История Русского Православия в Бельгии. Часть 1

Возникновение русских православных храмов за границей (обзорно)

Издревле на Руси священнослужителей включали в состав дипломатических и комерческих посольств в иноземные страны. Священники шли с войсками во время военных кампаний, сопровождали посольства во время заключения монархических браков, присутствовали на подписании мирных договоров, обслуживали на чужбине купцов.

1.1. Константинополь

Первые церковные места, отведённые за границей для руссов, известны ещё до крещения самой Руси. Так, в договоре между Русью и Византией, заключённом князем Игорем в 945 году, очень подробно излагались условия допущения в Константинополь русских послов и гостей (купцов). Они должны были предъявлять доказательства своего официального положения в виде золотых (для послов) и серебряных (для гостей) печатей и грамот великого князя с точным указанием числа посылаемых кораблей, чтобы греки знали, что они приходят "с миром". В Константинополе руссы должны были жить в определённом месте. Им выделялась церковная территория вне городских стен, в подворье монастыря св. Мамонта.

Договор скреплялся клятвой. Руссы-язычники клялись своими богами и оружием и произносили при этом магические формулы. Греки клялись по христианскому обряду, т. е. целовали крест; также клялись те из руссов, которые были крещены.

Уже через несколько десятилетий после заключения указанного договора монастырь святого Мамонта прочно входит в сознание византийцев как место, где руссы могли молиться и останавливаться на постой.

Реймское Евангелие «Священный Текст».Состоит из кириллической части ХI в. и глаголической ХIУ века.Муниципальная библиотека г. Реймса. Франция
Реймское Евангелие «Священный Текст».Состоит из кириллической части ХI в. и глаголической ХIУ века.Муниципальная библиотека г. Реймса. Франция
1.2. Древняя Франция

Дочь Великого Киевского Князя Ярослава Мудрого, отданная замуж за французского короля Генриха 1-го, ехала в Реймс и Париж через Краков, Прагу и Регенсбург со своим личным духовником, священником из Киева. После венчания 19 мая 1051 года она жила во Франции, имея свою домовую церковь. Её личное евангелие до сих пор хранится в муниципальной библиотеке города Реймса. Там в кафедральном соборе происходили коронации французских монархов, которые вплоть до XVII века приносили свою присягу на славянском евангелии их русской прабабки. До сих пор во Франции это только одна на всю страну и единственная книга, имеющая уникальное название «Текст Сакрé» («Священный Текст»).

Русский Храм Преображения Господня в Стокгольме.Построен в 1909 году. Находится в юрисдикции Вселенского Патриархата
Русский Храм Преображения Господня в Стокгольме.Построен в 1909 году. Находится в юрисдикции Вселенского Патриархата
1.3. Швеция

Старейшие русские храмы в Европе, имевшие признаки приходов, сначала открывались в сопредельных России государствах. Так, в 1970 году во время раскопок в шведском городе Висбю (Готланд) были обнаружены захоронения русских купцов из Новгорода, Киева и Смоленска, датируемые XII-XIII веками. Там же под одним из зданий XVII века был открыт современный вышеуказанным захоронениям фундамент русской церкви. Замечательно, что до сего дня этот район города местные жители называют «Русский Двор» и «Русский Переулок».

В 1617 году был подписан Столбовский мирный договор между Свеей (Швецией) и Московией (Россией). В статье 15-й этого договора говорилось, что русским разрешается «в Его Королевского Величества Свее, в Стокгольме [и] Выборге иметь торговые дворы и по своей вере пение и веры своей строение вольно им по тем же дворам в своих хоромах иметь». Таким образом, при русском гостинном дворе была основана церковь, которая подчинялась тогда Архиепископу Новгородскому. Доныне этот район Стокгольма называется Русгарден (Russgàrden), то есть Русский Сад.

Святые ворота Русской Духовной Миссии в Пекине.Разрушены в 1956 году
Святые ворота Русской Духовной Миссии в Пекине.Разрушены в 1956 году
1.4. Пекин

На восточных рубежах Российского государства в конце ХУШ века произошли драматические события, которые стали причиной открытия другого русского храма за границей. В 1685 году китайцы захватили приграничную русскую крепость Албазин на Амуре. В плен было взято 45 казаков, некоторые с жёнами и детьми. С ними вместе был и священник. Их поселили в Пекине во Внутреннем городе у ворот Дунгжимень. Император Сюанье причислил их к почётному воинскому сословию и зачислил в «русскую роту» императорской гвардии. Пленникам были предоставлены квартиры, наделы земли и жалование, холостым дали жён. Священнику Максиму Леонтьеву была предоставлена кумирня бога войны Гуаньдимяо, которую он освятил как церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В этом храме русские казаки молились до 1695 года. В 1696 году был построен новый русский храм, освящённый в честь Святой Софии.

Церковь во имя Всех Святых Мучеников в Русской Духовной Миссии в Пекине. Разрушена в 1956 г.
Церковь во имя Всех Святых Мучеников в Русской Духовной Миссии в Пекине. Разрушена в 1956 г.
В 1700 году указами Петра I были учреждены духовные Миссии в Стокгольме и Пекине. Первый русский посланник в Стокгольме князь А.Я Хилков привёз с собой всю утварь для храма, в который назначили священника. В Пекине священником был отец Максим, который умер в 1712 году. В 1716 году туда приехал архимандрит Илларион Лежайский, который также привёз для храма всю необходимую утварь.

Сохранившееся на территории Российского Посольства в Пекине здание храма Успения Пресвятой Богородицы бывшей Российской Духовной Миссии в Пекине
Сохранившееся на территории Российского Посольства в Пекине здание храма Успения Пресвятой Богородицы бывшей Российской Духовной Миссии в Пекине
После упразднения Патриаршества в Российской Империи зарубежные храмы стали подчиняться по духовному ведомству Духовной Консистории Санкт-Петербургского Митрополита, а по гражданскому – Коллегии Иностранных дел Российской Империи (позднее Министерству Иностранных Дел), которая и содержала клириков.

Современная русская церковь в честь Святителя Иннокентия.Пекин. Богослужения ведутся с 1990-х годов
Современная русская церковь в честь Святителя Иннокентия.Пекин. Богослужения ведутся с 1990-х годов
.

1.5. Германия

Старейшим русским храмом в Германии следует считать домовую церковь святой великомученицы Екатерины, находящейся с 1718 года в замке вельможных князей Готторских в городе Киле. В том же году были основаны первые русские часовни в Потсдаме и Берлине.

Николай Михайлович Карамзин в своих «Письмах русского путешественника» в письме из Берлина от 4 июля 1789 писал: «В Потсдаме есть русская церковь под надзиранием старого русского солдата, который живёт там со времён царствования императрицы Анны [1731-1741]. Мы насилу могли сыскать его. Дряхлый старик сидел на больших креслах и, слыша, что мы русские, протянул к нам руки и дрожащим голосом сказал: «Слава Богу! Слава Богу!» […] «Пойдёмте в церковь Божию, - сказал он, - и помолимся вместе, хотя ныне и нет праздника». Старик насилу мог передвигать ноги. Сердце моё наполнилось бдагоговением, когда отворилась дверь в церковь, где столько времени царствует глубокое молчание, едва перерываемое слабыми вздохами и тихим голосом молящегося старика, который по воскресеньям приходит туда читать святейшую из книг, приготовляющую его к блаженной вечности. В церкви всё чисто. Церковная утварь и книги хранятся в сундуке. От времени до времени старик перебирает их с молитвою. «Часто от всего сердца, - сказал он, - сокрушаюсь я о том, что по смерти моей, которая от меня, конечно, уже недалеко, некому будет смотреть за церковью». С полчаса пробыли мы в сем священном месте, простились с почтенным стариком и пожелали ему тихой смерти». Описанная Карамзиным церковь была воздвигнута в 1734 году для русских солдат, бывших на службе у германского императора. Она, как и вышеуказанные часовни, не сохранилась. Следующая по времени русская церковь в Потсдаме была построена только в 1827 году.

Русский храм святого благоверного князя АлександраНевского в Потсдаме
Русский храм святого благоверного князя АлександраНевского в Потсдаме
В Х1Х веке русские храмы за границей строились довольно часто. Только в одной Германии в этом веке возводятся храмы в Потсдаме, Баден-Бадене, Бад-Наухайме, Бад-Эмсе, Берлине, Висбадене, Веймаре, Дармштадте, Дрездене, Карлсруэ, Ремплине, Тегеле и Штуттгарте.

Свято-Никольский собор Русской Православной Церквив Вене. Построен в 1899 году
Свято-Никольский собор Русской Православной Церквив Вене. Построен в 1899 году
1.6. Австрия

В 1761 из Санкт-Петербурга было отправлено посольство в германский город Аугсбург для подписания перемирия в Семилетней войне. В составе посольства числился иеромонах Наркисс (Кветка), приписанный к сопровождающей русскую делегацию походной церкви в честь Святой Троицы. После неудачных переговоров посольство было отозвано в Российскую империю, а храм в 1762 году по просьбе графа Д. М. Голицына, российского посланника при Венском Дворе, был перевезён в Вену. Вскоре по указу Императрицы Екатерины II Коллегия Иностранных дел Российской Империи назначила туда священника Симеона Матвеева, поставив его на содержание.

Собор блгв. князя Александра Невского на улице Дарю, Париж.Вселенский Патриархат. Построен в 1861 году
Собор блгв. князя Александра Невского на улице Дарю, Париж.Вселенский Патриархат. Построен в 1861 году
1.7. Франция

Глава Русского Великого Посольства в Париже П.И. Потёмкин 17 августа 1668 велел служить благодарственный молебен в своём Гостином дворе на улице Турнон. Однако, русский храм в столице Франции был устроен в Российском Посольстве только в 1757 году и посвящён Первоверховным Апостолам Петру и Павлу.

Русский храм св. блгв. князя Александра Невского в Копенгагене. Построен в 1883 году
Русский храм св. блгв. князя Александра Невского в Копенгагене. Построен в 1883 году
1.8. Дания

Первый русский храм в Копенгагене был основан во 2-ой половине ХУШ века в резиденции Российского Посланника при Датском Королевском Дворе. В другом небольшом датском городе Хорсенсе с 1780 по 1809 г. был домовой храм при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

История основания большей части русских храмов за рубежом ещё не написана и не изучена. В настоящее время есть только отдельные труды, касающиеся истории некоторых храмов и приходов, составленные местными священниками или активными прихожанами. Полное историческое описание - дело будущих исследователей. Их задача осложняется тем, что часто утрачиваються докумены и архивы храмов, или просто отсутствуют какие-либо исторические свидетельства о них. Порой не ведётсяся никаких записей и хроник, особенно в современных храмах, которые почти каждый год открываются Русской Православной Церковью в зарубежных странах.

В настоящее время можно лишь обзорно перечислить русские приходы в Европе и мире, но целью нашего исследования является история Православной церкви в Бельгийском королевстве, к которой мы и перейдём, начав с первого Придворного православного храма, первоначально пребывавшего в Гааге.

1.9. Гаага (Амстердам)

Практика открытия домовых храмов за пределами России, связанная с заключением монархических браков, сохранялась до самого позднего времени. Дочь императора Павла Петровича, Анна Павловна, выйдя замуж за наследного принца Оранского в Голландию в 1816 году, получила от брата, императора Александра I, целую походную церковь и служащих клириков. История Русского Православия на бельгийской земле начинается именно с этого домового храма, иконостас которого и сейчас можно видеть в русской церкви в Гааге.

Примечательно то, что царственный брат даровал своей сестре для её храма изготовленный из золота полный богослужебный евхаристический комплект, включающий Святое Евангелие в массивном золотом переплёте. Сейчас это собственность королевской фамилии. Комплект постоянно находится в хранилище банка, но в дни особых торжеств эти богослужебные предметы выдаётся Королевским Двором Русской Церкви для богослужений.


2. Русское православие в Бельгии

2.1. Начало Русского православия в Бельгии:

от основания храма до приобретения собственного здания для него

1816 – 1887 гг.

2.1.1. Русский придворный храм в Брюсселе с 1816 по 1830 год.

Самое раннее из известных русских православных погребений в Бельгии находится на кладбище Эвер в Брюсселе. Оно датировано 1804 годом. Это могила младенца из семьи Орловых. Во время пребывания в Малой Голландии граф Орлов потерял свою дочь, которую отпевал русский священник.

Известно, что полковые русские священники приезжали в 1813 году в поселения Альсенбéрг и Бéрсель, где был расквартирован во время битвы при Ватерлоо казачий полк. Священники сопровождали также особ императорского двора, которые приезжали в продолжение всей первой половины Х1Х века на курорты Остендэ и Спа.

После Версальского Мирного Договора 1815 года Бельгия была присоединена к Нидерландам. Брюссель, по сути, становился второй столицей после Амстердама. Король Вильгельм I, будучи весьма непопулярным в бельгийских провинциях, формально располагал там вторым Двором. Как гибкий политик он периодически жил в Брюсселе, стараясь показать свою близость к новым подданным.

Его сын Вильгельм (Виллем) II Фредерик Георг Лодевейк Оранский (1792—1849), женившийся в 1816 году на русской великой княжне Анне Павловне, как наследный принц неоднократно по повелению своего венценосного родителя вынужден был периодически проживать в Брюсселе со своим двором, хотя пользовался здесь ещё меньшей популярностью, чем его отец.

По брачному контракту Анна Павловна, где бы она ни жила, должна была иметь при своём Дворе домовую церковь со священником и клиром, находящимся на содержании Санкт-Петербургской Духовной Консистории. Таким образом, условия брачного контракта при переезде Анны Павловны в Бельгию формально распространялись и на Брюссельский Двор, где периодически она проживала. Таким образом, появление первого русского православного храма в Брюсселе было связано с браком русской принцессы Анны Павловны на принце Оранском и относится к 1816 году.

В документах Святейшего Синода первой половины XIX века храм Анны Павловны в равной степени называется и Гаагским (Амстердамским) и Брюссельским, в зависимости от того, где в это время проживает принцесса. Также он именуется и в документах, связанных с заменой и назначением туда новых священников.

К примеру, в переписке Святейшего Синода с Санкт-Петербургской Духовной Консисторией от 12 июля 1825 года мы читаем: «Канцелярия Святейшего Правительствующего Синода, просит Канцелярию С-Петербургской Консистории доставить ей с сим же посланным сведения, когда именно в Брюссель к церкви Ея Высочества Великой Княгини Анны Павловны определён протоиерей Ермолай Бедринский, сколько получает всего жалованья, какою монетой и откуда? Сведение сие выслать нужно для скорейшего доклада Государю Императору. Июля 12-го дня 1825 года» (РГИА. Ф. 796, оп. 106. Ед. хр. 777. Л. 2).

За время пребывания Анны Павловны в Голландии сначала в качестве супруги наследного принца, а потом и правящей королевы её домовая церковь пять раз меняла своё местонахождение. Первоначально она располагалась во дворце в Гааге, в том здании, где сейчас находится Верховный совет Нидерландов. Позднее храм был перенесён в город Апельдорн во дворец Хет Лоо, вокруг которого был разбит сад, в точности повторяющий парк Павловского дворца.

Потом королева опять вернулась в Гаагу, где её церковь снова располагалась на втором этаже дворцового здания. В наше время там были обнаружены фрески, которые, возможно, будут сохранены в память о королеве Анне Павловне. После смерти короля Виллема она переехала во дворец Рустенбюрг (Гаага), где на первом этаже был устроен её храм. Там он находился и после её смерти в 1865 году вплоть до сноса здания в 1906 году. На этом месте построили Дворец Мира (современный Гаагский трибунал), а храм был перенесён в частный дом на улице Вазерстраат, где он располагался с 1911 года. Позднее трудами протоиерея Алексея Розанова храмовые владения были расширены путём покупки им 11 декабря 1937 года смежного участка, находящегося на соседней улице Свелингстраат 54. По этому адресу русский храм в Гааге находится и поныне.

В каком месте Брюсселя была первая придворная церковь Анны Павловны о которой докладывали Российскому императору в июле 1825 года не известно. В 1823 году в бельгийской столице стали строить для принца Оранского дворец (ныне здение Академии наук и литературы) который закончили только осенью (октябрь) 1828 года. В этом вновь построенном дворце всего за год с небольшим до свержения бельгийцами власти Голландской короны (в 1830 году) была устроена вторая домовая церковь для русской принцессы.

2.1.2. Русский храм придворного духовенства

в Брюсселе в 1830-1863 годах

Бельгийская революция 1830 года свергла власть короля Нидерландов и дала независимость стране. После этого русские священники при совершении богослужений в Брюсселе не могли более пользоваться помещением королевского дворца, поэтому они были вынуждены служить в частных домах города.

Анна Павловна, королева Нидерландов в 1840-1849 гг.
Анна Павловна, королева Нидерландов в 1840-1849 гг.
В 1840 году Анна Павловна стала полновластной королевой Нидерландов, которой была до смерти своего мужа в 1849 году. В этот период мы встречаем упоминание о нахождении русской церкви в Брюсселе в частном доме. Например, под 1847 годом в архиве коммуны Иксель значится «шапель русь», то есть русская часовня, расположенная в одном из жилых домов этого района города. Практика устраивать церковь на этаже жилого дома сохраняется в Брюсселе и поныне. Так сейчас устроены храмы Константинопольской, Русской, Сербской, Болгарской и Грузинской Церквей.

Вплоть до своей смерти в 1865 году Анна Павловна имела при дворе церковь и клириков, находящихся на содержании Российской Империи. Кроме придворных богослужений, они окормляли православных русских, живших в Нидерландах и в Бельгии, куда периодически приезжали и где для этих целей и имели помещение в одном из частных домов коммуны Иксель города Брюсселя.

В 1905 году протоиерей Алексей Мальцев издал в Берлине справочник «Православные церкви и Русские Учреждения вне России», в котором сообщается, что русский храм в Брюсселе был открыт в 1862 году. Чем же объясняется несоответствие этого утверждения историческим свидетельствам о наличии русской церкви в Брюсселе с 1816 года? По-видимому, протоиерей Алексей Мальцев взял дату основания храма в Брюсселе из 16-го (с. 26) и 36-го (с. 3) номеров журнала «Российский вестник» за 1862 год из раздела «Современная летопись». В этих статьях бельгийский корреспондент Гюстав де Молинари сообщает о действиях прибывшего в Бельгию Российского Посланника князя Орлова, который «нанял очень приличное здание за королевским дворцом», где устроил церковь, снабдив её предварительно купленной на свои средства утварью. Однако, это сообщение в журнале больше касалось деятельности и личности нового Посланника, и бельгийский корреспондент не утверждает, что церкви или часовни до его прибытия в Брюссель не было, как это мог понять издававший в Берлине сорок лет спустя свой справочник о. Алексей Мальцев.

Подпись генерал-адъютанта князя Орлова. 1863 год. АРЭ. Брюссель. Публикуется впервые
Подпись генерал-адъютанта князя Орлова. 1863 год. АРЭ. Брюссель. Публикуется впервые
Напротив, исторические свидетельства говорят о том, что до приезда князя Орлова русская церковь в Брюсселе была. Это известно из воспоминаний российского диссидента Х1Х века князя Петра Долгорукова. В июне 1862 года опальный князь приехал в Брюссель, в ноябре основал там небольшую типографию и стал печатать «Листок, издаваемый князем Петром Долгоруким» (в дальнейшем тексте «Листок»). Как вспоминает издатель, некоторые его соотечественники по политическим причинам боялись общаться с ним. Так, русский священник отец Владимир Ладинский, «чтобы не скомпрометировать себя перед петербургским правительством», опасался открыто водить с ним знакомство (Листок, 1863. № 7. С. 6).

Известно, что первым настоятелем устроенного князем Орловым в Брюсселе храма был священник Николай Белороссив, служивший там с 1862 по 1872 год. А протоиерей Владимир Ладинский, придворный священник из Голландии, до конца 1862 года официально служил в Амстердаме и в начале 1863 года был назначен в храм святой Марии Магдалины в Веймаре (Германия) [1]. Тем не менее, вспоминая 1862 год, Долгорукий называет Владимира Ладинского русским священником в Брюсселе, который, судя по контексту воспоминаний, жил там продолжительное время. Долгорукий пишет, как боявшийся скомпрометировать себя отец Владимир, «когда узнал, что над ним за это смеются и называют его трусом, то через полгода… приходит к нам» (Листок, 1863. № 7. С. 6. Выделено нами). Из данного утверждения следует: либо этот священник жил в Брюсселе всё это время, либо должен был периодически приезжать туда, так как там его хорошо знали, и более того, целых шесть месяцев могли наблюдать за его поступками. Разрешение дилеммы может быть только таким: он приезжал в Брюссель для совершения богослужений в существовавшей там домовой церкви, чем и объясняется наличие записи в брюссельской коммуне Иксель под 1847 годом о русском храме. В нём до начала 1863 года приезжавшие из Голландии священники совершали службы. Это было естественно, особенно после установления дипломатических отношений между Бельгийским Королевством и Российской Империей в 1853 году.

2.1.3. Открытие русского храма при Российской Императорской Миссии в 1862 году

Устроенная приехавшим в Брюссель князем Орловым церковь имела одно совершенно новое качество, которого не было у прежней. Эта церковь появилась при Российской Императорской Миссии, где находилась резиденция Российского Посланника. В штатах российских заграничных учреждений всегда были священники для посольских церквей. В Брюсселе до приезда князя Орлова церковь находилась в городе, где священник бывал наездами. Посланнику необходимо было перенести храм в «своё» помещение и добиться от МИДа выделения для священника штатного жалования.

Полковник Николай Алексеевич Орлов
Полковник Николай Алексеевич Орлов
Именно это и попытался сделать князь Орлов. Он арендовал для церкви в 1862 году большое новое здание, как писали современники, вмещавшее 100 человек, и закупил на свои средства новую утварь, посвятив храм своему небесному покровителю Святителю Николаю. Более того, он хотел открыть в штате Миссии оплачиваемую из Российской Империи должность священника. Здесь он столкнулся с бюрократическими трудностями. Формально по документам Духовной консистории священник в Брюсселе был, так как он назначался ко двору Анны Павловны. Князю Орлову необходимо было разъяснить Консистории и МИДу, что власть Нидерландской короны после бельгийской революции на Брюссель больше не распространяется и, следовательно, нет юридических оснований рассматривать придворного священника Анны Павловны как священника, назначенного в Бельгию.

Этот вопрос об отдельном содержании русского священника при дипломатической миссии при князе Орлове так и не был решён. Волокита тянулась целых 14 лет, и проблема разрешилась только 1 января 1876 года. Поэтому протоиерей Алексей Мальцев мог сорок лет спустя ошибочно полагать, что поскольку в Брюсселе в 1862 году открыли Миссию, где вплоть до 1905 года была церковь, то это и есть самая первая церковь в Бельгии

О Российском Посланнике в Бельгии известно следующее. Князь Николай Алексеевич Орлов был полковником Лейб-гвардии Конного полка, добровольно ушёл на фронт во время Русско-турецкой военной компании. В ноябре 1853 года в Болгарии при взятии Силистрии на Дунае он был тяжело ранен (лишился глаза) и служить по военному ведомству больше не мог, поэтому Указом Императора Николая I был переведён на гражданскую службу в МИД. 3 июля 1859 года князь Орлов направлен Чрезвычайным Посланником и Полномочным Министром Российского Императора при Бельгийском Королевском Дворе (Сестра Мария Драшусова. К 100-летию храма Святителя Николая в Брюсселе. АРЭ). 12 мая 1861 года Орлов зачислен генерал-адъютантом к Его Величеству с оставлением в занимаемой должности; 30 августа 1865 года произведён в генерал-лейтенанты. 15 декабря 1869 года князь Орлов назначен Чрезвычайным Посланником в Австрию, в мае 1870 переведён в Великобританию, а 14 декабря 1871 года - во Францию и, наконец, в 1884 году назначен Полномочным Послом в Берлин. Скончался Н.А. Орлов 17 марта 1885 года в городе Фонтенебло, что в 55 км от Парижа [2].

После перевода в 1869 году князя Орлова в Вену его преемником на дипломатическом поприще в Брюсселе стал граф Андрей Блудов. В 1871 году он предпринял попытку построения особого храма в Брюсселе. Среди русских, проживающих в Бельгии, для этого был объявлен сбор пожертвований. Приход даже обращался с просьбой о содействии в Священный Синод, который в помощи отказал, выслав на это благое дело символическую сумму 3 рубля 50 копеек.

2.1.4.Признание русской церкви при Российской Императорской Миссии в Брюсселе в 1876 году и переезд её по современному адресу

Ещё несколько лет содержание храма осуществлялось на средства прихожан и личные пожертвования Российского Посланника. Наконец, в 1876 году церковь была официально признана и взята на баланс Российского МИД. В «Ведомости о церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе за 1906 год» об этом сказано: «По Высочайшему Его Императорского Величества повелению, в 13-й день декабря 1875 года данному, принята с 1-го января 1876 года в ведение Министерства Иностранных Дел с присвоением ей наименования «Церкви Императорской Российской Миссии в Брюсселе» и с распространением на неё правил, установленных для прочих Посольств и Миссий» (АРЭ).

В штат церкви кроме священника были включены ещё два псаломщика. На содержание клира определялось: священнику 3000 рублей и псаломщикам по 1000 рублей золотом в год. На содержание храма выделялось 600 рублей золотом ежегодно, в связи с чем Посланник посчитал себя свободным от несения расходов за аренду церковного помещения. И с 1-го августа 1876 года церковь переехала в другое, более скромное помещение в доме № 29 по улице Шевалье, где она и пребывает поныне.

2.1.5. Приобретение помещения для церкви в собственность Российской империи

Здесь храм находился на правах арендатора 11 лет, в 1887 году община собрала средства и выкупила дом в собственность. За эти годы в храме поменялось три настоятеля: протоиерей Димитрий Васильев (1872-1873), протоиерей Евгений Смирнов (1873-1877) и протоиерей Димитрий Опоцкий (1877-1883). В 1883 году в Брюссель приехал протоиерей Афанасий Петров, который прослужил в Никольском храме двадцать лет. Именно он предпринял сбор пожертвований на покупку здания для храма.

Обстоятельства совершения этой покупки таковы. Земля, на которой находилось церковное здание, также как и пять соседних домов со стороны Rue des Stassart, в своё время принадлежала нотариусу Troyaux, приехавшему из Парижа и умершему 1 апреля 1865 года. 25 марта 1868 года вдова и дочь покойного продали землю бельгийскому адвокату Billen. Между 1868 и 1874 годами Billen построил на этой земле шесть домов, в том числе и дом по улице Шевалье, где находилась церковь. 30 декабря 1874 года адвокат Billen умер. Через два года после его смерти наследники сдали дом русской общине, но 1887 году они по причине своего банкротства вознамерились его продать. Настоятель храма протоиерей Афанасий Петров, который проживал в этом доме и в течение нескольких лет собирал пожертвования на строительство храма, но не имел еще достаточно на это средств, решил дом приобрести.

3 марта 1887 года дом был куплен на торгах за 40000 бельгийских франков. 8 марта 1887 года акт о купле дома в собственность подданного Российской Империи Афанасия Петрова был скреплён Российским Послом в Бельгии князем Урусовым (Сестра Мария Драшусова. К 100-летию храма Святителя Николая в Брюсселе. АРЭ). По существу, храм принимался в собственность Российской Миссии в Брюсселе.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
В 2012 году Брюссельская и Бельгийская епархия РПЦ отмечает 150-летие постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. В последние годы епархия активно развивается: появляются новые приходы, возрождаются старые. У каждого прихода своя история, нередко вписанная в историю нашей страны. Без проблем не обходится, но все покрывает радость общения вокруг Чаши Господней в согласии и взаимной любви.
История Русского Православия в Бельгии. Часть 2 История Русского Православия в Бельгии. Часть 2
Протоиерей Павел Недосекин
«Престол в ней (церкви) один, в честь и память Святителя Николая Чудотворца. Ризница и утварь в ней небогатая, но достаточная. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен и домов кладбищенских тоже нет. <…> Старосты тоже нет», – написано в «Ведомости за 1909 год». Пройдет чуть более десяти лет, и в Бельгии начнут появляться другие русские приходы, а настоятель Никольского храма получит титул «Благочинный по Бельгии и Голландии».
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 2
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 2

Сергей Мудров
«Надо быть реалистом, – размышляет протоиерей Ги Фонтэн, настоятель храма князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже. – Сегодняшняя Бельгия живет в мире без Бога. Наверное, мы постепенно идем к тому, что в Церкви не будет большого количества людей. Но те, кто идут к нам, приходят для того, чтобы встретиться со Христом. И эти люди – настоящие миссионеры. Они – наше будущее». Сам отец Ги, в прошлом известный в Бельгии тележурналист, обратился в Православие, когда ему было 46 лет.
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1

Сергей Мудров
«Перспективы у Православия в Бельгии есть, но только если Православие останется верным себе, – ответил отец Стефан, настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе. – Если же Православие станет подстраиваться под западный календарь, под взгляды католиков или под идеи неверующего общества, то оно здесь погибнет. Не исключено, что в будущем мы будем ввергнуты в идеологическое противоборство, питаемое полной противоположностью государственных нравов и православного вероучения».
Комментарии
игумен Виссарион14 января 2015, 16:21
14.01.2015г. игумен Виссарион Россия с.Сеготь
Весьма содержательный материал по первичным храмам в западной Европе и расселении Православных славян.Диаспора к русским не подходит.Согласен с о.Павлом, что материала для исследования бездна. Зная о.Павла не одно десятилетие, как "буквоеда"весьма горжусь его РУССКИМ восприятием истории Русской Православной Церкви на западе.Как "буквоед" он дабирается до корня любого исторического факта и начиная обсанысания любого исторического факта с корня "слова",и выводит сущность выдаваемого материала, что редко среди современных исследователей исторических материалов. Желаю протоиерею Павлу (Недосекину) помощи Божией в его дальнейшей службе Матери Русской Православной Церкви.
Вера10 декабря 2010, 01:30
Простите великодушно! Проживаю в Германии. Когда бываю в Карлсруэ, приходится ездить на службы в Баден-Баден (Храм Преображения Господня). Очень интересно, сохранились ли какие-нибудь сведения о православном храме в Карлсруэ?
С благодарностью
Вера.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×