведут себя, соблюдают чистоту и прилежно учатся.
То, что мы теряем этих ребяток, когда они вырастают, – исключительно наша вина. Им нужно только одно – постоянное и искреннее общение, а в ответ они покажут всю свою любовь, терпение и преданность, которым нам еще надо поучиться», – отметил священник.
«Очень плодотворно прошли встречи со школьниками старших классов в Яренской средней школе. Мы говорили о проблемах литературы, нравственности, духовности, любви. Я старался показать, к чему идет современная цивилизация. Почему так привлекательны порок, насилие, непристойности? Почему, например, мы смотрим боевик до конца, хотя конец заранее известен – положительный герой убивает злодея? Потому что интересной оказывается сама форма убийства. Задаю вопрос: если нам больше всего интересно, как один зарежет другого, нормальные ли мы люди? И если городские школьники смущенно отвечают: «А что здесь такого?» – то ребята сельские хором говорят: «нет, ненормальные!» – может быть, впервые осознавая, что ведут себя неправильно.
Наши дети просто забиты телевидением, масс-медиа, ложными стереотипами, и им как глоток чистого воздуха нужны разговоры на духовно-нравственные темы. Душа ведь по природе своей христианка, душа хочет любить и любить правильно, а не питаться телевизионными отбросами.
Я рассказывал ребятам, что во время войны ученики старших классов работали на оборону по 4 часа в день, потом шли в школу, при керосинках готовили уроки и как-то успевали читать книги и затем, в 10-м классе, успешно сдавали экзамены и поступали в вузы. Сегодня в школах даже сочинение на выпускных экзаменах не пишут, его сначала заменили изложением, а потом ввели ЕГЭ. Мы открыто признали, что современный школьник не может написать сочинение, он не способен освоить программу по литературе и связно изложить свои мысли. Но вместо того, чтобы проанализировать ситуацию и сделать выводы, мы капитулировали: глупый ребенок, значит, пусть таким и остается. Я спрашивал у школьников, скажите, что с вами случилось, почему в войну дети успевали работать и учиться, а вы не способны даже написать сочинение? И было видно, что этот пример положительно действовал на ребят, они действительно задумывались над тем, что с ними происходит. Душа школьника в таких беседах просыпается и раскрывается, они действительно хотят стать другими, такими же, как дети военного времени», – рассказал отец Евгений.
«Мы беседовали о классической литературе, о том, что мы ее совершенно не понимаем. Я приводил в пример «Грозу» Островского. В школах до сих пор учат, что «Катерина – луч света в темном царстве». Но давайте отбросим избитый штамп и внимательно посмотрим на сюжет. Кто такая Кабаниха? Это предпринимательница, создавшая собственное дело, которое требует больших забот. У нее есть слабый сын и невестка, которая не любит сына. Катерина не хочет заниматься делом, не помогает матери, а целыми днями ходит и мечтает, почему люди не летают. Ее зовут в монастырь, но она отказывается и от монашеского пути и заканчивает жизнь самоубийством. И вот она теперь – «луч света», а вокруг нее – одно «темное царство». Для школьников такой взгляд был удивительным.
Меня искренне радовало, что сельские ребята воспринимали все буквально с первого слова. Говоря о духовных понятиях, я часто использую в качестве примера сказку «Аленький цветочек». Как вы помните, Настенька, искупая свою гордыню, приходит на остров, принося таким образом покаяние за свое желание иметь самый красивый цветок в мире. Обычно я спрашиваю у ребят, что больше всего любила девушка делать на острове. Городские школьники, как правило, не могут сразу дать ответа, а деревенские дети отвечают в считанные минуты: общаться с хозяином острова. Экзюпери когда-то назвал человеческое общение самой большой роскошью в жизни. Настенька полюбила чудище, общаясь с ним и видя его внимательность, деликатность, заботливость. И своим подвигом любви она спасает заколдованного принца от гибели. Не омерзительную внешность полюбила девушка, а прекрасную душу чудища. Сельские дети понимают, что такое душа и что внешность всегда вторична», – продолжил миссионер.
«Школьники просто истосковались по духовному общению. После нашей встречи старшеклассники пришли к директору Яренской школы и попросили организовать еще одну беседу. Они готовы были посидеть еще час, два, только бы продолжить начатый разговор. Наши дети не потеряны, особенно провинциальные. Надо только встречаться минимум раз в неделю и вести нравственные беседы, к которым школьники сами тянутся. Это откровенная ложь, что введение основ духовной культуры в школах является неким насилием. Мы рассказываем детям о вере и традициях их предков, даем новые знания, которые им просто жизненно необходимы. Ум развивается по определенным методикам и программам, но душа ведь тоже живая, и для ее развития также нужны определенные правила и методики. Незнание духовных законов приводит к их нарушению, а, следовательно, и к серьезным душевным повреждениям.
Если кто-то говорит, что проведение духовных бесед в школах – это насилие, то пусть он съездит в Ленский район, поговорит с учениками, педагогами и директорами и узнает, нужны ли им подобные встречи или нет», – заключил протоиерей Евгений Соколов.