Православный календарьПравославный календарь
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Неудавшийся выход в реал

Источник: Радонеж

Фото: Новая газета-Рязань
Фото: Новая газета-Рязань
В разных городах нашей страны прошли митинги против закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Эти митинги были широко разрекламированы с социальных сетях, как “общероссийская акция протеста”. Сетевые дневники (блоги) с тысячами подписчиков публиковали горячие призывы организаторов. Как говорили устроители митингов, “должно сказать свое слово гражданское общество”, в листовке перечислялись города, в которых это общество должно было громко заявить о своей антицерковной позиции. Акцию сразу поддержало политическое движение “Солидарность”. Власти, несмотря на недавние беспорядки, митинги разрешили. Люди могли выразить свое неприятие церковной реституции свободно, легально, не опасаясь разгона или каких-либо репрессий. Это хорошо - у людей должна быть возможность высказать свое мнение, и они его высказали. Однако интересным оказалось и другое - сколько людей в этих благоприятных условиях пришли выразить свой протест против возвращения Церкви ранее принадлежавшего ей имущества.

Судя по фотографиям, митинги в разных городах собрали от нескольких человек до пары десятков; учитывая, что какую-то часть собравшихся составляли фотографы, журналисты и зеваки, такая малочисленность находится на грани полного отсутствия. Борцам с клерикализмом не удалось привлечь под свои знамена практически никого; и проводить эти митинги вообще  было большой стратегической ошибкой с их стороны. Активный шум в интернете мог создавать впечатление многочислености, того, что “общественность против”, кампании перепостов в “Живом Журнале” выглядеть каким-то массовым движением, борцы с церковной реституцией могли делать вид, что их много и голос их звучит устрашающе и громко. Но попытка, как говорят в интернете, “развиртуализации”, “выхода в реал”, кончилась тем, что вышли практически только непосредственные организаторы. Негодующая общественность свелась к, в лучшем случае, десятку активистов. Только вороны, рассевшись на ограждениях, внимали их речам.

Грозные предостережения организаторов акции: “мы предупреждали, что ничем не ограниченная передача огромной собственности РПЦ неизбежно приведёт к социальной нестабильности” кончились ничем; мы не увидели не только обещанной нестабильности, но и сколько-нибудь многочисленных митингов протеста.

Митинги - вернее их впечатляющий неуспех - сделали очевидными несколько фактов, на которые стоит обратить внимание. Как оказалось, антиклерикализм в нашей стране не является ни организованным движением, ни сколько-нибудь массовым настроением. Эта реальность оказалась скорее виртуальной, и попытка ее перевести в реальный мир кончилась ничем. Люди у нас могут устраивать массовые выступления - и даже беспорядки - когда они чем-то действительно встревожены или разгневаны. Но, похоже, церковная реституция вызывает такие эмоции очень мало у кого. Политические силы, которые пытаются сыграть на антиклерикальных настроениях, ставят даже не на хромую, а на совершенно мертвую лошадь.

Те опасения, которые высказывали некоторые из организаторов акции - относительно сохранности произведений церковного искусства - однако, стоит воспринимать со вниманием. Но в этом отношении Церковь и специалисты-музейщики не враги, а естественные соработники. Церковь горячо заинтересована в сохранении своего векового достояния, и тут диалог о том, как это лучше сделать, вполне уместен и уже идет. С митингами ничего не получается; поэтому лучше ограничиться диалогом.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

21 декабря 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Харитонов

Новые материалы

Выбор читателей

×