Школа, назад!

Как слишком образованное население мешает не слишком компетентной элите

Министерство образования выступило с новой инициативой: чиновники считают, что необходимо отменить норму, ограничивающую число учеников в классе.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко явно лукавит, заявляя о том, что «принципиальной разницы между классом, состоящим из 25 или из 27 школьников, нет». Ведь речь идет не о том, чтобы изменить норму, повысив ее на одного-двух человек, а о том, чтобы вообще отменить ее. Иными словами, чтобы набивать в классы по сорок, пятьдесят и более человек. Одновременно министерство грозится резко сократить численность учителей, урезает средства, выделенные на их заработную плату, сокращает количество школ, отменяет или понижает целый ряд статей их финансирования.

Власти объясняют необходимость массового увольнения учителей демографической ямой, в которой оказалась Россия. Однако проводимые меры явно свидетельствуют о совершенно иных целях.

Ведь стремление увеличить количество детей в классах в разы выше существующей нормы никак не может быть объяснено нехваткой детей. Такая ситуация обычно складывается как раз в условиях демографического взрыва, когда учителей не хватает, а детей слишком много. Хотя на самом деле численность детей в школах определяется не только рождаемостью, но и миграцией. Сами же чиновники публично возмущаются, что в классах полно детей, плохо владеющих русским.

Во-первых, детей в стране по факту больше, чем следует из рассуждений о демографической яме. А во-вторых, вместо того, чтобы сделать школу эффективным механизмом национальной и культурно-социальной интеграции, повышая качество и привлекательность образования на русском языке, правительственные чиновники последовательно добиваются обратного. К сведению министра и его коллег: школа это не просто место, где дают знания. Здесь еще и формируют личность. И если мы хотим, чтобы через 10-15 лет жители России общались на одном языке — как в буквальном смысле, так и в смысле общей культуры, норм поведения — для нас принципиально важно укреплять школьное образование. Уменьшать численность классов, создавать условия, когда учитель сможет индивидуально заниматься с отстающими детьми, прививая им знания и нормы, необходимые для успешного участия в жизни общества.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране прилагались все усилия для того, чтобы понизить численность учеников в классе с примерно 43-45 человек сначала до 30, затем до 25-27 человек. Эта работа имела своей целью не только улучшение санитарных норм и бытовых условий обучения – покончить с инфекциями, теснотой и духотой в помещениях – но и создание условий, при которых работа учителя становилась более эффективной, персонализированной, чтобы он мог работать с каждым учеником, контролировать его успехи и ошибки, помогать ему. Политика, продекларированная г-ном Фурсенко, понятна – отменив нормы, ограничивающие численность учеников в классе, поощрить школы к тому, чтобы параллельно те сокращали численность учителей. Набив в каждый класс как можно больше детей, мы отбросим ситуацию назад, к 50-м или 40-м годам прошлого века.

Нормы, которые собирается отменить министерство, основаны на многолетнем опыте, как отечественном, так и международном: при увеличении числа учеников в классе возрастает нагрузка на учителя, а главное, у него физически не остается времени в течение урока уделить внимание отдельному ребенку.

Трагедия в том, что речь идет не об отдельных необдуманных высказываниях, произнесенных не слишком компетентным человеком, а о систематической кампании, имеющей своей целью сократить масштабы образования как своеобразной экономической отрасли и резко понизить качество предоставляемых ею услуг. Эта позиция, сколь бы дикой она ни казалась, вполне соответствует требованиям, предъявляемым элитой отечественного бизнеса. Михаил Прохоров, один из лидеров Российского Союза промышленников и предпринимателей на встречах с высшими должностными лицами страны открыто сетовал на то, что у нас слишком много образованных людей. Подобные, слишком образованные люди не соответствуют спросу, существующему на рынке труда, не хотят соглашаться на рабочие места и зарплату, предлагаемые им господином Прохоровым и его коллегами. Напомним, что тот же олигарх выступил от имени предпринимательского союза с не менее радикальным предложением о переходе от 40-часовой рабочей недели к 60-часовой.

Высшие должностные лица вместо того, чтобы объявить авторов подобных инициатив противниками модернизации, только кивают головами и обещают принять меры. И от слов переходят к делу: федеральный закон №83 создает финансовый механизм для массового закрытия школ и резкого увеличения числа учащихся в расчете на одного педагога. Так что Фурсенко в своих рассуждениях лишь пытался обосновать то, что его министерство уже реализует на практике.

Параллельно наносятся удары по системе педагогического образования, сокращаются соответствующие вузы и их финансирование. Так что не только школьников в классах станет больше, но и учителя будут подготовлены хуже.

В прежние времена такую деятельность называли «вредительством». В последующие годы обнаружилось, что большая часть «вредителей» была просто людьми некомпетентными, малограмотными и катастрофически не соответствовавшими своей должности. Злого умысла по большей части не было, а была просто глупость и дремучесть. Здесь же остается только подозревать умысел…

Слишком образованное население явно мешает не слишком компетентной элите: стране, живущей от продажи сырья, не нужны умники. В противном случае пришлось бы заменять не лампочки накаливания светодиодными, а старую элиту на новую. Слова о модернизации могут сколько угодно сотрясать воздух начальственных кабинетов, на практике же государство на всех парах несется в прямо противоположном направлении. И то, что считалось бы вредительством несколько поколений назад, сегодня является творческой инициативой, направленной на осуществление официального курса… В качестве общественного стандарта полуграмотность заменяется на позитивно оцениваемую и поощряемую безграмотность.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Диана26 декабря 2015, 05:00
Ну и из той же оперы положение о том, что все услуги "дополнительного образования" - кружки, секции и пр. (за исключением обычных детсадов, может быть - не знаю, не ходили) для детей до 8 лет стали платными. И стоят не символические 200-300 р\мес, а раз в 10 больше. Ежу понятно, что если ребенок не попробовал что-то до школы, потом вероятность того, что он за это возьмется, стремится к минимальной. Во всяком случае, с музыкой уж точно. Т.е. возможность познавательного развития целенаправленно - по-иному не скажешь - рубится у истока.
Анна15 сентября 2013, 13:15
Количество учащихся в классе не может не быть ограничено. Оно ограничено: 1) площадью классных помещений и объемом кислорода в них; 2) количеством посадочных мест - если у меня и у большей части в кабинете их 30, то большее количество просто не посадишь, а и посадишь - см. п. 1; 3) физическими возможностями учителя - надо говорить достаточно громко, чтобы слышали все; 4) техническими возможностями, ибо если не будет микрофона и хорошей акустики, то физические возможности учителя, особенно в холода, сойдут на нет. Поэтому у директора есть возможность сделать следующее: не принимать сорокового ребенка в класс до тех пор, пока он с родителями не пройдется по всем помещениям и не посмотрит, могут ли кабинеты вместить то или иное кол-во человек.
Надежда 1 февраля 2011, 15:31
Если человек захочет может изучать дома сомостоятельно любой предмет. Книг всяких море. Интернет доступен многим.
Школа сплошная нервотрепка, учителя безнравственные по большей своей части, срываются на детях. Для меня школа была настоящий ад.

Дмитрий11 декабря 2010, 17:35
Почему в Государственной Думе нет Православной партии ?
Ермолаев Юрий 8 декабря 2010, 20:53
Нынешняя светская школа может давать только определенный набор знаний.Правителями(западниками)общество развращается.Мы вряд ли увидим улучшения жизни народа в нравственном и материальном плане.Слишком глубоко засела западная мораль в умы молодежи.Каждый на своем маленьком месте, с моей точки зрения, должен 1.молиться за Россию и всех Православных Христиан(не ленясь,а душевно);2.воспитывать ребятишек своих по возможности согласно Христианских заповедей,просвещать своих чад не ленясь.Это трудно,ибо лукавый кругом все опутал,но надо,и постепенно.3.Общаться как можно больше с Православными Христианами,ибо какие бы мы разные не были-мы найдем понимание и прощение друг друга,всегда друг друга поддержим,дети наши увидят образцы нормального "беспонтового"человеческого общения.Храни всех,Господи!
Ермолаев Юрий 8 декабря 2010, 20:51
Больных вопросов в нашей сегодняшней стране очень много.Образование не исключение.Развалив советскую систему,а это действительно была система,на сегодняшний момент не создано Российской.Человек труда(рабочий или инженер,военный или крестьянин)не в почете.Над ними просто глумяться нынешние "Прохоровы".И школы будут сокращать,и в ПТУ всех по зову господина Медведева погонят....В международном разделении труда Россия-сырьевой придаток.Для обслуживания "трубы и скважин",а также дорог(геополитическое положение России такое,нужно 40-50 миллионов человев(вместе с полицаями,как средством по подавлению местного населения.Армии давно уже нет.Это я вам говорю как бывший воееный.А кто в запасе....и тех по мобилизации не найдут,ибо в военкоматах одни женщины остались по "учету" запасников.Да и никто нападать на такое государство при нынешнем режиме не собирается.Все отдается за просто так оптом и в розницу.Народ....а что народ....Понятие растяжимое,и все мы разные.И так дремучи по своей лени,так с таким "образованием"вообще сплошная тайга в головах будет.Храни всех,Господи!
Кирилл 8 декабря 2010, 11:37
Всё болтовня! Кто готов действовать? И как выжить на оккупированной территории? Кто объяснит?
Юрий 7 декабря 2010, 14:17
Статья правильная, но правильно и мнение, что все это сотрясение воздуха! Наши олигархи и правители делают свое дело целенаправленно и уверенно. А православные высказывают свое мнение только на форумах и в беседах на кухнях, все как и раньше! Только форумы теперь добавились!Где четкая позиция нашего Патриарха по ювенальной юстиции, по образованию, по телевидению.... Что делать православным? Как им высказать свое мнение, чтобы олигархи и правители услышали? Надежда только на Бога! Спаси нас Господи!
Евгения 7 декабря 2010, 13:29
То есть стране действительно нужны низкоквалифицированные кадры до такой степени? А потом, как обычно, спохватятся, что перестарались, и вся страна, почему-то отупела... И начнут возрождать, построят школы на каждом свободном метре и будут драть с детей по три шкуры.
Это русский стиль, ничего не поделаешь.

Просто интересно, почему "руководство" нашей страны (кавычки не случайны) всё время нам вредит? Это потому что мы позволяем, или они у нас такие глупые, или просто злобные?
Или народ получает таких руководителей, которых заслужил?
иван 6 декабря 2010, 17:20
Елена, каша у Вас в голове. Нравственность не от образования , а от воспитания. И кто в том виноват,что качество образования низкое. Неужели население? В любой мало мальски разумном обществе ставят цель. И цель высокую. И всеми силами стараются ее реализовать. При этом меньше всего думают о наличии денег на это. Просто понимание того, что без достижения этой цели нет страны, движет людьми. Для пониманя высоких целей нужна высокая нравтвенность. Наша страна по воле ее правителей оказалась в историческом тупике. Это такое состояние, когда любое решение, принимаемое правителями приносит вред. Возьмите любую отрасль, любой вид деятельности, которым занимаются наши правители. Проанализируйте внимательно и Вам станет ясна вся трагедия нашего народа. Он предан, оклеветан, сброшен в пропасть безпросветности и горя. А эти "куршевельские мальчики" -это форменные подлецы, что наиболее выпукло характеризует и наших министров, если они выполняют их указания,(а они их выполняют) и их покровителей. Так называемая "элита" она отделилась от страны, это уже не ее Родина, а только страна, отданная им на разграбление. Запасные "аэродромы" у них готовы. Выживали ли преданные народы когда либо. Да. Наша история этому может поучить.НО... есть огромные НО... Одна надежда на Божий промысел, надежда на то, что Господь не оставит нас, помилует и спасет нашу страну по молитвам святых его только ему ведомыми путями. Других надежд нет.
походин владимир 6 декабря 2010, 16:45
Фурсенко и многие министры злейшие враги Православия.
Светлана 6 декабря 2010, 12:52
Согласна с Владимиром по поводу определения цели, в нашей стране сейчас нет единой цели, народной идеи, куда идти и за что сражаться, а слепые вожди ведут слепых сограждан прямиком в яму! Отсюда все беды, разброд и шатание в умах и полное равнодушие...
Светлана 6 декабря 2010, 12:52
Согласна с Владимиром по поводу определения цели, в нашей стране сейчас нет единой цели, народной идеи, куда идти и за что сражаться, а слепые вожди ведут слепых сограждан прямиком в яму! Отсюда все беды, разброд и шатание в умах и полное равнодушие...
Анна 6 декабря 2010, 05:30
термин "образование" - как и многие слова контейнеры каждый наполняет тем смыслом, который ему нравится или больше соответствует его миро- и умозрению. среди православной литературы тоже иногда попадаются опусы, призывающие запретить учить девочек иностранным языкам, а то и вовсе чему-либо еще кроме Закона Божьего. так что в этом смысле разница лишь в целях того, кто говорит подобное. относительно высшего образования - к сожалению, можно констатировать, что дипломы действительно "дарят", планка требований для студентов снижена до предела, а мораторий на отчисления работает на всю мощность. и что греха таить - не хотят люди с высшим образованием мешать бетон и класть кирпичи. но что интересно - вместо того чтобы повышать уровень требований к студентам, вместо того, чтобы принимать в вузы только действительно достойных, способных учиться абитуриентов (а не всех подряд за деньги!) - минобр теперь просто стремится сделать для детей высшее образование недоступным по причине полной безграмотности...
с другой стороны... если вам не лень, почитайте жизнеописание многих наших великих русских ученых. не отсутствие денег, приличного школьного образования, и вообще никакие жизненные препоны не помешали им стать тем кем они стали. так что дело-то как всегда упирается в нашу личную ответственность... перед Богом. детьми, самими собой...
Владимир 2 5 декабря 2010, 23:29
Спасибо за публикацию правдивой статьи. Хотелось бы надеяться, что этим забота РПЦ МП об образовании россиян не ограничится, даже если школьное образование не будет включать в качестве обязательного предмета ОПК.
Вера 5 декабря 2010, 16:00
Спасибо автору за статью.Все правильно . И нужно об этом говорить и быть начеку.Мне повезло , у моей дочери замечательный Учитель и замечательный Врач в поликлинике ( это о вопросе разрушения медицины) , но они точно исключение , а не правило.
А если кому то не повезло? Нужно быть начеку и прилагать усилия нам самим.Помочь своим детям стать образованными.
Владимир 4 декабря 2010, 16:02
Если уж говорить о системе образования, то первым делом надо определиться с тем образом, который эта система призвана формировать у учащихся. А если цель не определена, то никакой ветер не будет попутным (усилия автора статьи в том числе).
Вячеслав 3 декабря 2010, 22:00
Хотят дети учиться или нет, но повысив кол-во учеников в классе в двое, дети будут учиться ещё хуже - это факт. Напрвлено сие действие г-на Прохорова и его коллег явно только лишь на пользу себе.
Ольга 3 декабря 2010, 17:20
Учитель... Такое прекрасное слово. Уже разрушили систему образования, медицины и т.д. Наши дети становятся заложниками. Ну с Фурсенко все понятно и с остальными тоже, понятно их дети и внуки не учатся в таких школах, не лечатся в поликлиниках, где уже боишься "врачующих". Когда "там" только о себе - этот произвол будет только разрастаться, что делать. Они забыли , а может и неподзревают, что есть такое слово "совесть". Дяди,Вам там "наверху" не стыдно? А с Вас ведь спросится и очень строго.
Татьяна 3 декабря 2010, 15:22
Нашему руководству действительно не нужен сильный образованный, здоровый народ. Поэтому выливается столько грязи на систему образования и здравоохранения. И под видом "реформ к лучшему" нам пытаются втюхнуть такую систему, при которой государство получит необразованное население, которое не сможет иметь своего, отличного от руководства, мнение. А также население, которое будет гибнуть от нищеты, болезней и унижения. А верхушка будет пировать и упиваться властью, не страшась потерять "место под солнцем".
Мария 3 декабря 2010, 15:14
Безграмотность насаждается везде и всюду, уже даже кофе стал среднего рода, образование разрушается всеми силами, впрочем, как и армия. Аборт - норма, курение - норма, мат - обычный язык, блуд - гражданский брак, а мы все рассуждаем о том, сколько г-н Олигарх должен платить за черную работу, которую надо научиться хорошо делать. Спит Россия... А проснется ли?
Елена 3 декабря 2010, 11:32
Сотрясение воздуха. Что Вы можете изменить, г-н Кагарлицкий? А главное, дети учиться не хотят, ни в классах по 20 чел., ни в классах по 40. Им в массе (и их родителям) нужно немедленное преуспевание в"бизнесе" (всё равно, каком). При том количестве вузов, какое у нас имеется, высшее образование уже давно (в массе случаев) перстало быть высшим ("мы им такие дипломы дарим!" - слова нашего декана). Читать, писать и считать нужно учить всех, нравственное образование необходимо крайне, но прочие знания, впихиваемые насильно, ничего хорошего в сбе не несут ни для какой личности. Г-н Олигарх может (и будет вынужден, в конце концов) много платить за "чёрную" работу и все будут удовлетворены. Только их надо научить всякую работу делать хорошо, всякое дело в жизни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×