Священномученик Иларион, небесный покровитель нашей обители писал, что «праздник Рождества Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой благочестия, т.е. религиозной тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16)[1]».
Событие Рождества Христова не было ни случайностью, ни исторической неожиданностью. Оно было исполнением обещания, произнесенного Богом еще в раю нашим прародителям, о том, что Семя Жены, тое есть Сын Матери Божией сотрет (поразит, сокрушит) главу змия[2]. Ожидание исполнения сего обетования было долгим и томительным. Множеством святых мужей Божиих – пророков в Духе Святом предсказали, каким будет это великое событие, каким будет ожидаемый Мессия, тем самым укрепляя и утешая народ в этом ожидании.
Среди этих пророков, которых Церковь именует и великими и малыми, был и ныне чтимый святой царь и псалмопевец Давид, прямой предок Царицы Небесной. «Богоотца вси восхвалим, Давида царя, из него бо пройде жезл – Дева. Из Нея возсия цвет – Христос»[3] – так величает храмовое песнопение святого именинника.
Жизнь Давида была наполнена и ратными подвигами и заботами о государственном устройстве, тогда еще полукочевого еврейского народа; были в его жизни и тяжкие грехопадения, были и примеры такого покаяния, которое и до ныне для нас остаются высочайшим примером и уроком. Сам будущий царь происходил из семьи старейшины города Вифлеема Иессея. Будучи самым младшим из восьми его сыновей он пас овец.
Святой Давид от юности был кроток и боголюбив. Уже в юные годы в минуты досуга он, играя на псалтири, от избытка сердца слагал под ее звуки славословия Богу. За эту великую любовь к Богу, Господь избрал его себе царем и через пророка Самуила помазал его на царство и на пророческое служение.
Это вызвало в царе Сауле ревность и от этого времени Саул, от которого отступил Дух Господень, мучился завистью и унынием[4].
Много пришлось претерпеть Давиду от злого, но законного царя. Не желая мстить своему притеснителю, он не смел поднять на него оружие. В этих скорбях он взывал: «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя» (Пс. 58, 2). «Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс. 41, 12). «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20).
Во время войны с филистимлянами Давид с помощь Божией одолел неприятельского воина Голиафа.
Давид отказался от воинского снаряжения и вышел на единоборство только с пращой – примитивным даже в те времена оружием. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских...» (1 Цар.17, 45).
После гибели на войне Саула и его наследников святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими.
Но он не превозносился в дни благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но вот случилась беда: увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся властелин: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» (Пс 50,1). Господь простил пророка. Но во искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться.
За пролитую но войнах кровь Господь не дал возможности святому воздвигнуть храм Богу Вышнему, но отдал это его сыну, Соломону.
Однако все скорби и испытания святой царь принимал, как подобает и нам современным христианам, со смирением как воздаяния за свои согрешения.
Почил пророк Давид за тысячу лет до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме.
Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь – эту великую книгу, о которой мы слышали более всех книг из Ветхого Завета, книга, в которой выражены все переживания верующей души: ее скорбь об утрате Бога и молитва о милости и заступничестве от Всевышнего; безмерное ликование при соединении с Богом и горение божественной ревностью. Сколько в ней прекрасных духовных строк, которые всем памятны: «Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…» (Пс. 50) или «Живый в помощи Вышняго…» (Пс. 90), «Благослови душе моя Господа…» (Пс.102) и «Внуши Боже, Молитву мою и не презри моления моего…» (Пс. 54) и еще много-много других – всех не перечислить.
Но самое главное сокровище этой книги – ее великие пророчества о Мессии, которые были изречены Духом Святым через благочестивого царя.
Давид Духом Святым предсказал сам факт прихода в мир Христа Спасителя (Пс. 88, 20), Божественную и человеческую природу Его – царя не иудейского народа, но Искупителя всего человечества.
Пророк предсказал поклонение волхвов и будущее священническое служение Мессии – проповедь среди народов и обращение их к истине.
Проречены были и торжественный въезд в Иерусалим (Пс. 8:3; 117:25-26) и предательство ближайшим другом и учеником (Пс. 40:10; 54:14) а вскоре и горькая смерть самого предателя (Пс. 54:16,24; 108:18).
Святой пророк предсказал страсти Христовы с такой силой, и в таких подробностях, как будто был им свидетель: отвержение иудеями и язычниками: «Предсташа царие земстии и, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его», (Пс. 2,1), преследования и клевету «яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася» (Пс. 108, 2)
Он описал и ложное обвинение Праведника (Пс. 26, 12; 34, 11; 108, 2; 2, 2,3) и Его молчание на суде (Пс. 37; 14) насмешки над Ним (Пс. 21:7,8,16; 108:25), издевательства, избиения, плевки, бичевание (Пс. 34:15,21). Предсказал позорную смерть – распятие (Пс. 21, 15–18), вкушение уксуса и желчи вместо питья (Пс. 68, 22).
Предвидел Духом Святым и молитву Спасителя о врагах (Пс. 108, 4) и восклицания на кресте: «В руце Твои предложу дух мой» (Пс. 30:6).
Торжественным гимном воскресения в пасхальную ночь звучат пророческие слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Пророк предсказал Вознесение Сына Божия и его седение одесную Бога Отца (Пс. 15, 11; 23, 7; 67, 19; 109, 1; 117, 19) и Второе славное пришествие (Пс. 49, 3-6)
И вечное Царство над миром: «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44: 6-7)
Вот каковы пророчества этой книги!
И если святой Давид великий пророк, то пример того, как надо внимать и исполнять пророчества – жития святых сегодняшнего дня – праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня.
Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.
Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия.
После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение.
Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью.
В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.
Но вот, имея таких свидетелей истины некоторые, в гордой самоуверенности и непомерном тщеславии считают, что Господь будет продолжать давать еще новейшие пророчества, которые будут являтся дополнением к Новому Завету или даже представят собой некий Новейший Завет. Эти люди, сами себя возводящие в сан пророков, или даже новых христов, создают свои учения и секты, провозглашают себя новявленными спасителями человечества.
Но цель их одна: они хотят своих наивных последователей сделать из рабов Божиих в рабов человеческих, жаждут поклонения своей личности, себе – твари, а не Богу Творцу. А бедные люди с жадностью пытаются увидеть в этом мутном зеркале отражение своей будущей судьбы, прозреть свое благополучие, узнать, что станет с миром, каков будет курс валют, какая футбольная команда одержит верх. И лжеучители-шарлатаны без смущения уводят своих последователей с пути евангельской правды. Святые пророки, для спасения нашего открывавшие Истину – Самого Христа, преданы и отвергнуты; Бог – забыт и смехотворным суевериям жадно внимают люди, считающие себя не только взрослыми и рассудительными, но даже именующие себя христианами.
Но, по словам другого великого пророка Даниила «тайны, о которой мы спрашиваем не откроют, не могут открыть ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели» (Дан. 2: 27). Сегодняшнее чтение из Послания Галатам апостола Павла гласит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1,11–12).
В пророки нельзя назначить и записаться. Пророков во все времена поставлял на их служение Дух Святой.
«Ложный пророк – это не пророк, не посланный Богом» – писал священномученик Иларион. Мы можем смело продолжить мысль нашего святого покровителя и сказать, что ложные пророки посланники тьмы и ее служителей.
Будем помнить это твердо и спрашивающим нас о пророчествах в современном мире скажем: «Господь Бог не меняется, и слово Его совершенно и постоянно».
Это слово есть писание Ветхого Завета и Нового Завета, которые свидетельствуют о Христе и спасении Им через Свою жертвенную смерть рода человеческого. Наше главное пророчество: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом[5].
Время пророчеств свершилось, настало время труда по исполнению этих обетований.
И память трех сегодняшних святых – святых Ветхого и Нового Завета тому доказательство.
Нам же, совершающим праздничное поклонение Богомладенцу остается только с благодарностью повторять слова апостола Иоанна Богослова: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6; 68).
«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается; силы Небесные радуются, и земля с человеки веселится; волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»[6].
Аминь!
Наталия Сергеевна
Марина Владимировна