Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Неудавшийся выход в реал

Источник: Радонеж

Фото: Новая газета-Рязань
Фото: Новая газета-Рязань
В разных городах нашей страны прошли митинги против закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Эти митинги были широко разрекламированы с социальных сетях, как “общероссийская акция протеста”. Сетевые дневники (блоги) с тысячами подписчиков публиковали горячие призывы организаторов. Как говорили устроители митингов, “должно сказать свое слово гражданское общество”, в листовке перечислялись города, в которых это общество должно было громко заявить о своей антицерковной позиции. Акцию сразу поддержало политическое движение “Солидарность”. Власти, несмотря на недавние беспорядки, митинги разрешили. Люди могли выразить свое неприятие церковной реституции свободно, легально, не опасаясь разгона или каких-либо репрессий. Это хорошо - у людей должна быть возможность высказать свое мнение, и они его высказали. Однако интересным оказалось и другое - сколько людей в этих благоприятных условиях пришли выразить свой протест против возвращения Церкви ранее принадлежавшего ей имущества.

Судя по фотографиям, митинги в разных городах собрали от нескольких человек до пары десятков; учитывая, что какую-то часть собравшихся составляли фотографы, журналисты и зеваки, такая малочисленность находится на грани полного отсутствия. Борцам с клерикализмом не удалось привлечь под свои знамена практически никого; и проводить эти митинги вообще  было большой стратегической ошибкой с их стороны. Активный шум в интернете мог создавать впечатление многочислености, того, что “общественность против”, кампании перепостов в “Живом Журнале” выглядеть каким-то массовым движением, борцы с церковной реституцией могли делать вид, что их много и голос их звучит устрашающе и громко. Но попытка, как говорят в интернете, “развиртуализации”, “выхода в реал”, кончилась тем, что вышли практически только непосредственные организаторы. Негодующая общественность свелась к, в лучшем случае, десятку активистов. Только вороны, рассевшись на ограждениях, внимали их речам.

Грозные предостережения организаторов акции: “мы предупреждали, что ничем не ограниченная передача огромной собственности РПЦ неизбежно приведёт к социальной нестабильности” кончились ничем; мы не увидели не только обещанной нестабильности, но и сколько-нибудь многочисленных митингов протеста.

Митинги - вернее их впечатляющий неуспех - сделали очевидными несколько фактов, на которые стоит обратить внимание. Как оказалось, антиклерикализм в нашей стране не является ни организованным движением, ни сколько-нибудь массовым настроением. Эта реальность оказалась скорее виртуальной, и попытка ее перевести в реальный мир кончилась ничем. Люди у нас могут устраивать массовые выступления - и даже беспорядки - когда они чем-то действительно встревожены или разгневаны. Но, похоже, церковная реституция вызывает такие эмоции очень мало у кого. Политические силы, которые пытаются сыграть на антиклерикальных настроениях, ставят даже не на хромую, а на совершенно мертвую лошадь.

Те опасения, которые высказывали некоторые из организаторов акции - относительно сохранности произведений церковного искусства - однако, стоит воспринимать со вниманием. Но в этом отношении Церковь и специалисты-музейщики не враги, а естественные соработники. Церковь горячо заинтересована в сохранении своего векового достояния, и тут диалог о том, как это лучше сделать, вполне уместен и уже идет. С митингами ничего не получается; поэтому лучше ограничиться диалогом.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

21 декабря 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Харитонов

Новые материалы

Выбор читателей

×