Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).
Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).
Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).
Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».
Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!
Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.
Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня!
U nas net takih obicaya pogrzenia na praznik Bogoiavlenia. Nu k sazaleniu sueverstva bolsoe i u serbskoi pravoslavnoi cerkvi.
Ot nasih prihozan mi prosim 2-3 dnja strogago posta i vozderzania cto bi upotebljali-kusali svjatoju vodu-bogojavlenia.
Мое мнение: нам нужно всем укрепляться в вере, чтобы как сам Господь Иисус Христос сказал : "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " Мф.17 гл.
Я думаю , что ключевым сдесь является то, что "по вере вашей Да будет Вам".
Наверное всем известно, что одно и тоже действие , в разных обстоятельствах , может быть и во спасение, и в погибель...
Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.
Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.
Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.
Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.
http://www.pravoslavie.ru/76594.html
Если это первый шаг к Богу - пусть окунаются.
Если суеверие - не надо.
Бог - сердцеведец. Только Он до конца может знать, с какими чувствами и мыслями человек идёт это делать. Но что-то мне подсказывает, что ничего не приобретает человек, кунаясь в прорубь на Крещение. Ничего и не теряет, возможно, но и не приобретает. А значит, действие бессмысленное. Более того, то, что мы понимаем как благочестивые обычаи, зачастую приобретает некую ритуальную окраску.
Вот сегодня по дороге из храма видела, как человек шёл за Крещенской водой и громко матерился в телефон. Так грустно стало...
Шестая паремия на Великой вечерне в Сочельник Богоявления.
Царств четвертых чтение (глава 5):
И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
Паремия на водоосвящении.
Пророчества Исаиина чтение (глава 12):
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
Стихира
Воспоим, вернии, / еже о нас Божия благодеяния величество: / о нашем бо прегрешении быв Человек, / нашим очищением очищается во Иордане, / Един Чистый и Нетленный, / освящаяй мене и воды / и главы змиев сокрушаяй в воде. / Почерпем убо воду с веселием, братие: / благодать бо Духа верно почерпающим / невидимо подавается от Христа Бога / и Спаса душ наших.
Увлекательное, поучительное и назидательное чтение-Жития Святых, а близких к нам по времени- особенно. Что-то никак не могу в них найти примеров достижения святости через "крещенские купания".
В этом году с десяти точек купаний в Москве была прямая трансляция в интернете, в следующем году обещают охватить еще больше купален. Вот я думаю: у православных людей принято к праздникам готовиться, исповедоваться, в Праздник-причащаться. И что, после Святого Причастия - обнажаться, или ,допустим, полуобнажаться и "звездить" в прямом эфире? Мммда!!!
По поводу купаний в проруби зимой-кто ж против-то? Купайтесь на здоровье хоть каждый день!!!! Только не надо это связывать с высоко духовным Праздником БОГОЯВЛЕНИЯ.
Нам пора сказать решительное нет этим купаниям, чтобы отделить зерна от плевел и показать людям настоящий пример пример благочестивого поведения и отношения к святыне.
И еще, странно о каком-то несогласии в этом вопросе с автором, рассказывая ему о церковном учении, которого якобы владыка не знает.
С Праздником Святаго Крещения Господня и Собора Иоанна Предтечи!!!!
И хочу уточнить молитва на освящение воды на Богоявление идентична с молитвой освящения воды при крещении! Для Светланы!!!
Вы - кто??? Семинарии заканчивали, в Академии учились?? Вопрос изучали??
Ну, дал Вам Господь Свою милость, разок испытали что-то - и тут же - поучать Епископа!
Вы даже не трудитесь внимательно прочитать статью, где говорится о различии между крещенской водой и водой для крещения!!!!!
И даже если "согласны" (ах!), то "мнение Владыки совпадает с моим мнением" ("моим" - ударное))). Тут речь даже не о послушании и смирении, тут даже не о благоговении к слову пастыря... а об элементарной способности учиться и воспринимать новую для себя информацию...
"1. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно."
Если кто-либо видит в этом риск, то не должен погружаться. Крещенские купания - дело добровольное и в обязательную программу церковных мероприятий не входит, об этом всегда все говорят. Но если последовательно отрицать эту благочестивую традицию, то необходимо закрыть для погружений все святые источники, ведь все они не намного теплее ледяной крещенской проруби, а летний перепад температур, возможно, несет еще больший риск здоровью. Но как можно, находясь, к примеру, возле Святых вод Иордана, не войти в них? Это древнейшая паломническая традиция. Кто был на Иордане, тот меня поймет. Воды, которые освятил Господь Иисус Христос, и сейчас несут в себе благодатную силу. Вспомните горячий порыв Петра: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову." (Ин 13:9) Как можно осуждать тех, кто понимая, что в праздник Богоявления нам доступно освящение Иорданово, желает погрузиться в святые воды?
, Бог у многих на втором, а то и пятом месте. К иконе Матроны Московской километровая очередь, а рядом в десяти метрах икона Спасителя и никого! В Дивеево на канавке поклонный крест с Богородицей и очередь, в стороне поклонный крест с распятием как пологается и тоже ни кого! Тропинка травой заросла!, и таких примеров уйма. Кто считает, что я не прав найдите в храмах в лавках книгу акафисты ко Господу и Спасителю Иисусу Христу. Я уже двадцать лет ищу и пока нету! У меня одна есть старого издания, а теперь Бог не в моде . Владыка не с того начал борьбу за чистоту веры православной. А то,, комара отцеживаем а верблюда поглощаем,, .всем Божиих Благословений.
Даже легкой простуды не было, наоборот лучше себя чувствовал.
А вот кто лазил бухой тот заболел.
Киприоты также как и мы купаются(омываются) в воде.И слава Богу!
Ничего страшного в омовении не оказалось.Страхования и опасения были условно 100%,а на деле и набралось и 10.Без Бога не до порога.С Богом все возможно преодолеть и не убояться .Пожалуй это был самый главный урок .Первый шаг он трудный самый.Но как радостотворны плоды решимости .Как порой трудно сделать первый шаг.. в покаянии,попросить первым у ближнего прощения... ,но как радостны плоды покаяния.Вспоминаются евангельские слова "Но когда жена родит, не помнит скорби от радости, ибо человек на свет родился"( Ин. 16, 21)
Всех поздравляю с Праздником Крещения Господня! Богоявлением!
Пусть в каждый дом придет мир,радость и любовь к Богу и друг ко другу!
Когда вошел в воду -стало как не странно психологически легко.Главный шаг уже сделан.Холод на удивление стал весьма мало ощутим .После первого окунания стало легко и радостно,второе окунание и третье прошли на одном дыхании.Холод перестал существовать.Как только выходишь из воды тело прокалывает миллионами электрических разрядов.Как будто подключили к телу электрические провода.Никакого дискомфорта ,а скорее необычные ощущения, явственно чувствуется как организм "наэлектроризован" .Когда выходишь из иордани счастью нет предела и это мягко сказано-Господь помог,сподобил не смалодушествовать,преодолеть самолюбие и саможаление.Дальше больше.Через несколько минут когда ты радостный,возбужденный одеваешься,организм начинает генерировать такое тепло,что просто удивительно.Становится реально тепло едва ли не жарко.И огромное чувство эйфории.Такова реакция организма на контраст.
Крещенские купания -это народная традиция ,а не канонически установленное правило.Ко всему нужно подходить с разумением,а не бросаться из крайности в крайность.Иначе во всех" грехах "обвиняют Церковь -вот мол кто простудился,кто то утонул ,кто то получил воспаление легких.Главное для христианина -это участие в Богослужении и причастие.А остальное ,думаю не столь важно для спасения души.
С праздником Богоявления!
Что-то я не видел ни одного епископа, присутствовавшего на подобных мероприятиях или самого участвующего, инициатива идёт исключительно снизу.
Расскажите афонитам, что на Богоявление нужно в прорубь нырять, подискутируйте. Как жаль, что для очень многих Православие = это кулич освятить, свечку поставить, да в прорубь нырнуть - жуткая профанация, граничащая с хулой на Духа Святого.
Спаси Господи!
Хорошая проповедь. Спаси ,Боже, владыку Евтихия.
Думаю, что надо прекращать этот балаган с купанием.
Грехи от погружения в воду в Крещенскую ночь автоматически не прощаются, как многие думают. Нужно принимать участие в Таинствах Церкви,исповеди и Причастия, чтобы очиститься от грехов.
Когда я впервые погружалась в прорубь, по благословению, чувство радости было неописуемое конечно, и огромный прилив сил!Погода тогда была -3-5* где-то, а вот в -15-20* уже не хватает крепости, все по силам должно быть.
Спаси всех Господи!
С наступающим праздником БОГОЯВЛЕНИЯ!
жить в этом мире и не обязательно с риском для здоровья нырять в пробь
Молюсь за всех вас! Спаси нас Господи!
Помилуй, Господи!
Если нас заставят замолчать, то камни возопиют. Хожу на Иордань лет 15, как правило, после Причастия. Перед этим беру благословение у духовника. Болел после погружения только один раз по своей вине - где-то прочитал, что вода в реке сохраняет Благотатные свойства в течение недели после Крещения. Получил вразумление. В этом году долго болело горло, не мог обычными средствами полностью вылечиться. Нырял с больным горлом, никому об этом не сказав. Здесь об этом пишу только потому что меня никто не знает и не будет повода тщеславиться, а во свидетельство, чтобы не быть неблагодарным Богу. Боль в горле прошла бесследно, самочувствие на редкость хорошее. Надеюсь, что получил огромную пользу и для души. Каждый год стараюсь приводить с собой своих друзей и родных, и никто из них ни разу не заболел. Невоцерковлённым, как умею, объясняю азы Православия. Если бы это делали священники непосредственно у проруби, какое поле деятельности!
Спаси Господи и вразуми нас всех.
Одним из самых страшных врагов Церкви, думается, являются не атеисты, сектанты и прочие, а наши собственные суеверия.
Больно смотреть, как из года в год профанируют святую веру, выдавая народные забавы за церковные обряды!
Спаси Господи за полезную информацию. Пусть пошлет Вам Бог здоровя, Ангела хранителя во всём.
Ваша статья дана прямо-таки как немедленный ответ на мучившие меня до сегодняшнего дня неопределенные сомнения насчет окунаний в ледяную воду.
Раньше я как думала?
Вроде бы и надо :"Что я, не православная что ли?"
С другой стороны: "Как-то все это очень странно и неоднозначно..."
Сейчас все стало предельно ясно. Спаси Господи!
Заодно, Вы вероятно, уберегли и от болезни, потому что заболеть даже от кратковременного переохлаждения легче легкого).
Этот "православненький", традиционный обычай, будет укореняться, не приближая людей к Царствию Божьему а удаляя от Него, если не будет от священства и от имени Церкви подобных статей и разъяснений.
С любовью ко всем.
Все люди любят друг друга. Абсолютно все. Просто не понимают друг друга. В природе - все то, что нам необходимо для жизни (иного не было - все то, что видимо, слышимо, ощущаемо).
С душой нужно ко всему подходить - тогда и жизнь в радость, а не в тягость. И крещенские купания - в радость, а не в тягость. Это не гадость - нет. Но если Вы не хотите - я уважаю Вашу волю. Не стану на Вас самоутверждаться. А вы, пожалуйста, поразмыслите и не нужно давать повод или самим утверждаться на таких. Не нужно. Все люди любят друг друга.
А насчет - дак, простите, все мы под Богом ходим.
И вообще - странное что-то творится. Не люблю, когда на жалость давят. Жалость - это игра в сострадание. К кому сострадать? К тому, у кого есть руки, ноги, голова. Все, для того, чтобы жить (воспитывать, передавать навыки, умения, опыт, знания).
Проходу нет от псевдоправославных суеверий!
Отлегло от сердца! В отношении этого престранного обычая я рассуждал до последней запятой так же как и Вы, но не имея духовного руководства, мучился сомнениями в своей правоте и смущался тем, что думаю не как большинство.
Спасибо и матушке Татиане (с днём Ангела)!
Как хорошо, что мы имеем пастырей хранящих чистоту нашей Веры!
Хорошо и то, как показывает обсуждение, что достаточно православных способных "трезвиться умом" в наше странное время.
Спаси Господи!
Если от купания в проруби на Крещение есть случаи исцеления-тогда благословите нырнуть! Значит-это Благоугодно. Если нет таких случаев-зачем это надо? Мы-не моржи.
В раздевалке радостный шепот и поздравления с Крещением. А на спуске к купели небольшая очередь и заминка -все с замиранием смотрят на студеную гладь купели. Над купелью образ. Моя сестра вошла в воду первой. Трижы окунулась с молитвой и знамением. Мне страшно. Спрашиваю свою Катюшу, смогу ли я это совершить, или духовных сил моих для этого шага не хватит. Катя меня приободряет, я спускаюсь. Четко произнести положенных слов дыхания не хватило, но думаю Господь их услышал. Вышла - стало тепло. Рядом с купелью при храме есть чайная, выпили травяного сбитня с медом.
Настроение светлое. Проходя мимо храма поблагодарила Господа за праздник, за друга, который привел меня сюда.
Получила ли я купанием оставление своих грехов не знаю.
Имею дерзновение надеяться, что этот шаг в купель был небольшим шагом на встречу Господу.
Спаси нас грешных...
Я о купаниях на Крещение читала у Иоанна Шмелева. Известный русский писатель, православный.
Да, если устаивать гонки в ледяной воде, то можно и заболеть , причем серьезно. Но даже медики согласны с тем , что за 30 секунд в ледяной воде никакого внутреннего охлаждения не произойдет.
А летом никто не купался в источниках??? Тоже водичка не теплая.. 4- 6. Так какая разница, купаться летом в источнике или зимой на Крещение?Разве летом теплее раздеваться..
И похвастаться не получится. Купаемся- то все в рабочее время. Нам начальством запрещено языком молоть по этому поводу среди знакомых.
Если и есть какое-то важное омовение, от участия или неучастия в котором зависит очень многое, то это и есть это омовение, о котором читаем: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною".
А в том, что христиане не могут услышать единое мнение Церкви по обсуждаемому нами поводу, а также постоянные факты трагических исходов или ухудшения здоровья, то нахожу лишь несоответствие традиций Евангелию.
Если и есть какое-то важное омовение, от участия или неучастия в котором зависит очень многое, то это и есть это омовение, о котором читаем: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною".
А в том, что христиане не могут услышать единое мнение Церкви по обсуждаемому нами поводу, а также постоянные факты трагических исходов или ухудшения здоровья, то нахожу лишь несоответствие традиций Евангелию.
Так же абсолютно согласен, что купание в мороз - это искушение Господа, почему, спрашивается нельзя искупаться при комнатной температуре, набрав воды в определенный резервуар?
И самый главный вопрос состоит в том, для чего совершается это самое погружение многими любителями экстрима? Многие ответят - смыть грехи, но так грехи не смоешь. Печально что мы готовы творить глупости и безумия, чтобы, как нам кажется, угодить Богу, а Ему от нас надо совсем не этого, как правильно заметил Владыка Евтихий. Многая Вам лета, Владыка!
Что за манера появилась на всех форумах сразу обвинять человека?
"Александр получил удовольствие.Но это не Христа ради, и не во Славу Божию. Это хвастовство и бахвальство перед другими и самим собой в свою славу. Вот я какой молодец!".
Человек должен преодолевать себя. Он для этого и рождается в мир.
Да, еще ... "Никакого отношения это к Православию не имеет". Судьи кто, спрашивается? Как насчет "Не судите, и не будете судимы"?
В команду каждый год добавляется народ.
Ни в каких святочных переодеваниях и гаданиях никто не участвует.
Не серьёзно всё это.(((
Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по - еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
[Ин.5:1-4]
А как понять эти слова Святого Писания? "...люди чувствуют духовную радость после совершения данного подвига. В общем, все не однозначно."
И за святой крещенской "Великой Агиасмой" выстраиваются огромные очереди. Наверное это в какой-то мере и хорошо. Хотя бы на Крещение и на Пасху человек зайдет в церковь..., а там, глядишь, и призадумается о своем бытии.
А о купании еще скажу так: "Вольному - воля..."
На владыку Евтихия, конечно, обрушится (и уже обрушился) град "критики" людей, которые считают себя традиционалистами. Но он всё равно здесь прав.
Почему обязательно "рядящиеся на святки"? Я не рядился на святки, но искупался - получил удовольствие от того, что смог это сделать. Долго не решался - а сейчас решился - и сделал.
И про знаменья с неба не так просто. Благодатный огонь сходит или нет?