Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян.
– Принято считать, что весело встретить Новый год – это наша русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине, за чаем – так как если смотреть передачи, которые нам в течение двух недель выходных показывают по телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое – поэтому я никому не рекомендую провести праздники за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские «Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не были образцом хорошего вкуса.
И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают, как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них находятся в стадии алкогольной зависимости!
Кстати, считается, что огромная предновогодняя коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2 триллионов рублей в год экономических потерь от алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет некому будет и развивать эту экономику.
Двухнедельный запой происходит в дни поста – это очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда, когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.
И так происходит уже четверть века – с тех пор, как объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции». Вот так нас и лишают традиций.
– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что не знают, как им провести две недели новогодних выходных. По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться своим свободным временем. Прихожане моего храма, например, и так знают, что нельзя курить, напиваться и сквернословить – причем нельзя этого делать не только в первые дни января, но и во все остальные дни года.
Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние праздники станут испытанием. Но это же люди больные – и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть подобные общества, есть и крупные центры реабилитации – им в праздники придется поработать усиленно.
Принято ругать государство, которое устраивает нам такие длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У меня возникает другой вопрос: а почему государство должно, как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это делай – это не делай, это смотри – это не смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма – пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо пить целый ящик.
Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм, сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.
А тем, кто все же хочет радостного настроения на праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая бывает во время поста, – это радость, которая дается нам в молитве.
– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков – как и для каждого советского ребенка. Потом, когда я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками – и это тоже нормально для молодого человека; правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все поменялось, но все же Новый год оставил положительный след в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве.
Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.
Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу Божественную литургию. Обычно собирается не так много людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А после службы – на трапезу все вместе. В основном с нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм, колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то и до конца литургии остается. И такое неожиданное впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.
Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты, например в Сретенском монастыре.
– В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.
Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.
Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.
Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.
Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
Владыка Тихон! На метро-то можно успеть, но вот последняя электричка «сбежит», а «по шпалам» не дойти.( А так хочется быть вместе со всеми вами и в новогоднюю, и в рождественскую, и в пасхальную ночь! Жаль, что в Сретенском монастыре нет гостиницы, - где далеко живущие могли бы скоротать время до рассвета. ) С наступающим новым годом, и пусть он будет не таким стремительным, как год уходящий.
Этот праздник привили советским людям, чтобы дать замену Рождеству. Немного поменяли символы: ввели пятиконечную звезду, деда мороза и снегурочку, добавили магическую (атеисчическую) веру в чудо. Теперь мне понятна суть этого праздника. Это Анти-Рождество.
Посмотрите сколько слуайных смертей. Сколько пьяных на улицах. Сколько семейных скандалов, ругани и самоубийств. Это праздник алкоголизма. Это праздник сатаны.
Это праздник якобы семейный, но в некоторых семьях получается пьянка в присутствии детей.
Редакции спасибо за статью,очень понравилась.
Ваши же сведения о том, как встречают Рождество и Новый год, давно устарели, просто по традиции так считают те, кто или проездом бывает в Европе или судят по Рождественским распродажам. Простите.
Думаю мыслящему человеку объяснять не надо,что я имею в виду..!
СПАСИ И ПОМОГИ ГОСПОДИ!!!
31 декабря вечером практически по пустой трассе мы уезжали из Питера от светского нового года. На душе было некое уныние, ведь до этого всегда отмечала этот праздник.
В монастыре пробыла 10 дней, преисполнилась великой радостью в Рождественскую ночь, а новый год встретила уже дома по православному календарю 13 января-пригласили гостей (и невоцерковленных в том числе), напекли пирогов.
Слава Богу за все.
Что касается больного вопроса о посте перед Рождеством, то я не понимаю нашу церковь: зачем искушать людей? Если точно никто не знает, когда родился наш Господь, то почему бы не присоединиться ко всему остальному христианскому миру и не отмечать Рождество в декабре? Ведь нет принципиальной разницы никакой, по-моему, это просто вопрос принципа и "драчка" мкжду католиками и православными. Не проще было бы тогда большинству людей, не беря лишний грех на душу, отметив Рождество, и попостившись перед ним, отпраздновать Новый год?
Уверена, что тогда вместе со всем миром, и пыл к Новому году уже поугас бы, и можно было бы переключить акцент именно на этот праздник.
С радостью соглашусь с протоиереем Алексием и о. Тихоном, что Новый Год- это семейный праздник, который сближает всю семью и в молитве за предстоящий год, и в праздновании с членами своей семьи и близкими друзьями с бокалом в руках за постным столом.
Новый год по новому стилю ввели иудобольшевики, чтобы разложить наш народ. Поэтому я считаю, что русский патриот должен безкомпромиссно относиться к этому совковому "наследию" и Новый год отмечать только как Церковный праздник.
Нельзя и даже душевредно, на мой скромный взгляд, каким-либо образом сравнивать религиозные и светские праздники. Их основа (этимология, так скажем) совершенно различна, так же как различно воздействие на душу и тело человека. Как мы можем сравнивать праздники "Новый год" и Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?!!! Даже язык как-то не поворачивается сравнивать не сравнимое. Новый год это праздник тела, увеселения души, праздик светского общения с семьей, друзьями, родными.Это праздник детства! Это выхлоп застоявшейся энергии, это антидепрессивное действо в наше чудовищное время. И пусть оно (действо) не всегда умное и религиозно кроткое и тишайшее. Но мы люди, а не ангелы. И это надо помнить. Плохо, что есть такое зло как алкоголизм и обжорство. Но это не отменяет общего радостного светского мирского значения праздника.
Совершенно иное дело - великий спасительный и благодатный праздник Рождества Христова. Это духовный праздник - радость начала спасительного восстановления человека. Господь рождается! Господь приходит в мир, что бы спасти человека и Самому пострадать за него. Разве сравнима эта великая радость со слезами на глазах с простым и немощным человеческим новогодним весельем?
Будьте снисходительны и милосердны, православные.
Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога.
"Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России"
был, был когда-то, но не сегодня
"Кесарю касарево, а Богу богово" - то есть, живя в обществе соблюдай его законы, будь со всеми, а Богу посвяти свою душу. Слава Богу за всё.
В некоторых случаях единение со "всеми" людьми означает разъединение с Церковью Христовой.