Вдруг издалека, словно с
неба, вспыхивали золотом купола взмывшего ввысь
собора.
И люди, подняв головы,
осеняли себя благодатно крестным знамением: значит,
сподобил Господь дойти, вот она, Почаевская лавра!
Из книги «Почаевская лавра. Взгляд через века»
Первая встреча
Тогда я, еще весьма далекий от веры и Церкви молодой советский журналист, как бы увидел эту самую «Святую Русь» воочию: волны людского моря колыхались меж сине-голубыми стенами со строгими ликами святых. Литургия только окончилась, и народ, среди которого во множестве были «сирые и убогие», на самодельных инвалидных возках и колясках, с котомками за плечами, устремлялся к сияющему в утреннем луче золотому кресту, который держал в руках иеромонах… Я не знал тогда совершенно о масштабах гонений на Церковь, о море пролитой крови исповедников ХХ века. Не знал также и о трудных хрущевских временах, когда тернопольские партийные чиновники проводили в жизнь секретные атеистические директивы ЦК и местная милиция устраивала облавы в Почаевской лавре. Тогда заливали кельи водой из пожарных гидрантов, монахов заталкивали в грузовики… Многие попали в тюрьмы «за нарушение паспортного режима».
Увидел людей с котомками и с молитвословами в руках, разместившихся в каменных нишах длинной лестницы, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова, с ликами всех святых, «в земле Российской просиявших». С икон глядели равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, убиенные дети крестителя Руси – юные князья Борис и Глеб, затем Киево-Печерские угодники, потом – святые эпох Александра Невского и Сергия Радонежского, преподобный Иов Почаевский и далее в великом множестве – преподобные, мученики, юродивые – до Димитрия Ростовского и Серафима Саровского (а позже здесь появятся лики новомучеников и исповедников XX, самого кровавого, века и новопрославленного нашего современника – преподобного Амфилохия Почаевского († 1971).
«Здесь какая-то тайна», – подумал тогда в удивлении…
Начало 1990-х: последние гонения
В конце 1980-х и начале 1990-х годов по западным регионам Украины прокатилась жуткая по сути своей и масштабам политическая волна захватов православных храмов греко-католиками, с легкой руки М.С. Горбачева получивших официальный статус, но без соответствующих директив о том, как быть с церковным имуществом и в каких храмах им молиться. И вынырнули из немецкого оккупационного прошлого, как восстали из небытия, самостийныки-автокефалы, возглавляемые маниакально одержимыми нардепами и новыми политическими вожаками. Тогда уже были захвачены кафедральные соборы во Львове, Ивано-Франковске. В Луцке, Тернополе и Ровно верующие на молитву в соборах закрывались, а разъяренная толпа националистов едва удерживалась кордонами милиции.
Почаевская братия пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год. |
Запомнил тогда строгие лица братии в углубленной молитве в Успенском и Троицком лаврских храмах, акафисты и бесконечные молебны, молитвенные возгласы: «Спаси и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию…» И автобусы националистического Руха, перегораживающие вход в Почаевскую лавру.
И всплывало перед глазами панорамное изображение на стене Успенского собора турецко-татарской облоги Почаева в XVII веке, когда по молитвам явившихся над монастырем Божией Матери и Иова Почаевского вражеские стрелы чудесным образом были повернуты вспять и поражали потрясенных видением врагов. И на исходе XX века лавра, как и тогда, выстояла. Но и по сей день в предночные часы почаевские иноки обходят с молитвой, с горящими свечными фонарями и хоругвями древнюю обитель…
Знакомство с монашеским укладом
В начале 1990-х территория лавры выглядела совсем иначе, чем сейчас. Не было мощенных белым камнем аллей, миниатюрных часовен, изящной златоглавой альтанки, под сенью которой размещается выносной престол, где служится Божественная литургия в дни великих праздников, когда все пришедшие помолиться не вмещаются в лаврских церквях и тогда вся огромная лаврская территория становится единым храмом под открытым небом. Так было при последнем посещении Почаевской лавры патриархом Кириллом 5 августа 2009 года, в день празднования чудотворной Почаевской иконы Божией Матери – около 50 тысяч человек пели тогда хором православный Символ веры.
1970-е годы |
Тогда впервые удалось послушать седоглавых старцев, помнящих своих наставников – почаевских насельников царского времени, – десятилетиями бережно хранящих наследие монашеского почаевского устава: в многочасовых, подобных афонским, богослужениях, пении, многочисленных послушаниях, даже в традиции выпечки монастырского хлеба и просфор. Не говоря уже о главном монашеском делании – молитве. И коль Сама Пречистая коснулась Своей стопой этих скал и оставила на ней Свой пречудный след, из которого проистек чудотворный хрустальный источник, то молятся иноки за весь мир, покрываемый Ее чудесным заступлением.
Запомнилась двухчасовая беседа в келье схиархимандрита Димитрия (Шивкеника, † 2005), очень почитаемого братией и в народе опытного духовника и исповедника паломников.
Мы сидели в полумраке сумерек, и отец Димитрий рассказывал о том, как мама в голодном детстве отвела его ребенком в монастырь, чтоб не умер с голоду, как он просыпался на ночные бдения, как полюбил Бога и Пресвятую Богородицу, как умирал от язвы кишечника уже в зрелом возрасте, 40 дней в Великий пост не принимал никакой пищи и не умер, а исцелился. И многое другое о любви Божией к людям, о смирении и терпении. И в его тихой речи была некая сладость, а когда большие настенные часы в его келье отмеряли очередные полчаса, он крестился и творил краткую молитву…
Тогда удалось записать на диктофон и сфотографировать (монахи, особенно пожилые, этого не любят) старейших насельников лавры, многие из которых прошли фронты, лагеря и тюрьмы. Они тогда одногласно оценили злодеяние филаретовского раскола и его лидера, и эти интервью удалось поместить в одном из крупных политических еженедельников Украины.
Запомнились еще некоторые послушники, одним из которых был бывший офицер-танкист, афганец, страдавший видениями кровавой войны со слезами и криками убиваемых мирных жителей. Здесь он нашел успокоение, и страшные видения прекратились, и он рассказал о том, как Матерь Божия его исцелила.
В горе. Откровение
Исповедь. Схиархимандрит Димитрий (Шивкенник,+2005) |
«Владыка наместник благословил нам 182-ю комнату в почаевской гостинице с удивительной панорамой зеленых полей, рощ, холмов, уходящих за горизонт, в синие дали, где уже далеко на востоке в бледно-голубой дымке земля соприкасается с небом. И воздух, напоенный цветущими летними травами, и птицы, и размеренные удары лаврского колокола, и в углу икона “Неупиваемая чаша”, и наши слезы пред ней об ушедшем Алеше, и усталость прожитого дня – все это покрывалось великой благодатью Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, спаси нас!
Проснулся в 5 после крепкого сильного сна, подошел к растворенному окну и увидел малиновый шар солнца над синими далями – и возблагодарил Господа, Творца неба и земли. И пошел в Троицкий храм, построенный в древнерусском стиле, расписанный так, как было при преподобных Сергии Радонежском и Андрее Рублеве. Я исповедовался и стал у образа – чудотворного списка Почаевской Божией Матери – у медных перил и горящего подсвечника, на ступенях, ведущих к образу в киоте на возвышении. И смотрел на Ее потемневший лик сквозь белые, красные и розовые лилии, выставленные за медными перилами в керамической вазе, вдыхая их нектарное благоухание. И молился Царице Небесной, изливая свою душу и свое горе. И Она утешила меня, окаянного, причастием крови и плоти Сына Своего, во оставление грехов и жизнь вечную. И понял я душой, что все живы. И на ропот мой об Алеше послала мне Пресвятая мысль: “Так было надо”. И покой вошел в мое больное сердце. 2 июля 2009 года. Почаевская лавра».
На светлых лестницах и в коридорах современной уютной гостиницы царила какая-то неуловимая чистота благодати одинаково настроенных на молитвенные труды людей. Пожилых и не очень, с детьми и подростками, юношей и дев… Они все приехали сюда к святыне молиться и напоминали своей молчаливой согласованностью сообщество древних христиан, у которых, по слову апостола, «все было едино». И сколько здесь разных судеб, думалось тогда, сколько слов и сокровенных воздыханий, устремленных к Богородице. Вот уж воистину свято место пусто не бывает…
Последний визит
Он был необычным и несколько тревожным. Дело в том, что в церковных СМИ появились странные обвинения в адрес почаевской братии и наместника о том, дескать, что в лавре нарушается таинство исповеди предвзятым отношением к исповедующимся, что лаврские священники выспрашивают у паломников нечто неподобающее, не допускают к причастию и накладывают непосильные епитимьи. И кроме всего прочего, наводнили весь Почаев листовками об угрозах от ИНН как печати антихриста и прочими апокалипсическими «страшилками».
Схиархимандрит Димитрий. Последнее фото. |
Об этом думалось по дороге из Тернополя в Почаев, когда белый маршрутный «бусик» вез пассажиров по извилистому волынскому краю, и за каждым поворотом и подъемом открывался новый удивительный пейзаж. Вспомнился мне тогда почему-то один почивший Киево-Печерский схиигумен, прикованный к инвалидной коляске. Некогда боевой протоиерей, отец многодетного семейства, церковный строитель и молитвенник, он еще в непожилом возрасте был поражен тяжелым полиартритом, сковавшим его тело. И он ушел по договоренности с матушкой доживать век в Киево-Печерскую лавру и снискал у братии, прихожан и паломников большое почитание. Так вот, рассказывал отец Геронтий – так его нарекли в великой схиме, – что часто видит один и тот же сон: будто идет он бодро и радостно пешком через долины и горы – в Почаев, к Пресвятой Богородице.
Вот и Почаев. Я был на исповеди, говорил с насельниками, с братией, расспрашивал паломников и женщин, несущих послушание в паломнической гостинице. Наконец взял обширное интервью у наместника лавры архиепископа Владимира. И сделал свой журналистский вывод: критические статьи о лавре были предвзятыми и надуманными. Наместник рассказывал, как собирались по этому поводу лаврские соборы и как монахи-духовники делились своими впечатлениями.
Дело в том, что в лавру чаще всего едут с генеральной исповедью, часто с какой-то духовной проблемой, которую на приходе верующие разрешить не смогли. Архиепископ объяснил, что исповедь и прием паломников для духовных бесед – это уже монашеское послабление ради людей. Так как в монастырях в былые времена вообще не исповедовали: главным уделом братии была молитва. Но в наше время тотального атеизма люди ищут духовное убежище чаще всего в монастырях. Исповедующему иеромонаху порой приходится задавать вопросы, чтобы выяснить суть внутренней проблемы человека. Может, среди таких неопытных в духовной жизни людей, приехавших в лавру, и возникало недовольство почаевской исповедью.
К тому же, сюда и из окрестных католических, греко-католических городков и сел, из раскольничьих приходов едут люди и стремятся попасть к причастию. Так что священники лавры вынуждены спрашивать, откуда приехали, какого вероисповедания.
О злополучных ИНН
Говорили с наместником и об ИНН. Да, в почаевских листовках звучат предостережения на этот счет. Но вовсе не «страшильного» характера, а излагающие монашескую точку зрения. Но никто из братии не спрашивает у приходящих на исповедь, есть или нет у них идентификационный номер налогоплательщика. Наместник подтвердил, что есть официальное мнение Церкви по этому вопросу, и каждый вправе сам решать, с кодом жить или без оного.
И в моей записной книжке появилась такая запись: «Будучи обладателем ИНН и не усматривая в этом какой-то духовной опасности, я все же пытаюсь понять, почему люди так воспринимают новые информационные технологии? И я попробовал представить себе отца Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, богослова-архиерея Игнатия (Брянчанинова), переводившего святоотеческое наследие… Как бы они восприняли ИНН? Я думаю, что так же, как это сделал архиепископ Владимир. И не потому вовсе, что уже явилась печать антихриста, а потому, что такие явления плохо совместимы с внутренней свободой веры, неким индикатором духовного православного сознания. И вот эти “бабки”, которых мы так злобно высмеиваем, протестующие против ИНН у Верховной Рады, и крестные ходы в периоды политических неурядиц и оранжевых революционных потрясений – ведь это тоже диапазон самовыражения веры, точнее – реакции на процессы времени, мира, который, по слову Христа, во зле лежит. Вот в некоторых странах сексуальным рабыням вшивают чип для отслеживания их перемещения, камеры наблюдений сейчас практически везде простреливают пространство. А представим на минуту, что при этой технологии контроля поменялся политический режим и к власти пришел новый Нерон, который за одно крестное знамение предаст человека смерти. Ведь все это было в истории, и эти “бабки” всю жизнь ходили в храмы под надзором КГБ, и многие пожертвовали карьерой и благополучием, а иные и лагеря прошли. Не им ли со всей строгостью относиться к нововведениям? Мы, другое поколение, можем ли их понять? Я уж не говорю о том, что церковные журналисты должны блюсти Церковь от нападок и не подавать повод для соблазнов…»
Новый храм почаевский
Впрочем, не хотелось завершать беседу на тревожной ноте. И владыка наместник рассказал о строительстве нового почаевского храма, в дополнение к двум существующим: Успенскому – конца ХVIII века и Троицкому – рубежа XIX и XX столетий. Храмы, как объяснил наместник, требуют реставрации и ухода, и часто приходится реставрационные работы проводить между богослужениями. К тому же, число паломников с каждым годом возрастает. Поэтому возникла идея строительства нового храма – в честь Преображения Господня. Это подарок Почаевской лавре и будущим поколениям от поколения начала ХХІ века. А Преображение – это и наше с вами личное преображение веры, преображение всех государств, всех народов некогда Святой Руси.
И отвечая собрату по перу, скажу свое мнение на поставленный им вопрос: «Куда дрейфует Почаев?»
В Царство Небесное! Куда же еще?
Скажите пожалуйста как сейчас можно посетить Почаевскую лавру из России?
С любовью ко всем братьям и сестрам Сергий. Ишим.
Да, Почаев- это второй Иерусалим, недаром в древности люди говорили : "Тот Богу не молился- кто в Почаев не ходил."
Оплот и твердыня православия, а Хозяйка - Сама Пресвятая Богородица... 6 раз я была в Почаеве, а живу в Курске (Россия),невозможно словами передать, что для меня значит Почаев! Во многих местах была, но, скажу что после Иерусалима - это второе место, где ТАК трепещет сердце и чувствуется близость Царицы Небесной. И сейчас сердце очень болит, что пока попасть в Лавру невозможно из-за политического кошмара.
Всем насельника Лавры и всем православным Украины желаю помощи Царицы Небесной и верю, что пройдут эти страшные времена и опять не будет между нами преград.
Пресвятая Богородица, спаси нас и помоги!
Божия Матушка,спаси нас грешных
Пусть все спасутся,а я один пойду в ад
Молю Тебя Господи - останови эту бойню,просвети ум и сердце славян! Защити нас всех Господи!
Хотелось бы подробней узнать о причинах раскола.
Почему святых Руси в молитвословах уже называют Российскими святыми?
Какой изначальной патриархат(исконный) был в Киеве, когда пришло христианство в Русь? Софиевский собор , Киево-Печерская Лавру основали представители какого патриархата ?
Как и когда появилась Московская Метрополия? Почему она отделилась от Киевской?
Является расколом или нет самопровозглашение Московского Патриархата?
Эти вопросы волнуют многих людей в Украине и в Киеве. И людям трудно разобраться в понимании каноничности. Потому что почти все Киевские храмы построены раньше самой Москвы и возникает вопрос : к какому Патриархату они тогда принадлежали и почему сейчас принадлежат Московскому? Почему Московский патриархат тогда - это был не раскол, а провозглашение Киевского уже раскол?
сув р.Б Сергий
Спаси Господи Вас Сергий за ОЧЕНЬ правдивую НУЖНУЮ и НЕОБХОДИМУЮ статью.
Бывал не раз в Почаеве. Действительно, это не передаваемое словами состояние души. Утешитель Дух Истины утешает каждого из нас как только мы прибываем туда. Благодать неописуемая. Ведь на нашей планете есть всего два места, где остались следы Бога в истинном и натуральном виде: 1). в Иерусалиме - следы от стоп Господа нашего Иисуса Христа, 2). в Почаеве - след от стопы Царицы Небесной Божей Матери.
Наверное от этого такая благодать. Без сомнения величайшую Благодать также придаёт присутствие Иконы Божей Матери "Почаевская", которая охраняет Обитель, об исцелении от которой ведомо миллионы случаев!
Ну и конечно важно и то, что в Почаеве годами, веками молились и подвязывались монахи и послушники. Их молитвы берегут Обитель от сатаны. И он не может в Почаеве так искушать людей, как вне Почаева. Космонавты говорят, что вокруг Почаева в 30-км зоне идёт круг света от земли в космос. Так что Почаев можно назвать без преувеличения Центром Православия.
Желаю всем жителям Лавры, Скита, жителям смт и гостям Почаева всег Благ, спасения и жизни вечной, а также если будет на это Воля Божья радости земной. Храни Вас всех Господь.
Слава тебе Боже,Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже !!!!!!!!!!!
Спаси Вас, Господи!
Да и запрос e-mail тоже об этом говорит...
Полность соглашусь со словами Валерия (Чернигов): "И вообще нигде у меня ничего подобного не было: ни в Дивееве, ни в Троице-Сергиевой Лавре, ни в Оптиной пустыни, ни в др. святых местах, было по-другому, но такого как в первый раз в Почаеве не было. "
прочтите книгу по след. ссылке (думаю, вы найдете в ней ответ на свой вопрос). http://www.vselprav.org/library/igumen_gurij_chezlov.htm
Спаси Господи!
Р.Б.Лариса
Собираемся ехать в Почаевскую Лавру в эти выходные.
Очень благодарна за статью, если честно не люблю читать такие статьи, но эта так впечатлила, что я дочитала её до конца.
После статьи постоянно думаю про поездку,
нашла эту статью на этом сайте:
http://www.pochaev.org.ua/?pid=1472.
С любовью и благодарностью, Алла.
Объяснять людям, почему нельзя ходить в храмы раскольников очень непросто. Нужно, чтобы они захотели Вас услышать. Как правило, никакие аргументы их не убеждают, поскольку эти люди имеют определенные политические настрои и чаще всего агрессивного характера. И не хотят ничего слушать. Достаточно сказать, что так называемые церкви – УПЦ-КП и УАПЦ не признает мировое православие. И когда они поют «верую в единую соборную и апостольскую Церковь» - они лгут, т.к. эта соборная Церковь в лице всех православных Церквей мира их не признает - таинства раскольников недействительны и безблагодатны. Подробнее ответы можно найти на православных сайтах в интернете. На ваши вопросы я могу ответить подробнее, если вы напишите по адресу электронной почты: sergeruk@i.ua
С уважением,
Сергей Герук
Когда я впервые попал в Почаевскую Лавру (это была вообще моя первая паломническая поездка), все время пока я там находился, было такое ощущение, что нахожусь уже не на земле, но еще не на небе, а на каком-то промежуточном месте между небом и землей, как бы на горе достающей до неба. И еще было ощущение огня, он как бы меня обжигал. Конечно, это были не физические ощущения. Когда я побывал в Почаеве 2-ой, 3-й раз - таких ощущений уже не было. И вообще нигде у меня ничего подобного не было: ни в Дивееве, ни в Троице-Сергиевой Лавре, ни в Оптиной пустыни, ни в др. святых местах, было по-другому, но такого как в первый раз в Почаеве не было.
Видимо, Господь мне тогда дал почувстовать благодать, присутствующую в этом величайшем святом месте.
И эту благодать, думаю, не все выдерживают, не всем она нравится, даже, к сожалению, некоторым священникам, таким как автор статьи "Куда дрейфует Почаев?".
Сам родом из тех мест, практически с детства удавалось бывать там и видеть как толпы людей искали утешения, помощи, веры, и молитвы в Почаеве... Как длинны очереди на исповеди у священников в Успенском храме... Как сладка была вода из святого источника... как дребезжало сердце подходя к монастырским воротам... как лились слезы у икон, умываясь от грехов своих... как стонали страждущие взывая... как восходит солнце на Почаевской горе... как весь храм поет и ликует Отче наш.... и удивляешься, что за дивное место, что за прекрасные чувства переполняют. как приходит раскаяние и спокойствие, как приходит мысль о спасении и вразумлении... Почаев - это цветок благоухающий для христианской души, пыльца которой разносится по улиям всей нашей земли...
Спаси Господи и помилуй нас молитвами Божьей Матери и всех святых земли Почаевской, Волынской и всея Руси!
Р.Б. Сергий
духовное чадо
Светлой Памяти
Схиигумена Геронтия (Захарова)
P.S. Когда мой муж увидел фильм "Почаев" - рыдал как ребёнок и... начал ходить в церковь.
Александр Анисимов