Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

О приюте, которого пока нет

Беседа с Ильей Кусковым, руководителем службы помощи бездомным «Помощник и покровитель»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 651 x 500 px. Размер файла 94144 b.
Идея создания православного приюта для бездомных особенно актуальна в столице, ведь именно сюда съезжаются бродяги со всего СНГ. Их кормят социальные службы и добровольцы при храмах, им раздают одежду, есть даже три санитарных пункта (на весь многомиллионный мегаполис), где можно помыться. Но вернуться к нормальной жизни не удается почти никому из попавших на улицу, ведь реально их реабилитацией не занимается никто.

Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель» – яркий представитель той небольшой горстки неравнодушных, которые знают, что же можно изменить в сложившейся ситуации. А изменить можно многое: у Русской Православной Церкви уже есть положительный опыт работы с бездомными, и, как показывает практика, им реально можно помочь реабилитироваться.

***

– Обеспечить неимущих – это прямая обязанность властей, ведь в Конституции записано, что Россия является социальным государством. Чем же может помочь Русская Православная Церковь?

– Наша инициатива создать в Москве православный приют, как и другие инициативы Церкви, исходит из заповедей, которые нам дает Господь: очевидно, что тех, кто в этом нуждается, нужно накормить, утешить, дать им кров, одежду…

Сейчас такие инициативы реализуются «снизу»: некоторые батюшки или миряне на приходах у себя, в зависимости от возможностей, помогают бездомным индивидуально. И такая реабилитация часто оказывается эффективной. Ведь там не просто бесплатно кормят, но и общаются, дают работу, помогают возвращаться в социум. Ну, и молятся, конечно, за них.

Из таких частных начинаний вырастают и более централизованные приюты: они уже есть в Мурманске, Архангельске, Орске, Тихвине, Минске, Среднеуральске.

Но в больших городах, где проблема бездомности стоит особенно остро, таких приютов нет. Например, разве не странно, что в Москве, столице православной России, больше всего бродяг, и, если оборванный или пьяный человек замерзает на улице, никто из прохожих даже не остановится?

Загрузить увеличенное изображение. 667 x 500 px. Размер файла 95176 b.
– В Москве есть шесть государственных приютов, они рассчитаны на 1500 человек. Этого мало?

– Государственные приюты работают еще по установкам советского времени, то есть строго по региональному принципу: принимают только тех, кто имеет или имел московскую прописку. Но очевидно, что большинство бездомных приехали из регионов, ведь в Москве им легче прокормить себя.

Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует.

– Принципы, применяемые раньше, устарели? Почему?

– Для госструктур важно, прежде всего, чтобы сократилось число бездомных. Поэтому приезжим покупают билет и отправляют по месту регистрации. Конечно же, никто из них домой не возвращается – на то они и бездомные, что им некуда возвращаться. В маленьких городах и социально благополучные люди сидят без работы, что уж говорить о тех, кто уже стал бродягой.

– Но ведь бродяги в основном старики или инвалиды. Как же они смогут работать и обеспечить себя?

– Вовсе нет. У нас, в отличие от Европы, бездомные – это молодые люди трудоспособного возраста, причем многие из них обладают профессией. И это говорит о том, что причины бездомности в России – экономические, прежде всего. Нет совхозов, фабрики закрыты, деревни вымерли. Люди не находят работу, уезжают в крупные города. Но у всех разные способности и силы. Кто-то устроится, а кому-то не везет, кто-то спивается, кого-то обманывают или грабят. Очень много тех, кому в родной городок сложно вернуться еще и по психологическим причинам: родня думает, что он поехал на заработки, а он возвращается грязный, оборванный, опустившийся. Теперь он позор для своих близких. Кстати, многие отказываются от таких родственников, выгоняют их обратно на улицу. И на самом деле очень легко попасть на дно жизни, это может случиться с каждым.

– Так, может быть, правильно поступают власти: не приучают к бесплатной помощи, а отправляют домой? Там и соблазнов меньше, а работать можно и на собственном огороде…

– Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет. Такие простейшие навыки, как заставить себя встать утром на работу, почистить зубы, приходить в одно и то же время, им придется воспитывать в себе заново, как маленьким детям. Если я, например, потеряв работу, могу пару месяцев пребывать дома в депрессии, несколько дней полениться, но потом все-таки заставить себя пойти на поиски нового места, то поживший на улице этого уже не может. У уличной жизни совершенно иные законы. Поленился несколько дней – и уже не подняться.

Жизнь на улице не делает людей святыми. Души многих из них одержимы страстями, причем очень сильными. Такой груз греха нести непросто. Алкоголь и наркотики делают круг замкнутым. Именно поэтому так важно живое участие кого-то, кому не все равно. Только индивидуальный подход и пошаговая постепенная реабилитация помогут.

Если, например, бездомному поручили убрать снег на улице, он один раз уберет, потом пропадет куда-то на неделю, а потом, может быть, опять вернется. То есть работодатель с таким контингентом связываться не будет. А значит, нужна служба, которая, учитывая все особенности бродяг, будет пошагово их реабилитировать, причем там будут работать те, кто по-человечески отнесется к своему ближнему.

– Это должны быть православные волонтеры?

– Добровольцы, конечно, могут у нас найти себе применение. Но опыт моей работы показывает, что основу коллектива должны составлять штатные сотрудники. Ведь волонтера еще научить надо, и потом, у него есть своя жизнь, учеба, работа, а помощь должна оказываться систематически. Это как с ситуацией с пожарами летом, куда не пускали тушить всех желающих. Ведь человек, впервые столкнувшись с «бомжами», понятия не имеет, как с ними общаться.

У нас уже есть коллектив сотрудников, есть все наработки, опыт, разные программы реабилитации, осталось только здание в Москве найти. Его пока предлагают по заоблачной цене, ведь мы туда «бомжей» поселим, вот на нас и стремятся все арендодатели заработать, цену постоянно повышают. А просто разбазаривать средства мы не можем, ведь организуется приют на добровольные пожертвования. Пока мы эту проблему никак не можем решить.

– Не обучены помогать не только волонтеры, но все мы, рядовые граждане. Что мы можем сделать со своей стороны?

– Мы не замечаем тех, кто вокруг нас. Увидев лежащего на улице человека, нужно позвонить в «скорую помощь» и дождаться бригады. Но сначала хотя бы просто подойти пообщаться, спросить его, кто он и почему здесь лежит, отвести в ближайшее теплое место – подъезд или метро, даже если он пьяный. Кстати, вот так, посреди улицы, часто валяются именно благоустроенные граждане, у которых что-то в жизни случилось. «Бомжи» со стажем знают, как себя обезопасить. Вот недавно, например, мы подобрали жуткого оборванца, а когда привели в чувство, оказалось, что у него есть семья, которая давно его разыскивала, работа и дом. Нужно помнить, что несчастье может случиться с каждым.

– Кроме «скорой помощи», куда еще обращаться?

– В Москве действуют несколько разных служб помощи: автобус «Милосердие» ездит по ночам – они спасают множество людей в холодное время года; мы, «Помощник и покровитель», выезжаем по плановому маршруту днем, кормим, выдаем одежду, оказываем медицинскую помощь, иногда родственников разыскиваем. Православные организации «Курский вокзал. Бездомные дети» и «Люди вокзалов» привлекают как раз волонтеров – к ним можно обратиться, если вы сами лично хотите помогать.

Также можно позвонить в «Социальный патруль» – это государственная служба.

Автобус «Милосердие»: 76-44-911

Служба помощи бездомным БФ «Помощник и покровитель»: 8-905-599-00-25

«Социальный патруль»: 720-15-08 и 357-01-80

C Ильей Кусковым беседовала Антонина Мага

30 декабря 2010 г.

Рейтинг: 8.3 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Сергий13 апреля 2011, 22:29
Монастырь, где принимают бездомных без прописки. Адрес: Ярославская область, Переславский район, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, 20
Тел.: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65
Попросить соединить с дежурным или благочинным. Нужно предупредить. Общаться лучше с богомольными людьми. Деньги лучше в долг не брать.
Братия. По моему хватит разговоров - ближе к делу. Нужны соработники, которые вот уже сейчас с благословения Божия и молитвами святых начнут действовать. Читал информацию, что в Подмосковье планируют строить приют. Это очень богоугодное дело. Сейчас в приютах мало любви. Обратимся к дореволюционному опыту.
Давно хотел бы стать соработником и соцработником. Кто не равнодушен: пишите sergiy-grad@ngs.ru , 8-903-285-7790. Skype: dmitriev.s.a. Если есть предложения – пишите.
Готов делиться информацией. Закончил катехизаторские курсы свщм. Фаддея при Петровском монастыре. Богословские курсы при МДА. высшее юридическое образование. Если есть предложения о работе – пишите.
Гезалов Александр11 января 2011, 19:53
Отец Олег, ну слава Богу, Вы меня поняли, статья отбрасывает нас в 90 годы..когда действительно было туго, но сейчас надо думать о системности.А в тексте ее нет..думаю Вы это увидели и без меня..просто говорить о сложном просто, не просто, говорил один умный человек.Приюты не панацея, главное чтобы те, чьи это люди, что живут на улице, ЗРИЛИ ИХ И ПОМОЩАЛИ ИМ НЕ В ПРИЮТ ПОПАСТЬ, А В ОБЩЕСТВО.Приют у нефтяной трубы есть..только его надо им его обресть..наша задача обратить ИХ НА ЭТО ВНИМАНИЕ!!!!!
диакон Олег11 января 2011, 16:39
Уважаемый Александр!

Я, конечно, согласен с Вами, но Илья-то тут причём? Статью писал не он, он только отвечал на вопросы журналиста. Отвечал, как уж мог, большей частью - со знанием дела. Я думаю, если бы поручили написать Илье, статья была бы другой - лучше ли, хуже ли, но ответственнее и глубже. Сила же и статус Владыки Пантелеимона во многом - от его команды, его сотрудников, в числе которых и Илья (и аз, недостойнейший диакон). Нам не хватает, конечно, теоретических знаний как в области социологии, так и психологии. Поэтому я не претендую решать эту глобальную проблему бездомности, ограничиваясь текущей работой с конкретными людьми. Что же касается Ильи, то дай ему Бог разума и сил, молитвами владыки Пантелеимона. А нашим доблестным православным журналистам - дай Бог всегда владеть темой, о которой пишут, и не гоняться, подобно их светским коллегам за дешёвыми сенсациями. Ну, это так, на них у меня особый зуб...
Гезалов Александр11 января 2011, 13:52
диакон Олег, спаси Бог и Вас за Ваш труд...тогда это статью по статусу должен написать сам Владыка Пантелиймон.Согласны?А так, просто статья не известного и не влиятельного человека, на тему, где оно как раз и важно...тут вопрос системности и статусов.Как думаете?
диакон Олег Вышинский10 января 2011, 13:20
Уважаемый Александр!

С благоговением и трепетом к Вашему опыту и трудам на ниве благотворительности, всё же дерзну Вам осторожно заметить: может не стоит уж так ополчаться на руководителя направления ОЦБСС(типа: "Кто ты такой?")? Илью конечно особенно никто не знает (как, впрочем, и нас с Вами), но за Ильёй стоит владыка Пантелеимон, - человек года, (знакомый даже с Мишель Обамой), который как раз и призван, как епископ, (и, видимо, будет) вести диалог с властями.
С Вашими сентенциями я согласен, но и то, что пишет Илья, у меня категорических возражений не вызывает.
Кстати, в статье никак не отражено, что Илья - сотрудник ОЦБСС. Интересно, почему?
Гезалов Александр 9 января 2011, 13:43
Илья, как Вы можете вести диалог, когда никто не знает КТО ВЫ И ЧТО ВЫ?К тому же реального влияния на власть Вы не имеете.Думаю Вы это понимаете.Для этого надо хотя бы понятийный аппарата выстроить.Его то как раз и нет.
Насчет Иоанна Кронштадтского.Все же его идея так и не прижилась, тем паче, что делал он это ДЕСЯТЬ лет, и кто Иоанн Кронштадтский и кто...Так что надо соизмерять то, что делает и должна госсистема за наши налоги, и те, кто оказывают паллиативную помощь.Каждый должен делать свою работу. тем более, у госсистемы и деньги есть и законы, воли нет.
Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

С Рождеством Христовым!
Несколько комментариев к статье и обсуждению.
Очень часто у людей, занимающихся проблемой встречаются два мнения относительно помощи бездомным: активное самостоятельное действие и влияние на власти.
Я думаю, что одно на самом деле дополняет другое.
Надо обязательно здесь и сейчас помогать бездомным, находящимся в трудном положении на улице. Кормить, одевать, строить приюты. Если ждать только ответа от властей и ничего не делать - множество бездомных погибнет, так и не дождавшись никакого ответа. Ведь именно о личном действии и помощи учит нас Господь в святом Евангелие. Но при этом, осознавая, что своих сил на систематическое решение проблемы не хватит, нужно привлекать к диалогу, искать поддержки, обмениваться опытом с государством, призывать их распространить успешную практику церкви повсеместно.
Для решение этой проблемы нужно соработничество государства и церкви.
Что касается окупаемости приютов. Опыт Святого праведного Иоанна Кронштадтского и созданного им дома трудолюбия эффективно показал, что такие дома могут и должны работать по принципу самоокупаемости. Другой вопрос, что на раскрутку проекта и начало работы необходимы средства. Опыт Святого был широко распространен по России: так в 1872 году был один дом трудолюбия, по к началу 1900 гг было уже более 100 домов по всей стране. И они были эффективны и именно туда стремились бездомные люди, несмотря на наличие государственных домов призрения.





Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

И сейчас мы должны повторить этот опыт Св. Иоанна Кронштадтского и распространить его по стране. Этим вопросом мы и занимаемся в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона.
Что касается замечания о государственных приютах. Им - отдельное спасибо, они очень и очень много делают в вопросах помощи бездомным и нам без них было бы очень сложно. Но вся проблема в том, что перед государственными мужами в первую очередь стоит не человек, а проблема. Есть проблема бездомных - ее надо решить. И бездомных отправляют по последнему месту прописки, даже не поинтересовавшись есть ли там приют. И это неверно. Человек при решении проблемы должен стоять во главе угла. И об этом мы ведем диалог и сотрудничество с властями.





Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

И касательно термина "бомж". Считаю, что это слово-паразит на уровне матерного и употреблять его нельзя. Однако, иногда оно еще проскальзывает и в статьях и в репортажах наших корреспондентов.
Подводя итог, хочется сказать, что, как мне кажется, любую проблему нужно решать всем миром, объединившись и помогая друг другу теплыми словами и добрым советом. К чему я всех и призываю.
Еще раз с праздником, дорогие братья и сестры!





Гезалов Александр 5 января 2011, 13:07
Алексей, полностью с Вами согласен.
Мы сделали предложение ПНД "Курский вокзал Бездомные дети" (пока они так называются).И главная мысль, что Центр должен быть самодостаточным по ресурсам, не бродить и не просить каждый месяц денег.И не говорить, что скоро денег не будет, и бездомные прибегут опять к вам, дайте денег это предотвратить.
Пока в России существует система, которая создает новую систему которая и временная и не работает на перспективу. Для того, чтобы работа работалась такие системы не нужны. Илье нужно почитать Петирима Сорокина или получить специальное образование, чтобы понимать, что в рамках государства (законов и институциональности) всякие самочины приводят к тому что либо власть бездействует, либо она сама сажает Гаврошей, решивших творить доброе, без ее ведома.Не вижу смысла в том, в чем нет смысла, говорил один деятель.Нужен иной путь, совместный с тем, кому мы платим налоги и кто качает нашу нефть.То есть..
Алексей 3 января 2011, 11:34
Такой приют имеет смысл делать только при расчете его выхода на самоокупаемость за счет производства, наличия коммерческой деятельности и так далее. А так - это будет ещё один нерентабельный социальный проект церкви, основанный на принципе "создали - а теперь пожертвуйте". Все к чему мы пришли сегодня бригада- это приют? Жаль...
ирина злобенец 3 января 2011, 11:14
Полностью согласна с Александром Гезаловым. Однако, то что нам кажется бессистемным, на самом деле - система... и она работает... До сих пор за теплое место распределителя бюджетных средств воюют политики разных мастей...А видимая бессистемность работы с бездомными -это системный резерв бюджетных средств.. Способов же отъема у государства бюджетных средств достаточно.. Один из них - создание ручной общественной организации и ее систематический пиар... Как вы понимаете, бездомные здесь-фишка, плохо проверяемая....
Анна 2 января 2011, 19:19
Про Москву не знаю, а в Краснодаре в приют для бродяг берут всех, лишь бы трезвые были.Какой там паспорт, какая уж прописка! Зимой переполнен и приют для бездомных, и больницы, куда их госпитализируют.
Анна 2 января 2011, 13:43
Елена, Вы бы хотя бы для начала бездомных людей "бомжами" не называли, а потом уже и об остальном можно подискутировать...
Сергей 2 января 2011, 13:04
Елене:
Люди, которые уже опустились на дно жизни, не способны соблюдать "элементарные правила", именно поэтому им нужна реабилитация и помощь индивидуальная, а не массовая "для галочки"! У нас тех, кто не имел прописки в Москве, отправляют домой - но бомжи снова возвращаются в Москву. Такой вот круговорот
Елена Ледникова 1 января 2011, 22:54
"Государственные приюты работают еще по установкам советского времени, то есть строго по региональному принципу: принимают только тех, кто имеет или имел московскую прописку". - это НЕ соответствует действительности. Похоже, И. Кусков не знаком с гос. ситемой работы, иначе бы не заявлял заведомой неправды.
"Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует" - да, именно пустует, потому что в центре соц. адаптации нужно соблюдать минимальные правила: мыться, не проносить спиртное, не употреблять спиртное. На это согласны немногие, и им еще можно как-то помочь.
"Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет" - он и до этого не работал, нормальный человек не будет жить на помойке, рыться в баках и есть отходы. А вот психически больные - будут, и попробуй их заставь помыться.
Соц. работой должны заниматься люди как минимум имеющие спец. образование, и не надо распространять ложную информацию про бомжей.
Гезалов Алексанждр30 декабря 2010, 10:17
Почитал, могу сказать одно, что пока государство не будет заниматься это проблемой, а проблема в том, что оно в упор не видит своих граждан, а граждане в ответ, до тех пор бездомных будет много.Для этого надо не приюты создавать, а влиять на власть, потому что приют эта мера временная, а как сделать так, чтобы причина, попадание людей на улицы была минимальной, надо налаживать диалог со властью.Влиять на нее, говорить с ней, не создавать систем, которые порождают бездомность.Для этого, надо, чтобы голос Церкви был иным, чтобы влияние было, ходатайство за этих людей, и за тех, кто еще бездомными не стали.Нужна система и системность.Вопрос попадания людей в критические ситуации лежит гораздо глубже и этой глубиной надо глубоко заниматься.На это направить силы и ресурсы.Пока что, такой работы нет, (есть проблема, создаем систему, но временную, и часто не эффективную, эта проблема России, реагировать не тогда, когда наступает кризис, а уже потом, дороговизной участия кризис вытягивать) есть поддержка бездомных, а порой бездомности, и даже наживы на этой теме.Но это понимание, уже совсем другого уровня.А пока такое..Значит есть что делать и куда двигаться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×